Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
ГБПОУ СО «Алапаевский профессионально-педагогический колледж»
Агрессивность в подростковом возрасте: гендерный аспект
Курсовая работа
Исполнитель: Томилова Анастасия
студентка группы 208ПО (ТПОП)
Руководитель:
Кучерова М.В.,
преподаватель высшей категории
Оценка: ___________________
Алапаевск
2016
Содержание
Введение…………………………………………………………………3
Глава
1. Теоретический анализ гендерного аспекта проявления агрессивности в
подрастковом возрасте ……………………………7
1.1 Характерные особенности подрасткового возраста……………….7
1.2 Агрессивность как свойство личности…………………………….10
1.3 Гендерный аспект проявления агрессивности в подрастковом возрасте………………………………………………………………….13
Глава
2. Диагностика проявления агрессивности в подрастковом возрасте в условиях
ГБПОУ СО АППК………………………….......
2.1 Методы и методика исследования проявления агрессивности……………………………………………………………..
2.2 Анализ полученных результатов исследования……………………
2.3 Рекомендации по коррекции агрессивного поведения подростков в условиях
ГБПОУ СО АППК…………………………………………….
Заключение……………………………………………………………...
Список литературы……………………………………………………
Приложения…………………………………………………………….
Введение
Актуальность проблемы исследования: Под агрессивностью понимают свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Не менее актуальна проблема детской агрессивности. Этому существует множество объяснений. Проблема детской агрессивности как свойства личности, агрессивного поведения приобретает наибольшую актуальность в современном обществе. И связано это в том числе с изменениями социально-экономической обстановки, отражающейся на внутрисемейной ситуации. Известно, что дети, чьи родители часто применяют наказания, обычно используют сходные агрессивные формы поведения в отношениях с другими.
Целью данного исследования : явилось изучить возрастные и гендерные особенности проявления агрессии в подростковом возрасте
Объект исследования: агрессия у детей подросткового возраста.
Предметом исследования: является проявление агрессии в подростковом возрасте у мальчиков и девочек.
Предположим, что на протяжении подросткового возраста агрессивность выступает как относительно устойчивое личностное образование, а также мы допускаем, что уровень агрессии у мальчиков-подростков выше, чем у девочек.
Цель, объект, предмет исследования определила следующие задачи:
1. изучить природу агрессии и проанализировать подходы к ее изучению;
2. определить структуру агрессии;
3. рассмотреть психологические проблемы подросткового возраста как пубертантного периода развития;
4. выявить причины проявления детской агрессивности;
5. проанализировать факторы становления агрессивного поведения у детей подросткового возраста;
6. провести эмпирическое исследование агрессивного поведения детей подросткового возраста;
7. разработать программу исследования и апробировать методики с целью выявления агрессивного поведения у детей;
8. дать рекомендации по коррекции и преодолению агрессивного состояния у подростков.
Методы исследования:
1. обработка и анализ научных источников;
2. анализ научной литературы, учебников и пособий по психологии, педагогике, психодиагностики;
3. проведение экспериментального исследования с помощью тестов диагностики состояния агрессивности с помощью теста Басса-Дарки; методики диагностики межличностных отношений Т.Лири; патохарактерологического диагностического опросника Личко; методики определений акцентуации характера К.Леонгарда.
4. интерпретация и анализ результатов;
5. рекомендации по преодолению и профилактики агрессивности у подростков с помощью программы для развития коммуникативных навыков, имеющих проблемы в общении, как со взрослыми, так и со сверстниками.
Методологической основой и научно-теоретической базой исследования послужили теоретические разработки в области психологии, педагогики, психодиагностики, а также труды отечественных и зарубежных исследователей в данной области.
Научная новизна: в работе обобщены зарубежные и отечественные теории и концепции агрессии. Рассмотрены механизмы становления и развития агрессивных проявлений у подростков, рассмотрены факторы, способствующие росту агрессивности у подростков. На основании экспериментального исследования выявлены условия эффективности коррекции агрессивного поведения детей подросткового возраста, раскрыто содержание и основные направления этой работы.
Практическая значимость: исследования определяется возможностью использовать основные результаты работы в учебном процессе, при подготовке специализированных лекционных курсов по психологии и педагогике, а также в профессиональной подготовке специалистов по психологии.
Практически-прикладной аспект реализуется в ознакомлении студентов со спецификой агрессивного поведения у подростков (гендерный аспект), современными методиками диагностики агрессивного поведения и т.п. Результаты исследования могут использоваться практическими психологами, работающими в школьных учреждениях, социально-психологических центрах, а также другими специалистами, занимающимися психолого-педагогическими проблемами агрессивного поведения детей.
База исследования: Экспериментальное исследование проводилось на базе АППК г. Алапаевск. В исследовании приняли участие 17 респондентов – 3 мальчиков подросткового возраста и 14 девочек-подростков.
Глава 1. Теоретический анализ гендерного аспекта проявления агрессивности в подрастковом возрасте.
1.1 Характерные особенности подрасткового возраста
Подростковый возраст — самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, который влечет изменения:
✓ всех сторон развития подростка (анатомо-физиологическое строение; интеллектуальное, нравственное развитие);
✓ условий жизни и деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками;
✓ общественного статуса, позиции, положения в коллективе. Подростку начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых.
2. Анатомо-физиологические особенности подростка характеризуются неравномерностью его физического развития, совершенствованием мускульного аппарата, процессом окостенения скелета. Для подростка характерно несоответствие в развитии сердечнососудистой системы: сердце увеличивается в объеме, в результате чего начинает работать более мощно, а диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии, что приводит к некоторым временным расстройствам кровообращения, и т. д. У подростков ярко выражена неустойчивость нервной системы, которая не всегда способна выдержать сильные или длительные раздражители, что вызывает состояние крайнего возбуждения или торможения; ведет к вспыльчивости, апатии и т. п.
Активное половое созревание подростка происходит при заметном отставании в социальном становлении, что влечет за собой социально-психологические проблемы полового воспитания.
3. В подростковом возрасте у ребенка появляется потребность в познании самого себя. Ответ на вопрос: "Кто я?", — часто мучает подростка. Он проявляет интерес к самому себе, у него формируются собственные взгляды и суждения; появляются собственные оценки тех или иных событий и фактов; он пытается оценить свои возможности и поступки, сопоставляя себя со сверстниками и их действиями.
4. Временное психологическое отдаление от семьи и школы проявляется в том, что их значение в становлении личности подростка снижается, при этом влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдает той среде или группе, в которой он чувствует себя комфортно.
5. Проблемы со взрослыми, в частности с родителями, у подростков зарождаются на почве повышенной конфликтности, критичного отношения к мнению взрослых.
Характер отношений подростка различный:
✓ со старшими — из позиции подчинения он пытается перейти в позицию равенства;
✓ со сверстниками — потребность в общении с целью самоутверждения.
Подросток в этом возрасте.
✓ испытывает повышенный интерес к вопросам интимной жизни человека;
✓ стремится к независимости и самостоятельности, протестует против желания взрослых "учить" его;
✓ выбирает для себя кумира, которому он пытается подражать: его внешнему облику, манере поведения. Внешность для подростка имеет очень большое значение.
6. Изменения в эмоционально-волевой сфере в подростковом возрасте обуславливают следующие проявления:
✓ стремление познать окружающую действительность;
✓ стремление к общению со сверстниками;
✓ потребность в дружбе на основе общих интересов и увлечений;
✓ процесс формирования умения самообладания, самоуправления своими мыслями и поступками;
✓ развитие настойчивости, упорства, выдержки, терпения, выносливости и других волевых качеств;
✓ изменение интересов, которые могут быть неустойчивы; любознательность, стремление к творческой деятельности.
7. Подросток — личность, находящаяся на особой стадии формирования ее важнейших черт и качеств, — стадии, пограничной между детством и взрослостью. На этой стадии личность уже в состоянии сознательно вступать в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил, но еще не достигла развития взрослого человека.
1.2 Агрессивность как свойство личности
В своем знаменитом обзоре литературы по гендерным различиям Маккоби и Джеклин сделали вывод, что агрессия — это единственное социальное поведение, для которого существуют доказательства, говорящие о совершенно явных половых отличиях. Внутри подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек, существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения. Так установлено Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М. 1996., что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет.
Сравнение степени выраженности различных компонентов агрессивного поведения у мальчиков и девочек показало, что у мальчиков наиболее выражена склонность к прямой физической и прямой вербальной агрессии, а у девочек - к прямой вербальной и к косвенной вербальной. Таким образом, для мальчиков наиболее характерно не столько предпочтение агрессии по критерию "вербальная - физическая", сколько выражение ее в прямой, открытой форме и непосредственно с конфликтующим. Для девочек же характерно предпочтение именно вербальной агрессии в любых ее формах – прямой или косвенной.
Например, Лагерспец, исследуя финских детей 11-12 лет, учащихся в школе, обнаружил, что девочки предпочитали использовать косвенные формы агрессии (распускали слухи, заводили нового друга «в отместку» старому), в то время как мальчики чаще открыто выражали агрессию (толкались, кричали, дрались). Бьйорквист и его коллеги предположили, что женщинам, из-за того что они более слабы физически, нет смысла применять физическую агрессию, и поэтому они прибегают к вербальной или косвенной агрессии. Игли и Штеффен применили теорию социальных ролей для рассмотрения гендерных различий в агрессии.
Они писали, что эти различия могут частично объясняться гендерными ролями, которые поощряют проявление мужчинами агрессии в некоторых формах, в то время как агрессивность у женщин не приветствуется (агрессивность, например, несовместима с некоторыми важнейшими составляющими женской роли — женщина должна быть нежной и избегать физической опасности). По данным, полученным в исследованиях Кемпбелл и Мансер и Кемпбелл и др. можно заключить, что мужчин нередко принуждают к агрессии окружающие. Кто-либо ставит под сомнение их самоуважение или общественное положение, а мужчины представляют, что в глазах других их пассивность будет оценена негативно. Женщины, наоборот, испытывают смущение, если им пришлось проявить агрессию на людях. Игли и Штеффен также отметили, что мужчины предпочитают роли, в которых требуется проявление агрессии (например, в военной или спортивной областях), приобретая, таким образом, навыки и опыт агрессивных действий. Для большинства женских ролей, наоборот, агрессивность совершено неуместна (например, мать, секретарша, учительница, нянька) и скорее рождает чувство вины и тревоги из-за своей несовместимости с направленностью женской роли на нежность и заботу о других.
1.3 Гендерный аспект проявления агрессивности в подрастковом возрасте
Взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, содержания морально–этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения. В повседневной жизни, в семье и школе часто можно слышать такие разговоры: был послушным мальчиком, а теперь стал своенравным, даже грубым; был спокойным – стал неуравновешенным; был робким, излишне застенчивым – стал самостоятельным и решительным и т.д.
Итак, рассмотрим более подробно некоторые основные характеристики подросткового возраста для того, чтобы понять причины и механизм возникновения агрессии в этом возрастном периоде.
Первая общая закономерность и острая проблема подросткового возраста – это перестройка отношений с родителями, переход от детской зависимости к отношениям, основанным на взаимном уважении и равенстве. Подростковый возраст называют переходным. Психологическое состояние подросткового возраста связано с двумя «переломными» моментами этого возраста: психофизиологическим – половым созреванием, и всё, что с ним связано, и социальным – конец детства, вступление в мир взрослых.
Первый из этих моментов связан с внутренними гормональными и физиологическими изменениями, влекущие за собой телесные изменения, неосознанное половое влечение, а также эмоционально–чувствительные изменения.
Второй момент – окончание детства и переход в мир взрослых связан с развитием в сознание подростка критического рефлектирующего мышления в рассудочной форме. Это и есть определяющее состояние подростка в психике. Оно и создает основное ведущее противоречие в жизни подростка. Рассудочная, т.е. формальная жесткая логика владеет умом подростка. Именно так: не он владеет этой логикой, но она возникает в его сознании как некая принудительная сила. Она требует на любой вопрос однозначного ответа и оценки: истина или ложь, да или нет. И это создает в сознании подростка определенную тенденцию к максимализму, заставляет его жертвовать дружбой, становится в антагонистические отношения с близкими людьми, поскольку многообразие и противоречивость реальности человеческих отношений не укладывается в рамки рассудочной логики, а он готов отвергнуть всё, что не соответствует этой логике, так как именно она господствующая сила в его сознании, критерий его суждений и оценок.
Но, будучи по типу логики мышления равным взрослому, по жизненному опыту и содержанию сознания подросток остается еще ребенком. Протестуя против лжи, лицемерия и господства над ним мира взрослых, он в то же время нуждается в душевной теплоте, ласке понимании, одобрении и прощении взрослых. Отвергая авторитеты, подросток нуждается в авторитете, в таком взрослом, которому он мог бы полностью доверять. Появляется тенденция к обособлению и от мира детства и от мира взрослых, к созданию своего собственного мира сверстников, внутренне одинаковых друг другу.
Вторая особенность и ценнейшее психологическое приобретение подростка – открытие своего внутреннего мира, в этот период возникают проблемы самосознания и самоопределения. В тесной связи с поисками смысла жизни находится и стремление узнать самого себя, свои способности, возможности, поиск себя в отношениях с окружающими. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Для подростка внешний, физический мир – только одна из возможностей субъективного опыта, сосредоточением которого является он сам. Обретая способность погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями, подросток открывает целый мир новых чувств, он начинает воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких–то внешних событий, а как состояние своего собственного «я». Даже объективная, безличная информация нередко стимулирует подростка к интроспекции, размышлению о себе и своих проблемах. «Открытие своего внутреннего мира – очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний. Вместе с сознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Подростковое «я» еще неопределенно, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем–то заполнить. Отсюда – растет потребность в общении и одновременно повышается избирательность общения, потребность в уединении.
Особенностью подросткового возраста является кризис идентичности (термин Э. Эриксона), тесно связанный с кризисом смысла жизни. Становление идентичности может происходить на фоне социально–благополучного окружения подростка при высоком уровне взаимопонимания с близкими взрослыми, сверстниками, при достаточно высокой самооценке. Выбор образцов поведения в этом случае осуществляется в реальном круге общения. При неблагоприятной ситуации, чем нереальнее эти образцы, тем сложнее переживается подростком кризис идентичности, тем больше у него проблем с окружающими».
Еще одна из причин подросткового кризиса и конфликтов с окружающими в этом возрасте – переоценка своих возросших возможностей, которая определяется стремлением к известной независимости и самостоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость. Повышенная критичность по отношению к взрослым, острая реакция на попытки окружающих умалить их достоинство, принизить их взрослость, недооценить их правовые возможности, являются причинами частых конфликтов в подростковом возрасте.
Итак, кризис подросткового возраста – явление, свидетельствующее о развитии личности, но при наличии некоторых неблагоприятных факторов и условий это кризисное состояние, которое приводит к агрессивному поведению.
Психические нарушения имеют определенные этапы развития, проходя через которые они достигают наибольшей степени выраженности. Любые психопатологические феномены, синдромы включают начальные проявления, развернутую стадию, этап завершения, период остаточных симптомов. Во время подросткового кризиса скорость этого болезненного цикла увеличивается, в результате чего какой–то из этапов может быть либо очень коротким, либо не обнаруживаться вообще.
Поэтому очень часто агрессивное поведение подростка является для его близких, знакомых, сверстников и очевидцев совершенно неожиданным, ничем не объяснимым.
В теориях возникновения агрессии у подростков можно выделить следующие основные тенденции.
Речь идет либо о преимущественно биологическом механизме, в котором подчеркивается роль нейрофизиологических медиаторов и функционального состояния глубинных структур мозга, либо на первый план выдвигается динамическая теория агрессивного поведения, предполагающая, что основным механизмом агрессии является патологическое личностное развитие, особенно в период жизненных кризисов.
Многие агрессивные поступки подростков, попадающие в поле зрения правоохранительных и следственных органов и требующие, в силу своей непонятности и причинной необоснованности, психиатрического анализа, являются следствием личностного кризиса. Часто признаки разлада личности проявляются в виде болезненного отношения к восприятию собственного Я окружающими людьми, одиночества и оторванности от мира, несоответствия своего Я неким, зачастую ложным, идеалам, ощущения утраты целостности внутреннего мира сопутствуют жестокой агрессии.
Внутри подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек, существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения. Так установлено, что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14–15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет.
Существует масса факторов влияющих на подростковую агрессивность. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, учебным заведением, а также массовой информации.
Многочисленные исследования показали, что для семей, из которых выходят агрессивные дети, характерны особые взаимоотношения между членами семьи. Подобные тенденции психологами описаны как «цикл насилия», дети склонны воспроизводить те виды взаимоотношений, которые «практикуют» их родители по отношению друг к другу. Подростки, выбирая методы выяснения отношений с братьями и сестрами, копируют тактику разрешения конфликтов у родителей. Когда дети вырастают и вступают в брак, они используют отрепетированные способы разрешения конфликтов и, замыкая цикл, передают их своим детям, посредством создания характерного стиля дисциплины. Похожие тенденции наблюдаются и внутри самой личности (принцип спирали). Достоверно установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье не только повышает агрессивность его поведения в отношении со сверстниками, но и способствует развитию склонности к насилию в более зрелом возрасте, превращая физическую агрессию в жизненный стиль личности.
На становление агрессивного поведения влияют степень сплоченности семьи, близости между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства. Дети, у которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны, сравнительно более склонны к агрессивному поведению. Подростки получают сведения об агрессии также из общения со сверстниками. Они учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей (например, одноклассников). Однако те, кто очень агрессивен, скорее всего, окажутся отверженными большинством в классе. С другой стороны, эти агрессивные дети могут найти друзей среди других агрессивных сверстников.
Один из самых спорных источников обучения агрессии – средства массовой информации. После многолетних исследований с использованием самых разнообразных методов и приемов психологи и педагоги все еще не выяснили степень влияния СМИ на агрессивное поведение.
Таким образом, все вышеперечисленные факторы должны учитываться родителями, педагогами, психологами и обществом в целом при взаимодействии с подростками, потому что агрессию легче предотвратить, чем потом корректировать агрессивное поведение.
Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:
Все существующие ныне теории агрессии, при всем их многообразии, можно подразделить на четыре основные категории, рассматривающие агрессию как: 1) врожденное побуждение или задаток (теории влечения); 2) потребность, активируемая внешними стимулами (фрустрационные теории); 3) познавательные и эмоциональные процессы; 4) актуальное проявление социального.
Первая категория теорий, несмотря на многообразие подходов, исходит из того (и это объединяет эти теории и составляет их центральное звено), что агрессивность рассматривается ее сторонниками как врожденная инстинктивная форма поведения. Иными словами, агрессия проявляется потому, что она генетически запрограммирована. Следовательно, какие–либо, даже самые положительные, изменения в социальной среде не способны предотвратить ее проявление. Максимум, возможно, ослабить ее. И в этом, несомненно, есть доля истины.
Вторая категория теорий (агрессия как потребность, активируемая внешними стимулами, агрессия как побуждение) как раз наоборот, считает возможным не только ослабление, но полное искоренение агрессии, поскольку саму агрессию относит к проявлениям влияния и воздействия внешней среды и условий (фрустрации, возбуждающих и аверсивных событий).
Третья группа теорий, в отличие от предыдущих, учитывает такие аспекты человеческого опыта, как когнитивная и эмоциональная деятельность. Именно этим она отличается от них. Сторонники этих теорий утверждают возможность управления агрессией, контроля над поведением «простым» научением людей реально представлять себе потенциальные опасности, адекватно оценивать угрожающие ситуации.
Наконец, согласно четвертой группе теорий (теории социального научения), агрессия представляет собой приобретенную в процессе научения модель социального поведения. Агрессивные реакции усваиваются и поддерживаются путем непосредственного участия в ситуациях проявления агрессии, а также путем пассивного наблюдения агрессивных проявлений.
В данной работе агрессивность понимается как готовность к агрессивным действиям по отношению к другим, которую обеспечивает (подготавливает) готовность личности определенным образом воспринимать и интерпретировать поведение другого.
Агрессивность женщин и мужчин имеет разный характер, разные формы и интенсивность проявления, т. е. имеет гендерные различия.
Подростковый возраст представляет собой группу повышенного риска.
Во–первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я–концепции.
Во–вторых, пограничность и неопределенность социального положения юношества.
В–третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании взрослым, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились или не окрепли.
В агрессивном поведении подростков ярко проявляются гендерные различия, которые обуславливаются половозрастными и социально–культурными особенностями: разностью социальных ролей, спецификой требований к поведению мальчиков и девочек в различных ситуациях, а также существующими в обществе стереотипами мужественности и женственности.
Наиболее явные различия обнаруживаются в реально практикующихся формах агрессивного реагирования.
Глава 2. Диагностика проявления агрессивности в подрастковом возрасте в условиях ГБПОУ СО АППК
2.1 Методы и методика исследования проявления агрессивности
2.2 Анализ полученных результатов исследования
2.3 Рекомендации по коррекции агрессивного поведения подростков в условиях ГБПОУ СО АППК
Агрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели. Агрессивность — это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Агрессия — это реакция на «неудовлетворение базисных психологических потребностей в любви, уважении, принятии и нужности другому человеку».
Выделяют множество факторов+влияющих на ее появление:
а) стиль воспитания в семье (гипер- и гипоопека);
б) повсеместная демонстрация сцен насилия;
в) нестабильная социально-экономическая обстановка;
г) индивидуальные особенности человека (сниженная произвольность, низкий уровень активно- го торможения и т. д.);
д)социально-культурный статус семьи и т. п.
Особенности агрессивных детей:
· Воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним.
· Сверхчувствительны к негативному отношению к себе.
· Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих.
· Не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение.
· Всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении.
· В случае намеренной агрессии (нападение, порча имущества и т.п.) отсутствует чувство вины, либо вина проявлена очень слабо.
· Склонны не брать на себя ответственность за свои поступки.
· Имеют ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию.
· В отношениях проявляют низкий уровень эмпатии.
· Слабо развит контроль над своими эмоциями.
· Слабо осознают свои эмоции, кроме гнева.
· Боятся непредсказуемости в поведении родителей.
· Имеют неврологические недостатки: неустойчивое, рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание.
· Не умеют прогнозировать последствия своих действий (эмоционально застревают на проблемной ситуации).
· Положительно относятся к агрессии, так как через агрессию получают чувство собственной значимости и силы.
· Чувствуют себя отверженными.
· Имеют высокий уровень личностной тревожности.
· Имеют неадекватную самооценку, чаще низкую.
Причины агрессивности детей:
Можно с большой уверенностью предполагать, что решающее значение в становлении агрессивного поведения ребенка играет семейная среда и воспитание. Характер эмоциональных отношений, одобряемые формы поведения, широта границ дозволенного, типичные реакции на те или иные поступки и действия — вот те параметры, которые психолог должен выяснить в процессе работы с агрессивным ребенком. Если его родители ведут себя агрессивно (вербально, физически), применяют физические наказания или не препятствуют проявлениям агрессии у ребенка, то наверняка у него эти проявления будут повсеместными и станут постоянной чертой ребенка характера. Одной из причин появления агрессивных реакций может быть внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству. И если сверстники по той или иной причине не признают ребенка, а еще хуже — отвергают его, то агрессивность, простимулированная обидой, ущемленным самолюбием, будет направляться на обидчика, на того или тех, кого ребенок считает причиной своего бедственного положения. Усугубляться такая ситуация может приклеиванием ярлыка «плохой, драчун, грубиян» и т. п. со стороны взрослого. Еще одной причиной появления агрессивности у дошкольника может быть ощущение тревоги и страха нападения. Стимулируется она тем, что ребенок, скорее всего, неоднократно подвергался физическим наказаниям, унижениям, оскорблениям. В этом случае, в первую очередь, необходимо поговорить с родителями, объяснить им возможные причины и следствия такого поведения. Иногда агрессивность является способом привлечения внимания окружающих, причина ее —неудовлетворенная потребность в общении и любви. Агрессивность может выступать и формой протеста против ограничения каких-нибудь естественных желаний и потребностей ребенка, например потребности в движении, в активной деятельности.
Шпаргалка для взрослых или правила работы с агрессивными детьми:
· Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка;
· Демонстрировать модель неагрессивного поведения;
· Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки;
· Наказания не должны унижать ребенка;
· Обучать приемлемым способам выражения гнева;
· Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события;
· Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей;
· Развивать способность к эмпатии;
· Расширять поведенческий репертуар ребенка;
· Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях;
· Учить брать ответственность на себя;
Заключение
Подростковый возраст – это время развития самосознания человека, и, соответственно, период построения им самоотношения к своей гендерной идентификации. Принятие на себя определенной гендерной роли «включает» процесс саморегуляции (в том числе, формирование мотивации и психологических черт) и мониторинг своего поведения и поведения других в соответствии с матрицей тендерной роли. Каждая гендерная роль сопровождается определенным набором качеств, которые являются отражением существующих стереотипов мужественности и женственности. Мужчина должен быть сильным, независимым, активным, агрессивным, самодостаточным, ориентированным на индивидуальные достижения и т.п. Женщина – нежной, тактичной, терпеливой, слабой, зависимой, эмоциональной, ориентированной на семью и т.п. На сегодняшний день в жизни все чаще встречаются примеры возрастания агрессивности как у мальчиков, так и у девочек подростков, и обществу становится все сложнее и сложнее бороться с этой проблемой.
Новые возможности для исследования и коррекции агрессивности открывает гендерный подход, предполагающий такой способ познания действительности, в котором отсутствует «бесполый взгляд» на данное психическое явление. Учет гендерного фактора при анализе человеческой агрессивности представляется важнейшим принципом для совершенствования профилактической и коррекционной работы с агрессивными подростками. Исходя из этого, поставлена цель данного исследования: выявить гендерные различия проявления агрессивности у детей подросткового возраста
Исследование проводилось в несколько этапов:
– организационный этап эксперимента – выбор диагностических методик, формирование выборки испытуемых;
– исследовательский этап – исследование гендерных особенностей агрессивности у подростков;
– аналитический этап эксперимента – анализ, сравнение данных, полученных при помощи методов математического анализа, подбор психолого–педагогических рекомендаций, направленных на профилактику агрессивности подростков.
В нем приняло участие 17 подростков: мальчиков, девочек, учащихся 9 классов.
Была выдвинута следующая: агрессивность подростков имеет гендерные различия.
Для диагностики была использована методика состояния агрессивности Баса-Дарки.
Анализ полученных данных проводился с помощью методов математического анализа.
Сравнение полученных данных показало:
– наиболее выраженной оказалась такая форма проявления агрессии как негативизм (мальчики – 44 %, девочки – 42 %).
– уровень физической агрессии у девушек(24 %) в среднем ниже, чем у юношей(42 %).
Подсчет статистической значимости различий показал, что на 5–процентном уровне значимости имеют место различия по признакам физической агрессии и раздражению, т.е. физическая агрессия и раздражение больше развиты у мальчиков. Различия по таким признакам, как подозрительность, значимо менее чем на 10–процентном уровне значимости (12 %), что позволяет говорить о тенденции к преобладанию подозрительности у девочек.
Сопоставление показателей выраженности таких типов реакций, как косвенная агрессия, негативизм, обида и чувство вины, не показало статистически достоверных различий в группах мальчиков и девочек. Следует отметить, что в обеих группах получены высокие показатели по негативизму и вербальной агрессии, а также по чувству вины. Такие формы протестного поведения очень типичны для подростков
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что гипотеза подтвердилась – агрессивность подростков имеет гендерные различия.
На основании проведенного исследования сформулированы следубщие рекомендации по коррекции подростковой агрессивности:
– Работа педагога–психолога с подростками является одной из основных форм коррекции протестного поведения, поскольку позволяет выявить причины агрессивности, установить контакт, вызвать чувство доверия и применять элементы рациональной терапии, обучить способам психологически грамотного выражения агрессивных чувств.
– Групповая работа с агрессивными подростками должна быть ориентирована на восстановление психической целостности личности посредством нормализации ее межличностных отношений в группе, в семье, в общении с педагогами.
– Выявление подростков с агрессивными формами поведения и определение основных причин такого поведения должны обсуждаться совместно психологом, мастером и классным руководителем, чтобы выработать адекватные воспитательные стратегии и продумать способы перевода агрессии в социально приемлемую активность: спортивные и другие соревнования, молодежные отряды гуманитарного назначения (поисковые, восстановление храмов и архитектурных памятников, охрана природы и т.д.).
– Особое место должна занимать работа психолога с родителями учащихся: разъяснение роли семейных взаимоотношений и методов воспитания в возникновении агрессивных реакций и протестного поведения, в частности, влияния на этот тип поведения физических наказаний, подавления самостоятельности подростков и преобладания авторитарных методов воспитания.
– Необходимо социально–психологическое просвещение родителей в целях повышения их психолого–педагогической компетентности и разъяснения важности психологической помощи в разрешении конфликтов с подростками.
Список литературы
1. Воронина, О.А. Социокультурные детерминанты развития гендерной теории в России и на Западе [Текст]: учебное пособие / О.А.Воронина. - М.: Педагогика, 2005. – 241 с. – ISBN 5–476–15809–0.
2. Джонсон, Р. Глубинные аспекты женской психологии [Текст] : учебное пособие / Р. Джонсон. - СПб.: прайм–ЕВРОЗНАК, 2005. – 280 с. – ISBN 5–474–15806–0.
3. Заваржин, С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте [Текст] : учебное пособие / С.А. Заваржин. - Харьков, 2004. – 204 с. – 213 с. – ISBN 5–407–15682–0.
4. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины [Текст] : учебное пособие / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2003. – 544 с. – ISBN 5–425–15019–0.
5. Каган, В.Е. Воспитателю о сексологии [Текст] : учебное пособие / В.Е. Каган. – М.: Просвещение, 2005. – 238 с. – ISBN 5–466–15801–0.
6. Каган, В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3–7 лет [Текст] : учебное пособие / В.Е. Каган. – М.: Просвещение, 2003. – 305 с. – ISBN 5–415–149998–0.
7. Каширская, И.К. Социально–психологический анализ основных источников информации и процесс гендерной социализации [Текст] : учебное пособие / И.К. Каширская. - СПб.: Питер, 2003. – 262 с. – ISBN 5–430–15026–0.
8. Клецина, И.С. Гендерная социализация [Текст] : учебное пособие /И.С. Клецина. – СПб.: Питер, 2006. – 334 с. – ISBN 5–503–15984–0.
9. Клецина, И.С. От психологии пола – к гендерным исследованиям [Текст] : учебное пособие / И.С. Клецина. – СПб.: Питер, 2003.– 285 с. – ISBN 5–433–15023–0.
10. Клецина, И.С. Психология гендерных отношений [Текст]: учебное пособие / И.С. Клецина. – СПБ.: Алетейя, 2004. – 408 с. – ISBN 5–403–15689–0.
11. Козырева, Е.В. Влияние маскулинности – фемининности на проявление ауто– и гетероагрессии [Текст]: учебное пособие /Е.В. Козырева. - СПб.: прайм–ЕВРОЗНАК, 2007. – 302 с. – ISBN 5–568–16024–0.
12. Копейко, Я.Ю. Гендерные аспекты агрессивности [Текст] : учебное пособие / Я.Ю. Копейко. – СПб.: Алетейя, 2005. – 217 с. – ISBN 5–476–15809–0.
13. Крайг, Г. Психология развития [Текст] : учебник / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2007. – 992 с. – ISBN 5–567–16023–0.
14. Кэмпбелл, Р. Как управляться с гневом ребенка [Текст] : учебное пособие / Р. Кэмпбелл. – СПб.: Мирт, 2006. – 197 с. – ISBN 5–501–15982–0.
15. Лебединская, К.С. Подростки с нарушениями в аффективной сфере [Текст] : учебное пособие / К.С. Лебединская. – М.: Педагогика, 2003. – 165 с. – ISBN 5–436–15030–0.
16. Лютова, Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми [Текст] : учебное пособие / Е.К. Лютова. - СПб.: Речь, 2003. – 190 с. – ISBN 5–422–15016–0.
17. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения [Текст] : учебное пособие / В.Д. Менделевич. – М.: МЕДпресс, 2004. – 432 с. – ISBN 5–413–15689–0.
18. Можгинский, Ю.Б. Агрессия подростков [Текст] : учебное пособие / Ю.Б. Можгинский. – М.: МЕДпресс, 2006. – 128 с. – ISBN 5–499–15979–0.
19. Савина, В.С. Особенности агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста [Текст] : учебное пособие / В.С. Савина. - СПб.: Речь, 2004. – 449 с. – ISBN 5–421–15697–0.54
Приложение
Стимульный материал опросника Басса-Дарки
1.
Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим. да
/ нет
2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю. да /
нет
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь. да /
нет
4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню. да
/ нет
5. Я не всегда получаю то, что мне положено. да /
нет
6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.
да / нет
7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать.
да / нет
8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал
мучительные угрызения совести. да / нет
9. Мне кажется, что я не способен ударить человека. да
/ нет
10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.
да / нет
11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам. да /
нет
12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется
нарушить его. да / нет
13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными
обстоятельствами. да / нет
14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне
несколько более дружественно, чем я ожидал. да / нет
15. Я часто бываю несогласен с людьми. да / нет
16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
да / нет
17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.
да / нет
18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями. да /
нет
19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется. да /
нет
20. Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему
наперекор. да / нет
21. Меня немного огорчает моя судьба. да / нет
22. Я думаю, что многие люди не любят меня. да /
нет
23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
да / нет
24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.
да / нет
25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку.
да / нет
26. Я не способен на грубые шутки. да / нет
27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
да / нет
28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они
не зазнавались. да / нет
29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.
да / нет
30. Довольно многие люди завидуют мне. да / нет
31. Я требую, чтобы люди уважали меня. да / нет
32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей.
да / нет
33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их
"щелкнули по носу". да / нет
34. Я никогда не бываю мрачен от злости. да /
нет
35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не
расстраиваюсь. да / нет
36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания.
да / нет
37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть.
да / нет
38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются. да /
нет
39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным"
выражениям. да / нет
40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены. да /
нет
41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.
да / нет
42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.
да / нет
43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием.
да / нет
44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.
да / нет
45. Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам".
да / нет
46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем
думаю. да / нет
47. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею. да
/ нет
48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь. да /
нет
49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева. да
/ нет
50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться.
да / нет
51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком,
с которым нелегко работать. да / нет
52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей
делать что-нибудь приятное для меня. да / нет
53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.
да / нет
54. Неудачи огорчают меня. да / нет
55. Я дерусь не реже и не чаще чем другие. да /
нет
56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал
попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее. да / нет
57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.
да / нет
58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.
да / нет
59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но
теперь я в это не верю. да / нет
60. Я ругаюсь только со злости. да / нет
61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.
да / нет
62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую
силу, я применяю ее. да / нет
63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу.
да / нет
64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не
нравятся. да / нет
65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить.
да / нет
66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того
заслуживает. да / нет
67. Я часто думаю, что жил неправильно. да / нет
68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки. да
/ нет
69. Я не огорчаюсь из-за мелочей. да / нет
70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или
оскорбить меня. да / нет
71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить
угрозы в исполнение. да / нет
72. В последнее время я стал занудой. да / нет
73. В споре я часто повышаю голос. да / нет
74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям.
да / нет
75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.
да / нет