Читая А.С. Пушкина, изучаем физику
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА 1. А.С.ПУШКИН В ЦАРСКОСЕЛЬСКОМ ЛИЦЕЕ.. 5
ГЛАВА 2. НАУКА В ПУШКИНСКОЕ ВРЕМЯ.. 8
ГЛАВА 3. ПОЭЗИЯ, ПРОЗА И ФИЗИКА.. 10
ГЛАВА 4. РАЗДЕЛЫ ФИЗИКИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.С. ПУШКИНА отрывки из произведений при изучении физики. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 29
ВВЕДЕНИЕ
Грош цена вашей физике, если она застилает для вас всё остальное: шорох леса, краски заката, звон рифм. Это какая-то усечённая физика, если хотите - выхолощенная. Физик, не воспринимающий поэзии, искусства, - плохой физик
Л. Д. Ландау
Проза и поэзия, на первый взгляд, далеки от такой точной науки, как физика. Но это только на первый взгляд! Ведь писатели и поэты вкладывают в наши души всю красоту природы, всё её многообразие, чтобы мы искренне восхищались, больше любили, оберегали, изучали её явления и законы.
В литературных произведениях описывается окружающий нас мир. Главная задача физики – науке о природе - также состоит в том, чтобы описать всевозможные явления природы.
В творческом наследии Александра Сергеевича Пушкина много замечательных поэтических образов и находок, где ярко и безошибочно отражены физические явления, хотя само слово «физика» используется только в одном из его произведений, да и то в качестве комментария самого автора. Читая А.С. Пушкина, можно не только наслаждаться прекрасной поэзией, но и знакомиться с различными физическими явлениями.
Время, в которое жил А.С. Пушкин, было эпохой заметного роста и значительных достижений в естествознании и «точных», экспериментальных науках, и поэт не мог остаться безмолвным свидетелем этих достижений. Многосторонность и всеобъемлющий характер творчества А.С. Пушкина, изумительная широта, с которой сумел он охватить своим умственным взором всю современную ему действительность подчёркивал Н.А. Добролюбов: «Пушкин откликнулся на всё, в чём проявлялась русская жизнь; он обозрел все её стороны, проследил её во всех степенях».
Цель: Изучение связи произведений А.С. Пушкина с физикой.
Задачи:
1. Поиск фактов, подтверждающих связь А.С. Пушкина с физикой, исследование некоторых его произведений с точки зрения физики.
2. Знакомство в творческом наследии А.С. Пушкина с замечательными поэтическими образами и находками, где ярко и безошибочно отражены физические явления.
3. Повышение престижа научных знаний. Совершенствование умения объяснять физические явления, развивая грамотную речь, мышление, смекалку, внимание, умение анализировать прочитанное.
ГЛАВА 1. А.С.ПУШКИН В ЦАРСКОСЕЛЬСКОМ ЛИЦЕЕ
В мае 1811 года А.С. Пушкину исполнилось 12 лет. Родители решили было отвезти его в Петербург и отдать на воспитание в Иезуитский коллегиум. Но в это время до Москвы дошёл слух, что царь Александр I намерен открыть осенью в Царском Селе новое, ещё небывалое в России учебное заведение – Лицей, для подготовки будущих помощников царя, государственных деятелей.
Царскосельский лицей был самым престижным учебным заведением в России. В нём среди других предметов юный А.С. Пушкин изучал естественно-научные дисциплины. Однако, несмотря на все старания ведущего уроки физики и математики профессора Я.И. Карцова, эти предметы мало увлекали и не давались лицеистам, потому их усвоение было слабым. Это можно объяснить тем, что общее представление об учёной сухости, отвлечённости, педантизме охотнее всего связывалось лицеистами с представителями «точных» наук: гуманитарная направленность лицейского образования давала себя знать и в системе преподавания, и в личных вкусах учащихся.
Известно, что курс физики и математики тогда был намного проще, чем теперь. К тому же на уроках физики изучали элементы и других наук, в частности географии и сейсмографии. В Государственном историческом архиве Ленинградской области сохранились два письма Я.И. Карцова (1814, 1815 гг.), на основании которых можно сделать вывод о содержании излагаемого воспитанникам Лицея курса физики. Он включал три главные части: всеобщую физику, частную и прикладную. Первые две части преподавались в начальном классе, последняя - в окончательном. Во всеобщей физике рассматривались такие вопросы: общие явления тел, явления сцепления, притяжения, сродства, законы равновесия, движение твёрдых, жидких и других тел. Частная физика включала материал о явлениях теплоты, света, простых веществах и соединениях, электричестве, гальванизме и магнетизме.
Такие дисциплины, как механические науки (статика, динамика, гидростатика, гидродинамика, аэрометрия), астрономические и оптические науки включала в себя прикладная математика. Её технический отдел содержал практическую механику, гидравлику, гидротехнику, гражданскую архитектуру, артиллерию, фортификацию, морские науки.
Историк Лицея И.Я. Селезнёв писал: «Из кабинетов первым образовался физический: в 1812 г. в нём были уже машины и простые аппараты, необходимые для чтения курса». Известно, что приборы для кабинета заказывались лучшему в ту пору в Петербурге механику Роспини. Сведения о приборах до нас дошли отрывочные, более всего о тех из них, которые произвели, видимо, неизгладимое впечатление на воспитанников, в первую очередь, это были «превосходной работы електрическая машина», а также «машина, представляющая обращение планет вокруг Солнца».
Отметок по физике не ставили, но составлялся список фамилий учеников, где первые строчки вводились наиболее успевавшим по этому предмету, а последние – тем, чьи успехи были весьма скромные. Фамилия поэта занимала место, близкое к концу списка.
Известно, что Александру Сергеевичу не давалась и математика, поэтому он её не любил. По словам сестры А.С. Пушкина О.С. Павлищевой, «арифметика казалась для него недоступною, и он часто над первыми четырьмя правилами, особенно над делением, заливался горькими слезами». Лицейский друг поэта И.И. Пущин вспоминал впоследствии, что «…все профессора смотрели с благоговением на растущий талант Пушкина. В математическом классе вызвал его раз Я.И. Карцов к доске и задал алгебраическую задачу. Пушкин долго переминался с ноги на ногу, и всё писал молча какие-то формулы. Профессор спросил его, наконец: «Что ж вышло? Чему равняется икс?» Пушкин, улыбаясь, ответил: «Нулю!» «Хорошо! У вас, Пушкин, в моём классе всё кончается нулём. Садитесь на своё место и пишите стихи». Далее И.И. Пущин добавляет: «Спасибо и Карцову, что он из математического фанатизма не вёл войны с его поэзией».
В школьный период жизни А.С. Пушкина и его друзей притягивали такие личности, как А.П. Куницын, преподаватель нравственных и политических наук, А.И. Галич, ведавший русской и латинской словесностью, француз де Будри. Физика осталась для поэта тёмной наукой…
Вывод: Прослеживается неразрывная связь поэта с физикой. В лицее физику А.С. Пушкин изучал не как отдельную науку, а как составную часть естественно- математического цикла. В лицее была, по тем временам, хорошо оборудованная физическая лаборатория. В характеристике Пушкина из Лицея нет упоминания об успехах по физике, тем не менее, мы считаем, что А.С. Пушкин получил неплохую подготовку. Поэтому впоследствии в его творчестве мы находим некоторые интересные моменты, связанные с физикой.
ГЛАВА 2. НАУКА В ПУШКИНСКОЕ ВРЕМЯ
В пушкинское время закладывались основы электричества, магнетизма, акустики, кристаллографии, оптики, метеорологии, термодинамики. Ощущался скорый приход молекулярной и атомной физики. В это время наблюдается резкий рост числа научных исследований, физических лабораторий, кафедр, физико-химических обществ. В физический обиход входят новые приборы и методы, без которых был бы невозможен будущий бурный прогресс науки. В физике окончательно закрепляется «дух эксперимента»: опыт – основной двигатель и главный критерий истинного знания. Теоретическая физика всё более «насыщается» математикой, многие разделы которой навеяны решением текущих задач (дифференциальное и интегральное исчисление, аналитическая геометрия, векторный анализ и др.). Астрономия становится ареной применения физических законов к окружающему миру планет, комет, звёзд.
Многие выдающиеся учёные жили и творили в это время: Амедео Авогадро, с его известным законом и методом определения молекулярного и атомного весов, Андре Ампер – автор закона взаимодействия токов (1820) и изобретатель электромагнитного телеграфа (1829), Питер Барлоу, создавший раннюю модель электромотора, Йенс Берцелиус, составивший первую таблицу атомных весов (1814), Жан Био, открывший вращение плоскости поляризации света (1815) и закон напряжённости магнитного поля прямого тока (1820), Роберт Бунзен, открывший элементы цезий и рубидий, спектральный анализ и создавший горелку Бунзена, Вильгельм Вебер, наблюдавший звуковую интерференцию и предложивший прибор для записи звука, позднее исследовавший взаимодействие движущихся электрических зарядов, Уильям Волластон – первооткрыватель ультрафиолетовых лучей (1801), элементов палладий и родий (1804) и тёмных линий в спектре Солнца, Алессандро Вольта – изобретатель источника постоянного тока, Вольтова столба, неизменного спутника всех электрофизических лабораторий и многие другие творцы науки, чьи имена стали нарицательными: единицами измерения, названиями приборов.
Современниками А.С. Пушкина также были великие Карл Гаусс и Генри Кавендиш, Никола Карно и Шарль Кулон, Пьер Лаплас и Симон Пуассон, Джеймс Уатт и Майкл Фарадей, Огюстен Френель и Томас Юнг, Михаил Остроградский и Борис Якоби.
Таким образом, занятие точными науками становится общественно значимой деятельностью. Учёные из чудаков-отшельников предшествующих веков превратились в уважаемых членов общества, его интеллектуальную элиту.
Приобщению Пушкина к миру естествознания и техники в немалой степени содействовал П.Л. Шиллинг, известный физик и востоковед, создатель первого в мире практического телеграфа, широко образованный человек, знаток европейских и восточных языков, хорошо знакомый А.И. Дельвигу, П.А. Вяземскому, В.Ф. Одоевскому и другим друзьям А.С. Пушкина.
Вывод: Вся сознательная жизнь А.С. Пушкина пришлась на годы крупнейших свершений в физике и технике, поэтому его обращение в своём творчестве к естественным наукам, технике и математике не кажется удивительным.
ГЛАВА 3. ПОЭЗИЯ, ПРОЗА И ФИЗИКА
Учёные беседы с друзьями и современниками, в частности с П.Л. Шиллингом, были для А.С. Пушкина весьма полезными и оказали на него существенное влияние в осознании объективной роли науки и научных знаний в развитии общества и личности, в создании равновесия между разумом и воображением. Со временем, не без определённого воздействия П.Л. Шиллинга, в библиотеке поэта появятся работы Лапласа по теории вероятностей, Гершеля по астрономии, Араго и Даламбера по физике и механике, Бюффона и Кювье по естествознанию и других известных учёных и философов.
Почерпнутые из этих работ и осмысленные А.С. Пушкиным научно-популярные и мировоззренческие представления о природе, философские размышления о процессе постижения мира нашли своё отражение в его поэзии и прозе. Часто очень тесной является связь между лирикой, физикой и религией, что подчёркивается в стихах поэта. Например, в 1824 г. в стихотворении «Подражание Корану» А.С. Пушкин написал строки:
Земля недвижна – неба своды,
Творец, поддержаны тобой,
Да не падут на сушь и воды
И не подавят нас собой…
К ним поэт добавляет примечание: «Плохая физика, зато какая смелая поэзия!» Это примечание, сделанное А.С. Пушкиным, свидетельствует, что при чтении Корана он обратил внимание на противоречие между «смелым» поэтическим представлением и научными данными о движении небесных тел, с таким трудом добытыми и доказанными европейской наукой. Физика в «Подражании Корану» действительно неважная, поскольку на самом деле Земля движется вокруг Солнца и одновременно обращается вокруг своей оси, а своды неба – это земная атмосфера, существующая благодаря полю тяготения Земли и хаотическому движению молекул газа. А.С. Пушкин понимал это, судя по его интересу к астрономии.
О понимании Пушкиным действительного положения дел в этом вопросе свидетельствует его стихотворение «Движение» от 1826 г. В нём он рассуждает о том кажущемся и истинном движении небесных тел, из анализа которых и возникло в своё время учение Н. Коперника.
Движенья нет, сказал мудрец брадатый.
Другой смолчал и стал пред ним ходить.
Сильнее бы не мог он возразить;
Хвалили все ответ замысловатый.
Но, господа, забавный случай сей
Другой пример на память мне приводит:
Ведь каждый день пред нами солнце ходит,
Однако ж прав упрямый Галилей.
Стихотворение «Движение» А.С. Пушкина – это удивительное по своей мысли философское суждение, имеющее в то же время явно полемический характер. Как заметил известный российский физик Е.Л. Фейнберг, «не будучи физиком, Пушкин показал здесь понимание и принципа относительности, и зловредности «здравого смысла».
Следует заметить, что у Пушкина немало стихов, из которых можно получить представление об его астрономических познаниях. В 1825 г. он написал следующие строчки:
Под каким созвездием,
Под какой планетою
Ты родился, юноша?
Ближнего Меркурия,
Аль Сатурна дальнего.
Марсовой, Кипридиной?
Следует отметить, что планеты, звёзды, кометы с их античными именами и связанными с ними легендами нередко упоминаются в его стихах в соответствии с русской поэтической традицией, но начиная с середины 20-х годов в его творчестве встречаются отзвуки новейших научно-космогонических теорий и открытий в области астрофизики.
Специальных пояснений требует стихотворение «Редеет облаков летучая гряда...» с его обращением к «вечерней звезде»:
Звезда печальная, вечерняя звезда,
Твой луч осеребрил увядшие равнины,
И дремлющий залив, и чёрных скал вершины...
«Астрономическая картина в этом стихотворении совершенно ясна, – писал по этому поводу Н. Кузнецов, – поэт, увидев на вечернем небе звезду и приняв её за «знакомое светило» – Венеру, вспоминает её восход «над мирною страной», в описании которой нетрудно узнать южный берег Крыма...». Однако в 1820 г. (год написания стихотворения) в Гурзуфе он не мог видеть Венеру на вечернем небе, где могли быть видимы в то время только две другие планеты – Юпитер и Сатурн; последний находился в созвездии Водолея и заходил около полуночи. «Таким образом, – заключал учёный, – Пушкин хотя и ошибся, приняв одну из этих планет за Венеру, но всё же проявил незаурядную наблюдательность, признав в случайно проглянувшей из-за облаков звезде планету».
Кстати, и пушкинский Онегин наряду с широко популярной в то время художественной, философской и экономической литературой читает «творения Фонтенеля», в основе которого лежит учение Н. Коперника. А в 1836 г. в написанном к 25-й годовщине лицейской жизни стихотворении «Была пора: наш праздник молодой...» А.С. Пушкин в последний раз вспоминает об утверждении «упрямого Галилея».
Вращается весь мир вкруг человека, –
Ужель один недвижим будет он?
Можно предположить, что учение Н. Коперника окончательно становится мировоззрением А.С. Пушкина, оказывается для поэта не случайным знанием, как не случайны его высказывания физического содержания.
В «Сценах из рыцарских времён» от 1835 г. один из героев мечтает об изобретении вечного двигателя: «Если я найду вечное движение, то я не вижу границ творчеству человеческому...». О принципиальной невозможности создания вечного двигателя стало известно лишь с открытием первого начала термодинамики, т.е. уже после смерти Пушкина. Вероятно, поэт знал из печати о неудачах изобретателей, а возможно, и читал о существующем с 1775 г. отказе Французской академии наук рассматривать проекты вечных двигателей. По крайней мере, в приведённом отрывке нет особой уверенности в успехе дела.
Не подлежит никакому сомнению, что А.С. Пушкин очень внимательно следил за развитием научной мысли своего времени и что из орбиты его наблюдений вовсе не исключались те научные отрасли, от которых он, казалось бы, должен был быть особенно далёк по общему складу своих интересов. В 1830 г. поэт подчеркнул чрезвычайно быстрый рост научных знаний в различных областях, процесс их непрерывного, «каждодневного» обновления: «...открытия великих представителей старинной астрономии, физики, медицины и философии состарились и каждый день заменяются другими...» Что за этим процессом А.С. Пушкин следил по новым книгам и особенно журналам, рассказывал П.Б. Козловский: «Он говорил, что иногда случалось ему читать в некоторых из наших журналов полезные статьи о науках естественных...».
Дыхание науки и техники пушкинской эпохи ощущается и в содержании «Пиковой дамы». Старая графиня качалась «по действию скрытого гальванизма», а в её спальне была масса вещей, «изобретённых в конце минувшего столетия вместе с Монгольфьеровым шаром и Месмеровым магнетизмом». Кстати, когда создавалась «Пиковая дама», слова «гальванизм» и «гальванический» применялись в России в их истинном смысле. Все понимали, что речь идёт об источниках постоянного тока Вольта.
Упоминание Монгольфьерова шара и Месмерова магнетизма имеет в том числе и хронологический смысл, указывая на возраст графини, и дату её пребывания в Париже («лет шестьдесят назад»). Пушкин здесь безупречно точен. Братья Монгольфье пустили первый аэростат, наполненный нагретым воздухом («Монгольфьер»), в Версале в июне 1783 г., и приблизительно около того же года начали входить в моду опыты по внушению (гипнотические явления именовались тогда «магнетизмом») немецкого врача Фридриха Антона Месмера (1733–1815).
Заметим также, что Герман – это инженер, скорее всего, выпускник знаменитого Корпуса путей сообщений и рассуждает он в соответствии со своими физическими познаниями и представлениями. Вот хотя бы один из примеров его аналитического суждения о наблюдаемом им событии: «...Так же, как два тела не могут в физическом мире занимать одно и то же место». А.С. Пушкин даёт целый ряд деталей, позволяющих судить о профессии Германа.
По воспоминаниям друзей, поэт нередко читал публиковавшиеся тогда в российских журналах статьи «о науках естественных» и это позволяло ему достаточно объективно изображать своих героев, имевших хотя бы косвенное отношение к науке и технике.
Возможно, Пушкин слышал о создании профессором Казанского университета Н.И. Лобачевским неэвклидовой геометрии. 24 февраля 1926 г. учёный выступил в университете с докладом «Воображаемая геометрия», и об этом открытии Пушкин мог получить элементарные представления от того же П.Л. Шиллинга. По всей вероятности, это событие побудило его вскоре записать следующую мысль: «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии».
Не в такие ли моменты А.С. Пушкин начинал осознавать, что в творчестве поэта и учёного немало общего? Как в создании стихов, скульптур или музыкальных произведений (вспомним признание Сальери: «Ремесло поставил я подножием искусству» или «Поверил я алгеброй гармонию») необходим свой научный подход, своя логика, так и в науке не обойтись без воображения.
Очевидно также, что интерес к науке пробудил у Пушкина желание в какой-то мере осмыслить применение научных достижений в повседневной практике, в технике и её использовании: в общественной жизни. Возможно, догадываясь о неотвратимом наступлении научно-технического прогресса, поэт рисует в «Евгении Онегине» картину будущих изменений в самой России.
Лет чрез пятьсот дороги, верно,
У нас изменятся безмерно:
Шоссе Россию здесь и тут,
Соединив, пересекут.
Мосты чугунные чрез воды
Шагнут широкою дугой,
Раздвинем горы, под водой
Пророем дерзостные своды,
И заведёт крещённый мир
На каждой станции трактир.
Вот по-пушкински чёткая, но, как всегда, с долей иронии, панорама прогресса, написанная просто, доходчиво и вполне современно. Можно сравнить с тем, что имеем в наше время. Дороги действительно изменяются, хотя до сих пор не так быстро и хорошо, как хотелось бы. «Мосты чрез воды», верно, шагают – посмотрел бы поэт на многокилометровые стальные стрелы, перекинутые через Волгу и сибирские реки. Думается, они бы его так же вдохновили, как когда-то чугунные мосты над Невой. Горы раздвигаются медленнее, конечно, но и сквозь них прокладывают магистрали. Дерзостные своды под водой (и землёй) тоже есть – поводить бы его по нашим метро и тоннелям. Ну а трактиры на станциях, отсутствие коих поэт очень ощущал на себе во время многочисленных поездок, пожалуй, и сейчас оставляют желать лучшего. Обратите только внимание на срок – «лет чрез пятьсот». Прошло 186 лет. Так что не будем суетиться и подгонять нашу неспешную российскую действительность. Александр Сергеевич знал, что говорил.
Стараясь представить себе практические результаты введения железных дорог в России, А.С. Пушкин вник даже в такие технические подробности представлявшихся проектов, которые не предусмотрены были представителями передовой русской инженерной мысли. В том же письме к В.Ф. Одоевскому он писал: «Некоторые возражения противу проекта неоспоримы. Например, о заносе снега. Для сего должна быть выдумана новая машина. О высылке народа или о найме работников для сметания снега нечего и думать: это нелепость». В этих словах поэта поражает его смелое техническое предложение русским изобретателям – изобрести механический снегоочиститель.
Для А.С. Пушкина ликвидация русской технической отсталости, сковывавшей развитие производительных сил в стране, была одной из важных задач русской культуры («просвещения» – согласно его словоупотреблению); с его точки зрения, технический прогресс не препятствовал дальнейшему развитию науки, но, напротив, являлся её естественным и закономерным следствием.
Русская поэзия откликнулась на разнообразные явления технического прогресса, укоренявшиеся в быту 20–30-х годов. «Пароходы» или «паровозы» на железных дорогах сравнительно быстро сделались предметами поэтического воспроизведения или стихотворных обсуждений и размышлений; соответствующая техническая терминология также установилась относительно быстро, благодаря чему и могла постепенно пополнять русский поэтический словарь.
Будучи редактором «Современника», А.С. Пушкин на его страницах стремился помещать материал, рассказывающий о научных и технических достижениях того времени. Благодаря его поддержке в журнале появились статьи князя П.Б. Козловского «Разбор Парижского математического ежегодника», «О надежде», в которой рассказывалось о теории вероятностей. Высоко отзывался поэт о статье некоего Волкова о железных дорогах: «...В самом деле (она) очень замечательна, дельно и умно написана и занимательна для всякого», но не мог напечатать, опасаясь противников железных дорог. Даже накануне дуэли поэт беспокоился о том, чтобы князь П.Б. Козловский не забыл подготовить для журнала свою статью о паровых машинах.
А.С. Пушкин высказал и общие мысли о процессе познания: важности опыта, роли случая в достижении научного результата, а также сходстве и различии в творческой деятельности в науке и искусстве. Достаточно вспомнить хотя бы откровения Сальери о его попытках проникнуть в тайну гения Моцарта или строчки, ставшие в наше время эпиграфом к телепрограмме «Очевидное – невероятное».
О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.
Этот фрагмент, несмотря на свою незавершенность, по словам С.И. Вавилова, «гениален по своей глубине и значению для учёного»; каждая его строчка «свидетельствует о проникновенном понимании А.С. Пушкиным методов научного творчества». По существу, здесь подчёркнуты основные моменты в изучении природы. Известно, что методы изучения физики включают в себя: наблюдение, гипотезу, опыт, эксперимент.
Несомненно, что мы имеем здесь дело с попыткой А.С. Пушкина дать обобщённое представление о научно-творческом процессе, об условиях, определяющих его успехи, о предвидимых и неожиданных результатах научных исканий, о роли закономерностей и случайностей в истории научных открытий. И всё же основной, одушевляющей мыслью всего фрагмента, является вера в могущество разума; уверенность в том, что грядущие «чудные открытия» неисчислимы, обеспеченные умом и трудом.
На основании всего сказанного можно утверждать, что А.С. Пушкин был не только гениальным поэтом, но и мыслителем, которому не чужды были естественнонаучные представления, в том числе по астрономии и физике. Мыслителем, который по достоинству оценивал роль и значение развития науки и техники в прогрессе общества. А.С. Пушкин зорко разглядел все великие вопросы своего времени. Он приветствовал русский научно-технический прогресс как сумму завоеваний цивилизации, которые неизбежно послужат ко благу родной страны и народа.
А.С. Пушкин действительно увлечённо интересовался естественными науками и его интересы сказались на содержании его поэзии и прозы. Особенно важны его мысли о единстве научного и художественного творчества, в том числе литературного, поэтического.
По выводам одного из исследователей его творчества – М.П. Алексеева, он «верил в науку, считая её одним из важнейших двигателей культуры, но он был так же далёк от односторонних увлечений в науке»: она предстояла перед ним как единое мощное орудие, оказывающее существенную помощь творческому восприятию действительности.
Вывод: Великий русский поэт А.С. Пушкин, по оценке его современника – царя Николая Первого, «умнейший человек России». Пушкин явил нам универсальность человеческого гения. Он и поэт, и прозаик, и драматург, и публицист, и историк, и …немного физик!
ГЛАВА 4. РАЗДЕЛЫ ФИЗИКИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.С. ПУШКИНА
Сколько ярких картин природы и природных явлений представлено на страницах пушкинских произведений! Его наблюдения разнообразны и удивительно точны. Это взгляд зоркого исследователя, досконально изучившего «объект наблюдения», увидевшего в нём то, чего не смогли подметить другие. И при этом - ничего лишнего, случайного. Все факты предельно лаконичны, изложены по порядку, т.е. систематизированы.
Описания природы и явлений у А.С. Пушкина не только словесно красивы - их отличает предельная точность, полнота и завершённость. Он часто обращает внимание на то, чего до него никто не замечал.
…Природа трепетна, бледна,
Как жертва, пышно убрана...
…Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета...
…Морозна ночь, всё небо ясно;
Светил небесных дивный хор
Течёт так тихо, так согласно...
Для большинства разделов физики найдутся поэтические строки великого русского поэта.
Внутри этой главы строки из произведений А.С. Пушкина сгруппированы по основным темам курса «Физика»:
· Механика;
· Молекулярная физика;
· Электродинамика;
· Оптика.
Физические понятия и величины |
|
Аршин – старинная русская мера длины, равная 0,71 м. |
Сказка о царе Салтане …Наступает срок родин Сына Бог им дал в аршин… |
Верста 1066 м. |
Сказка о попе и о работнике его Балде …Задам тебе, вражёнок, задачу, Посмотрим, какова у тебя сила. Видишь, там сивая кобыла? Кобылу подними ты, Да неси полверсты… |
Методы исследования физики. |
Монах …Из бедного седого простяка Панкратий вдруг в Невтоны претворился. Обдумывал, смотрел, сличал, смекнул И в радости свой опрокинул стул. И, как мудрец, кем Сиракуз спасался, По улице бежавший бос и гол, Открытием своим он восхищался И громко всем кричал: «Нашёл! нашёл!»… |
Механика |
|
Кинематика |
|
Траектория – линия вдоль которой движется тело. Различают видимые и невидимые траектории. |
Руслан и Людмила …Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей… |
Движение по окружности. Кот, известный своей учёностью, совершает механическое движение относительно дуба. |
Руслан и Людмила …У лукоморья дуб зелёный, Златая цепь на дубе том: И днём, и ночью кот учёный Все ходит по цепи кругом; Идёт направо – песнь заводит, Налево – сказку говорит.. |
Законы Ньютона. Силы в природе |
|
Инерция – явление сохранения скорости тела в отсутствии действия на него других тел. |
Руслан и Людмила …Там ступа с Бабою Ягой Идёт, бредёт сама собой… |
Вследствие очень малой силы трения лапки гуся проскальзывают на льду. Блистает речка – отражение …речка, льдом одета – агрегатные состояния вещества (твёрдое) |
Евгений Онегин Опрятней модного паркета Блистает речка, льдом одета. Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет лед. На красных лапках гусь тяжёлый, Задумав плыть по лону вод, Ступает бережно на лёд, Скользит и падает. |
Гидро- и аэростатика. Гидро- и аэродинамика |
|
Прообраз современного самолёта. |
Руслан и Людмила …Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несёт богатыря… |
Объясните, почему орлы, ястребы и другие крупные птицы, парящие высоко в небе, могут держаться на одной высоте, хотя и не машут крыльями? |
Кавказ
…Кавказ подо мною. Один в вышине Стою над снегами у края стремнины: Орёл, с отдалённой поднявшись вершины, Парит неподвижно со мной наравне… |
Колебания и волны |
|
Колебание - |
Руслан и Людмила …Бунтует вихорь в поле чистом И на краю седых небес Качает обнажённый лес… |
Пример поперечной волны, т.к. колебания молекул воды происходят перпендикулярно направлению движения волны. |
Руслан и Людмила …Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой… |
Звук |
|
Эхо - отражённая звуковая волна, создающая эффект повторения звуков. |
Эхо Ревёт ли зверь в лесу глухом, Трубит ли рог, гремит ли гром, Поёт ли дева за холмом – На всякий звук Свой отклик в воздухе пустом Родишь ты вдруг… |
Эхо Ты внемлешь грохоту громов, И гласу бури и валов, И крику сельских пастухов … |
|
Пример эхо: отражение звуковой волны от сводов здания. |
Руслан и Людмила …Один средь храмин горделивых, Супругу милую зовёт – Лишь эхо сводов молчаливых Руслану голос подаёт… |
Радар - устройство, отслеживающее передвижение самолётов в реальном времени |
Сказка о золотом петушке Петушок с высокой спицы Стал стеречь его границы. Чуть опасность где видна, Верный сторож как со сна Шевельнётся, встрепенётся, К той сторонке обернётся И кричит: «Кири-ку-ку. Царствуй, лёжа на боку!» |
Механическая работа. Мощность. Энергия |
|
Механическая работа – перемещение тела под действием силы. Бес совершил механическую работу |
Сказка о попе и о работнике его Балде …Бедненький бес Под кобылу подлез, Поднатужился, понапружился, Приподнял кобылу, два шага шагнул, На третьем упал, ножки протянул... |
Пример положительной (при подъёме работа силы тяжести отрицательна) и отрицательной работы (при падении работа силы тяжести положительна). |
Руслан и Людмила …И тот (Черномор) взвился под облака; На миг исчез – и свысока Шумя летит на князя снова. Проворный витязь отлетел, И в снег с размаха рокового Колдун упал – да там и сел… |
Перпетум мобиле – «вечный» двигатель, - двигатель, работающий непрерывно, без затрат энергии. |
Сцены из рыцарских времён Б е р т о л ь д. Займусь еще одним исследованием: мне кажется, есть средство открыть perpetuum mobile. М а р т ы н. Что такое perpetuum mobile? Б е р т о л ь д. perpetuum mobile, то есть вечное движение. Если найду вечное движение, то я не вижу границ творчеству человеческому… Видишь ли, добрый мой Мартын: делать золото задача заманчивая, открытие, может быть, любопытное, но найти perpetuum mobile … о!.. |
Молекулярная физика |
|
Молекулярное строение вещества |
|
Диффузия – явление, при котором происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого. |
Борис Годунов О д и н Все плачут, Заплачем, брат, и мы. Д р у г о й Я силюсь, брат. Да не могу. П е р в ы й Я также. Нет ли луку? |
Превращение механической работы в теплоту |
|
К какому типу двигателей можно отнести огнестрельное оружие? |
Сказка о царе Салтане Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят. |
Взаимные превращения жидкостей, газов и твёрдых тел |
|
Отвердевание - процесс перехода воды из жидкого состояния в твёрдое. |
Осень Октябрь уж наступил – уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей, Дохнул осенний хлад – дорога промерзает. Журча, ещё бежит за мельницу ручей, Но пруд уже застыл. |
Отвердевание - процесс перехода воды из жидкого состояния в твёрдое. |
К Овидию Свободные поля взрывал уж ранний плуг; Чуть веял ветерок, под вечер холодея; Едва прозрачный лёд, над озером тускнея, Кристаллом покрывал недвижные струи. |
Плавление - процесс перехода из твёрдого состояния в жидкое. |
Евгений Онегин Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потоплённые луга. |
Плавление |
Руслан и Людмила …На месте славного побега Весной растопленного снега Потоки мутные текли И рыли влажну грудь земли… |
Десублимация – процесс перехода из газообразного состояние в жидкое. |
Евгений Онегин Проснувшись рано, В окно увидела Татьяна Поутру побелевший двор, Куртины, кровли и забор, На стёклах легкие узоры. |
Руслан и Людмила …И дни бегут; желтеют нивы; С дерев спадает дряхлый лист; В лесах осенний ветра свист Певиц пернатых заглушает; Тяжелый, пасмурный туман Нагие холмы обвивает; Зима приближилась… |
|
Конденсация - переход вещества в жидкое или твёрдое состояние из газообразного. |
Евгений Онегин …Татьяна пред окном стояла, На стёкла хладные дыша, Задумавшись, моя душа, Прелестным пальчиком писала На отуманенном стекле Заветный вензель О да Е… |
Электродинамика |
|
Электрический ток |
|
Гальванизм - Как вы понимаете сравнение, использованное А.С. Пушкиным? |
Пиковая дама Графиня сидела вся жёлтая, шевеля отвислыми губами, качаясь направо и налево. В мутных глазах её изображалось совершенное отсутствие мысли; и смотря на неё, можно было подумать, что качание страшной старухи происходило не от её воли, но по действию скрытого гальванизма. |
Электрический ток в металлах и газах |
|
Молния - |
Руслан и Людмила … Вдруг Гром грянул, свет блеснул в тумане, Лампада гаснет, дым бежит… |
Оптика |
|
Отражение света |
|
Отражение света - это физическое явление, при котором свет, падающий из одной среды на границу раздела с другой средой, возвращается назад в первую среду |
Кинжал Как адский луч, как молния богов, Немое лезвие злодею в очи блещет, И, озираясь, он трепещет Среди своих пиров. |
Изображение в плоском зеркале: мнимое, прямое, равное по размеру предмету. При этом «правое» преобразуется в «левое» и наоборот, а «верх» и «низ» не меняются местами. |
Руслан и Людмила …Напрасно зеркало рисует Её красы, её наряд: Потупя неподвижный взгляд, Она молчит, она тоскует… |
Астрономические явления |
|
«Падающие звёзды» -атмосферное явление, возникающее при попадании метеорных тел в атмосферу Земли. |
Евгений Онегин Когда ж падучая звезда По небу темному летела И рассыпалася, - тогда В смятенье Таня торопилась, Пока звезда ещё катилась, Желанье сердца ей шепнуть. |
Мы рассмотрели далеко не все физические явления, которые описаны великим поэтом.
Перечитывая произведения А. С. Пушкина, вы найдёте ещё множество ярких и
образных описаний природных явлений, имеющих физическое содержание.
Вывод: Вместо слов благодарности великому русскому поэту хочется вспомнить строчки из стихотворения Николая Алифиренко:
Мы любим Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски,
Добро цветёт в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работая над рефератом, мы убедились в том, что, действительно, «читая А.С. Пушкина, можно изучать физику». Также получили подтверждение тому, что гениальный русский поэт, выдающийся представитель гуманитарных областей человеческой культуры, стремился разобраться и в том, что несёт человеку наука. По выводам одного из исследователей его творчества – М.П. Алексеева, А.С. Пушкин «верил в науку, считая её одним из величайших двигателей культуры, но он был также далёк от односторонних увлечений в науке, как и от односторонних упрёков по её адресу…»
Практическая значимость этого проекта заключается в том, что данный материал может быть использован как дополнительный источник для изучения творчества А.С. Пушкина или при обобщении знаний по физике.
Действительно, мир многообразен, и нельзя его делить на отдельные составные части, белое и чёрное, физику и лирику. Все школьные предметы взаимосвязаны, и по-настоящему образованный культурный человек может быть одновременно и физиком, и лириком.
Поэт понимал, что знания - такое же богатство страны, как запасы недр, полей и лесов. Знания - капитал, залог и необходимый потенциал развития общества.
Хочется обратить внимание на строки А.С. Пушкина, обращённые к нам: Как хорошо! Вот сладкий плод ученья!
Как с облаков ты можешь обозреть
Все царство вдруг: границы, грады, реки.
Учись, мой сын: наука сокращает
Нам опыты быстротекущей жизни...
Учись, мой сын, и легче и яснее
Державный труд ты будешь постигать.
«Борис Годунов»
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВЛитература
1. А. С. Пушкин. Драматические произведения, поэмы, сказки, стихотворения: Т. 1:М.: РИПОЛ КЛАССИК, Самарский Дом печати, 1996.
2. Алексеев, М.П. Пушкин: Сравнительно-исторические исследования / М.П. Алексеев. – Л.: Наука, 1984.
3. В. В. Вересаев. Пушкин в жизни. М.: Московский рабочий, 1984.
4. Волков Г.Н. Мир Пушкина: личность, мировоззрение, окружение. М.: Молодая гвардия, 1989.
5. Кудрявцев П.С. Курс истории физики. М.: Просвещение, 1982.
6. Модзалевский Б.Л. Род и потомство Ломоносова. // Ломоносовский сборник. СПб.: Академия наук, 1911.
7. П. С. Кудрявцев. Курс истории физики. М.: Просвещение, 1982.
8. Пушкин, А.С. Соч: в 3 т. / А.С. Пушкин. – М.: Художественная литература, 1985–1986.
9. Соловьёв, Ю.И. М.В. Ломоносов в оценке А.С. Пушкина / Ю.И. Соловьев // Вопросы истории естествознания и техники. – 1983. – № 4. С. 65-69.
10. Тихомирова С. А. «Пушкин и физика» / журнал «Физика в школе» №3 1999 г.
11. Чистякова Т.А. Физика в Пушкинском лицее / Т.А. Чистякова // Физика в школе. 1987. №6. С. 25-28.
12. Щербаков Р. Н. Конференция на тему «А. С. Пушкин и наука в его творчестве» / журнал «Физика в школе» №3 1999
13. Яроцкий, А.В. Павел Львович Шиллинг. 1786-1837 / А.В. Яроцкий. – М.: Изд-во АН СССР, 1963.
Интернет-ресурсы
14. Голубь П.А. А.С. Пушкин и естествознание его времени. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: www.altspu.ru/Journal/pedagog/ pedagog_6/a26.html (Дата обращения 01.04.2016)
15. Григорьева Е.А. Пушкин, физика и мы. Викторина. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2014/03/26/ pushkin-fizika-i-my-viktorina (Дата обращения 25.03.2016)
16. Дмитрева.К. Драгоценные подарки Пушкину [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.acapod.ru/2274.html#ixzz2B4CsOFQ1 (Дата обращения 01.04.2016)
17. Карцов Я.И. Физика в Пушкинском лицее [Электронный ресурс]/ Режим доступа: www.eduspb.com (Дата обращения 31.03.2016)
18. Ломакин А.В. Викторина «Пушкин и физика» [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://ladlav.narod.ru/pushkin.htm (Дата обращения 18.03.2016)
19. Лучков Б.И. Пушкин и физика. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://fiz.1september.ru/2000/no21_1.htm (Дата обращения 25.03.2016)
20. Яшина В.А. Методическая разработка внеклассного мероприятия по физике «Физика и лирика» [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.metod-kopilka.ru/metodicheskaya_ razrabotka_vneklassnogo_ meropriyatiya_po_fizike__fizika_i_lirika-40381.htm (Дата обращения 10.03.2016)