А.С. Макаренко о коллективе

Описание:
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

                               Реферат по педагогике

          «А.С. Макаренко о коллективе»

       Выполнил студент 1 курса

      17 группы факультета русской филологии

       МГОУ

       Стрельцов Александр

                          ПЛАН

1.     Введение

2.     Краткая биография А.С. Макаренко

3.     Макаренко о коллективе

4.     Заключение

5.     Список литературы

Введение

Я выбрал эту тему, потому что воспитание человека возможно только в окружении людей. Только в обществе себе подобных он может усвоить все знания и навыки, необходимые для жизни. Воспитание в коллективе для него естественно. Оно дает человеку необходимый опыт общения и взаимодействия с окружающими. Эффективность такого воспитания обуславливает также тот факт, что общественное мнение чаще всего имеет для человека большое значение. Следовательно, коллектив обладает значительным влиянием на личность. Это влияние можно эффективно использовать в воспитательных целях. Вопросу коллективного воспитания посвящены работы великого педагога А.С. Макаренко.

Краткая биография А.С. Макаренко

Антон Семёнович Макаренко родился 13 марта 1888 года в городе Белополье Сумского уезда Харьковской губернии в семье рабочего-маляра вагонных железнодорожных мастерских. У него был младший брат Виталий, впоследствии поручик, белый офицер-марковец, который надолго пережил брата и оставил о нём ценные воспоминания. 

В 1897 году поступил в начальное железнодорожное училище.

В 1901 году переехал с семьей в Крюков (в настоящее время район города Кременчуга Полтавской области).

В 1094 году окончил четырёхклассное училище в Кременчуге и одногодичные курсы по педагогике.

В 1905 году работал там же учителем в железнодорожном училище, затем на станции Долинская.

1914—1917 гг. — учёба в Полтавском учительском институте, который он закончил с золотой медалью. Тема диплома была весьма "щекотливой" — "Кризис современной педагогики".

В 1917—1919 был заведующим железнодорожной школой при Крюковских вагонных мастерских.

В 1919 г. переехал в Полтаву.

По поручению Полтавского Губнаробраза организовал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей в селе Ковалёвка, близ Полтавы, в 1921 году колонии было присвоено имя М. Горького, в 1926 году колония была переведена в Куряжский монастырь под Харьковом; заведовал ею (1920—1928), с октября 1927 года до июля 1935 года был одним из руководителей детской трудовой коммуны ОГПУ имени Ф. Э. Дзержинского в пригороде Харькова, в которых продолжил на практике воплощать разработанную им педагогическую систему. М.Горький интересовался педагогической деятельностью А.Макаренко, оказывал ему всяческую поддержку. Педагогические достижения выдвинули Макаренко в число известных деятелей советской и мировой культуры и педагогики.

С 1 июля 1935 года переведён в Киев, в центральный аппарат НКВД УССР, где работал на должности помощника начальника отдела трудовых колоний.

После переезда в Москву занимался в основном литературной деятельностью, публицистикой, много выступал перед читателями, педагогическим активом. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31.01.1939 г. награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Скоропостижно скончался в вагоне пригородного поезда на станции Голицыно 1 апреля 1939 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Макаренко о коллективе

Виднейшим представителем отечественной педагогики, разрабатывавшим

теорию коллектива, был А.С. Макаренко. Его перу принадлежат многочисленные педагогические и художественные сочинения, в которых детально разработана методика коллективистского воспитания. Сегодня великий педагог известен не только в нашем обществе, но и во всем мире. Учение А.С. Макаренко содержит подробную технологию поэтапного формирования коллектива.

Вопрос о воспитании молодого поколения в духе коллективизма был ведущим, коренным вопросом советской педагогики с первых же дней ее существования.

Большая заслуга А.С. Макаренко заключается в том, что он продвинул этот вопрос дальше, указав ряд глубоко обоснованных и успешно проверенных на практике методов воспитания. Воспитание в коллективе и через коллектив - это центральная идея его педагогической системы, красной нитью проходящая через всю педагогическую деятельность и все его педагогические высказывания.

"Задача нашего воспитания сводится к тому, чтобы воспитать коллективиста", - говорит Макаренко в статье "Некоторые выводы из моего педагогического опыта". Воспитание в коллективе и через коллектив он подробно освещает в художественно-педагогических и теоретических произведениях.

Под коллективом Макаренко понимал не случайное скопление людей, а объединение их для достижения общих целей в общем труде - объединение, отличающееся определенной системой полномочий и ответственности, определенным соотношением и взаимозависимостью отдельных своих частей. Он подчеркивал, что коллектив - часть советского общества: "через коллектив каждый его член входит в общество".

"Только создав единый школьный коллектив, можно разбудить в детском сознании могущественную силу общественного мнения как регулирующего и дисциплинирующего воспитательного фактора", - писал Макаренко. Высшим назначением школьного коллектива является создание условий для всестороннего и свободного развития личности каждого ребенка, для воспитания коллективистов. Более десяти лет понадобилось Макаренко, чтобы разработать модель школьного коллектива и обосновать главные принципы организации и деятельности такого коллектива. В числе этих принципов - наличие общеколлективных целей, постоянное движение навстречу новым перспективам, связь с другими коллективами, влияние коллектива на все стороны жизни учащихся, единство управления и самоуправления, использование игры, создание и накопление традиций, бодрый тон жизни, эстетическая выразительность. Макаренко считал, что воздействовать на отдельную личность можно, действуя на коллектив, членом которого является эта личность. Это положение он назвал

"Принципом параллельного действия". В этом принципе реализуется требование коллектива - "один за всех и все за одного". "Принцип параллельного действия" не исключает, однако, применения "принципа индивидуального действия" - прямого, непосредственного воздействия педагога на отдельного воспитанника.

Одним из важнейших законов коллектива Макаренко считал "закон движения коллектива". Если коллектив достиг поставленной цели, а новых перспектив перед собой не поставил, наступает самоуспокоение, нет больше стремлений, воодушевляющих участников коллектива, нет у него будущего. Развитие коллектива останавливается. Коллектив всегда должен жить напряжённой жизнью, стремлением к определённой цели. В соответствии с этим Макаренко впервые в педагогике выдвинул и разработал важный принцип, который он назвал "системой перспективных линий". "Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость... Самое важное, что мы привыкли ценить в человеке, - это сила и красота. И то, и другое определяется в человеке исключительно по типу его отношения к перспективе. Воспитать человека - значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость. Можно написать целую методику этой важной работы. Она заключается в организации новых перспектив, в использовании уже имеющихся, в постепенной постановке более ценных" - писал Макаренко в "Педагогической поэме".

Развитие детского коллектива, по Макаренко, должно происходить постоянно; оно должно направляться педагогическим коллективом, который творчески ищет наиболее эффективные пути для его движения вперёд.

Педагог должен уметь увлечь весь коллектив воспитанников и каждого из его участников определённой целью, достижение которой, требующее усилий, труда, борьбы, даёт глубокое удовлетворение. Добившись этой цели, надо не останавливаться на достигнутом, а ставить дальнейшую задачу, более широкую, более общественно значимую, делать больше и лучше, чем раньше. Искусство педагога заключается в том, чтобы сочетать своё руководство, свои педагогические требования с большими реальными правами коллектива.

Такова в кратких словах сущность "системы перспективных линий" А.С. Макаренко, являющейся одной из частей его учения о воспитании и коллективе. Правильно осуществляемая в педагогической практике, она будит у воспитанников уверенность в их силах, поднимает их чувство собственного достоинства, развивает волю и настойчивость, поддерживает

бодрость и жизнерадостность и побуждает весь коллектив стремиться к новым достижениям.

Макаренко отводил важную роль в жизни коллектива игре. В детском возрасте игра имеет большое значение, и ребенок, писал Макаренко, должен играть, "надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь". Эта сторона жизни коллектива нашла свое яркое выражение в эстетике и символике (сигналы, рапорты, отличительные знаки и т.п.) и во всей структуре и деятельности коллективов колонии имени Горького и коммуны имени Дзержинского.

Необходимым фактором воспитания в педагогической системе Макаренко является труд. В "Лекциях о воспитании детей" он говорил: "Правильное советское воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое... В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов".

Макаренко правильно считал, что трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем. В Советской стране труд должен быть творческим, радостным, сознательным, основной формой проявления личности и заложенных в ней возможностей.

Трудовая деятельность воспитанников занимала большое место в руководимых Макаренко учреждениях; она непрестанно развивалась и совершенствовалась. Начав в колонии имени Горького с простейших видов сельскохозяйственного труда, в основном для нужд своего коллектива, Макаренко затем перешел к организации производительного труда воспитанников в кустарных мастерских.

Своей высшей формы эта трудовая деятельность достигла в коммуне имени Дзержинского, где воспитанники (старшего возраста) обучались в средней школе и работали на производстве со сложной техникой, требующей высококвалифицированного труда. В процессе трудовой деятельности детей, говорил Макаренко, надо развивать их умение ориентироваться, планировать работу, бережно относиться ко времени, к орудиям производства и к материалам, добиваться высокого качества работы. Во избежание ранней и узкой специализации следует переключать детей с одного вида труда на другой, дать им возможность получить среднее образование и в то же время овладеть рабочими профессиями, а также навыками по организации и управлению производством.

Большого внимания заслуживают указания Макаренко о трудовом воспитании детей в семье. Он советует давать детям даже младшего возраста не разовые поручения, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы, с тем, чтобы дети длительное время несли ответственность за

порученную им работу. Дети могут поливать цветы в комнате или во всей квартире, накрывать на стол перед обедом, следить за письменным столом

отца, производить уборку в комнате, обрабатывать определенный участок семейного огорода или цветника и ухаживать за ним и т.п.

А.С. Макаренко внес много нового, оригинального в освещение проблемы семейного воспитания. Он был одним из первых советских педагогов, занявшихся разработкой этой важной проблемы.

Главнейшим условием семейного воспитания Макаренко считал наличие полной семьи, крепкого коллектива, где отец и мать живут дружно между собой и с детьми, где царствуют любовь и взаимное уважение, где имеет место четкий режим и трудовая деятельность. Профессор Е.А. Аркин в определении коллектива стоит ближе к действительности, предлагая признаки: "общность среды и организации и самодеятельность". Фортуганов подчеркивает "совместное удовлетворение потребностей органических или социальных потребностей. Все эти определения ближе к человеческой природе коллектива. Они сводят коллектив к понятию вида. Когда словом коллектив именуют и все человечество, и государство, и общество, и компанию беспризорных, это знаменует отказ от классификации. Дальнейшие разветвления социальных единств направляются произвольно придуманными признаками: самовозникающие и организованные, временные и длительные, простые и сложные. Это не классификация реально существующих явлений по реальным признакам, а детская игра с примитивными терминами, не обладающими ни точностью, ни специфической социальностью признаков. Прежде всего, рассмотрим момент становления индивида членом какого-либо объединения. Уже в момент рождения человек становиться членом семьи, фамилии, рода, государства, нации. Это происходит без его ведома , основанием для такого становления является естественный признак, а по отношению к государству - определенный закон. И в дальнейшем человек продолжает быть членом указанных объединений, членом кровных единств на основании естественного права, членом государства на основании прав государственного. Новым принципом составления социальной совокупности является принцип видимой добровольности. Пример: рабочий поступает на завод, им руководит стремление к заработку. Истинным стимулом объединения явился стимул нужды. Нужда толкает человека в определенное социальное единство, каждый член становиться им случайно. Мы могли бы назвать принцип добровольности принципом социальным. Социальным принципом мы можем признать такой, который определяет объединение людей, исходя из принципиальной позиции мирового единства трудового человечества, выраженного в реальных формах человеческого общения и деятельности. Социальная совокупность - действительно существующая

форма жизни человечества, это совокупность людей, то есть существ мыслящих, поступки которых направляются не простыми реакциями.

Человек стремится к улучшению жизни, уверен в том, что это улучшение возможно только в социальных выражениях. Влечение личности к социальному объединению это влечение масс, имеющее свою историю и развитие. Развитие это протекало диалектически: примитивные формы общения сменялись новыми, представляющими шаг вперед в деле организации человеческого общества.

Несмотря на годы, остаётся неизменным факт: когда кто-то исследует проблемы коллектива, критикуя или одобряя его участие в воспитании личности, он обращается к трудам А.С. Макаренко.

Воспитательным коллективом Макаренко называл такую форму организации жизни детей, которая, будучи полнокровной и радостной детской жизнью, максимально удовлетворяющей детские жизненные потребности, в то же время является коммунистически воспитывающей школой, успешно разрешающей все воспитательные задачи, вытекающие из требований нашего общественного развития". Также педагог затрагивал вопросы положения ученического коллектива в обществе: "Коллектив является частью советского общества, органически связанной со всеми другими коллективами.

Учение А.С. Макаренко содержит подробную технологию поэтапного формирования коллектива. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение - форма жизни коллектива, остановка - форма его смерти; определил принципы развития коллектива (гласности, ответственной зависимости, перспективных линий, параллельного действия); вычленил этапы (стадии) развития коллектива.

Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований. На этом пути А.С. Макаренко выделяет несколько стадий (этапов).

Первая стадия (педагог как субъект управления) - становление коллектива. В это время коллектив выступает, прежде всего, как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося организационно оформленную группу превратить в коллектив, т. е. такую социально-психологическую общность, где отношения учеников определяются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями. Организатор коллектива - педагог, от него исходят все требования. Первая стадия считается

завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организаций.

На второй стадии усиливается влияние актива. Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива, руководствуясь своими понятиями о том, что приносит пользу, а

что - ущерб интересам коллектива. Если активисты правильно понимают потребности коллектива, то они становятся надежными помощниками педагога. Работа с активом на этом этапе требует пристального внимания педагога.

Для второй стадии характерна стабилизация структуры коллектива. Коллектив в это время выступает уже как целостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Он уже способен требовать от своих членов определенных норм поведения, при этом круг требований постепенно расширяется. Таким образом, на второй стадии развития коллектив уже выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности. Основная цель педагогов на этой стадии - максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых этот коллектив создается. Практически только теперь коллектив достигает определенного уровня своего развития как субъект воспитания, в результате чего и становится возможным целенаправленно использовать его в целях индивидуального развития каждого отдельного ученика. В общей атмосфере доброжелательности по отношению к каждому члену коллектива, высокого уровня педагогического руководства, стимулирующего положительные стороны личности, коллектив становится средством развития социально важных качеств личности.

Развитие коллектива на этой стадии связано с преодолением противоречий: между коллективом и отдельными учениками, опережающими в своём развитии требования коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований; между общими и индивидуальными перспективами; между нормами поведения коллектива и нормами, стихийно складывающимися в классе; между отдельными группами учеников с различными ценностными ориентациями и т.д. Поэтому в развитии коллектива неизбежны скачки, остановки, движения вспять.

Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива. Они отличаются рядом особых качеств, достигнутых на предыдущих этапах развития.

Чтобы подчеркнуть уровень развития коллектива на этой стадии, достаточно указать на уровень и характер требований, предъявляемых друг к другу членами коллектива: более высокие требования к себе, чем к своим товарищам. Одно это уже свидетельствует о достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений, привычек. Если коллектив

доходит до этой стадии развития, то он формирует целостную, нравственную личность.

На данной стадии коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий - основной признак и наиболее характерная черта коллектива на третьей стадии.

Показателем сформированного коллектива А.С. Макаренко считал также внутриколлективные отношения, имеющие особые отличительные признаки:

- мажор - постоянная бодрость, готовность воспитанников к действию;

- ощущение собственного достоинства, вытекающее из представления о ценности своего коллектива, гордости за него;

- дружеское единение его членов;

- ощущение защищенности каждого члена коллектива;

- активность, проявляющуюся в готовности к упорядоченному, деловому действию;

- привычку к торможению, сдержанности в эмоциях и словах.

Внутриколлективные отношения в учреждениях А.С. Макаренко имели особый неповторимый стиль, где также уделялось значение и эстетике быта, также от воспитанников требовалось иметь подобающий внешний вид.

Большое внимание А.С. Макаренко уделял возникающим, крепнущим на всех стадиях развития коллектива традициям. Традиции - это такие устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников. Он полагал, что они помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания и украшают жизнь.

В традициях им выделялись большие и малые. Большие традиции - это яркие массовые события, подготовка и проведение которых воспитывают чувство гордости за свой коллектив, веру в его силы, уважение к общественному мнению. Малые, будничные, повседневные традиции скромнее по масштабам, но не менее важны по воспитательным воздействиям. Он справедливо замечал, что они учат поддерживать установленный порядок, вырабатывая устойчивые привычки поведения. Малые традиции не требуют

особых усилий, их поддерживают установившийся порядок, всеми добровольно принятое соглашение.

Особо интересными для изучения модели воспитательного коллектива А.С. Макаренко являются законы существования коллектива. Их было три:

- закон системы перспективных линий,

- принцип параллельного действия,

- преемственность поколений.

Практическую цель, которая способна увлечь и сплотить воспитанников, он называл перспективой. При этом он исходил из положения о том, что "истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость". Понятная каждому воспитаннику, осознанная и воспринятая им перспективная цель становится мобилизующей силой, помогающей преодолевать трудности и препятствия.

В практике воспитательной работы А.С. Макаренко различал три вида перспектив: близкую, среднюю и далекую. Близкая перспектива выдвигается перед коллективом, находящимся на любой стадии развития, даже на начальной. Близкой перспективой может быть, например, совместная воскресная прогулка, поход в цирк или театр, интересная игра-соревнование и т.д. Основное требование к близкой перспективе заключается в том, что она должна опираться на личную заинтересованность: каждый воспитанник воспринимает ее как собственную завтрашнюю радость, стремится к ее осуществлению, предвкушая ожидаемое удовольствие. Высший уровень близкой перспективы - это перспектива радости коллективного труда, когда уже один образ совместного дела захватывает ребят как приятная близкая перспектива.

Средняя перспектива, по мнению А.С. Макаренко, заключается в проекте коллективного события, несколько отодвинутого во времени. Для достижения этой перспективы нужно приложить усилия. Примерами средних перспектив, получивших распространение в современной школьной практике, можно назвать подготовку к проведению спортивного соревнования, школьного праздника, литературного вечера. Среднюю перспективу наиболее целесообразно выдвигать тогда, когда в классе уже сформировался хороший работоспособный актив, который может выступить с инициативой и повести за собой всех школьников. Для коллективов на различных уровнях развития средняя перспектива должна дифференцироваться по времени и сложности.

Далекая перспектива - это отодвинутая во времени, наиболее социально значимая и требующая значительных усилий для достижения цель. В такой перспективе обязательно сочетаются личные и общественные потребности. Пример наиболее распространенной далекой перспективы - цель успешного окончания школы и последующего выбора профессии. Воспитание на далекой перспективе дает значительный эффект лишь тогда, когда главное место в коллективной деятельности занимает труд, когда коллектив увлечен совместной деятельностью, когда для достижения поставленной цели требуются коллективные усилия.

При построении перспектив он замечал: выстроить систему перспективных линий нужно так, чтобы в любой момент времени коллектив имел перед собой яркую увлекательную цель, жил ею, прилагал усилия для ее осуществления. Он отмечал, что развитие коллектива и каждого его члена в этих условиях существенно ускоряется, а воспитательный процесс протекает естественно. Выбирать перспективы надо с таким расчетом, чтобы работа закончилась с реальным успехом. Прежде, чем ставить перед учениками трудные задачи, необходимо учесть и общественные нужды, и уровень развития и организованности коллектива, и опыт его работы. Непрерывная смена перспектив, постановка новых и все более трудных задач - обязательное условие прогрессивного движения коллектива.

Давно установлено, что непосредственное воздействие педагога на ученика по ряду причин может быть малоэффективным. Лучшие результаты дает воздействие через окружающих его школьников. Это учитывал А.С. Макаренко, выдвигая принцип параллельного действия. В его основе - требование воздействовать на школьника не непосредственно, а опосредованно, через первичный коллектив. По своей структуре коллектив А.С. Макаренко делил на 2 вида: общий и первичный. Первичный был частью общего, и как раз с него Антон Семёнович и предлагал начинать воспитательную работу. Он представлял собой такой коллектив, в котором отдельные его члены находятся в постоянном деловом, бытовом, дружеском и идеологическом объединении. В учреждениях Макаренко первичный коллектив назывался отрядом, во главе которого стоял командир, который избирался на срок от трёх до шести месяцев. Из существующего множества вариантов и принципов, на которых возможно построение первичного коллектива, Антон Семенович выбрал возрастной и производственный. Но после, когда сложился дружный коллектив, он создал разновозрастные отряды. Уделяя внимание первичному коллективу, он отмечал необходимость воспитания и через общий коллектив, главным условием существования которого была возможность совместного собрания.

По словам А.С. Макаренко результат всей воспитательной системы - это режим и дисциплина.

В коллективах колонии им. М. Горького и детской коммуне им. Ф.Э. Дзержинского она была. Под дисциплиной педагог понимал хорошо организованную жизнь детей, логика которой была в доминировании интересов коллектива над интересами личности. Такая логика начинала действовать в случае, когда личность сознательно выступала против коллектива.

Под режимом А.С. Макаренко понимал метод и средство воспитания. Он считал, что должен быть целесообразным, обязательным для всех воспитанников и точен по времени.

Что касается наказания, то А.С. Макаренко говорил, что "…воспитание, при правильной организации, должно быть без наказания. А если оно всё-таки применяется, то оно должно применяться без нанесения морального вреда и физических страданий". Под сутью наказания А.С. Макаренко понимал, переживание ребёнка за то, что его осудил коллектив.

Заключение

Опыт трудового воспитания Макаренко и в наши дни используется в ряде образовательных учреждений. Однако, современным педагогам удается использовать лишь отдельные элементы концепции Макаренко, поскольку повторить его эксперимент по созданию колонии в чистом виде не представляется возможным. Во-первых это связано с геополитической обстановкой в стране (т.е. уже не существует коммунистического строя и т.д.), а также с тем, что личность самого Макаренко играла одну из ключевых ролей в реализации этой концепции.

Период работы Макаренко в колонии имени А.М. Горького и коммуны имени Ф.Э. Дзержинского является основным и важнейшим этапом его творческой деятельности. За эти годы у Антона Семеновича окончательно сложилось целостная педагогическая концепция, являющаяся образом творческого соединения практики и теории, проверенная и насыщенная как его собственным опытом, так и опытом всей советской школы в целом. Во время работы в колонии им. Горького А.С. Макаренко установил основные положения теории воспитательного коллектива и разработал принципы организации такого коллектива и методику руководства им.

Идеи Макаренко не столько прошлое, сколько будущее педагогики и воспитания. Антон Семёнович - классик не только советской и российской, но и мировой педагогики. Он основоположник современной теории и методики воспитания. Только с опорой на его наследие можно создать эффективную воспитательную систему.

Педагогические положения А.С. Макаренко о коллективе созвучны в любое время и в любых условиях, где речь идет о воспитании человека. Он утверждал, что коллектив должен быть первой целью нашего воспитания. Коллектив объединяет людей не только в общей цели и в общем труде, но и в общей организации этого труда.

Макаренко был педагогом-новатором, обогатившим российскую педагогику ценными педагогическими идеями, методами и приемами (система перспективных линий, принцип параллельного стиль и тон педагога и т. д.). Он дал новое толкование ряду педагогических вопросов и детально разработал выдвинутые ранее, но недостаточно разработанные до него советской педагогикой проблемы (воспитание в коллективе, семейное воспитание и др.).

Список литературы

Кваша Б.Ф. "Воспитательная педагогика А.С. Макаренко". // Материалы международного макаренковского семинара "А.С. Макаренко и мировая педагогика", 2004. - 17 с.

Джуринский А.Н. История педагогики. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 405 с.

История соц-ой педагогики: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. заведений / под ред.М.А. Галагузовой. - М: Гуманит. Изд. центр Владос, 2001.- 544 с.

Бехтерев В.М. Избранные сочинения. - М.: Педагогика, 2000. - 162 c.

Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. - М.: Педагогика, 1972. - 136 c.

"Лекции о воспитании детей" А.С. Макаренко; Изд-во Академии педагогических наук РСФСР; 1957. - 395 с.

"Некоторые выводы из моего педагогического опыта" / А.С. Макаренко; под ред. Г.С. Макаренко. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1950. - 36 с.; 51 с.

"Педагогическая поэма" А.С. Макаренко; Изд-во Академии педагогических наук РСФСР; 1958. - 98 с.

Статья "Проблемы воспитания в советской школе" (397)

Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. - М., 1998. - 225 с.

Макаренко А.С. Педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1984. - Т. 3. - 201 с.

Макаренко А.С. Педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1984. - Т. 7. - 694 с.

Макаренко А.С. Педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1984. - Т. 4. - 714 с.

Педагогика. / Под ред. П.А. Пидкасистого. - М.: Акалис, 2007. - 187 с.

Макаренко А.С.; Педагогика, 1983. - С. 128.

Павлова М.П. Педагогическая система А.С. Макаренко и современность. - М.: Высшая школа, 1980. - 287 с.

"Подросток в семье", сост. И.Я. Наумченко, Н.Ф. Яковлев, Мн. 1993 - 10c.

Коротов В.М. Развитие идей А.С.Макаренко в теории воспитание // Советская педагогика. - 1988. - №3. - с. 21-25.

Информация о файле
Название файла А.С. Макаренко о коллективе от пользователя gexijej
Дата добавления 5.5.2020, 18:34
Дата обновления 5.5.2020, 18:34
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 20.49 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 297
Скачиваний 52
Оценить файл