Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина»
(ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина»)
Институт точных наук и информационных технологий
Кафедра физико-математического и информационного образования
Курсовая работа
по дисциплине: «Геометрия»
Подобие плоскости
Направление: 500100.62 «Педагогическое образование»
Профиль: «Информатика, Математика»
Исполнитель: обучающийся 1315 группы Амосов Никита Владимирович
Научный руководитель: к.ф.-м.н., доцент, Понарядова Раиса Семёновна.
Сыктывкар, 2015
Оглавление
Введение. 3
Глава I. Преобразование плоскости. 4
Историческая справка. 4
Основные определения. 5
Гомотетия. 7
Свойства гомотетии. 8
Подобные треугольники. 9
Признаки подобия треугольников. 10
Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. 13
Пропорциональные отрезки в круге. 18
Глава II. Задачи на применение. 19
Задачи на движение. 19
Задачи на гомотетию.. 21
Задачи на подобие. 23
Задачи на метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. 26
Задачи на пропорциональные отрезки в круге. 27
Заключение. 29
Список литературы. 30
Введение.
Сегодня предметом нашего исследования будет «Подобие плоскости». Почему именно эта тема. Значимость подобий в нашей жизни очевидна и бесспорна, а в школе тема рассматривается очень скудно.
Знание темы помогает нам как на уроках в школе, будь то геометрия или география, так и в повседневной жизни. Особенно растущие потребности технического прогресса требуют научной разработки теории преобразований, обеспечивающих точность отображения объектов на плоскость с соблюдением размеров.
Свойства
подобия, установленные из опыта, издавна широко использовались при составлении
планов, карт, при выполнение архитектурных чертежей различных деталей машин и
механизмов.
Список использования свойств подобия очень большой и особенно актуален в наше
время. Сегодня мы рассмотрим преобразование в школьном курсе геометрии.
Цель курсовой: изучить преобразование плоскости и его свойства и рассмотреть преобразование в школе.
Вытекающие задачи, которые стоят перед нами:
1) Подобрать и изучить материал по рассмотренной теме
2) Рассмотреть сквозь преобразование подобия преобразование движения плоскости
3) Показать применение преобразование подобия к решению задач.
Задачи: а) на построение; б) на доказательство; в) на вычисление;
На примерах рассмотрим использование преобразований плоскости и его свойств. Именно решённые задачи будут итогом курсовой работы.
Глава I. Преобразование плоскости.
Историческая справка.
Искусство изображать предметы на плоскости с древних времен привлекало к себе внимание человека. Попытки таких изображений появились значительно раньше, чем возникла письменность. Ещё в глубокой древности люди рисовали на скалах, стенах, сосудах и прочих предметах быта различные орнаменты, растения, животных. Длинная практика подсказала людям, каким правилам надо следовать, чтобы правильно выразить на плоскости желаемый предмет. Так возникли зачатки учения о соответствии и преобразовании. Инженер и архитектор Дезарг в 1630 г. впервые разработал основы математической теории перспективы. Своими трудами он положил начало изучению перспективных преобразований, под которыми впоследствии стали понимать отображение фигуры, данной в одной плоскости, на другую плоскость посредствам центрального проектирования или ряда последовательных проектирований.
Идея отношения и пропорции зародилась в глубокой древности. Об этом свидетельствуют древнеегипетские храмы, детали гробницы Менеса и знаменитых пирамид в Гизе (III тысячелетие до н.э.), вавилонские зиккураты (ступенчатые культовые башни), персидские дворцы и другие памятники древности. Многие обстоятельства, в том числе особенности архитектуры, требования удобства, эстетики, техники и экономичности при возведении зданий и сооружений, вызвали возникновение и развитие понятий отношения и пропорциональности отрезков, площадей и других величин.
Учение о подобии фигур на основе теории отношений и пропорции было создано в Древней Греции в V - IV вв. до н.э. трудами Гиппократа Хиосского, Архита Тарентского, Евдокса Книдского и др. Оно изложено в VI книге "Начал" Евклида, начинающейся следующим определением: «Подобные прямолинейные фигуры суть те, которые имеют соответственно равные углы и пропорциональные стороны».


Основные определения
Изложение теории геометрических преобразований начнём с общих определений.
Фигуры F и F1 называются подобными, если каждой точке фигуры F можно сопоставить точку фигуры F1 так, что для любых двух точек М и N фигуры F и сопоставленных им точек М1 и N1 фигуры F1 выполняется равенство
= к, где k — одно и то же положительное число
для всех точек. При этом предполагается, что каждая точка фигуры F1 оказывается сопоставленной какой-то
точке фигуры Р. Число k называется коэффициентом подобия фигур F и F1.
Если простыми словами, то подобием плоскости называется ее
преобразование, при котором все расстояния между точками умножаются на одно и
то же положительное число. Это число k называется коэффициентом подобия.
На рисунке 1 представлен способ построения фигуры F1, подобной данной фигуре F. Каждой точке М фигуры F сопоставляется точка М1 плоскости так, что точки М и М1 лежат на луче с началом в некоторой фиксированной точке О, причем ОМ=к-ОМ1 (на рисунке 1 к= 1/3). В результате такого сопоставления получается фигура F1, подобная фигуре F. В этом случае фигуры F и F1 называются центральноподобными.
Примерами подобных четырехугольников являются любые два квадрата, а также два прямоугольника, у которых две смежные стороны одного пропорциональны двум смежным сторонам другого (рис. 2, б).
Примерами подобных фигур произвольной формы являются две географические карты одного и того же района, выполненные в разных масштабах, а также фотографии одного и того же предмета, сделанные в разных увеличениях.
Движение
При k=1 преобразование подобия сохраняет расстояния, т.е. является движением. Следовательно, движение – частичный случай преобразования подобия.
Примерами
движений плоскости являются осевая и центральная симметрия, параллельный
перенос, поворот. Как пример, напомним определение параллельного переноса.
Пусть
- некоторый вектор плоскости α.
Геометрическое преобразование, переводящее каждую точку
в такую точку
, что
(рис. 3), называется параллельным
переносом на вектор
. Параллельный перенос является
движением: если точки
и
переходят в
и
, т.е.
,
, то
, и потому
.
Свойства движений:
1) Движение переводит прямую в прямые, а параллельные прямые – в параллельные прямые.
2) Движение преводит полуплоскость с границей a в полуплоскость с границей a", где a" – образ прямой a.
3) Движение сохраняет простое отношение трёх точек прямой.
4) Движение сохраняет отношение «Лежать между».
5) Движение переводит отрезок AB в отрезок A"B", где A" и B" – образы точек A и B. При этом середина отрезка AB переходит в середину отрезка A"B".
6) Движение переводит луч в луч, а угол в угол.
7) Движение переводит угол в равный ему угол.
8) Движение переводит взаимно перпендикулярные прямые во взаимно перпендикулярные прямые.
Гомотетия
Расмотрим пример преобразования подбия, отличного от движения. Зададим точку М0 и вещественное число m≠0. Каждой точке М плоскости поставим в соответствие точку M" так, чтобы
(1)
Такое
отображение является преобразование плоскости и называется гомотетией.
Точка называется гомотетией. Точка М0
называется центром гомотетии, а число m – коэффициентом гомотетии. Докажем, что гомотетия – преобразование
подобия. Действительно, пусть М1 и М2- произвольные точки
плоскости, а
и
- их образы. Из равенства (1)
получаем:
,
, поэтому
(2)
Отсюда
получаем: || = |m|×|
| или
= |m|×
.
Таким образом, гомотетия с коэффициентом m является преобразованием подобия с коэффициентом подобия k=|m|.
При m=1 из равенства (1) получаем: . Отсюда следует, что любая точка М плоскости совпадает с её
образом, т.е. гомотетия с коэффициентом m=1 является тождественным преобразованием. При m=-1 из равенства (1) получаем, что
гомотетия – центральная симметрия. В остальных случаях (т.е. когда |m|≠1) гомотетия – преобразование
подобия, отличное от движения, т.е. преобразование плоскости, не сохраняющее
расстояния между точками.
Выберем ортонормированный репер (О, E1, E2) так, чтобы точка О совпадала с центром гомотетии. Если М(x, y) – произвольная точка плоскости, а точка М" (x", y") – её образ, то из формулы (1) получаем аналитическое выражение гомотетии:
x"=mx, y"=my (3)
Свойства гомотетии
Рассмотрим простейшие свойства гомотетии.
10. Гомотетия с коэффициентом m≠1 переводит прямую, не проходящую через центр гомотетии, в параллельную ей прямую, а прямую, проходящую через центр гомотетии, — в себя.
Пусть Ax+Bx+С = 0 — уравнение данной прямой l. Подставив сюда значения х. у из (3), получаем уравнение образа l" этой прямой: Ах"+Ву"+Сm = 0. Этим уравнением определяется прямая. Если С≠0, то l||l" ,а если С = 0, то l" и l совпадают.
2° Гомотетия сохраняет простое отношение трех точек.
Пусть A, В и С — три точки прямой, а A", В" и С" — их образы, µ = (AВ, С) и µ"=(А"В, С"). По определению простого отношения трех
точек имеем: ,
. По формуле
(2) получаем:,
где m — коэффициент гомотетии. Следовательно, m
или
.Таким образом, µ" = µ, т. е. (АВ. С)
= (A"В", С").
Из этих свойств следует, что гомотетия переводит отрезок в отрезок, луч в луч и полуплоскость в полуплоскость.
З0. Гомотетия переводит угол в равный ему угол.
Пусть ВАС — данный угол, а В", А" , С" — образы точек В, А и С. По формуле (2) получаем:
,
Отсюда следует, что В"А"С" = ВАС.
4°. Гомотетия сохраняет ориентацию плоскости.
Пусть (A, B, С) —
произвольный репер, а (А", В", С") — его образ. Используя формулы (4),
получаем: (,
) | (
,
) = m2>0. Итак, в
гомотетии любой репер и его образ ориентированы одинаково, т.е. гомотетия
сохраняет ориентацию плоскости.
Подобные треугольники
Введем понятие подобных треугольников.
Пусть у двух треугольников АВС и А1В1С1 углы соответственно равны: А=А1, В=В1, С=С1. В этом случае стороны АВ и А1В1, ВС и B1С1 , СА и С1А1 называются сходственными (рис. 4).
Определение
Два треугольника называются подобными, если их углы соответственно равны и
стороны одного треугольника пропорциональны сходственным сторонам другого.
Другими словами, два треугольника подобны, если для них можно ввести обозначения АВС и А1В1С1 так, что
А=А1, В=В1, С=С1 (1)
(2)
Число k, равное отношению сходственных сторон подобных треугольников, называется коэффициентом подобия.
Подобие треугольников АВС и А1В1С1 обозначается так:
∆АВС ~ ∆А1В1С1
На рисунке 4 изображены подобные треугольники.
Оказывается, что подобие треугольников можно установить, проверив только некоторые из равенств (1) и (2). Рассмотрим три признака подобия треугольников.
Признаки подобия треугольников
Первый признак подобия
Теорема. Если два угла одного треугольника
соответственно равны двум углам другого, то такие треугольники подобны.
Доказательство
Пусть ∆АВС и ∆А1В1С1
— два треугольника,
у которых ∠А= ∠А1 ∠В=∠В1 (рис. 5). Докажем, что ∆АВС ~ ∆A1B1C1.
По теореме о сумме
углов треугольника ∠С = 180° - ∠А - ∠В , ∠С1 =180° - ∠А1 - ∠B1 и, значит, ∠С=∠С1. Таким образом, углы треугольника АВС соответственно равны углам
треугольника А1В1С1.
Докажем, что стороны треугольника АВС пропорциональны сходственным сторонам треугольника А1В1С1. Так как ∠А = ∠А1 и ∠С=∠С1, то
Из этих равенств следует, что . Аналогично,
используя равенства ∠А= ∠А1 ∠В=∠В1, получаем .
Итак, стороны треугольника АВС пропорциональны сходственным сторонам треугольника А1В1С1. Теорема доказана.
Второй признак подобия треугольников
Теорема. Если две стороны
одного треугольника пропорциональны двум сторонам другого треугольника и
углы, заключенные между этими сторонами, равны, то такие треугольники подобны.
Доказательство
Рассмотрим два треугольника АВС и A1B1C1 , у которых , ∠А = ∠А1 (рис. 6, а). Докажем, что ∆АВС ~ ∆A1B1C1. Для этого, учитывая первый признак подобия треугольников, достаточно доказать, что ∠В=∠В1.
Рассмотрим треугольник АВС2,
у которого ∠1 = ∠А1 , ∠2 = ∠В1 (рис. 6, б). Треугольники АВС2 и А1В1С1
подобны по первому признаку подобия треугольников, поэтому
.С другой стороны, по условию .
Из этих двух равенств получаем АС=АС2.
Треугольники АВС и АВС2 равны по двум сторонам и углу между ними (АВ — общая сторона, АС=АС2 и ∠А=∠1, поскольку ∠А—∠А1 и ∠1 = ∠А1). Отсюда следует, что ∠В=∠2, а так как ∠2 = ∠В1 то ∠В = ∠В1. Теорема доказана.
Третий признак подобия треугольников
Теорема. Если три стороны одного треугольника пропорциональны трем сторонам другого, то такие треугольники подобны.
Доказательство
Пусть стороны треугольников АВС и А1В1С1 пропорциональны:
(1)
Докажем, что ∆АВС и ∆А1В1С1. Для этого, учитывая второй признак подобия треугольников, достаточно доказать, что ∠А=∠А1 Рассмотрим треугольник АВС2, у которого ∠1=∠А1 , ∠2=∠В1 (см. рис. 6, б). Треугольники АВС2 и А1В1С1 подобны по первому признаку подобия
треугольников, поэтому .
Сравнивая эти равенства с равенствами (1), получаем: ВС=ВС2, СА=С2А. Треугольники АВС и АВС2 равны по трем сторонам. Отсюда следует, что АА=А 1, а так как ∠1 = ∠А1, то ∠А = ∠А1 Теорема доказана.
Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике
Теорема*. В прямоугольном треугольнике перпендикуляр, опущенный из вершины прямого угла на гипотенузу, есть средняя пропорциональная величина между отрезками, на которые основание перпендикуляра делит гипотенузу, а каждый катет есть средняя пропорциональная между гипотенузой и прилежащим к этому катету отрезком гипотенузы.
Пусть AD (рис.7) есть перпендикуляр, опущенный из вершины прямого угла А на гипотенузу ВС. Требуется доказать следующие три пропорции:
1) BD/AD = AD/DC ;
2) BC/AB = AB/BD ;
3) BC/AC = AC/DC.
Первую пропорцию мы докажем из подобия треугольников ABD и ADC. Эти треугольники подобны, потому что
∠1 =∠4 и ∠2 = ∠3
как острые углы с соответственно перпендикулярными сторонами. Возьмём в ∆ABD те стороны BD и AD, которые составляют первое отношение доказываемой пропорции; сходственными сторонами в ∆ADC будут AD и DC, поэтому
BD : AD = AD : DC.
Чтобы безошибочно определить, какие стороны взятых
треугольников сходственны между собой, полезно держаться такого пути:
1) указать углы, против которых лежат взятые стороны одного
треугольника;
2) найти равные им углы в другом треугольнике;
3) взять противолежащие им стороны.
Например, для треугольников ABD и ADC рассуждаем так: в.
треугольнике ABD стороны BD и AD лежат против углов 1 и 3; в треугольнике
ADC этим углам равны 4 и 2; против них лежат стороны AD и DC. Значит, стороны
AD и DC сходственны со сторонами BD и AD.
Вторую пропорцию докажем из подобия треугольников ABC и ABD. Эти треугольники подобны, потому что они прямоугольные и острый угол В у них общий. В ∆ABC возьмём те стороны ВС и АВ, которые составляют первое отношение доказываемой пропорции; сходственными сторонами в ∆ABD будут АВ и BD; поэтому
ВС : АВ = АВ : BD.
Третью пропорцию докажем из подобия треугольников ABC и ADC. Эти треугольники подобны, потому что они оба прямоугольные и имеют общий острый угол С.
В ∆АВС возьмём стороны ВС и АС; сходственными сторонами в ∆ADC будут АС и DC; поэтому
ВС : АС = AC: DC.
Следствие. Пусть А (рис.8) есть произвольная точка окружности, описанной на диаметре ВС.
Соединив концы диаметра с этой точкой, мы получим прямоугольный ∆ABC, у которого гипотенуза есть диаметр, а катеты есть хорды (по свойству вписанного угла, опирающегося на диаметр). Применяя доказанную выше теорему к этому треугольнику, приходим к следующему заключению:
Перпендикуляр, опущенный из какой-либо точки окружности на диаметр, есть средняя пропорциональная величина между отрезками, на которые основание перпендикуляра делит диаметр, а хорда, соединяющая эту точку с концом диаметра, есть средняя пропорциональная между диаметром и прилежащим к хорде отрезком диаметра.
Теорема Пифагора. Доказанные выше теоремы позволяют обнаружить замечательное соотношение между сторонами любого прямоугольного треугольника. Это соотношение было впервые замечено греческим геометром Пифагором (VI в. до н. э.) и носит поэтому его имя — теорема Пифагора.
Если стороны прямоугольного треугольника измерены одной и той же единицей, то квадрат длины гипотенузы равен сумме квадратов длин катетов.
Пусть ABC (рис.9) есть прямоугольный треугольник, AD — перпендикуляр, опущенный на гипотенузу из вершины прямого угла.
Положим, что стороны и отрезки гипотенузы измерены одной и той же единицей, причём получились числа а, b, с, с" и b" (принято длины сторон треугольника обозначать малыми буквами, соответствующими большим буквам, которыми обозначены противолежащие углы). Применяя теорему*, можем написать пропорции:
а : с = с : с" и а : b = b : b",
откуда
ас" = с2 и ab" = b2.
Сложив почленно эти два равенства, найдём:
ас" + ab" = с2 + b2, или а(с" + b") = с2 + b2.
Но с" + b" = а, следовательно,
a2 = с2 + b2.
Эту теорему обыкновенно выражают сокращённо так: квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
Теорема Пифагора имеет ещё другую формулировку: площадь квадрата, построенного на гипотенузе прямоугольного треугольника, равна сумме площадей квадратов, построенных на катетах.
Замечание. Прямоугольный
треугольник со сторонами 3, 4 и 5 называется часто египетским треугольником,
так как он был известен ещё древним египтянам. Так, их землемеры для построения
прямого угла на земной поверхности пользовались таким приёмов: бечёвку
посредством узлов они разделяли на 12 равных частей; затем, связав концы,
натягивали её на земле (посредством кольев) в виде треугольника со сторонами в
3, 4 и 5 делений; тогда угол между сторонами, равными 3 и 4, оказывался прямым.
Прямоугольные треугольники, у которых стороны измеряются целыми числами, носят
название пифагоровых треугольников. Можно доказать, что
катеты х и у и гипотенуза z таких
треугольников выражаются следующими формулами:
х = 2ab, у = а2 — b2, z = а2 + b2 ,
где a и b — произвольные целые числа при условии, что а > b.
Следствие. Квадраты катетов относятся между собой, как прилежащие отрезки гипотенузы. Действительно, из уравнений предыдущего параграфа находим:
c2: b2= ac" : ab" = с": b"
Замечание. К трём равенствам, которые мы вывели выше:
1) ас" = с2; 2) ab" = b2 и 3) a2 = с2 + b2,
можно присоединить ещё следующие два:
4) b" + с" = а и 5) h2 = b"с" "
(если буквой h обозначим длину высоты AD). Из этих равенств третье, как мы видели, составляет следствие первых двух и четвёртого, так что из пяти равенств только четыре независимы; вследствие этого можно по данным двум из шести чисел находить остальные четыре.
Пропорциональные отрезки в круге
Теорема. Произведения отрезков пересекающихся хорд окружности равны.
Доказательство. Пусть хорды AB и CD окружности пересекаются в точке M (рис.10). Треугольники AMC и DMB подобны по двум углам (углы BAC и BDC равны как вписанные углы, опирающиеся на одну дугу), поэтому AM/DM = CM/BM , откуда AM · BM = CM · DM.
Теорема о касательной и секущей.
Если из одной точки проведены к окружности касательная и секущая, то произведение всей секущей на ее внешнюю часть равно квадрату касательной.
Доказательство. Пусть через точку M (рис.11), лежащую вне окружности, проходят две прямые: одна из них касается окружности в точке A, а вторая пересекает эту окружность в точках B и C, причем точка B лежит между точками M и C.
Требуется доказать, что BM · CM = AM2 . Соединим точку A с точками B и C. Рассмотрим треугольники AMB и CMA. Угол при вершине M у них общий, а угол BAM — это угол между касательной AM и хордой AB. Он равен половине дуги AB, заключенной между ними. Но половине этой дуги равен и вписанный угол ACB. Поэтому треугольники AMB и CMA подобны по двум углам. Следовательно, AM/CM = BM/AM , откуда
BM · CM = AM2.
Глава II. Задачи на применение
Задачи на движение
Задача на построение.
1)
Даны точка О и прямая b. Постройте прямую, на которую
отображается прямая b при центральной
симметрии с центром O.
2)
Даны две прямые a и b.Постройте
прямую, на которую отображается прямая b при осевой симметрии с осью a.
Задача на вычисление.
Вычислить координаты центра поворота, заданного формулами:
Решение. Центр поворота – инвариантная точка, т. е.
Решим систему:
![]() |


умножим второе уравнение системы на 2 и сложим 1 и 2, получим:
6x-15=0 ; x=2,5 ; y=0;
Ответ: x=2,5 ; y=0;
Задача на доказательство.
На сторонах параллелограмма ABCD вне его построены правильные треугольники ABM, BCK, CDP, DAH. Доказать, что точки M,K,P и H являются вершинами параллелограмма.
Решение. Рассмотрим центральную симметрию (поворот на 1800) относительно точки О. Пусть - центральная симметрия f(B)=D, f(a)=C, f(C)=A.
При центральной симметрии f, ∆BCK (правильный) перейдет в рамный ему ∆DAH (правильный), по свойствам осевой симметрии (углы сохраняются). Аналогично ∆AMB переходит в ∆CPD.
f(M)=P , f(K)=H → KO=OH, MO=OP → по признаку параллелограмма, KPHM– параллелограмм.
Задачи на гомотетию
Задача на доказательство.
Докажите, что все графики функций у=ах2 (а≠0) гомотетичны.
Решение. Задача будет решена, если мы покажем что график Fа функции у=ах2 гомотетичен графику F функции у=х2 (рис.12). Проведем через начало координат О прямую р, заданную уравнением у=кх, к≠0. Прямая р пересечет графики F и Fа в начале координат, а также в точках Х=(к, к2) и
Ха=( ,
).
И теперь становится ясно, что вектор =а
, т.е. точка Х является образом
точки Хa при гомотетии с центром О и коэффициентом
а. А потому и параболу Fa
эта гомотетия переводит в параболу F, т.е. эти параболы гомотетичны.
Задача на построение.
В данный треугольник АВС вписать квадрат.
Говорят, что многоугольник вписан в некоторую фигуру, если его вершины лежат на границе этой фигуры.
Решение. Сначала построим какой-нибудь квадрат MNPQ, у которого сторона MN лежит на стороне АВ треугольника АВС, а вершина Q лежит на его стороне АС (рис.13,а).
Пусть луч
АР пересекает сторону ВС в некоторой точке Р1. Рассмотрим теперь
гомотетию f с центром А и коэффициентом к=АР1:АР. Эта гомотетия и
переведет квадрат MNPQ в квадрат M1N1P1Q1,
который вписан в треугольник АВС (рис.13,б).
![]() |
Замечание. Решение этой задачи типично для решения задач на построение методом гомотетии. Используя этот метод, сначала строим какую-нибудь фигуру, гомотетичную искомой и удовлетворяющую всем условиям задачи, за исключением какого-либо одного. Затем, выполняя соответствующую гомотетию, находим решение задачи.
Задачи на подобие
Задачи на доказательство.
1)Докажите, что два равносторонних
треугольника подобны.
![]() |
2) Основания трапеции равны 5 см и 8 см. Боковые стороны, равные 3,6 см и 3,9 см, продолжены до пересечения в точке М. Найдите расстояния от точки М до концов меньшего основания.
Задача на вычисление.
На одной из сторон данного угла А отложены отрезки АВ=5см и АС=16см. На другой стороне этого же угла отложены отрезки AD=8см и AF=10см. Подобны ли треугольники ACD и AFB? Ответ обоснуйте.
Задача на построение.
Построить треугольник по двум углам и биссектрисе при вершине третьего угла.
Построение. Дано: ∠А= α, ∠В=β, CD - биссектриса третьего угла (см. Рис. 14).
Рис. 14
Выберем произвольный отрезок A1B1 и строим на нем треугольник ∆А1В1С по стороне и двум углам ∠А= α, ∠В=β. В построенном треугольнике проводим биссектрису из угла C, и если она не совпала с указанной в условии биссектрисой, то строим CD. Затем через точку D проводим прямую AB || A1B1 до пересечения с продолжениями сторон CA1 и СB1 треугольника ∆А1В1С. Искомый треугольник ∆АВС построен. Углы ∠А = ∠А1 = α, ∠В=∠В1=β как соответственные при параллельных прямых, CD необходимая биссектриса (см. Рис. 15).
Рис. 15
Построено.
Задачи на метрические соотношения в прямоугольном треугольнике
Задачи на построение.
Построить отрезок, средний пропорциональный между двумя отрезками а и b.
Задачу эту можно решить двояким путём:
1) На произвольной прямой (рис.16) откладываем отрезки АВ = а и ВС = b; на АС, как на диаметре, описываем полуокружность; из В восставляем до пересечения с окружностью перпендикуляр BD. Этот перпендикуляр и есть искомая средняя пропорциональная между АВ и ВС.
Рис.16 Рис. 17
2) На произвольной прямой (рис.17) откладываем от точки А отрезки а и b. На большем из этих отрезков описываем полуокружность. Проведя из конца меньшего отрезка перпендикуляр к АВ до пересечения его с окружностью в точке D, соединяем А с D. Хорда AD есть средняя пропорциональная между а и b.
Задачи на пропорциональные отрезки в круге
Задача на доказательство.
Хорды AB и CD окружности пересекаются в точке M, причем AM = AC. Докажите, что продолжения высот AA1 и DD1 треугольников CAM и BDM пересекаются на окружности.
Решение. Треугольники CAM и BDM подобны по
двум углам (рис. 18). По условию один из них равнобедренный, значит, второй
также равнобедренный. Высоты равнобедренных треугольников, проведенные к
основанию, являются биссектрисами углов при вершинах, т. е. лучи AA1
и DD1 биссектрисы равных вписанных углов BAC и BDC. Каждая из этих
биссектрис делит дугу BC пополам, следовательно, они проходят через одну точку
на окружности середину P дуги BC.
Задача на вычисление.
Из точки M, расположенной вне окружности на расстоянии √7 от центра, проведены касательная MA (A — точка касания) и секущая, внутренняя часть которой вдвое меньше внешней и равна радиусу окружности. Найдите радиус окружности.
Рис.19
Решение.
Пусть секущая пересекает окружность с центром O (рис. 19) в точках B и C (B между C и M). Обозначим через x радиус окружности. Тогда BC = x и BM = 2x. Если AM — касательная к окружности, то по теореме о касательной и секущей AM2 = BM · CM = 2x · 3x = 6x2. С другой стороны, по теореме Пифагора из прямоугольного треугольника OAM находим, что AM2 = OM2 – OA2 = 7 – x2. Из
уравнения 6x2 = 7 – x2 находим, что x = 1.
Заключение
В данной курсовой мы изучили преобразование плоскости и рассмотрели его свойства. Узнали что такое движение, что такое гомотетия. Вспомнили признаки подобия треугольников и открыли для себя метрические соотношения в прямоугольном треугольнике и пропорциональные отрезки в круге.
Изучив преобразования плоскости и его свойства рассмотрели различные задачи на построение, на доказательство, и на вычисление. Всё это на основе изученной темы.
Соответственно, поставленные задачи курсовой работы выполнены.
Список литературы.
· Геометрия, 7-9; Учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др. – 13-е изд.- М.: Просвещение, 2003.- 384 с.: ил.
· Геометрия. В2-х ч. Ч.I. Учебное пособие для студентов физ-мат. фак. пед. ин-тов.- М.:Просвещение. 1986.336с.,ил.
· Геометрия: Учебник для 7-9кл. общеобразоват. учреждений. / Поде редакцией Ф.Я. Цукаря.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 1994.- 383 с.: ил.
· Элементарная математика. Геометрия. Сканави М.И. 2-е изд., перераб. и доп., М.: 1974г. - 592с.
· Понарин, Я.П. Элементарная геометрия: Планиметрия, преобразования плоскости [Текст]: в 2 т. / Я.П. Понарин — М.: МЦНМО, 2004.– 312 с. – 1 т.
· http://sernam.ru/book_e_math.php?id=26
· http://oldskola1.narod.ru/KisRibDop/0003.htm