МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФГБОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Филиал ФГБОУ ВПО «УдГУ» в г. Нижняя Тура
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ
К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ
Исследовательская с таблицами, 7-10 детей.
Выполнила студент
гр. З(НТ)050400- 42(К) Е. Е. Полякова
Руководитель
к.п.н., доцент Е. В. Неборский
Нижняя Тура
2016
Содержание
Введение ………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы психологической
готовности детей к школьному обучению ………………………..7
1.1. Краткий обзор исследований по проблеме психологической
готовности детей к школьному обучению ………………………..7
1.2. Основные аспекты школьной зрелости
Формирование внутренней позиции будущего школьника ……9
1.3. Методы диагностики психологической готовности
к школьному обучению ……………………………………………15
Вывод к главе 1 …………………………………………………………16
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по подготовке детей
к обучению в школе
2.1. Организация исследования
2.2. Проведение опытно-экспериментальной работы
2.3. Сравнительный анализ результатов экспериментальной работы
с детьми
Вывод к главе 2
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Актуальность исследования. Тема готовности ребенка к школе в отечественной психологии опирается на труды основоположников отечественной психологии Л.С. Выготского Л.И. Божович, А.В. Запорожца, Л.Б. Эльконина.
Впервые вопрос о готовности детей к началу школьного обучения возник в конце 40-х годов, когда было принято решение о переходе к обучению детей с 7-летнего возраста (ранее обучение начиналось в 8 лет). Именно с той поры не затухает интерес к определению готовности ребенка к регулярному обучению. Второй всплеск интереса к этой проблеме возник в 1983 году - после решения об обучении детей с шести лет. И снова перед обществом встал вопрос о зрелости ребенка, сформированности предпосылок учебной деятельности.
Мы живем в XXI веке, и современные очень высокие требования жизни к организации воспитания и обучения дошкольников заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение.
В разное время психологи занимались проблемой готовности к школе, разработано множество методик, программ (Н.Н. Гудкина, Р.В. Овчарова, Безруких М.И., Семаго Н.Я., Семаго М.М. и др.) диагностики школьной готовности детей.
В зарубежных исследованиях диагностика отражена в работах, изучающих школьную зрелость детей. (Г. Гетпер, 1936; А. Керн, 1954; С. Штребел, 1957; Я. Йирасек, 1970, и др.)
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов его психологического развития в период дошкольного детства.
Противоречие между необходимостью создания целостной системы подготовки детей к школе и отсутствием научно обоснованных рекомендаций по организации данного процесса, обуславливает актуальность выбранной проблемы исследования, общепедагогическое и практическое значение которой и необходимость ее решения определили выбор темы исследования: «Психологическая готовность к обучению детей в школе».
Объект исследования: психологическая готовность дошкольников к школе.
Предмет исследования: подготовка старших дошкольников к школе в игровой деятельности.
Цель исследования: апробировать педагогическую систему подготовки старших дошкольников к школьному обучению на базе различных видов игр.
Цель и предмет исследования определили следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические основы подготовки старших дошкольников к обучению в школе;
2. Выделить принципы построения системы подготовки старших дошкольников к обучению в школе;
3. Разработать содержание и методику организации процесса подготовки дошкольников к обучению в школе в системе развивающих игр.
Гипотеза исследования: Процесс подготовки старших дошкольников к школьному обучению будет эффективным, если:
- модель педагогической системы, базирующаяся на системном и целостном подходах, отразит динамику ее развития;
- усвоение опыта старшими дошкольниками будет организовано в рамках ведущей для данного возраста деятельности - игре;
- его научно-методическое обеспечение будет представлено как совокупность системы различных видов игр и игровых упражнений, направленных на формирование психологической готовности ребенка к школьному обучению.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
- организация констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов;
- качественный, количественный и сравнительный анализ проведенного исследования.
В ходе экспериментальной работы осуществлялись: наблюдение, беседы, тестирование, проведение различных видов игр и игровых приемов, синтез эмпирического материала, статистические методы обработки экспериментальных данных.
Исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад (название, почтовый адрес)
В экспериментально-опытной работе участвовала подготовительная к школе группа в количестве 10 человек.
Возраст: 6-7 лет.
Теоретическая значимость.
Были изучены теоретические аспекты подготовки детей к школе, как целенаправленный и организованный процесс, основанный на знании закономерностей психического развития и возрастных особенностей ребенка.
Рассмотрено педагогическое руководство деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой), в процессе которой происходит психическое развитие ребенка: мышления, нравственно-волевых качеств, творческой активности, навыков культуры поведения, формирование предпосылок учебной деятельности, осуществляется физический и духовный рост ребенка.
Практическая значимость заключается в том, что содержащиеся в исследовании научного обоснования процесса подготовки старших дошкольников к обучению в школе в системе развивающих игр, использованы комплекс разработанных педагогических условий, модель системы подготовки.
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме позволил целенаправленно совершенствовать воспитательный процесс, добиваясь большей эффективности и результативности в подготовке старших дошкольников к обучению в школе.
Материалы исследования могут быть использованы в педагогическом процессе МБДОУ при подготовке детей к обучению в школе.
Научная значимость состоит в том, что:
- теоретически углублены представления о сущности понятия «дошкольное детство - школьное обучение»;
- обоснован комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса подготовки старших дошкольников к обучению в школе;
- создана модель, интегрирующая структуру, содержание и научно-методическое обеспечение процесса подготовки старших дошкольников к школьному обучению.
Глава 1. Теоретическое обоснование психологической
готовности детей к школьному обучению
1.1. Краткий обзор исследований по проблеме психологической
готовности детей к школьному обучению
Проблему подготовки детей дошкольного возраста к школе исследовали педагоги и психологи О.М. Анищенко, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С.Выготский, А.Н. Давидчук, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, С.А. Козлова, Е.Е. Кравцова, М.И. Лисина, В.С. Мухина, Н.Н. Поддъяков, В.А. Сухомлинский, У.В. Ульенкова, Л.И. Цеханская, Д.Б. Эльконин и др. [13, с. 345]
Е.Е. Кравцова отмечает, что психологическая готовность к школьному обучению развивается в смене ведущих видов деятельности: сюжетно-ролевая игра незаметно перетекает в учебную деятельность [15, с. 16.].
Л. И. Божович [5, с. 36] в 60-е г. ХХ века говорила: готовность к обучению в школе связана с развитием мышления, познавательных интересов, готовностью к произвольному регулированию своего поведения, социального статуса будущего ученика.
Об этом же в своих исследованиях говорил А.В. Запорожец [14, с. 354]. Он отмечал, что подготовка ребенка к обучению в школе - это единая система взаимосвязанных компонентов развития ребенка: мотивация, связанная с учебной деятельностью, развитие познавательной и аналитико-синтетической деятельности, сформированность навыков регуляции своего поведения.
Начало теоретической разработки компонентов психологической готовности к школе, заложено в трудах Л.С. Выготского (Божович Л.И., 1968; Н.Г. Салмина, 1988; Д.Б. Эльконин, 1989; Е.Е. Кравцова, 1991 и др.) [5, с. 34].
Л.И. Божович (1968) исследовала главные составляющие психологического развития ребенка, влияющие на эффективное обучение в школе – это: желание ребенка учиться, уровень развития произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Она выделила две группы мотивов учения:
1. Социальные: появление у ребенка необходимости общаться с другими; потребность получения их положительной оценки, а также статуса хорошего ученика;
2. учебные мотивы: желание овладеть новыми умениями, навыками и знаниями [5, с. 23-24].
Тесная взаимосвязь этих желаний рождает ранее неизвестное отношение ребенка к окружающему его миру, названный Л.И. Божович «внутренней позицией школьника» (1968). «Внутренняя позиция школьника», рождается на стыке дошкольного и младшего школьного возраста и представляет собой взаимосвязь двух потребностей: познавательной и желанием общения на ином уровне, в процессе которого ребенок включается в учебный процесс, как ученик, умеющий контролировать свое поведение.
Однако, отечественные психологи в своих исследованиях упираются не на количество приобретенных ребенком знаний, а на уровень развития интеллектуальных процессов. Они говорят, что к школе ребенку нужно научиться:
- видеть главные события в окружающем его мире, сравнивать их, находить подобное и отличное;
- рассуждать, определять причинно-следственные связи в происходящем, анализировать [5, с. 210].
Д.Б. Эльконин (1978) говорил, что произвольное поведение начинает зарождаться и развиваться в различных коллективных играх.
Н.Г. Саллина (1988) делает упор при подготовке детей к школе на развитие умственных способностей ребенка.
Е.Е. Кравцова (1991) - на роль общения ребенка со сверстниками и взрослыми.
Однако, нужно заметить, что все ученые делают упор на развитии произвольного поведения дошкольника. Говорят, что недостаточное развитие произвольности – главный источник неуспешности учебы в школе и говорят в этом случае о слабой психологической готовности к обучению в школе [2, с. 44].
В свете современных требований ФГОС и анализе прошлого педагогического наследия подготовки детей к школьному обучению, современными учеными сделан упор на основную деятельность дошкольников – игру.
1.2. Основные аспекты школьной зрелости.
Формирование внутренней позиции будущего школьника
Психологи показатели готовности ребенка к школе распределяют по степени их значимости в таком порядке: социально-коммуникативный, мотивационно-потребностный, произвольной регуляции собственной деятельности. интеллектуальный, речевой [7, с. 114].
Выделяется три главных направления, по которым нужно вести подготовку детей к школе: развивать личность, воспитывать волевые качества, формировать мотивацию, направленную на желание добывать новые знания.
При этом акцент делается на три компонента школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный [18, с. 125].
Интеллектуальная зрелость: умение выделять фигуры из реальной действительности; проводить синтез и анализ; логическая память [12, с. 23]; устойчивое внимание; умение воспроизводить образец, развитая тонкая моторика руки и сенсомоторную координацию [19, с. 122].
Эмоциональная зрелость в основном понимается как развитие волевых качеств, т. е. у детей должны быть сформированы нравственные мотивы поведения.
Социально-психологическая зрелость ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к принятию статуса школьника [10, с. 134]. К социально-психологической зрелости относятся:
- учебная мотивация;
- умение общаться со сверстниками и взрослыми;
- умение принять учебную задачу.
К началу обучения в школе дошкольник должен обладать следующими качествами:
- развитая моторика руки [23, с. 54];
- хорошо ориентироваться в пространстве, иметь хорошую координацию движений;
- уметь соотносить движения глаз-рука (правильно переносить в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру; из книг, с доски);
- у него должно быть развито логическое мышление [9, с. 187];
- произвольное внимание;
- произвольная память [11, с. 34].
Личностная и социально-психологическая готовность [1, с. 61-63] проявляется в том, как ребенок относится к школе, учителю и учебе, к одноклассникам, родным и близким, к самому себе.
Если, названные компоненты хорошо развиты, то это поможет ребенку быстро адаптироваться к условиям школы.
К моменту поступления в школу будущий школьник должен уметь:
1. понимать и принимать задачу, ее цель;
2. планировать свою деятельность;
3. находить средства для достижения цели;
4. преодолевать возникающие трудности для достижения результата;
5. оценивать результаты деятельности;
6. в случае необходимости не отказываться от помощи взрослого в процессе выполнения задания.
У ребенка должно быть стремление к получению хорошего результата, т.е. выполнить задание как можно лучше. Если при выполнении задания появляются ошибки, то предложить ребенку самому найти их, это путь к развитию самоконтроля [21, с. 58].
Готовя ребенка к школе, необходимо развивать у него самостоятельность, особенно в познавательной деятельности.
6-7-летний ребенок должен уметь:
1. работать самостоятельно и тогда, когда рядом нет взрослого;
2. в процессе работы ориентироваться на получение хорошего результата;
3. активно стремиться к незнакомым видам деятельности.
Личностно-мотивационная и волевая сферы - это единое целое, имеющее определенную структуру. Учебно-важные качества (УВК), которые входят в структуру готовности к обучению в школе, имеют сложные взаимосвязи и не одинаково влияют на успешность школьного обучения.
Базовыми качествами в структуре психологической готовности к школе являются:
1. мотивы учения;
2. зрительный анализ (образное мышление);
3. уровень обобщений (предпосылки логического мышления);
4. способность принимать учебную задачу;
5. вводные навыки (некоторые элементарные речевые, математические и учебные знания и умения);
6. графический навык;
7. произвольность регуляции деятельности (в условиях пошаговой инструкции взрослого);
8. обучаемость (восприимчивость к обучающей помощи).
Уровень развития некоторых качеств (не всех) оказывает прямое и непосредственное влияние на успешность усвоения программного материала. Учебными ведущими качествами (УВК) являются:
1. мотивы учения;
2. зрительный анализ;
3. способность принимать учебную задачу;
4. вводные навыки;
5. графический навык;
6. произвольность регуляции деятельности;
7. обучаемость;
8. вербальная механическая память.
Базовые и ведущие УВК практически одни и те же. Именно на развитие
этих
качеств следует обращать внимание при подготовке старших дошкольников к школе.
Учебно-важные качества (Рисунок 1) имеют разный вес (цифра в круге обозначает вес УВК). Графически взаимосвязи учебно-важных качеств можно изобразить в виде условной схемы, на которой УВК обозначены в виде кружков, а их связи, соединяющими линиями (кружок со стрелочкой - ведущие УВК):
,
Рис. 1. Взаимодействие учебно-важных качеств в структуре
психологической готовности к обучению в школе
Расшифровка схемы, изображенной на рис. 1 представлена в таблице 1 (см. ниже).
Кроме указанных составляющих психологической готовности к школе следует выделить еще одну – развитие речи. Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления.
Таблица 1
Условные обозначения (УО) и вес УВК
Готовя детей к обучению в школе, воспитатель формирует и развивает у них не только произвольную форму общения, но и предпосылки учебной деятельности. Возникают и развиваются эти необходимые в школе качества лучше всего в играх, поэтому при подготовке детей к школе используются все виды игр. К концу дошкольного периода в игре ребенка присутствуют все ее формы: режиссерская, образная, сюжетно-ролевая и игра, игры с правилами и т. д.
Играя, ребенок перестраивает свое поведения - оно становится произвольным. Произвольное поведение - это контроль за выполнением этического образца, хотя еще не осознанный контроль. Нравственные нормы становятся через игру источником развития морали самого ребенка. Игра формирует дружный детский коллектив, развивает самостоятельность и многое другое. Крайне важно то, что дети свободно используют свои знания и умения, нужные в конкретной игровой ситуации. Игра отлично развивает ум ребенка.
Всевозможные игры и игровые упражнения помогают педагогу нормализовать дисциплину, а детям - легче усваивать, предлагаемый дидактический материал. Игра в данном случае является эффективной формы обучения, т.к. создает нужную мотивацию для усвоения новых знаний [16, с. 54].
Игры, способствуют развитию психических процессов:
- на внимание: «Муха», «Круги», «Утренняя гимнастика», «Буква – цифра», «Отметь фигурки», «Запретное слово».
- наглядно-образное мышление: «Головоломка с пальчиками», «Где сидит попугай», «Прогноз погоды», «Шахматная доска».
- логического мышления: «Исследователь», «Я знаю», «Один лишний», «Обручи», «Продолжи ряд цифр», «Кто самый-самый…», «Что подходит», «Придумай сам», «Все наоборот».
- память: «Купи в магазине», «Какая группа исчезла?», «Пары картинок», «Запомни картинки», «Стихи и перевертыши», «Каких картинок больше», «Запомни цифры».
- воображение: «Живые фигурки», «Волшебные круги», «Мешочки с подарками», «Собери картинку», «Салфетки с узором», «Собери по схеме», «Сочинитель сказок».
Таким образом, игры наши незаменимые помощники при подготовке детей к школьному обучению.
1.3. Методы диагностики психологической готовности
к школьному обучению
Содержание, методика организации работы по подготовке к школьному обучению и психолого-педагогическая диагностика дошкольников включают в себя две части [26, с. 64].
Первая - это содержание и методика воспитания, формирующая личность дошкольника, и психолого-педагогическая диагностика личности: познавательных процессов, межличностного общения и др.
Вторая - содержание и методика осуществления подготовки дошкольников к обучению в школе и психолого-педагогическая диагностика уровня психологической готовности к обучению в школе.
Физиологическое, социальное и психическое развитие ребенка тождественны по своему значению при определении его готовности к обучению в школе, т.к. являются разными сторонами ее выражения в различных формах активности.
Тест школьной зрелости Керна-Йирасека включает рисование по памяти фигуры мужчины, срисовывание письменных букв и срисовывание группы точек, т. е. работа по образцу. Подобна тесту школьной зрелости Керна-Йирасека методика Н.И. Гуткиной «Домик»: дети срисовывают картинку, которая изображает домик, составленный из элементов прописных букв [8, с. 55]. Задания А.Л. Венгера «Дорисуй мышкам хвосты» и «Нарисуй ручки для зонтиков» несколько проще в выполнении. Мышиные хвосты и ручки - это тоже элементы букв.
Графический диктант Д.Б. Эльконина помогает продиагностировать: может ли ребенок точно выполнять указания взрослого, которые даны устно, а также умение самостоятельно выполнить задания, воспринятые зрительно в соответствии с образцом.
Методика А.Л. Венгера «Образец и правило» несколько сложнее. Она диагностирует умение ребенка следовать в процессе работы образцу и параллельно требуемому правилу. Данная методика выявляет уровень ориентировки ребенка на сложную конструкцию требований.
Тест «Мотивационная готовность» Т.Д. Марцинковской, позволяет выявить внутреннюю позицию дошкольника. Ребенку предлагается набор вопросов, из которых ему нужно выбрать ответ, который нравится больше.
С помощью теста «Лесенка» (Т.Д. Марцинковской) исследуется самооценка дошкольника.
Н.Я. Семаго и М.М. Семаго (канд. псих. н.) разработали скрининг программу оценки готовности к школе. Предлагаемые задания дают возможность выявить уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности, развитие мелкой моторики, а также уровень развития пространственных представлений.
Вывод к главе 1
Ребенок только в том случае готов к обучению в школе, если его развитие протекало в благоприятных условиях и достигло достаточного уровня в психическом аспекте, а также имеющий хорошее физическое развитие.
В данное понятие входит интеллектуальная и личностная готовность. Интеллектуальная готовностью ребенка – это хорошо развитое мышление, т.е. навыки обобщения, сравнения, классификации; ребенок видит основные признаки предметов и явлений, устанавливает причинно-следственные связи, анализирует. У него непременно должны быть устойчивые нравственные понятия, развита речь, желание активно познавать что-то новое.
Личностная готовность - это позитивная учебная мотивация, умение общаться и работать в содружестве со сверстниками и взрослым. Ребенок должен уметь управлять своими эмоциями, т.е. осмысленно прилагать волевые усилия.
В случае неразвитости лишь одного из компонентов школьной готовности говорит о не благоприятном варианте развития дошкольника и усугубляет адаптацию к школе.
Чтобы подготовить дошкольника к хорошему обучению школе воспитатели используют различные подходы: для более легкой адаптации к школе проводятся специальные занятия с детьми, диагностика их развития и подготовка к школе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации // И.Н. Агафонова «Начальная школа» 1999 № 1 61-63 с.
2. Белова Т. В., Солнцева В. А. Готов ли ребенок к обучению в первом классе? / Т. В. Белова, В. А. Солнцева - М.: Ювента, 2005 - 64 с.
3. Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя. / И.А. Барташникова, А.А. Барташников Харьков: Фолио, 1997 - 335 с.
4. Гаврина Л.Н., Кутявина Н.В. Готовим руку к письму. / Л.Н. Гаврина, Н.В. Кутявина – М.: «Дрофа», 2004 – 128 с.
5. Готовность к школе: развивающие программы. // Серия: «Руководство практического психолога» / Под ред. И.В. Дубровиной, 6-е изд. - Академический проект 2001 – 96 с. с 31–65.
6. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению / Н.И. Гуткина, М.: МГППУ, 2002 - 3-е изд., переработанное. – 235 с.
7. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. (Руководство практического психолога). / Н.И. Гуткина, - М.: Академический Проект, 2000 - 3-е изд., перераб. и доп. - 184 с.
8. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. / В. В. Давыдов - М.: Директ-Медиа, 2008 - 843 с.
9. Дружинин А., Дружинина О. Первый раз в первый класс. / А. Дружинин, О. Дружинина - М.: ЗАО «Центрполиграф», 2003 - С. 223.
10. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает / О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса - М.: Знание, 1994 - 160 с.
11. Житникова Л. М. Учите детей запоминать. Пособие для воспитателя детского сада. / Л. М. Житникова, - М: Изд-во Просвещение, 1985 - 96 с.
12. Загвязинский В. И. и др., под ред. Пидкасистого П.И. Основы социальной педагогики. / В. И. Загвязинский, М.: Педагогическое общество России, 2002 – 160 с.
13. Запорожец, А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики, под редакцией А.В. Запорожца, Г.А. Марковой. / А.В. Запорожец, М.: Просвещение, 2005 - 980 с.
14. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков - М.: ВЛАДОС, 2001 – 256 с.
15. Практикум по возрастной и педагогической психологии. Под ред. И.В. Дубровиной. Москва, 2000 - 225 с.
16. Селевко Г. К., Селевко А. Г. Социально-воспитательные технологии. / Г. К. Селевко, А. Г. Селевко - М.: Народное образование, 2002 – 176 с.
17. Узорова О.В. пальчиковая гимнастика. / О.В. Узорова – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2010 – 127 с.
18. Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. / И. С. Якиманская - М.: Сентябрь, 2000 - 110 с.