СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ОРГАН КООПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
1.1 Орган кооперативного самоуправления, их функции……………………..5
1.2 Исполнительные и контрольные органы управления потребительской кооперации и их компетенция…………………………………………………….
ГЛАВА 2. ОРГАНЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ ПАЙЩИКОВ НА КООПЕРАТИВНЫХ УЧАСТКАХ: ИХ КОМПЕТЕНЦИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПРАВЛЕНИЕМ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА………………………………………………………………………..
2.1 Органы самоуправления пайщиков на кооперативных участках потребительского общества и их компетенция…………………………………
2.2 Взаимодействие органов самоуправления кооперативных участков с правлением потребительского общества…………………………………………
ГЛАВА 3. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ КООПЕРАТИВНОГО УЧАСТКА С ПРАВЛЕНИЕМ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВ………………………………………………..
3.1 Направления совершенствования взаймодействия оргонов самокпровлени кооперативного участка с правлением………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Потребительская кооперация является старейшей экономической системой России, услугами которой пользуется уже несколько поколений на протяжении XIX, XX и XXI столетия. С изменением общественных отношений в конце XX века экономический потенциал потребительской кооперации значительно уменьшился. В третьем тысячелетии, адаптируясь к рыночной экономике, организации потребительской кооперации продолжают выполнять свою социальную миссию, направленную на удовлетворение потребностей населения товарах и услугах.
Потребительская кооперация - особо социально-ориентированная система рыночной экономики, осуществляющая деятельность на общих кооперативных ценностях и принципах, которые усиливают социальное значение потребительской кооперации для пайщиков и обслуживаемого населения.
Для создания кооперативов необходимы юридические предпосылки, то есть законы, позволяющие государственным органам регистрировать каждый кооператив как юридическое лицо.
Преимущество социально-экономической деятельности потребительской кооперации для государства состоят в том, что организации потребительской кооперации являются надежным партнером государства в решении ряда проблем, которым государство привлекает потребительские общества и их союзы. В условиях возросшей за последнее время, вследствие мирового кризиса безработицы возрастает роль потребительской кооперации в обеспечении занятости населения, особенно сельского, общественно полезным трудом.
Все это требует эффективной работы каждой отрасли потребительской кооперации, с помощью которых будет решена основная цель, лежащая в основе социальной миссии: удовлетворение материальных, социальных и культурных потребностей членов потребительского общества.
Таким образом, все, вышеперечисленное, свидетельствует об актуальности темы курсовой работы.
Целью курсовой работы является изучение органов самоуправления пайщиков, в частности, их компетенции и взаимодействия с правлением общества.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Органов самоуправления пайщиков потребительского общества: компетенция и правомочия органов.
2. Рассмотреть компетенцию и правомочия общего собрания потребительского общества.
3. Охарактеризовать порядок применения решений общим собранием пайщиков потребительского общества.
4. Раскрыть компетенцию Совет потребительского общества его и взаимодействие с правлением общества.
Объектом исследования является система потребительской кооперации.
Предмет исследования – проблемы и направления совершенствования взаимодействия органов местного самоуправления с некоммерческими организациями.
В работе использовались нормативно - правовые акты РФ, труды отечественных ученых в области изучения вопросов потребительской кооперации, материалы статистических сборников РФ, статьи периодических изданий.
В процессе анализа и обобщения информации применялись методы: монографический, абстрактно-логический, сравнения.
Структура и содержание курсовой работы обусловлено целью и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ОРГАН КООПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
1.1 ОРГАН КООПЕРАТИВНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ИХ ФУНКЦИИ
Потребительская кооперация является школой демократии и общественного самоуправления. Миллионам пайщиков она способна помочь развивать деловую и социальную активность, полнее проявлять личную и коллективную инициативу, сообща выполнять некоторые воспитательные функции. Развитие потребительской кооперации на демократических началах — важное звено современных преобразований в России.
Потребительской кооперации присущи самодеятельность, демократизм, самоуправление.
Самодеятельность означает проявление пайщиками личного почина в кооперативных делах. Без самодеятельности нет ни демократизма, ни самоуправления, ни подлинной кооперации. Профессор Алексей Анцыферов (1867-1943) еще в начале XX века писал: "Основной элемент кооперативной организации — самодеятельность — можно подменить и создать фальсифицированную кооперацию, но заменить ее и при отсутствии самодеятельности создать подлинную кооперацию — невозможно".
Демократизм выражается в действительном участии пайщиков в управлении организациями потребительской кооперации снизу доверху.
Самоуправление есть осуществление пайщиками своего права самостоятельно решать все вопросы внутреннего регулирования жизни и деятельности потребительской кооперации в соответствии с уставами ее организаций.
Иначе говоря, кооперативное самоуправление выступает способом управления, который не только осуществляется в интересах пайщиков, но и все в большей степени становится их собственным делом.
Самоуправление — путь превращения зачастую еще формальных пайщиков в подлинных кооператоров, являющихся (все вместе) хозяевами потребительских обществ на основе единства их прав, обязанностей и ответственности. Развитие самоуправления суть важнейшее направление возрождения потребительской кооперации.
Управление потребительскими обществами и их союзами осуществляется на основе самоуправления, гласности, активного участия пайщиков, их уполномоченных и представителей, а также коллективов работников кооперации в, решении всех вопросов кооперативной деятельности.
В этом смысле механизм самоуправления в потребительской кооперации состоит из двух начал — общественного и профессионального. Общественное самоуправление осуществляется пайщиками, их выборными органами управления, а профессиональное управление (профессиональный менеджмент) — коллективами работников (главным образом специалистов) организаций потребительской кооперации. Указанные два начала органично взаимодействуют, причем приоритет принадлежит общественному самоуправлению, так как потребительская кооперация — это самодеятельная организация, рожденная творчеством широких масс. Подлинное самоуправление является антиподом бюрократизма и несовместимо с командным, авторитарным стилем в управлении.
Самоуправление в потребительском обществе осуществляется на основе следующих принципов:
- принадлежность прав по управлению самому потребительскому обществу как объединению пайщиков;
- единство субъектов управления (тех, кто управляет) и объектов управления (тех, кем управляют, и того, чем управляют);
- осуществление управления непосредственно пайщиками или через выборные представительные органы;
-саморегулирование общественным поведением пайщиков (в пределах кооперации) посредством социальных норм устава потребительского общества;
-заинтересованное ведение совместной предпринимательской деятельности для достижения целей потребительского общества;
-демократичность управления, прежде всего соблюдение правила: один пайщик — один голос;
- наиболее широкое привлечение женщин к участию в органах управления и контроля;
- непрерывность процесса управления;
- гласность, доступность информации о деятельности потребительского общества для всех его пайщиков.
В потребительской кооперации существует система органов управления и органов контроля, позволяющая осуществлять самоуправление и в потребительских обществах, и в их союзах.
В потребительском обществе она включает общее собрание общества, совет общества, правление общества, ревизионную комиссию общества.
Общее собрание потребительского общества является его высшим органом. Оно правомочно рассматривать и решать любые вопросы предпринимательской и иной деятельности кооперативного общества в соответствии с его уставом.
Свои полномочия высшего органа общее собрание потребительского общества осуществляет через собрания пайщиков кооперативных участков и общее собрание уполномоченных общества.
В статье 17 Закона Российской Федерации "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" записано, что в случаях, когда пайщиками потребительского общества являются жители нескольких населенных пунктов и количество пайщиков велико, в потребительском обществе могут создаваться кооперативные участки, высшим органом которых является собрание пайщиков кооперативного участка.
Преобладающее большинство потребительских обществ России сегодня являются крупными и объединяют значительное количество пайщиков, проживающих зачастую в десятках деревень, сел, поселков и небольших городов. Поэтому в Примерный устав потребительского общества включен особый раздел, посвященный кооперативному участку общества.
Кооперативный участок — часть потребительского общества. Он объединяет определенное количество пайщиков (обычно не более 100-200 человек), проживающих на определенной территории (например, в конкретном селе) либо работающих в какой-нибудь организации. Зоны действия участков и их количество по месту жительства или работы пайщиков определяются советом потребительского общества с учетом численности его членов, дислокации кооперативных магазинов, населенных пунктов и других условий. В 2004 г., например, отчетные собрания проводились на более чем 60 тыс. кооперативных участков.
На каждом кооперативном участке создается опорный пункт потребительского общества, работают организационная, просветительская комиссии и комиссия кооперативного контроля.
Органами управления и контроля деятельности кооперативного участка являются собрание пайщиков данного участка и создаваемые им участковые комиссии. В лице этих своих органов кооперативный участок обладает такими полномочиями, как рассмотрение вопросов работы кооперативного участка и в целом потребительского общества;
- организация кооперирования населения;
- предоставление услуг пайщикам;
- изучение покупательского спроса;
- информирование пайщиков о деятельности данного участка, потребительского общества и системы потребительской кооперации;
- сбор вступительных и паевых взносов;
- выполнение наказов пайщиков, рассмотрение их жалоб и заявлений.
Собрания пайщиков кооперативных участков потребительского общества — основная форма участия пайщиков в самоуправлении.
По уставу эти собрания проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год; в последнее время признано целесообразным проводить их чаще, два раза в течение года: первое - в январе-марте, второе - в июне-сентябре.Созыв собрания пайщиков кооперативного участка осуществляется организационной комиссией данного участка в соответствии с уставом потребительского общества. Оно может быть созвано не только по инициативе органов потребительского общества и кооперативного участка, но и по требованию не менее 1/10 пайщиков этого участка.
Собрание пайщиков кооперативного участка правомочно, если на нем присутствует не менее 50% пайщиков данного участка.
В компетенцию собрания пайщиков кооперативного участка входят:
- создание потребительским обществом союзов;
- вступление общества в союзы;
- выход общества из союзов;
- преобразование общества в другую организационно-правовую форму;
- создание организационной, просветительской комиссий, комиссии кооперативного контроля, заслушивание и утверждение их отчетов;
- выборы из числа пайщиков общества уполномоченных общества и заслушивание отчетов уполномоченных данного кооперативного участка (Примерный устав потребительского общества содержит важное положение о том, что работников потребительской кооперации в составе уполномоченных должно быть не более 10%);
- выборы председателя кооперативного участка;
- заслушивание отчета о работе предприятий или структурных подразделений потребительского общества, обслуживающих пайщиков этого участка;
- внесение предложения о расторжении контрактов (трудовых договоров) с работниками предприятий общества и его структурных подразделений, обслуживающих пайщиков данного кооперативного участка
1.2 ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ И КОНТРОЛЬНЫЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ И ИХ КОМПЕТЕНЦИЯ
В каждом потребительском союзе (районном, национального округа, областном, краевом, республиканском, Центральном) создаются следующие органы управления:
— высший орган управления — общее собрание представителей потребительских обществ союза;
— представительный орган управления — совет союза и президиум совета союза;
— исполнительный орган управления — правление союза;
— контрольный орган управления — ревизионная комиссия союза.
Исполнительный орган управления - правление потребительского общества; назначается советом как орган профессионального менеджмента для осуществления руководства финансово-хозяйственной деятельностью;
Контрольный орган управления - ревизионная комиссия потребительского общества, которая избирается общим собранием пайщиков и контролирует соблюдение устава потребительского общества, его финансовую и хозяйственную деятельность.
Управление в организациях потребительской кооперации осуществляют органы самоуправления (собрания, советы, ревизионные комиссии) и профессионального управления (правления). Таким образом, структура органов управления позволяет качественно, профессионально управлять организациями потребительской кооперации и реализовывать право пайщиков на управление и контроль.
Высшим органом управления в потребительском обществе и союзе потребительских обществ является общее собрание.
Общее собрание правомочно принимать наиболее важные управленческие решения, включающие образование, реорганизацию, ликвидацию кооперативных организаций; основные направления их деятельности; избрание председателя и членов совета; членов ревизионной комиссии; прекращение их полномочий; определение размера взносов пайщиков; утверждение годовых отчетов; вступление в союзы и выход из них.
Управление в каждой организации потребительской кооперации требует четкого разделения функций между представительными и исполнительными органами управления — советами и правлениями.
Совет — представительный орган управления пайщиков.
В компетенцию совета входят организация и проведение общих собраний, назначение и увольнение председателя правления и его заместителей, определение полномочий правления и осуществление контроля за его деятельностью. Особое значение имеет работа с пайщиками: привлечение пайщиков к активному участию в собраниях, к подготовке вопросов, выносимых на собрания, привлечение пайщиков в органы контроля и стимулирование их деятельности.
Правление — орган профессионального управления, который назначается советом из специалистов (менеджеров, экономистов, юристов, финансистов и др.). Правление должно организовать работу трудовых коллективов и использование средств так, чтобы обеспечить получение прибыли от разных видов деятельности своего потребительского общества (или союза).
Председатель и члены правления осуществляют руководство хозяйственной деятельностью организации и несут ответственность за результаты работы.
Задача советов и правлений — обеспечить эффективную социально-экономическую деятельность потребительских обществ и их союзов, выполнение социальной миссии потребительской кооперации — удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков.
Ревизионная комиссия потребительского общества и потребительского союза. Ревизионная комиссия избирается из пайщиков на общем собрании потребительского общества или потребительского союза. Она осуществляет контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью (торговой, производственной, другой), за сохранностью собственности, за соблюдением устава и прав пайщиков.
Полномочия органов управления кооперативного участка. Преобладание в потребительской кооперации крупных потребительских обществ (с кооперативными участками) усиливает значение органов управления и контроля на кооперативных участках: собраний пайщиков и комиссий кооперативных участков. Наибольшее количество пайщиков участвует именно в этих органах управления и контроля, поэтому их деятельность укрепляет демократию потребительской кооперации.
Собрание пайщиков кооперативного участка — высший орган кооперативного участка — решает следующие важные для потребительского общества вопросы: создание обществом союзов; - вступление общества в союзы; выход общества из союзов; преобразование общества в другую организационно-правовую форму.
Развитие демократии в потребительских обществах требует повышения роли собраний пайщиков кооперативных участков. На собраниях пайщиков кооперативных участков должны рассматриваться: результаты хозяйственной и финансовой деятельности; причины убытков и ответственность за них председателя правления и его заместителей, других работников; вопросы информации и социальной защиты пайщиков и населения (помощь пенсионерам, ветеранам войны и труда, инвалидам, вопросы о развитии услуг).
Собрание пайщиков кооперативного участка избирает уполномоченных от кооперативного участка на общее собрание уполномоченных потребительского общества, председателя кооперативного участка и комиссии: организационную, кооперативного контроля, просветительную; заслушивает и утверждает их отчеты.
Комиссии кооперативного участка выполняют функции, предусмотренные положениями об этих комиссиях. Комиссии контролируют соблюдение устава и прав пайщиков; качество обслуживания пайщиков и населения в магазинах, столовых и других предприятиях потребительского общества, расположенных на кооперативном участке; осуществляют пропаганду кооперативных идей, привлекают граждан в потребительское общество.
Комиссии кооперативного участка осуществляют контроль и другую деятельность по заданию совета и правления, оказывают помощь этим органам в управлении предприятиями торговли, общественного питания, заготовок, а также в решении социальных вопросов.
Структура и функции органов управления показывают, что система управления в потребительской кооперации удачно сочетает самоуправление пайщиков и профессиональное управление менеджеров.
Пайщики в высших органах управления принимают решения по самым важным организационным, хозяйственным и социальным вопросам. В представительных и контрольных органах пайщики рассматривают вопросы, связанные с текущей деятельностью потребительских обществ и их союзов.
Каждый гражданин, являющийся пайщиком, может участвовать в органах управления и контроля, приобретать знания и опыт по управлению, проявлять личную инициативу.
Таким образом, функции органов управления и контроля представляют большой простор для развития самодеятельности, самоуправления и демократии .
ГЛАВА 2. ОРГАНЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ ПАЙЩИКОВ НА КООПЕРАТИВНЫХ УЧАСТКАХ: ИХ КОМПЕТЕНЦИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИУ С ПРАВЛЕНИЕМ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА
2.1 ОРГАНЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ ПАЙЩИКОВ НА КООПЕРАТИВНЫХ УЧАСТКАХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА И ИХ КОМПЕТЕНЦИЯ
Закон Российской Федерации от 19 июня 1992 года №3085-1«О потребительской кооперации (в потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) наиболее полно определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, составляющих систему потребительской кооперации Российской Федерации. Основу системы потребительской кооперации составляют потребительские общества. В соответствии Гражданским кодексом организационно-правовой формой потребительского общества является потребительский кооператив. Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных взносов.
В Гражданском кодексе Российской Федерации указано, что юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы управления, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами ,
В законе «О потребительской кооперации (в потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» изложено следующее определение потребительского общества:
Потребительское общество - добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов .
Потребительские общества и потребительские союзы как юридические лица имеют специфические органы управления и контроля.
Пайщики - как социальная основа потребительской кооперации, являются ключевыми фигурами в развитии и деятельности потребительской кооперации не только России, но и зарубежных стран. Именно за счет участия пайщиков, как экономического, так и управленческого, задается вектор развития потребительской кооперации.
Паевые отношения строятся между пайщиками внутри потребительских обществ. Закон «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) РФ» дает следующее определение пайщику - « гражданин и (или) юридическое лицо, внесшие вступительный и паевой взносы, принятые в потребительское общество в предусмотренном уставом потребительского общества порядке и являющиеся его членами» .
В любом потребительском обществе работает одно правило «Один пай - один голос». Этот принцип лежит в основе паевых отношений между пайщиками в потребительских обществах. На основе этого принципа достигается равенство между всеми пайщиками в независимости от количества внесенных паев. Равенство пайщиков - один из главных принципов потребительских обществ.
Потребительские кооперативы во всем мире выживают в конкурентной борьбе прежде всего потому, что они имеют возможность гарантированного сбыта товаров своим постоянным покупателям - пайщикам. Чем больше пайщиков, тем конкурентоспособнее кооператив, шире его сегмент на рынке потребительских товаров. Увеличение численности пайщиков -безальтернативная экономическая необходимость для всех организаций потребительской кооперации.
При изучении органов управления следует учитывать, что в зависимости от количества пайщиков и территориального размещения различают: потребительские общества без кооперативных участков (небольшие) и потребительские общества с кооперативными участками (крупные). Их органы управления отличаются.
Потребительское общество без кооперативных участков создается в тех случаях, когда количество пайщиков невелико и можно всех пайщиков привлечь для участия в общем собраний. Потребительское общество с кооперативными участками создается тогда, когда пайщиками потребительского общества являются жители нескольких населенных пунктов и количество пайщиков велико.
Причем, максимальное количество пайщиков в потребительском обществе не ограничено: на одно потребительское общество может приходиться и несколько сотен, и несколько тысяч пайщиков. В потребительской кооперации преобладают крупные потребительские общества. В таких потребительских обществах созыв общего собрания пайщиков невозможен. Поэтому в крупных потребительских обществах для обеспечения участия всех пайщиков в принятии решений создаются кооперативные участки, высшим органом управления которых являются собрания пайщиков кооперативных участков.
Кооперативным участком может быть одно село, один или два населенных пункта, одна улица города, или другая территориальная структура, объединяющая определенную группу пайщиков (не более 200 человек).
В настоящее время происходит реформирование системы управления потребительской кооперацией по основным направлениям:
- меняются функции правлений потребительских обществ и союзов;
- в качестве представительного органа на всех уровнях избираются советы;
- разрабатываются новые уставы, которые регламентируют функционирование системы на основе принципов международного кооперативного движения, в первую очередь принципа демократизации управления и экономического участия пайщиков, предполагают повышение ответственности председателей правлений на всех уровнях управления за результаты финансово-хозяйственной деятельности.
Структура органов управления и контроля потребительского общества
Органы управления потребительского общества без кооперативных участков (небольшого потребительского общества) следующие:
высший орган управления - общее собрание пайщиков потребительского общества, которое созывается не реже 1 раза в 1 год;
Правомочия органов управления и контроля потребительского общества предусмотрены законом Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» и уставом потребительского общества.
Общее собрание пайщиков потребительского общества является правомочным, если на нем присутствует более 50 процентов пайщиков потребительского общества. Решение общего собрания пайщиков потребительского общества считается принятым при условии, если за него проголосовало более 50 процентов пайщиков потребительского общества, присутствующих на общем собрании. Решение о выходе потребительского общества из союза, об исключении пайщика из потребительского общества считается принятым, если за него проголосовало не менее трех четвертей пайщиков потребительского общества. Уставом потребительского общества могут быть предусмотрены и другие решения, за которые должно проголосовать больше половины числа пайщиков потребительского общества, присутствующих на данном собрании. Преобразование потребительского общества производится по единогласному решению пайщиков данного потребительского общества.
Общее собрание уполномоченных потребительского общества является правомочным, если на нем присутствует более трех четвертей уполномоченных потребительского общества. Решение общего собрания уполномоченных потребительского общества считается принятым, если за него проголосовало не менее трех четвертей уполномоченных потребительского общества, присутствующих на общем собрании.
Собрание пайщиков кооперативного участка потребительского общества является правомочным, если на нем присутствует более 50 процентов пайщиков кооперативного участка потребительского общества.
Решение, в том числе о создании союзов, вступлении потребительского общества в союзы, считается принятым, если за него проголосовало более 50 процентов пайщиков потребительского общества, присутствующих на собрании пайщиков кооперативного участка потребительского общества.
В период между общими собраниями потребительского общества управление потребительским обществом возложено на совет общества, который принимает решения в пределах своей компетенции .
2.2 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ КООПЕРАТИВНЫХ УЧАСТКОВ С ПРАВЛЕНИЕМ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА
К исключительной компетенции совета потребительского общества относится:
- прием пайщиков в общество;
- ведение организационной работы с пайщиками;
-создание кооперативных участков;
-организация выполнения наказов пайщиков;
- проведение общих собраний потребительского общества;
-определение полномочий правления общества и осуществления контроля за его деятельностью;
- назначение и увольнение, освобождение от исполнения полномочий заместителя председателя Совета общества, назначение и увольнение председателя правления и членов правления общества с последующим утверждением их на общем собрании уполномоченных;
-рассмотрение жалоб на действие правления общества;
- утверждение бюджета;
-осуществление контроля за выполнением наказов пайщиков.
Совет общества не может передавать свои исключительные, полномочия правлению общества. Совет не вправе вмешиваться в текущую каждодневную деятельность правления.
Заседание совета общества проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц, оно правомочно, если на нем присутствуют не менее 75 процентов членов общества, в том числе председатель совета общества или его заместитель.
Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины состава Совета общества. При равенстве голосов решающее значение имеет голос председателя совета общества или лица, замещающего его. Решение совета оформляется постановлением, подписываемым председателем и членами совета.
Совет общества обязан не позднее трех месяцев по окончании финансового года созывать годичное общее собрание для рассмотрения и утверждения работы за год.
Совет общества избирается сроком на пять лет.
При избрании председателя совета общества, назначение председателя правления общества и членов общества учитывается стаж работы в кооперативных организациях, который должен быть не менее 3-х лет.
Председатель и члены совета общества избираются из числа известных и активных пайщиков, имеющих опыт работы в потребительской кооперации. Председатель и члены совета исполняют свои полномочия на общественных началах. Количественный состав общества определяется общим собранием общества в зависимости от территориальной расположенности общества и количества пайщиков в обществе. Более 50 процентов количественного численного состава совета общества должны составлять представители, не являющиеся работниками потребительской кооперации. Порядок возмещения расходов, связанных с исполнением обязанностей членов совета, определяются общим собранием общества.
Председатель совета общества избирается на должность сроком на пять лет и освобождается от занимаемой должности общим собранием потребительского общества, если за это решение проголосовало более трех четвертей уполномоченных, присутствующих на собрании.
К компетенции председателя совета относятся следующие вопросы:
-организация работы совета;
-созыв заседаний и их Ведение;
-определение повестки заседания совета;
-представление совету кандидатур на должность замести теля председателя совета и председателя правления, предложений по количественному составу правления общества.
Председатель Совета без доверенности действует от имени потребительского общества в государственных и исполнительных судебных органах и юридическими лицами, в том числе представляет его интересы, издает распоряжения и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества. Он вправе подписывать исковые заявления, доверенности, договоры.
Председатель совета несет персональную ответственность за обоснованность и законность своих действий и за выполнение положений устава потребительского общества в соответствии с действующим законодательством.
Правление общества является исполнительным органом общества, подотчетного совету общества и собранию уполномоченных. Полномочия правления общества определяется советом общества в Положении о правлении.
Председатель правления, заместителя председателя правления и члены правления назначаются на должность и освобождаются от занимаемой должности советом общества с последующим утверждением на собрании уполномоченных.
К компетенции правления потребительского общества относятся все вопросы, кроме отнесенных Законом Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» и уставом общества к исключительной компетенции общего собрания и к исключительной компетенции совета общества.
Председатель правления общества действует от имени общества без доверенности, издает распоряжения и дает указания в пределах своей компетенции, обязательные для исполнения всеми работниками общества. Распределение обязанностей между членами правления общества осуществляются правлением общества.
Правление общества несёт ответственность за организацию и социальную хозяйственно-финансовую деятельность общества.
Председатель правления потребительского общества:
-без доверенности действуют от имени общества;
- издаёт распоряжение и даёт указания в пределах своей компетенции,
- обязательные для исполнения всеми работниками общества;
- распределяет обязанностями между членами правления общества;
-имеет право подписи на всех видах договоров, кредитных поручительств, залогов, исковых заявлений, доверенностей и других документов;
-открывает счета в банках и иных кредитных учреждениях, подписывает банковские документы;
- распоряжается финансовыми средствами;
- осуществляет текущий контроль за деятельностью правления общества;
-организует работу правления;
- утверждает штатное расписание положение об оплате труда, правила внутреннего трудового распорядка;
-предлагает Совету на утверждение кандидатуры в члены правления.
По поручению совета общества правления разрабатывает предложения, материалы и готовит документы по всем вопросам, относящимся к исключительной компетенции общего собрания общества и совета общества и вносит (представляет) их совету общества. Проводит аттестацию работников общества в порядке, определяемом советом общества, информирует пайщиков о деятельности общества, в том числе и через средства массовой информации, выполняет другие поручения Совета общества, обосновывает эффективное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
Председатель правления отчитывается на общем собрании потребительского общества (в небольшом потребительском обществе - на общем собрании пайщиков; в крупном потребительском обществе - на общем собрании уполномоченных) о деятельности общества за отчетный период.
ГЛАВА 3. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ КООПЕРАТИВНОГО УЧАСТКА С ПРАВЛЕНИЕМ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВ
3.1 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЗАЙМОДЕЙСТВИЯ ОРГОНОВ САМОУПРОВЛЕНИ КООПЕРАТИВНОГО УЧАСТКА С ПРАВЛЕНИЕМ
В Законе «О потребительской кооперации
(потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» дано следующее
определение потребительской кооперации
Потребительская кооперация — система
потребительских обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях
удовлетворения материальных и иных потребностей их членов.
Таким образом, законом установлено,
что система потребительской кооперации состоит из организаций двух видов:
потребительских обществ и союзов потребительских обществ.
В потребительской кооперации могут
создаваться и другие организации, например хозяйственные товарищества,
образовательные учреждения, однако их единственными учредителями являются потребительские
общества и потребительские союзы.
Потребительское общество —
добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как
правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его
членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной,
производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных
потребностей его членов.
В этом пространном определении
отражены следующие черты потребительского общества:
— потребительское
общество — коллективная организация, которая объединяет физических и
юридических лиц на основе добровольного членства;
— начальный капитал потребительского
общества создается путем объединения его членами имущественных паевых взносов,
поэтому члены потребительского общества называются пайщиками;
— потребительское общество
осуществляет совместную торговую, заготовительную, производственную и иную
деятельность;
— цель потребительского общества — его
социальная миссия — удовлетворение материальных и иных потребностей своих
членов.
Следует подчеркнуть, что
потребительские общества создаются по территориальному признаку и являются
местными организациями. Члены каждого потребительского общества знают друг
друга, знают семьи и их соци- альные нужды. Это в значительной степени
способствует реализации социальной миссии потребительского общества на основе
кооперативных ценностей и принципов.
Потребительские общества классифицируются
на виды:
а) по территориальному признаку:
— сельское потребительское общество —
сельпо;
— городское потребительское общество —
горпо;
— районное потребительское общество —
райпо;
б) по социальному или профессиональному составу
членов:
— рабочее потребительское общество
(рабочий кооператив) —раб-кооп;
— рыболовецкое потребительское общество
(рыболовецкий кооператив) — рыбкооп;
— студенческое потребительское общество
— студпо;
— ученическое потребительское общество
— учпо.
Потребительские общества — первичные основные
организации системы потребительской кооперации. Они объединяют пайщиков и
создают союзы. Если не будут образованы потребительские общества, то не будет и
их союзов, значит, не будет системы потребительской кооперации.
Союз потребительских обществ — это
добровольное объединение потребительских обществ разного уровня: районного,
областного, краевого, республиканского, центрального.
Объединение потребительских обществ в
союзы обеспечивает им более прочное правовое положение в регионе и в стране, а
их социально-экономи-ческая деятельность становится более организованной и
защищенной в условиях рыночных отношений.
Система потребительской кооперации
России представляет собой многоуровневую организационную структуру. Рассмотрим
организационную структуру системы потребительской кооперации.
В основу организационного построения
системы потребительской кооперации положен принцип административно-территориального
деления страны. Каждая организация и группа организаций находится на
определенном вертикальном уровне системы потребительской кооперации.
Первый уровень системы образуют потребительские
общества как добровольные объединения граждан (реже юридических лиц) на
территории одного или нескольких населенных пунктов (сельпо, горпо).
Второй уровень системы занимают
районные (окружные) союзы потребительских обществ — добровольные объединения
потребительских обществ на территории районов (национальных округов).
Третий уровень системы составляют
областные, краевые, республиканские союзы потребительских обществ —
добровольные объединения потребительских обществ областей, краев, республик.
Четвертый уровень системы представлен
Центральным союзом потребительских обществ Российской Федерации (Центросоюзом
РФ), который является добровольным объединением потребительских обществ страны.
Большинство районных союзов
(рай-потребсоюзов) и их потребительские общества преобразованы в районные
потребительские общества — райпо
Основное преимущество создания рай-по
в условиях рыночных отношений — это концентрация капитала, а значит, упрочение
положения потребительских обществ.
Районные потребительские общества —
это крупные конкурентоспособные организации рыночной экономики.
Райпо, как любое потребительское общество,
объединяет пайщиков, поэтому образует первый уровень системы потребительской
кооперации.
Образование райпо способствует формированию трехуровневой
системы потребительской кооперации .
Потребительская кооперация является
крупной системой, объединяющей около 3000 потребительских обществ, свыше 200
районных и окружных потребсоюзов, 77 областных, краевых, республиканских
потребсоюзов и Центросоюз РФ.
Переход с четырехуровневой на
трехуровневую организационную структуру способствует сокращению числа
потребительских обществ и их укрупнению, улучшает управляемость системы.
Таким образом, потребительские
общества и потребительские союзы образуют четырехуровневую или трехуровневую
организационную структуру системы потребительской кооперации .
Структура органов управления и контроля
потребительских обществ и союзов потребительских обществ
В Гражданском
кодексе Российской Федерации указано, что юридическое лицо приобретает
гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы
управления, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и
учредительными документами. Потребительские
общества и потребительские союзы как юридические лица имеют специфические
органы управления и контроля.
При изучении органов управления
следует учитывать, что в зависимости от количества пайщиков и территориального размещения
различают: потребительские общества без кооперативных участков (небольшие) и
потребительские общества с кооперативными участками (крупные). Их органы
управления отличаются.
Потребительское общество без кооперативных
участков создается в тех случаях, когда количество пайщиков невелико и
можно всех пайщиков привлечь для участия в общем собрании. Потребительское
общество с кооперативными участками создается тогда, когда пайщиками
потребительского общества являются жители нескольких населенных пунктов и
количество пайщиков велико.
Причем максимальное количество
пайщиков в потребительском обществе не ограничено: на одно потребительское
общество может приходиться и несколько сотен, и несколько тысяч пайщиков. В
потребительской кооперации преобладают крупные потребительские общества. В
таких потребительских обществах созыв общего собрания пайщиков невозможен.
Поэтому в крупных потребительских обществах для
обеспечения участия всех пайщиков в принятии решений создаются кооперативные участки,
высшим органом управления которых являются собрания пайщиков кооперативных
участков.
Кооперативным участком может быть
одно село, один или два населенных пункта, одна улица города или другая
территориальная структура, объединяющая определенную группу пайщиков (не более
300 человек)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате написания курсовой работы по теме «Органы самоуправления пайщиков: компетенция и взаимодействие с правлением общества», были сделаны следующие выводы:
Потребительские общества и потребительские союзы как юридические лица имеют специфические органы управления и контроля.
Полномочия органов управления потребительского общества отражены в ст. 16 Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» N 3085-1 от 19.06.1992 (с изменениями и дополнениями), в которой говорится, что общее собрание пайщиков потребительского общества полномочно решать все вопросы, касающиеся деятельности потребительского общества, в том числе подтверждать или отменять решения совета, правления потребительского общества.
Порядок применения решений общим собранием пайщиков потребительского общества установлен статьей 18 Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» N 3085-1 от 19.06.1992 (с изменениями и дополнениями).
К исключительной компетенции совета потребительского общества относится:
· прием пайщиков в общество;
· ведение организационной работы с пайщиками;
· создание кооперативных участков;
· организация выполнения наказов пайщиков;
· проведение общих собраний потребительского общества;
· определение полномочий правления общества и осуществления контроля за его деятельностью;
· назначение и увольнение, освобождение от исполнения полномочий заместителя председателя Совета общества, назначение и увольнение председателя правления и членов правления общества с последующим утверждением их на общем собрании уполномоченных;
· рассмотрение жалоб на действие правления общества;
· утверждение бюджета;
· осуществление контроля за выполнением наказов пайщиков.
В то же время серьезной проблемой организационной структуры системы потребительской кооперации продолжает оставаться недемократичность ее управления. И хотя в специфически российских условиях административное управление еще будет долго преобладать на разных уровнях системы потребительской кооперации, необходимо создавать условия для повышения роли демократического управления и контроля в потребительских обществах и их союзах. Без этого в пайщике будет невозможно найти опору для развития и совершенствования системы потребительской кооперации России.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституация Российской Федерации.-М., 1997
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая и вторая.-М.,1996
3. О потребительской кооперации в Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 19 июня 1992г.// Торговая газета .-1992.-25 июля.
4. О введении в действие Закона Российской Федерации «О потребительской кооперации в Российской Федераций» Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 19 июня 1992 г.//Торговая газета.-1992.-25 июля.
5. Основные показатели социально-экономической деятельности потребительской кооперации за 2003-2007 гг.: стат.сб. - М: Центросоюз, 2008. - 186 с.
6. Дахов И.Г., Теплов В.И. Развитие кооперативов в современной России: монография. - Белгород: Кооперативное образование, 2008. - 247 с.
7. Дахов И.Г., Теплов В.И. Общие тенденции развития потребительской кооперации Российской Федерации // Вестник белгородского университета потребительской кооперации. - Выпуск 1(29). - 2009. - С.5-17.
8. Исаенко Е.В., Скрипченко А.Ю. Устойчивое развитие организаций потребительской кооперации: сущность, критерии и показатели оценки: Учебное пособие. - Белгород: Кооперативное образование, 2005. - 65 с.
9. Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 года. - М: Центросоюз Российской Федерации, 2001. - 126 с.
10. Стратегия развития Российской Федерации до 2010 года // Коммерсантъ. - 2000. -№83. - С.7.
11. Теплов В.И. Управление социально-экономическим развитием системы потребительской кооперации: Монография. - Белгород: Изд-во Белгородского кооперативного университета потребительской кооперации, 1999. - 295 с.
12. Теплова Л.Е. Теория и история потребительской кооперации: Учебник для вузов. - 2-е изд. - Белгород: Изд-во Белгородского университета потребительской кооперации «Кооперативное образование», 2008. - 432 с.
13. Теплова Л.Е. Самоуправление и организационная культура потребительской кооперации: теоретико-методологические проблемы: Монография.- Белгород: Кооперативное образование, 2003. - 231 с.
14. Теплова Л.Е., Уколова Л.В. Организационная культура потребительской кооперации: Теория и практика управления. - Белгород: Изд-во Белгородского кооперативного университета потребительской кооперации, 2005. - 412 с.
15. Теплова Л.Е. Теория и история потребительской кооперации: Учебник для вузов.-Белогород: Издатальство Белгородского университета потребительской кооперации «Кооперативное образование »; 2009.—441с.
16. Уколова Л.В. Кооперативы современной России: Учебное пособие. - Белгород: Изд-во Белгородского кооперативного университета потребительской кооперации, 2007. - 184 с.
17. Чуйкова В.М., Уколов О.И., Алманова Е.А. Совершенствование управления деятельностью организаций потребительской кооперации. - Белгород: Кооперативное образование, 2004. - 137 с.
18. Вахитов К.И. История потребительской кооперации России: Учебник.-М.:Издательско-торговая кооперпорация «Дошков и К», 2007.-400с.