Российский государственный социальный университет
Реферат на тему:
Интернет как фактор социализации личности.
Подготовила Аракчиева Вероника,
АНТ-Д-5
Москва, 2012
Оглавление
Введение. 2
Актуальность темы.. 3
Информационная потребность как один из факторов социализации. 5
Интернет как фактор социализации. 9
Влияние социальных сетей интернет на ценностные ориентации. 14
Заключение. 18
Введение
Конец XX века ознаменовался появлением нового типа информационного пространства - пространства, созданного с помощью цифровых телекоммуникационных технологий. Стремительность его освоения пользователями превышает скорости внедрения и освоения обществом телефона, кабельного телевидения, автомобиля и других наиболее важных технических новинок современности. Если в 2002 г. было зарегистрировано более полумиллиарда пользователей Интернета, то в конце 2005 года «население» Глобальной сети перевалило за миллиардную отметку, из них примерно 845 миллионов человек - частые гости в Сети. Возникла целая «киберпопуляция» людей, которые называют себя «граждане Сети». Пальму первенства по числу интернет-пользователей удерживают Соединенные Штаты, где их насчитывается 175 миллионов. В Азиатском регионе, где по каждой отдельной стране статистика еще не ведется, к Сети оказались подключенными 315 миллионов человек. В Латинской Америке сегодня насчитывается 70 миллионов пользователей Интернета. По Европе в целом исследователи из компании eMarketer зафиксировали 233 миллиона пользователей, в Китае - 111 миллионов. Современное общество поистине становится «обществом Интернет-коммуникаций», в котором социокультурное, экономическое, информационное, образовательное пространства структурируются «вокруг» главного своего элемента - Интернета.[1]
Актуальность темы обусловлена динамичным изменением
содержания, механизмов социализации личности, что в значительной степени связано с виртуализацией социальных институтов, созданием искусственного мира путем замены обычного восприятия окружающей действительности информацией, интегрируемой компьютерной системой. Конструирование компьютерной виртуальной реальности приводит к новому глобальному уровню социальной всеобщности. Результаты анализа социально-демографических характеристик пользователей фиксируют тот факт, что большинство пользователей, проводящих в Интернете наибольшее время, - это студенты. Под влиянием Интернета меняется стиль жизни студенческой молодежи – меняются структура досуга, привычные каналы получения информации, характер межличностных взаимодействий. Актуализируется новый показатель статусной престижности, фиксирующий количество доступных каналов информации. Происходит интенсивная выработка новых паттернов взаимодействия со средой, поиск личностно – ориентированных смыслов. Активизируется роль Интернета в подготовке студентов к практической профессиональной деятельности. Изменения социализационных процессов в студенческой среде происходят как на уровне агентов социализации, так и на уровне самих социализирующихся. Конструируется новый тип социального индивида – Homo virtualis – человека, ориентированного на виртуальность, создателя, носителя, потребителя виртуальной культуры. [2]
Период студенчества является существенным в формировании профессиональной компетентности, гражданской идентичности, социально – правовой и культурной активности будущих специалистов. Представления об Интернете включают как позитивные, так и негативные моменты. В качестве позитивных последствий распространения Интернета называют трансформацию всей структуры коммуникационного опыта человека в направлении расширения доступа к информации и данным, многократное повышение роли субъектности, перманентную самоидентификацию в контексте виртуального поведения человека. Негативные моменты проявляются в сокращении непосредственных социальных взаимодействий, сужении социальных связей, вплоть до одиночества, в развитии депрессивных состояний, формировании неадекватных социальных перцепций, в сокращении внутрисемейного общения, в возрастании внешнего давления. В конечном счете все зависит от мотивации. Соотнесение объективной реальности с потребностями человека, являясь источником мотивации поведения, может фиксироваться в структуре субъекта как его предрасположенность к восприятию значимых аспектов деятельности, тенденция, направляющая его поведение. Проблематика Интернет-социализации является междисциплинарной и привлекает внимание специалистов разных областей знания: социологов, философов, социальных психологов, медиков. Однако данная проблема, несмотря на свою актуальность, является малоисследованной, о чем свидетельствует отсутствие разработанного терминологического аппарата, оформленных концептуальных подходов. Актуализируются исследования, направленные на получение полного объема знаний о возможных социализационных траекториях в быстроизменяющемся пространстве Интернета, о факторах, обусловливающих вектор социализационного процесса студенческой молодежи. Подобная информация будет способствовать определению проблемных зон Интернет-социализации, а также более четких стратегических действий и практических рекомендаций в использовании мобилизационного компонента Интернета в контексте профессиональной подготовки студенческой молодежи.
Информационная потребность как один из факторов социализации.
Инфопотребность человека реализуется через контакты с другими людьми и взаимодействие с "носителями" информации, информационными системами. Именно в процессе ее удовлетворения усваиваются существующие в обществе человеческие ценности и нормы, тенденции, традиции, которые затем интериоризируются, фиксируются в сознании людей и служат метасредством всех без исключения видов деятельности.[3]
Связь развития личности с потреблением информации прослеживается на двух уровнях. На первичном уровне связь однозначна: отсутствие социально значимой, "очеловеченной" информации делает формирование личности невозможным. Примером тому могут служить дети "Маугли", попадающие с грудного возраста в животный мир и вырастающие вне контактов с людьми. Такие дети, найденные после трехлетнего возраста, уже не могут полноценно адаптироваться в человеческом обществе, с трудом осваивают навыки речи и прямохождения. А те, которых находят в более позднем возрасте, не могут освоить необходимых социальных знаний в полной мере, и, как правило, не выживают.
На вторичном уровне связь между потреблением информации и развитием личности представляется более сложной и менее однозначной. Различная по содержанию информация дает разный прирост тезауруса и по-разному влияет на установки личного и общественного сознания. Сама по себе информационная среда не гарантирует здорового развития объекта социализации. В обществе есть люди с антисоциальной направленностью, с недостаточно сформированными социальными навыками. Ход социализации в информационной среде требует регулировки, управления и коррекции.
Влиять на информационное поведение людей можно через управление информацией и управление инфопотребностью. Если индивиду с детства предоставляется информация под определенным углом зрения, это влияет на формирование личности соответствующей направленности. В дальнейшем личность сама начинает отбирать информацию, отвечающую собственной направленности. Второй путь влияния заключается в том, чтобы научить человека самостоятельно ориентироваться в сложном и многомерном информационном пространстве.
Современная инфоситуация характеризуется сужением возможностей инфообмена поскольку ослабли или исчезли устоявшиеся социальные связи, а упорядочивание новых социальных связей требует временного разбега и дополнительных усилий.
Социализация личности с точки зрения информационного подхода не может быть объяснена как процесс простой передачи социально ценной информации. В ходе социализации доминирующей становится селективная функция инфопотребности. Внимательный анализ категорий потребности, информации и личности показал, что личность активно отбирает значимую информацию. Таким образом, информационная потребность не есть лишь слепая нужда в какой-нибудь информации. Личность не может сформироваться, если индивид потребляет всю доступную информацию. Селективность ( причем гибкая ) в потреблении информации выступила как ключевое качество.
Установлено, что личность отбирает информацию с помощью множества разнообразных механизмов. Информационная потребность является лишь одним, но наиболее важным из таких механизмов. Информационная потребность это сложная личностная структура, которая изменяется с возрастом, постепенно сужая возможности личности к адаптации, если в нее с самого начала не заложена гибкость и рефлексивность.[4]
Характерологические составляющие информационной потребности таковы:
Общим со всеми остальными потребностями является переживание индивидом состояния напряжения, нужды. Удовлетворение информационной потребности есть встреча нужды с новой информацией, необходимой для заполнения данного конкретного информационного вакуума.
Но стремление к получению информации рассматривается как качественно отличное от всех других потребностей. Особенности инфопотребности таковы:
1. Предметом информационной потребности выступает информация. Человек никогда не представляет себе до конца, в какой именно информации он нуждается (иначе он не нуждался бы в информации). Эта черта информационной потребности может быть определена как неопределенность предмета инфопотребности.
2. С неопределенностью предмета связана вторая характеристика - избыточность информационной потребности, так как человек всегда стремится получить больше информации, чем необходимо для решения конкретной задачи.
3. Парадоксальный характер информационной потребности состоит в том, что для самого возникновения информационной неопределенности нужно достаточное количество информации. Кроме того, с удовлетворением одной инфопотребности, возникает следующая. Отсюда третья черта инфопотребности, ее самовоспроизводство. Информация о недостатке информации (проблемная информация ) является наиболее важной для развития информационной потребности.
4. Информационная потребность есть "металотребность", что означает объективно обусловленную необходимость предварять любую деятельность и удовлетворение всех других потребностей производством, восприятием и использованием информации, пригодной для выбора цели, определения средств и наилучшего способа деятельности.
Функциональный цикл движения инфопотребности включает в себя несколько этапов:
- этап информационной неопределенности, когда по конкретной проблеме информация либо отсутствует, либо имеется однозначная, не позволяющая принять решение;
- этап альтернативной неопределенности, когда удовлетворение инфопотребности предполагает осуществление выбора;
- этап создания информационной модели, предполагающий частичное удовлетворение инфопотребности в данной конкретной проблеме. Дальнейшее удовлетворение этой инфопотребности предполагает апробирование созданной информационной модели.[5]
Далее, в структуре самой информационной потребности существует несколько критериев отбора значимой информации. Одним из основных критериев отбора информации личностью является ее соответствие идентичности личности, духовному потенциалу.
Информационное поведение человека невозможно объяснить без учета личностных отношений между носителями информации, их ценностей, типов деятельности, в которые они вовлечены.
Общество, которое заинтересовано в управлении процессом социализации личности, вероятно должно учитывать вскрытые закономерности. В частности, наиболее эффективными типами информационных взаимодействий являются те, которые основаны на принципах совместной деятельности. Кроме того, в самой структуре такого взаимодействия решающую роль играет не собственно фактическая информация, а социально-ценностная информация в рамках коммуникативного аспекта информационного взаимодействия. В организации общения и деятельности следует учитывать диалогический принцип.
Интернет как фактор социализации
В процессе коммуникации в киберпространстве «интернетяне» создают и поддерживают определенные образцы, нормы и правила поведения, подчиняются неким универсальным структурам, «нарабатывают» определенные социокультурные ресурсы, выстраивают информационную стратификационную систему, другими словами, создают виртуальные сетевые сообщества.[6] Интернет превратился в неотъемлемый атрибут жизни современного общества - атрибут, который оказался не просто неким новым фрагментом социальной ткани, а фактором, изменяющим социокультурную жизнь в целом: интенсифицировались социальные взаимодействия, увеличился объем информации и, соответственно, расширился выбор моделей и мотивов поведения, родились новые формы зависимостей как на индивидуально-психологическом (компьютерная зависимость), так и на региональном и государственном уровнях (информационная блокада), появились новые способы трансляции и усвоения социального опыта, новые средства управления и контроля над обществом. Кроме того, программное обеспечение телекоммуникаций создается программистами, которые ориентируются на личные предпочтения, установки, мотивы, нормы и ценности. Последние могут отличаться от общекультурных норм и ценностей. Эти обстоятельства актуализируют исследования проблемы влияния цифрового информационного пространства не только на изменение психологических особенностей современного человека, но и на личность в целом.
Выступая элементом социальности, Интернет и, шире, виртуальная реальность, созданная с помощью новых информационных технологий, становится мощным агентом вторичной социализации человека: социализации применительно не только к сетевым сообществам, но и к оффлайновой действительности - к тому реальному обществу, в котором человек живет. То, что происходит с людьми «внутри» виртуального пространства, несомненно, требует специальных исследований. Однако даже самые «зависшие» «не живут» внутри Сети (по крайней мере, до сих пор), а постоянно возвращаются в офф-лайновую действительность: прежде всего для поддержания своего физического и социального существования. Какими они возвращаются оттуда? Насколько нормы поведения, формируемые в сетевом сообществе, отвечают запросам действительного общества? Конечно, эти два вида общества (он-лайновое и офф-лайновое) можно рассматривать как не связанные элементы мозаики - согласно идее А. Моля о «мозаичной» культуре, «...сложенной из множества соприкасающихся, но не образующих конструкций фрагментов». Однако связь между ними возникает, и основой этой связи является сам человек - один и тот же человек, выступающий и пользователем Интернета, членом сетевого сообщества (или нескольких сообществ), и членом офф-лайного общества, реального социума. Как происходит «скрещивание» культурных образцов, полученных из разных источников, внутри него самого? Какие модели поведения выступают для него образцовыми? Какие понятия и ценности становятся наиболее значимыми? Какие явления обретают для него идеальную культурно-символическую форму? Наконец, как трансформируются нормы и образцы, заложенные благодаря процессам социализации в офф-лайном обществе, в обществе сетевом? Эти вопросы становятся все более актуальными по мере возрастания зависимости человека от Интернета. При этом не следует противопоставлять «реальный» и «виртуальный» социум: их оба надо совершенствовать. Сейчас ситуация такова - общество в очередной раз оказалось в ситуации выбора, и, если в Новое время был столь популярным руссоистский лозунг «назад к природе», то в настоящее время все громче звучат голоса, требующие «вернуть» человека из мира виртуального в «реальный» социальный мир. Культура в поисках «более живых» путей должна использовать все возможности средств массовой информации - и визуально-образные, и вербальные. В Средние века собор, воспринимающийся зрительно, был «...как бы постоянной, неизменной телепрограммой, которая давала народу все необходимое как для повседневной, так и для загробной жизни». Причем ее содержание было культурно значимым: собор обучал массы, раскрывал содержание Библии, жития Христа и святых, прививал моральные принципы и даже рассказывал об истории собственного народа. Насколько культурно насыщенными и значимыми являются те образы, которые преподносятся сегодня с помощью СМИ и, в частности, Интернета? Насколько человек сохраняет способность критического отбора получаемой информации?[7]
Следует также отметить, что виртуальная реальность, созданная с помощью новых информационных технологий, не единственный вид виртуальной реальности. Реальность Сети лишь актуализировала исследовательский интерес, потому что феноменология этой виртуальной реальности созвучна культурным интенциям постмодернистского мира. Но, будучи осознанна как реальность, она вызывает необходимость формулирования определенных рекомендаций по своему совершенствованию и определению дальнейших шагов развития технологий человеческой коммуникации, способов и средств современной социализации.
ХХI век – это век высоких технологий, который выводит на совершенно новый уровень развития наше общество: обмен информацией, общение между людьми, способы построения отношений, поиск работы, да собственно и сама работа, отдых переходят из реального мира в мир виртуальный.
Присутствуя сейчас практически в каждом доме, Интернет значительно расширяет наши возможности – особенно это касается так называемых социальных сетей, которые в последнее время приобрели колоссальную популярность. Ежедневно миллионы людей пользуются их услугами: одни ищут друзей, клиентов, работодателей или работников, другие просто «убивают» в них время.
Сегодня существует немало точек зрения на перспективы развития социальных сетей, и эти перспективы зависят от целевой аудитории, на которую они ориентированы. Без сомнения наиболее активной частью в плане использования социальных сетей является молодежь (составляющая еще и значительную часть пользователей Интернета), которая рассматривается как активная социальная сила, всегда и везде несущая с собой инновации: информационные, коммуникативные и другие, а сайты социальных сетей становятся своего рода их проводниками в постоянно трансформирующемся обществе. Социальные сети помогают молодым людям в самореализации, «самопрезентации», одобрение группы сверстников становится более значимым, чем одобрение неким, часто отстраненным, «обществом». Прежде всего, в социальных сетях отсутствуют какие-либо условности, которых невозможно избежать в реальном общении, многим труднее общаться в реальной жизни и гораздо проще излагать свои мысли письменно. Однако негативным моментом является влияние социальных сетей на процесс социализации, становления и развития личности молодых людей. Можно сказать, что социальные сети отодвигают на второй план классические институты социализации – семью, школу, а порой реальных друзей и сверстников. Совмещение иллюзорного, фантастического мира, при условии функционирования его по законам реальности, делают виртуальный мир необычайно притягательным. У актора виртуального мира формируется «зависимость от виртуальности». В силу неудовлетворённости окружающей действительностью (личностный, экономический, социокультурный аспект и т. д.) компьютерная зависимость постепенно усугубляется, приводя к тому, что человек начинает отдавать предпочтение именно виртуальному миру, как наиболее приемлемому для него. Значение киберзависимости настолько велико, что, порою, молодые люди начинают терять связь с реальным миром, с головой окунаясь в мир виртуальный. В этом смысле показателен комикс в американской газете: друзья зовут мальчика, сидящего за компьютером, играть, он отвечает им: «Уходите, не мешайте мне общаться!». Это отрицательное воздействие проявляется в возможности самостоятельно создавать в виртуальном мире ту жизнь, которая нравится, те законы, которые можно нарушать и за это ничего не будет, те нормы, которые удобны для пользователя. Всё это ведёт к подмене виртуальным миром реального мира, где существуют общепринятые нормы и правила, невыполнение которых влечёт за собой применение жёстких санкций. Более того, большинство молодых людей переносят созданные в виртуальном мире социальные нормы на реальные отношения, тем самым, разрушая сложившиеся нормативные устои общества, которые за последние десятилетия и так сильно деформированы, а их виртуализация приводит к еще большей деформации социального сознания и поведения.
Сегодня, в связи с вышесказанным, можно с уверенностью говорить о таком понятии как виртуальная компьютерная социализация или киберсоциализация.
Киберсоциализация человека – социализация личности в киберпространстве – процесс изменений структуры самосознания личности, происходящий под влиянием и в результате использования им современных информационных и компьютерных технологий в контексте жизнедеятельности. Киберсоциализация человека особенно ярко происходит в киберпространстве виртуальной социализирующей Интернет-среды, то есть вследствие использования его ресурсов и в процессе коммуникации с виртуальными агентами социализации, встречающимися человеку во всемирной глобальной сети Интернет (в первую очередь, в социальных сетях, в процессе переписки по e-mail, на форумах, в чатах, блогах, телеконференциях и online-играх).
В процессе киберсоциализации у человека возникает целый ряд новых, ожиданий и интересов, мотивов и целей, потребностей и установок, а также форм психологической и социальной активности, непосредственно связанных с киберпространством – фактически новым виртуальным жизненном пространством человека.[8]
Влияние социальных сетей интернет на ценностные ориентации
На одно из самых высоких мест в иерархии ценностей информационного общества ученые ставят автономию личности: человек может и способен очень гибко строить свои отношения с людьми, погружаться в разные социальные общности, в разные культурные традиции. В литературе есть данные, что человек информационного общества – это творческая личность, обладающая информационной культурой, способная к саморазвитию и самообучению (Г.Т.Артамонов, А.М.Орехов и др.), что информационные технологии развиваются очень быстро, их передний план доступен в основном молодежи – людям с пониженной социальной ответственностью, а распад социума снижает ответственность еще больше. Отмечается, что лавинообразное развитие средств связи, накопление и обработка информации создает совершенно новые возможности как для развития личности, так и «Коллективного Интеллекта». Для использования «Коллективного Интеллекта» потребуется качественное изменение социальной структуры общества и, что, может, еще важнее – ценностных ориентации, системы нравов.[9]
С развитием Интернета, появилась возможность использовать достижения Интернета в различных его проявлениях. Одним из таких проявлений стали социальные сети. Под социальной сетью понимается интерактивный многопользовательский веб-сайт, содержание которого наполняется самими участниками сети. Это всего рода социальная среда, позволяющая общаться группе людей (в том числе и школьникам), объединенных общим интересом. В 1995 году Рэнди Конрадом была создана первая социальная сеть (в современном понимании) – Classmates.com. Проект оказался очень востребованным, и с этого года начинается бурное развитие социальных сетей в Интернете. Эта сеть до сих пор остается одной из самых популярных в мире и насчитывает более 50 млн. пользователей. В следующие несколько лет появился не один десяток аналогичных сервисов. Но официальным началом бума социальных сетей принято считать 2003—2004 годы, когда были запущены знаменитые MySpace(«моё пространство» – популярная международная социальная сеть )и Facebook. (Facebook – социальная сеть, основанная в 2004 году. Начиная с 2006 года доступна для всех пользователей интернета, кому исполнилось 13 лет. Аудитория этой сети к декабрю 2011 года достигла 850 миллионов пользователей, которые посещают Facebook с помощью мобильных устройств.) Так, любой желающий, найдя на одном из таких сайтов совершенно незнакомого для себя человека, мог «увидеть» цепочку промежуточных знакомств, через которую он с ним связан. Социальные сети стали своего рода Интернет-пристанищем, где каждый может найти техническую и социальную базу для создания своего виртуального «Я». При этом каждый пользователь получил возможность не просто общаться и творить, но и делиться результатами своего творчества с многомиллионной аудиторией. Создатели таких сетей ориентировались, в первую очередь, на удовлетворение человеческой потребности в самовыражении.
Трудно не заметить влияния социальных сетей на обучение, как учащихся школ, так и студентов – что подтверждается данными исследований: 75 % участников заявили, что были бы не против, если бы их учебное заведение было представлено в социальной сети в качестве, например группы Facebook. Но существует отдельная категория студентов, которая считает, что социальные сети являются серьезной помехой для занятий учебой, поиском работы. Тем не менее, справиться с депрессией 25% участников помогают исключительно социальные сети. Вместе с тем, у подростков, использующих социальные сети для общения, развивается неадекватный взгляд на жизнь. У них снижаются степень сопереживания, навыки межличностного общения, они склонны занижать реальные жизненные ценности, а так же, совершать необдуманные и недальновидные поступки. [10]
Но компьютерные информационные технологии, интернет-технологии с каждым годом становятся все доступнее и привлекательнее. Так, например сообщество русскоязычных сайтов, используют так называемую wiki-технологию. Технологию, которая позволяет любому посетителю с помощью веб-браузера и минимума усилий (даже с базовыми знаниями информатики) не только принять участие в написании текстов на сайте, совместно с другими посетителями, но и редактировать существующую информацию. Такие технологии используются для разработки энциклопедии общего характера. В связи с этим важно, чтобы участники таких интернет-проектов осознавали свою ответственность за появление «новой информации», обладали ориентирами, в которых ценностный акцент будет смещен в сторону нравственного аспекта.
Заключение
Темпы роста всемирной сети Интернет высоки и продолжают динамически нарастать как за счёт увеличения количества пользователей глобальной сети Интернет во всех регионах земного шара, так и за счёт роста объёмов информации в самом Интернете, ставшим удобным способом удовлетворения многочисленных и разнообразных потребностей современного человека.
Таким образом, можно говорить о том, что социальные сети, выступая особым социальным пространством, являются той сферой, где трансформируются традиционные формы социализации и социальных отношений, а общение как вид досуговой занятости становится возможным не в традиционном виде непосредственного живого общения, а приобретает черты простой коммуникации. В сети человек может быть таким, каким он хочет казаться, но не является на самом деле.
Социализация – непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Но интенсивнее он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы, формируется мотивация социального поведения. Социализация личности всегда была тесно связана с семьей и системой образования, но в информационном обществе она подвергается трансформации и наиболее важными факторами социализации становятся сетевые коммуникации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Козыревская А.В., Осипов В.Е. Современное информационное пространство, его влияние на образование и социализацию человека. // Вестник восточно-сибирской государственной академии образования: Иркутск, 2010. – Вып. 12. – С.24-30
2. Плешаков В.А. Виртуальная социализация как современный аспект квазисоциализации личности //Проблемы педагогического образования. Сборник научных статей. Вып. 21. /Под ред. В. А. Сластёнина, Е. А. Левановой. — М.: МПГУ — МОСПИ, 2005. – С. 48 – 49.
3. Информационная потребность как фактор социализации личности, тема диссертации и автореферата по ВАК 22.00.06, кандидат социологических наук Киселев, Николай Николаевич
В изданиях, рекомендуемых ВАК РФ
4. Данилова, М.А. Феноменология Интернет: стратегии использования сети в повседневной жизни / М.А. Данилова // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2008. №2(32). Вып. 1. - С. 243-248 (0,3 п.л.) ISBN 978-5-7433-1925-1
5. Данилова, М.А. (Шнуркина М.А.) Интернет как фактор социализации / В.Г. Виноградский, М.А. Данилова // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2006. №3 (15). Вып. 2. - С.221-226 (0,25 п.л.) ISBN 5-7433-1714-3
В материалах международных и российских конференций
(Постановление Правительства № 227 от 20. 04. 2008)
6. Данилова, М.А. Интернет в повседневной жизни студенческой молодежи / М.А. Данилова //Национальная безопасность. Россия в сценариях столкновения цивилизаций: сб.науч. статей. Всерос. науч.-практ. конф. - Саратов: Издат. центр «Наука», 2008. - С.176-183 (0,5 п.л.) ISBN 978-5-91272-743-6
В других изданиях
7. Данилова, М.А. Проблемное поле «человек-культура-Интернет» / М.А. Данилова // Человек и общество: на рубеже тысячелетий: Междунар. сб. науч. трудов/ по общ. ред. проф. О.И.Кирикова. Вып. XLI. - Воронеж: ВГПУ, 2008. - С. 270-278 (0,5 п.л.) ISBN 978-5-88519-411-2
8. Данилова, М.А. Культура Интернет и социализация / М.А. Данилова // Актуальные вопросы современной науки: сб. науч. трудов/ под общ. ред. С.С. Чернова. Вып. 3. - Новосибирск: ЦРНС – Изд. «СИБПРИНТ», 2008. - С. 253-259 (0,4 п.л.) ISBN 978-594301-044-6
9. Чистяков Анатолий Васильевич. Социализация личности в обществе Интернет-коммуникаций : социокультурный анализ : диссертация ... доктора социологических наук : 22.00.06 / Рост. гос. пед. ун-т.- Ростов-на-Дону, 2006.- 278 с.: ил. РГБ ОД, 71 07-22/69
[1] Козыревская А.В., Осипов В.Е. Современное информационное пространство, его влияние на образование и социализацию человека. // Вестник восточно-сибирской государственной академии образования: Иркутск, 2010. – Вып. 12. – С.24-30
[2] Данилова, М.А. Интернет в повседневной жизни студенческой молодежи / М.А. Данилова //Национальная безопасность. Россия в сценариях столкновения цивилизаций: сб.науч. статей. Всерос. науч.-практ. конф. - Саратов: Издат. центр «Наука», 2008. - С.176-183 (0,5 п.л.) ISBN 978-5-91272-743-6
[3] Информационная потребность как фактор социализации личности, тема диссертации и автореферата по ВАК 22.00.06, кандидат социологических наук Киселев, Николай Николаевич
[4] Козыревская А.В., Осипов В.Е. Современное информационное пространство, его влияние на образование и социализацию человека. // Вестник восточно-сибирской государственной академии образования: Иркутск, 2010. – Вып. 12. – С.24-30
[5] Информационная потребность как фактор социализации личности, тема диссертации и автореферата по ВАК 22.00.06, кандидат социологических наук Киселев, Николай Николаевич
[6] Плешаков В.А. Виртуальная социализация как современный аспект квазисоциализации личности //Проблемы педагогического образования. Сборник научных статей. Вып. 21. /Под ред. В. А. Сластёнина, Е. А. Левановой. — М.: МПГУ — МОСПИ, 2005. – С. 48 – 49.
[7] Чистяков Анатолий Васильевич. Социализация личности в обществе Интернет-коммуникаций : социокультурный анализ : диссертация ... доктора социологических наук : 22.00.06 / Рост. гос. пед. ун-т.- Ростов-на-Дону, 2006.- 278 с.: ил. РГБ ОД, 71 07-22/69
[8] Данилова, М.А. Феноменология Интернет: стратегии использования сети в повседневной жизни / М.А. Данилова // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2008. №2(32). Вып. 1. - С. 243-248 (0,3 п.л.) ISBN 978-5-7433-1925-1
[9] Данилова, М.А. Проблемное поле «человек-культура-Интернет» / М.А. Данилова // Человек и общество: на рубеже тысячелетий: Междунар. сб. науч. трудов/ по общ. ред. проф. О.И.Кирикова. Вып. XLI. - Воронеж: ВГПУ, 2008. - С. 270-278 (0,5 п.л.) ISBN 978-5-88519-411-2
[10] Данилова, М.А. (Шнуркина М.А.) Интернет как фактор социализации / В.Г. Виноградский, М.А. Данилова // Вестник Саратовского