Система права и система законодательства

Описание:
Тип работы: курсовая работа
Понятие, юридическая природа и сущность правовой системы. Отрасли права как основные элементы структуры правовой системы. Юридическая природа и сущность системы законодательства. Соотношение системы права и системы законодательства и их развитие.
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

Содержание:

Введение

Глава I. Система права. Юридическая природа, сущность правовой системы

1.1.  Понятие правовой системы

1.2.  Отрасли  права, как основные элементы структуры правовой системы

Глава II. Система законодательства. Юридическая природа, сущность системы законодательства

2.1.  Система законодательства

2.2.  Соотношение системы права и системы законодательства

2.3.  Развитие системы права и системы законодательства

Заключение

Библиография


Введение

Темой курсовой работы была выбрана тема «Система права и система законодательства». Интерес к данной теме объясняется тем, что эти два понятия очень близки между собой, но о тождественности этих понятий говорить не приходится.

Эта тема является актуальной в теории государства и права, потому что многие ученые рассматривают различные подходы на характер связи между этими двумя системами. В этой работе будет рассмотрен взгляд большинства ученых, как наиболее жизненный и обоснованный. Актуальность исследования заключается в том, что познание особенностей правовой системы России и системы законодательства, и их разграничения важно, как для будущих юристов, так и для людей других сфер деятельности: политиков, правоведов, социологов и т.д.

Эта тема достаточно разработана в правовой литературе. Во-первых, нужно вспомнить о нормативно-правовых документах (указы Президента, Федеральные Законы и т. д), которые регламентируют различные вопросы, связанные с правовой системой и законодательством. Во-вторых, правовая система является относительно молодой и поэтому она находится в постоянном поиске путей своего развития, поэтому существует ряд публикаций в научно-периодической литературе (статьи в журналах и газетах). Среди таких авторов можно выделить: Скурко Е.В., Лукашева Е.А., Поленина С.В., и т.п. Кроме того, существует ряд монографических работ по этой теме, посвященных и правовым системам мира (Рене Давид), и правовой системе сначала СССР, а теперь правовой системе России (Синюков В.Н., Шафеев, Д. Р).  Большую помощь в написании работы оказал и учебные пособия по праву для ВУЗов. Среди них можно назвать учебники по курсу теории государства и права следующих авторов: Курицына В.М. и Ивановой З.Д.,  Пиголкина А.С., Корельского В.М. и Перевалова В.Д., Лившиц Р.З., Стрекозова В.Г., Алексеева С.С., Комаров С.А. и Малько А.В., и т.д.

Цель работы:

- изучение системы права и системы законодательства, определение характера взаимосвязи между ними.

Для достижения цели исследования потребовался выход на решение следующих задач исследования:

1.  Изучить понятие «правовой системы», ее сущность как правового явления и структурную организацию.

2.  Изучить понятие «системы законодательства»,  ее сущность и строение.

3.  Сравнить две системы: правовую систему и систему законодательства. Выяснить, каков характер связи существует между ними.

4.  Рассмотреть особенности развития двух систем на современном этапе.


Глава I. Система права. Юридическая природа, сущность правовой системы

1.1.  Понятие правовой системы.

Познание сущности и роли права в жизни общества требует широкого подхода к правовым явлениям во всем их многообразии и взаимодействии между собой, а также учет функциональных свойств правовых явлений по отношении к человеку, государству обществу. Вместе с многочисленными определениями понятия права, отражающими и раскрывающими его сущностные черты, в научном правоведении было обосновано и утвердилось понятие «правовая система»

Под системой права в теории государства и права понимается исторически сложившаяся, объективно существующая внутренняя структура права, определяемая характером реализуемых общественных отношений.

Элементом системы права является правовая норма, на основании которой складываются институты права, которые, в свою очередь, входят в подотрасли и отрасли права.

Таким образом, правовая система имеет сложную структуру, элементы которой находятся между собой во взаимосвязи.

Понятие правовой системы охватывает различные группы правовых явлений. Обычно большинство российских правоведов выделяют три таких группы:

-   юридические нормы, принципы и институты (нормативная сторона);

-   совокупность правовых учреждений (организационная сторона);

-   совокупность правовых взглядов, представлений, идей, свойственных данному обществу, правовая культура.

Существует два понятия правовой системы – в узком и широком смысле. В «широком смысле» правоведы понимают правовую систему как право в широком смысле, объединяют в качестве основных элементов этой сложной структуры правосознание, нормы права, правоотношения, правовые учреждения, правовую культуру. В «узком понимании» правовая система рассматривается как структура, имеющая мельчайшим свои элементом правовую норму, из которой складываются более сложные структурные единицы (институты и отрасли). Для дальнейшей работы и выяснения особенностей взаимосвязи двух систем права и законодательства целесообразнее остановится на понимании права в «узком смысле».

Особенность правовой системы в том, что это явление развивающееся, причем это развитие происходит непрерывно на всем пути развития государства. Развитие правовой системы отражает закономерности исторического развития общества, его исторические, национальные, культурные особенности. Естественно, что каждое государство имеет свою, называемую национальной, правовую систему, которая имеет как общие черты с правовыми системами других государств, так и отличия от них, т.е. специфические особенности.

Возникновение и история развития правовой системы государства свидетельствуют о том, что на содержание и динамику правовой системы воздействует вся духовная культура общества религия, философия, мораль, художественная культура, наука. На правовую систему большое воздействие оказывает политика, политическая культура. Известно, что в Древнем Китае, Индии, Египте, Римском государстве правовые системы были органически взаимосвязаны с религией морально-этнические элементы культуры, правовые ценности выступали в религиозной форме, опирались на религию.

Еще одной особенностью является преемственность правовых систем. Традиционные правовые ценности взаимодействуют с новыми ценностями, воспринятыми правовой системой от другой или других правовых систем. В историческом плане наблюдается прогресс правовых систем в отдельных обществах, государствах. Конечно, эти закономерности обусловлены в конечной степени развитием экономического фактора, совершенствованием производительных сил и производственных отношений, развитием рыночного хозяйства. Современная правовая карта мира раскрывает многообразие правовых систем и в то же время свидетельствует о стремлении государств к сближению, единству в законодательстве, правоприменительной деятельности в сфере регулирования рыночных отношений, охраны окружающей среды, в регулировании других сфер общественной и государственной жизни.

Правовые системы по сходству, единству их элементов объединяются в группы, правовые семьи. Группировка правовых систем в правовые семьи осуществляются на основе юридического подхода, при котором за основу берутся источники права или частное или публичное право, другие юридические качества. Проведенная рядом правоведов интеграция правовых систем на основе социологического подхода связана с типом общества, которое стремится создать с помощью правовой системы. Например, В Древнем мире самой развитой правовой системой было римское право, юриспруденция Древнего Рима. Рецепция римского права стала важнейшей составной частью формирования в средневековой Европе романо-германской правовой системы, правовой семьи. Свои ценности, особенно присущи правовой системе, сформировавшейся в Англии и ставшей основой семьи общего права. На формирование индусского, иудейского, а также мусульманского права решающее воздействие оказала религия.
В XX веке в бывшем Союзе, а позже в других социалистических государствах образовалась семья социалистического права, которая позаимствовала многие правовые ценности из романо-германской правовой семьи. В социалистических государствах правовая система была нацелена на построение новой социально-экономической формации - социализма и коммунизма. Современная правовая система России возникла после распада СССР. Ее особенностями является то, что она восприняла лучшее от советской правовой системой, восприняла положительный международный опыт с коррекцией на свой уклад и действительность.

Для познания системы права наиболее полно используют различные подходы:

-   генетический подход  выделяет первичные и производные критерии. В качестве первичного (естественного) критерия по отношению к праву выступает человек. Производные критерии  - это социальные и социально-политические образования, прежде всего государство и общество. Именно благодаря этим критерием в ключе генетического подхода можно выделить  право естественное и позитивное. Естественное право - совокупность прав и обязанностей, вытекающих из самой природы человека как разумного социального существа, это те права и обязанности, которые стали справедливыми нормами поведения людей в обществе. Позитивное право представляет собой систему норм, содержащих определенные права и обязанности, исходящих от государства и общества, выраженных (закрепленных) в нормативно-правовых документах (законах, судебных прецедентах, актах исполнительной власти). При этом надо иметь в виду, что все правовые системы современного позитивного права в той или иной степени основаны на естественном праве, содержат естественно-правовые начала.

-   исторический подход позволяет проследить весь путь становления права как системы. Общим видимым критерием здесь выступает форма (источник) права, анализ которой дает возможность обозначить преимущественные системообразующие начала, характерные для той или иной системы права, специфику компоновки ее элементов, архитектонику. В соответствии с данным критерием различают обычное (традиционное) право, прецедентное право, договорное право и право законов (кодифицированное, статутное, декретное право).

Кроме того, существует деление права на частное и публичное. Публичное право охраняет интересы всего государства, а частное защищает интересы каждого человека, живущего в этом государстве.

Итак, можно сказать, что любая правовая система является универсальной категорией. Нормы права являются в ней системообразующим фактором[1]. Ее основной задачей укрепление государства в лице всех институтов и всех уровней власти. Для достижения этой задачи правовая система должна иметь четкую структуру и определенный предмет и метод правового регулирования.

1.2.  Отрасли  права, как основные элементы структуры правовой

системы

Система права  носит объективный характер. Она отражает, реально существующую систему общественных отношений, право подразделяется на определенные части в зависимости от конкретного содержания тех общественных отношений, которые реализуются нормами права[2]. Содержание таких отношений очень различно, это  и имущественные, трудовые, земельные, гражданские, семейные, финансовые отношения. Каждый вид таких отношений регулирует своя определенная группа правовых норм. Так, например, гражданские отношения регламентируются нормами Гражданского кодекса РФ, административные отношения – Административным кодексом РФ и т.д. Именно так достигается четкая структура системы права. В правовой системе РФ можно выделить четыре основных структурных элемента:

ü  отрасль права;

ü  подотрасль права:

ü  институт права;

ü  норма права.

Рассмотрим структурные элементы системы права подробно.


Схема 1. Структурная организация системы права.


Отрасль права – это относительное самостоятельное подразделение системы права, состоящее из правовых норм, регулирующих качественно определенный вид общественных отношений.

Например, нормы права, регулирующие трудовые отношения, образуют отрасль трудового права.

Понятие отрасли права имеет наиболее важное значение, потому что она отражает и выполняет регулирование наиболее важные, обособленные группы общественных отношений (семейные, административные), которые играют важную роль в организации функционирования общества. К главным особенностям данного элемента относится  относительная автономность отрасли права: поскольку, не порывая системной связи, она способна самостоятельно действовать в системе права.

Отрасль права в свою очередь подразделяется на отдельные взаимосвязанные элементы, которые в юридической  правовой литературе принято называть институтами права.

Правовой институт – это входящая в отрасль права группа норм, которые регулируют  очень близкие (однородные) по своему характеру и содержанию общественных отношения, отличающиеся существенными особенностями.

Таким образом, многие правоведы считают правовой институт первичным самостоятельным структурным подразделением отрасли, который к тому же объединяет нормы, которые регулируют лишь часть отношений определенного вида. 

Следовательно, отрасль права складывается не сама по себе, а образуется из правовых институтов, которые включают в себя различные нормы права. Нормы права входят в систему в качестве такого звена, с которым так или иначе связаны все другие компоненты правовой системы[3].

Из нескольких правовых институтов образуется подотрасль права, если у этих институтов есть такое качество как их родственность между собой. Например, подотраслью уголовного права является военно-уголовное право (нормы, которые определяют наказание за воинские преступления). В данную подотрасль входят такие правовые институты, как «преступления против порядков подчиненности», «преступления против порядка прохождения воинской службы» и др.

Таким образом, система права  состоит из отраслей, включающих подотрасли права и правовые институты, которые в свою очередь складываются из правовых норм.

Говоря об отраслях системы права, нужно отметить, что в юридической науке принято выделять две группы отраслей. Критерием разграничения является роль в системе отраслей и их способность влиять на содержание других отраслей. Это:

1.  Главные, профилирующие отрасли.

2.  Неглавные, специальные самостоятельные отрасли права.

Такое разделение основывается на следующей закономерности: все отрасли права формируются неодновременно под влиянием различных факторов. Одни отрасли складываются относительно быстро и составляют как бы «главный стержень» всей системы. Такие отрасли ученые называют фундаментальными или основополагающими (государственное, административное, гражданское, уголовное право). Остальные отрасли права формируются в результате более длительного процесса, происходящего в системе права. Как правило, они складываются в рамках уже существующих отраслей права.

Так, в результате развития банковских отношений из финансового права вычленилось банковское право, семейное право вычленилось из гражданского, а уголовное право породило уголовно-исполнительное.

Формирование, развитие и функционирование каждой отрасли – это всегда своеобразный и специфический процесс. Поэтому деление отраслей на главные и неглавные не является определяющим фактором.

Более объективно деление отраслей системы права на материальные и процессуальные.

Материальное право – юридическое понятие, обозначающее правовые нормы, с помощью которых государство осуществляет воздействие на общественные отношения путем прямого непосредственного правового регулирования[4]. Формы собственности. Юридическое положение имущества и лиц, порядок образования и структура государственных органов, правовой статус граждан и др. закрепляются нормами материального права.

Процессуальное право неразрывно связано с материальным, поскольку закрепляет процессуальные формы, необходимые для его существования. Таким образом, процессуальное право – это часть правовых норм, регулирующих отношения, возникающие при расследовании преступлений, рассмотрении и разрешении уголовных и гражданских дел.

Критериями деления права на отрасли и институты выступают предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования - это фактические отношения людей, объективно нуждающиеся в правовом опосредовании. Круг их весьма широк и разнообразен - трудовые, управленческие, имущественные, земельные, семейные и др.

Общественные отношения выступают в качестве главного объективного (материального) критерия деления права на отрасли и институты. Структура этих отношений, их тип, род, вид обусловливают в определенной мере структурные и содержательные параметры нормы, института, отрасли и права в целом.

Метод правового регулирования - совокупность приемов юридического воздействия на поведение людей, выработанных в результате длительного человеческого общения. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод - на вопрос, как регулирует. Метод правового регулирования носит по отношению к предмету дополнительный (процессуальный) характер.

При регулировании общественных отношений используются различные методы:

-   императивный и диспозитивный,

-   альтернативный и рекомендательный,

-   поощрения и наказания.

 Применение  методов зависит от содержания отношения, усмотрения законодателя, сложившейся правоприменительной практики, уровня правовой культуры населения. Названные методы могут действовать самостоятельно и вместе, во взаимодействии друг с другом.

Основные отрасли системы права:

Государственное (конституционное право) – это отрасль права, закрепляющая основы общественного и государственного устройства системы, основы правового положения граждан, систему органов государства и их основные полномочия[5]. Эта отрасль занимает главное место в системе права, поскольку каждый институт любой отрасли права имеет свое правовое основание в нормах конституционного права. Его функционально ведущая роль в системе права России и других государств образует всю иерархию среди отраслей, к такому выводу приходит большинство ученых-правоведов.

Административное право -  это система норм, регулирующих общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности государства в экономической, политической и социальной сферах жизни общества.

Природоохранительное право – регулирует общественные отношения, возникающие в связи с поддержанием экологического равновесия в окружающей общество природе, нормальных условий жизнедеятельности человека и охраной природных объектов. Это право включает в себя самостоятельные отрасли: земельное право; водное право; лесное право; горное право. Это относительно самостоятельные системы норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с промышленным, сельскохозяйственным и иным использованием объектов природы и рациональным их освоением.

Трудовое право – это отрасль права, регулирующая общественные отношения в процессе трудовой деятельности человека. Нормы трудового права определяют, например, условия приема на работу, устанавливают рабочее время и время отдыха, правила безопасности условий труда.

Жилищное право – система правовых норм, которые регулируют отношения, возникающие в связи с пользованием жилыми помещениями в домах муниципальной собственности  и т.д.

Уголовное право является комплексом норм, которые устанавливают, какое общественно опасное поведение является неправомерным и преступным, какое наказание за его совершение применяется. Нормы уголовного права определяют понятия преступления; устанавливают круг преступлений, виды и размеры наказания за преступное поведение и др.

Уголовно-исполнительное право регламентирует отношения, складывающиеся при исполнении мер уголовного наказания и связанные с исправительно-трудовым воздействием. Нормы этой отрасли устанавливают порядок отбытия осужденным назначенной им меры уголовного наказания, а также регламентируют деятельность по исправлению осужденных при отбытии наказания.

Финансовое право – система норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с накоплением денежных и финансовых ресурсов во всех сферах деятельности государства и распоряжения ими.

Банковское право возникло из финансового в начале 1990-х гг. Банковское право - межотраслевой комплекс правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с деятельностью банков коммерческих и Центрального банка Российской Федерации. В состав данного вида права входят как нормы гражданского права (регулирующие создание и деятельность банков как коммерческих организаций, отношения между кредитными организациями и их клиентурой), так и финансового права (устанавливающие основные принципы кредитной системы, определяющие статус ЦБ РФ, регулирующие отношения между последним и коммерческими банками, создание и деятельность банков и других кредитных организаций как особых финансовых институтов). В этой связи нельзя считать его только подотраслью финансового права.

Предпринимательское право. Данная система норм регулирует экономические рыночные отношения, среди которых наиболее значимыми по содержанию являются товарно-денежные и управленческие. В основе первых, как правило, лежит юридическое равенство сторон а их права прописаны в договоре, а второй вид – отношения предпринимателей с органами управления. Говоря о предпринимательском праве следует отметить, что не все юристы выделяют данный вид права в качестве самостоятельной отрасли правовой системы РФ, ссылаясь на то, что здесь используются разные методы правового регулирования.

Гражданское право - это наиболее объемная отрасль системы права, которая регулирует разнообразные имущественные и связанные с ними неимущественные отношения. Нормы гражданского права закрепляют и охраняют различные формы собственности, определяют права и обязанности сторон в имущественных отношениях, регламентируют, связанные с созданием произведений искусства, литературы и т.д. гражданским правом охраняются и такие личные неимущественные права, как честь и достоинство гражданина или организаций.

Гражданско-процессуальное право регулирует отношения, возникающие в процессе рассмотрения судами гражданских, трудовых и семейных споров. Эти нормы определяют цели, задачи, права и обязанности суда при осуществлении правосудия; закрепляют правовое положение участников гражданского процесса; регламентируют ход судебного разбирательства; порядок вынесения и обжалования судебного решения.

Административное право - это система норм, регулирующих общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности государства в экономической, политической и социальной сферах жизни общества.

Семейное право  - отрасль права, которая регулирует брачно-семейные отношения. Ее нормы устанавливают условия и порядок вступления в брак, определяют права и обязанности супругов, родителей и детей по отношению друг к другу.

Трудовое право – это отрасль права, регулирующая общественные отношения в процессе трудовой деятельности человека. Нормы трудового права определяют, например, условия приема на работу, устанавливают рабочее время и время отдыха, правила безопасности условий труда.

Жилищное право – система правовых норм, которые регулируют отношения, возникающие в связи с пользованием жилыми помещениями в домах муниципальной собственности  и т.д.

Уголовное право является комплексом норм, которые устанавливают, какое общественно опасное поведение является неправомерным и преступным, какое наказание за его совершение применяется. Нормы уголовного права определяют понятия преступления; устанавливают круг преступлений, виды и размеры наказания за преступное поведение и др.

Уголовно-исполнительное право регламентирует отношения, складывающиеся при исполнении мер уголовного наказания и связанные с исправительно-трудовым воздействием. Нормы этой отрасли устанавливают порядок отбытия осужденным назначенной им меры уголовного наказания, а также регламентируют деятельность по исправлению осужденных при отбытии наказания.

Уголовно-процессуальное  право объединяет нормы, определяющие порядок производства по уголовным делам. Нормы данной отрасли регулируют деятельность органов дознания предварительного следствия, прокуратуры, суда и их взаимоотношения с гражданами при расследовании, в ходе судебного разбирательства и при разрешении уголовных дел.

Отдельно нужно сказать международное право (система норм, регулирующих отношения между государствами в процессе их борьбы и сотрудничества в различных сферах деятельности), которое занимает особое место в системе права. Центральное место в Конституции РФ, которая затрагивает международное право, является ч. 4 ст. 15, в соответствии с которой, частью правовой системы РФ являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. Включение норм международного права в правовую систему РФ является отправной точкой новой, прогрессивной правовой мысли во многих сферах жизнедеятельности страны. В российской Конституции отражена идея, которая характерна для многих Конституций государств, а именно принцип: «Международное право — часть права страны». В российской международно-юридической литературе неоднократно отмечалось, что включение общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ в ее правовую систему является историческим шагом. В целом и в зарубежной юридической науке позитивно отнеслись к этому историческому факту. Многие отрасли российского права связаны с международным правом. Таковы основные отрасли, входящие в состав системы права.

Система права, как и общественная жизнь, находится в постоянном изменении и развитии. Следствием этого является систематическое образование на стыке однородных смежных отраслей «пограничных» отношений, которые, сохраняя черты одной отрасли, приобретают и свойство смежной[6]. Пример: «пограничными» будут являться отношения личной собственности граждан (гражданское право) и института собственности супругов (семейное право).


Глава II. Система законодательства. Юридическая природа, сущность системы законодательства.

2.1. Система законодательства.

В теории права под системой законодательства принято понимать совокупность нормативных  правовых актов различной юридической силы, которые исходя из необходимости решения стоящих перед государством задач обладают согласованностью действий и внутренним единством[7].

Словари понятие законодательство трактуют по-разному:

1.  «общность и дух всех постановлений, законов страны»[8];

2.  «совокупность всех правовых норм, действующих в данном государстве»[9];

3.  «совокупность законов»[10].

Различные толкования понятия «законодательства» имеют и конституции различных стран. Например, в 7 гл. Конституции ФРГ говорится о том, что под законодательством следует понимать совокупность нормативных актов, принимаемых органами власти[11].

Таким образом, система законодательства – это упорядочение, приведение действующих нормативных актов в единственную, целостную, согласованную систему. Под законодательством в «широком смысле» понимают совокупность законов и подзаконных актов, это внешняя форма объективного права. Законодательство по уровню юридической силы делится на законы, нормативные указы государства и другие. А по сферам регулирования общественных отношений – на гражданское, трудовое, семейное и др. В «узком понимании» - понятие законодательства сужается лишь до нормативных правовых актов Федерального Собрания Российской Федерации, т.е. до законов.[12]

Широкое понимание термина «законодательство» - это то, что более жизненно и реально применяется на практике. Именно поэтому в данной работе будет идти работа именно с таким пониманием термина.

С 1996 года в России существует несколько вариантов  к рассмотрению ФЗ «О нормативных  правовых актах РФ», который можно назвать «закон о законах». В одном из вариантов отлично рассмотрена структура законодательства. В зависимости от оснований (критериев) можно выделить горизонтальную, вертикальную, федеративную и комплексную системы законодательства.

Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства обусловлено предметом правового регулирования - фактическими общественными отношениями. На основе данного критерия вычленяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права (конституционное право конституционное законодательство, трудовое право - трудовое законодательство, гражданское процессуальное право – гражданское, процессуальное законодательство).

Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию органов государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе. Во главе системы нормативно-правовых актов Российской Федерации стоит Конституция, далее идут законы, указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты местных органов власти, локальные нормативные акты.

-   Федеральное законодательство (конституция РФ, нормативные правовые акты федеральных органов гос. органов, международные договоры).

-   Законодательство субъектов РФ (уставы субъектов РФ, и иные правовые акты органов власти субъектов РФ.

Федеральное законодательство совместно с законодательством субъектов РФ составляют законодательство РФ.

Система законодательства, как и система права, носит объективный характер. Ее содержание определяется и материальными и социальными условиями жизни общества, а также сущностью самого государства и теми задачами, которые оно решает на конкретном этапе исторического развития. Основным элементом системы законодательства является отрасль законодательства – системная совокупность нормативно правовых актов, регулирующих сферу сходных общественных отношений.

Особенности формирования законодательства России заключается в том, что оно создается на базе ранее принятых концепций[13], отражающих роль и место РФ в мировом сообществе, а также собственный и международный опыт в этой сфере.

Нормы законодательства с учетом системной взаимозависимости отражают разные уровни внутрисистемных связей. В основе системы законодательства лежит нормативный правовой акт,  оформляющий решение полномочного уровня государства. Юридическая сила нормативного акта определяется тем, в какую внешнюю форму он облачен – закона или какого-либо подзаконного акта.

Система актов  - это система иерархическая, в основе этой системы лежит Конституция государства. Система законодательства постоянно развивается,  при этом оно должно оставаться внутренне согласованным и логичным. Это достигается с помощью систематизации. Существует три основные формы систематизации законодательства:

-   Кодификация – это подготовка обладающего системным характером нового комплексного (сводного) законодательного акта, который регулирует сферы общественных отношений на протяжении длительного времени;

-   Инкорпорация – объединение нормативных актов  определенного уровня без внесения изменений в их содержание в определенном порядке (хронологическом, алфавитном и др.)

-   Консолидация – объединение в единый документ блока законодательных актов, предназначенных регулировать определенный вид общественных отношений в логической последовательности, не повлекший внесение изменений в их содержание.

Система законодательства Российской Федерации на данном этапе имеет и ряд слабых сторон. К таким сторонам ученые правоведы относят: бессистемность, внутреннюю противоречивость, излишнюю множественность нормативных правовых актов[14].

2.2. Соотношение системы права и системы законодательства.

В данном параграфе работы мы остановимся на основных вопросах связи системы права и системы законодательства. Вопрос о связи двух систем является актуальным, поскольку «правовая система объективно представляет собой синтез систем права и законодательства, в котором они соотносятся как форма и содержание одного и того же явления»[15].

В теории права соотношение категорий «система права» и «система законодательства» понимаются неодинаково, поэтому нельзя говорить о тождественности таких категорий как «право» и «законодательство». Специфика права выражается в том, сто это особое, обладающие  объективными свойствами социальное явление. Право рассматривается как более широкая категория по отношению к законодательству. Такой подход обусловлен несколькими причинами.

Во-первых, процесс формирования права предполагает наличие у него нескольких источников: правовой обычай, нормотворчество самого государства; международные  и внутригосударственные договоры, носящие нормативны характер; судебные или административные прецеденты.

Во-вторых, законодательство создается только самим государством, выражая волю законодателя. В свою очередь право носит более естественный характер. Т.К. Основное его содержание, направленное на объективное регулирование общественных отношений, формируется еще до принятия нормативных актов.[16]

Наука теории государства и права рассматривает государство и право в неразрывной взаимосвязи. Но между ними имеются различия и несовпадения, которые позволяют говорить об их относительной самостоятельности. В основе такого утверждения лежат следующие посылки:

1. Первичным элементом системы права выступает норма, а первичным элементом системы законодательства  - статья нормативно правового акта.  Но в одном нормативном акте могут выражаться нормы различных отраслей права, которые обеспечиваются санкциями других нормативных актов (например,  в законе о личной собственности граждан выражаются нормы гражданского и семейного права). Это происходит потому, что правотворчество в каждой сфере общественной жизни осуществляется не одним, в многими гос.органами в пределах их компетенции и всегда представляет собой непрерывный процесс[17].

Отрасли законодательства не всегда совпадают с отраслями законодательства и такое несовпадение двояко:


Отрасль права Отрасль законодательства
Финансовое право + -
Право на социальное обеспечение + -
Таможенное законодательство - +
Воздушный кодекс РСФСР - +

Может быть и идеальный вариант, когда отрасли совпадают (гражданское, уголовное, трудовое право и др.), Такой вариант наиболее желателен, ибо сближение двух система, их гармоничное развитие повышает эффективность функционирование правового механизма государства.

2. Система законодательства по объему представленного в ней материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву. Например, это – различные программные положения, указание на цели и мотивы издания актов  и т д.

3. В основе деления права на отрасли и институты лежит предмет и метод правового регулирования. Поэтому нормы отрасли права очень однородны. А отрасли законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли законодательства включает в себя весьма различные отношения, в связи с чем и отрасль законодательства не является столь однородной, как отрасль права.

4. Внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней системой законодательства.

5. Система права носит объективный характер, а система законодательства более субъективна, поскольку во многом зависит от воли законодателя. Но эта субъективность относительна, поскольку каждый вновь принимаемый нормативно-правовой акт не может противоречить системе действующих актов.

6. Система законодательства кроме ориентации на систему права ориентирована и на форму государственного управления. В России такой формой является федерация. Это обуславливает существование в каждой отрасли актов как федерального (Федеральный Закон РФ  «О нормативных  правовых актах РФ»»), так и уровня субъектов федерации (закон «Об административных правонарушениях на территории Новгородской области»).

К особенностям соотношения двух систем правоведы относят:

ü  В системе права более конкретно и глубже, чем в системе законодательства, воплощается волевое начало права. Только в системе права его нормы обретают свой действительный смысл.

ü  Объективно существующая система права является базой для упорядочения законодательства, поскольку объединять нормы права в институты и отрасли можно только по научно обоснованным критериям предмета и метода правового регулирования.

ü  Система законодательства в какой-то части более свободна от системы права и зависит от усмотрения законодателя (создание комплексных отраслей законодательства).

ü  Правильное понимание системы права является залогом успешного функционирования системы законодательства. Нормы права должны регулировать только те отношения, на которые рассчитаны. Пренебрежение системой права в процессе правоприменения является причиной дезорганизации общественных отношений.

Итак, система права и система права являются меду собой диалектическими связанными, система права – это внутренняя сущность права, система законодательства – его внешнее выражение, но говорить  о тождественности систем нельзя.


2.3. Развитие системы права и системы законодательства.

Развитие двух диалектически связанных систем – это процесс сложный и во многом неоднозначный, поскольку наряду с общими изменениями в системах могут происходить и такие изменения, которые затрагиваю в основном одну.

Поэтому, кажется обоснованным выделить  отдельно  тенденции развития системы права и системы законодательства.   

Общие тенденции развития системы законодательства:

1.  Приведение законодательного массива в соответствие с требованиями норм конституции РФ.

2.  Приведение норм законодательства субъектов РФ в соответствие требованиям, изложенным в ФЗ РФ, регулирующего эти нормы.

3.  Формирование новых отраслей и комплексов законодательства, соответствующих задачам стоящим перед Россией. Этот процесс носит постоянный характер. В основном, это комплексные отрасли о банках и банковской деятельности, приватизации,  ипотеке, банкротстве предприятий, налогах, местном самоуправлении и др.

4.  Наполнение новым содержанием действующего законодательства РФ.

Общие тенденции развития системы права:

1.  Постепенное изменение акцентов в соотношении «человек и право» в пользу человека с предоставлением ему реальных возможностей, провозглашаемых на конституционном уровне прав и свобод. Таким, достижением явились шаги в Гражданском кодексе, в законах о частной собственности и т.д.

2.  Интеграция международного права в правовую систему РФ. (ст. 15 Конституции РФ). Поэтому сейчас идет процесс приведения национальной правовой системы в соответствие с принципами и требованиями, содержащимися в нормах международных организаций.

3.  Децентрализация правового регулирования. Конституция РФ и Федеративный договор создали базу для законодательного стимулирования развития субъектов Федерации, органов местного самоуправления. Значительное развитие получают такие средства децентрализованного регулирования, как договоры, субсидиарное применение, аналогия закона и права.


Заключение

Выбранная тема исследования звучит как «Система права и система законодательства». Целью работы было исследование обеих систем и характера связи между ними. Цель работы была достигнута, задачи исследования решены настолько, насколько позволяла доступная правовая литература по данному вопросу.

Подводя итог исследования, можно сделать следующие краткие выводы:

1.  Под системой права в теории государства и права понимается исторически сложившаяся, объективно существующая внутренняя структура права, определяемая характером реализуемых общественных отношений. Таким образом, главными характеристиками данной системы являются ее объективность, зависимость от общественных отношений и то, что система права представляет собой сущность права.

2.  В теории права под системой законодательства принято понимать совокупность нормативных  правовых актов различной юридической силы, которые исходя из необходимости решения стоящих перед государством задач обладают согласованностью действий и внутренним единством[18]. Главными характеристиками данной системы является то, что она предстает, как более субъективная система, поскольку зависит от воли законодателя, она представляет собой форму выражения права.

3.  Система права и система законодательства не тождественны друг другу. К таким причинам можно отнести:

- некоторую обусловленность системы законодательства от системы права конкретного государства;

- элементы систем не всегда совпадают друг с другом, отсюда и внутренняя структура обеих систем прямо не соотносится друг с другом;

- система законодательства по объему представленного в ней материала шире системы права;

- в основе деления права на отрасли и институты лежит предмет и метод правового регулирования. Нормы отрасли права очень однородны. А отрасли законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода;

- система законодательства кроме ориентации на систему права ориентирована и на форму государственного управления и т.д.

4.  Системы функционируют в непрерывной взаимосвязи. Они соотносятся между собой как две стороны одного явления. Система права - это  внутреннее содержание права, а система законодательства – это внешняя форма его выражения. Поэтому эти две системы нужно рассматривать не по отдельности, а вместе, чтобы лучше понять систему права и систему законодательства государства.


Библиография:

1.  Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993г.

2.  Конституции государств Европейского союза. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997.

3.  Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М., 1994.

4.  Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций, 2-е изд., доп. М.: Омега-Л, 2004.

5.  Гранат Н.Л., Лазарев В.В. Теория права и государства: Учеб-метод. Пособие. М., 1993.

6.  Даль В. Толковый словарь. М.: Терра., 1998.

7.  Лазарев В.В. Теория государства и права (актуальные проблемы). М., 1992.

8.  Лившиц Р.З. Теория права: Учебник. М., 1994.

9.  Лукашева Е.А. Общая теория права и многоаспектный анализ правовых явлений.// Советское государство и право, 1975.

10.  Комаров А.С. Общая теория государства и права: Курс лекций. – М.: Манускрипт, 1996.

11.  Магницкая Е.В., Евстигнеев Е.Н. Правоведение. 2-е издание дополненное и переработанное. – М.:ПИТЕР, 2004.

12.  Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – М.: ЮРИСТЪ, 2004.

13.  Муханов Р.Т. Теория государства и права. М., 2001.

14.  Общая теория права: Учебник для юридических вузов Ю.А. Дмитриев, И.Ф. Казьмин, В.В. Лазарев и др.; Под редакцией А.С. Пиколкина М.1995г.

15.  Общая теория права: Курс лекций./ Под ред. В.К. Бабаева. Н. Новгород, 1993.

16.  Общая теория права: Учеб. Пособие. /Под ред. А.С. Пиголкина. М., 1994.

17.  Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1985.

18.  Поленина С.В. Система права и система законодательства в современных условиях.// Правоведение. 1987^5.

19.  Попов Л.Л. Административное право. – М.; ЮРИСТЪ,2004.

20.   Рене Давид. Основные правовые системы современности. – М.: Прогресс. 2002.

21.  Синюков В.Н. Российская правовая система. Саратов. 1994.

22.  Системность законодательства как фактор повышения его качества.// Государство и право. 2002^8. C. 13-15.

23.  Современное состояние российского законодательства и его систематизация (Материалы «круглого стола»).// Государство и право. 1999^2. С. 23-31.

24.  Скурко Е.В. Правовая система Российской Федерации в условиях глобализации// Представительная власть — XXI век: законодательство, комментарии, проблемы 2004 — Выпуск № 5 (59).

25.  Теория государства и права./под. Ред. Проф. А.М. Васильева. М.: Юридическая литература, 1977.

26.  Теория государства и права. / Под. Ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М: ИНФА-М-НОРМА, 1997.

27.  Теория государства и права./ Под  ред. Стрекозова В.Г. - М.: «Дабахов, Ткачев, Димов», 1997.

28.  Указ Президента Российской Федерации от17 декабря 1997 (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000г.).// Российская газета.2000, 18 января.

29.  Шафеев, Д. Р. Современная правовая система Российской Федерации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Казанский государственный университет. - Казань,2002.

30.  Юридический энциклопедический словарь. /Под ред. А.Я.Сухарева. М.: Советская энциклопедия, 1984.

31.  Явич Л.С. Общая теория права. Л., 1976.



[1]  Синюков В.Н. Российская правовая система. Саратов. 1994. С.46

[2] Теория государства и права./ Под  ред. Стрекозова В.Г. - М.: «Дабахов, Ткачев, Димов», 1997. С. 291.

[3] Синюков В.Н. Российская правовая система. Саратов. 1994. С. 46.

[4] Комаров А.С. Общая теория государства и права: Курс лекций. – М.: Манускрипт, 1996. С.198.

[5] Теория государства и права./ Под  ред. Стрекозова В.Г. - М.: «Дабахов, Ткачев, Димов», 1997. С. 293.

[6] Комаров А.С. Общая теория государства и права: Курс лекций. – М.: Манускрипт, 1996. С.195

[7] Муханов Р.Т. Теория государства и права. М., 2001. С. 328.

[8] Даль В. Толковый словарь. М.: Терра., 1998. Т.1. С.1470.

[9] Большой энциклопедический словарь./ Под. Ред. А.М. Прохорова. Указ.соч. С. 409.

[10] Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1985. С. 179.

[11] Конституции государств Европейского союза. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997. С.201.

[12] Юридический энциклопедический словарь. /Под ред. А.Я.Сухарева. М.: Советская энциклопедия, 1984. С. 103.

[13] Указ Президента Российской Федерации от17 декабря 1997 (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000г.).// Российская газета.2000, 18 января.

[14] Системность законодательства как фактор повышения его качества.// Государство и право. 2002^8. C. 14

[15] Шафеев, Д. Р. Современная правовая система Российской Федерации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Казанский государственный университет. - Казань,2002. С.2.

[16]  Явич Л.С. Общая теория права. Л., 1976 С. 115.

[17] Комаров А.С. Общая теория государства и права: Курс лекций. – М.: Манускрипт, 1996. С. 199.

[18] Муханов Р.Т. Теория государства и права. М., 2001. С. 328.

Информация о файле
Название файла Система права и система законодательства от пользователя z3rg
Дата добавления 6.12.2012, 21:53
Дата обновления 6.12.2012, 21:53
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 29.33 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 702
Скачиваний 93
Оценить файл