Регулирование государством цены

Описание:
Тип работы: курсовая работа
Цена как один из рычагов управления экономикой, история становления и развития государственного регулирования ценообразования. Подходы и методы государственного вмешательства в ценообразование. Механизмы установления верхнего и нижнего пределов цены.
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

КАРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Ценообразование

на тему:

Регулирование государством цены

Выполнил: Ашимов Х.Ж.,

студент группы БУС-07-2

Проверила: ст.пр. Рябинина В.А.

Караганда 2009


Содержание

Введение

1. Цена – один из рычагов управления экономикой республики

2. Государственное регулирование цены

2.1 История становления и развития государственного регулирования ценообразования

2.1.1 Классический подход к государственному вмешательству в ценообразование

2.1.2 Кейнсианство о роли государства в экономике

2.1.3 Современный подход к роли государства в ценообразовании

2.2 Методы воздействия государства на цены

2.2.1 Методы прямого воздействия государства на цены

2.2.2 Методы косвенного воздействия государства на цены

2.3 Воздействие верхнего и нижнего пределов цен на результат функционирования рынка

2.3.1 Механизм установления верхнего предела цены

2.3.2 Механизм установления нижнего предела цены

2.4 Оценка государственного регулирования рыночных цен

2.5 Регулирование цен в Казахстане

2.5.1 История развития регулирования цен в Казахстане

2.5.2 Современное состояние экономики Республики Казахстан

3. Установление цены на товар предприятия ТОО «Қарағанды құрылыс»

3.1 Общие сведения о предпрятии

3.2 Установление цены на товар

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Цена товара является важнейшим элементом хозяйственного механизма современных экономических систем. В условиях развития рыночной экономики ее роль неизмеримо возрастает. Необоснованное использование ценового механизма или отказ от управления ценами в надежде на его стихийное действие оборачивались большими или меньшими негативными последствиями в развитии общественного производства во многих странах на тех или иных этапах их развития.

Государство отпустило цены еще в 1992 году. Таким образом, начиная с этого момента, в Республике Казахстан все цены стали свободными. Однако, политика стран с рыночной экономикой свидетельствует о том, что все они в той или иной степени регулируют функционирование хозяйственного механизма.

Система цен является одним из важнейших элементов рыночной экономики, она взаимосвязана в другими элементами рыночного механизма и реагирует на их воздействие. В то же время цена сама является экономическим инструментом и используется государством для регулирования экономических процессов.

Поэтому проблема государственного регулирования цен и государственного вмешательства в ценообразование, рассмотренная в данной работе, является актуальной.

Государственное вмешательство в ценообразование впервые было обосновано Кейнсом. Он не верил в саморегулирующийся рыночный механизм и считал, что для обеспечения нормального роста и достижения экономического равновесия необходимо вмешательство извне. Сама рыночная экономика "вылечить" себя не может.

Значимость государственного вмешательства в ценообразование очевидна – только при активном и грамотном государственном вмешательстве возможно реальное, правильное ценообразование. Если же ценообразование не оптимально, то это приведет к дисбалансу всей экономической системы, что грозит упадком во всех отраслях экономики, и как следствие, всей страны.

Какие же цели ставит перед собой государство в политике регулирования экономики? Прежде всего, поддержание макроэкономического равновесия и обеспечение общественного воспроизводства. Это – глобальные цели. Они перед государством стоят всегда. Кроме того, цели могут меняться в зависимости от характера экономического развития в каждый данный промежуток времени.

Но эти цели могут быть достижимы лишь в сопряжении. Например, стимулирование роста производства и повышение его эффективности хотя и можно ставить в качестве цели, но второе не обязательно предполагает первое. С другой стороны, между целями могут возникнуть конфликты. Например, между повышением эффективности производства и сохранением окружающей среды. Вот тут – то и возникает ещё одна цель государственного регулирования – сглаживание противоречий между целями экономической политики, снятие конфликтов между ними.

Государство может ставить перед собой любые цели. Но, чтобы их достичь, оно должно располагать средствами, ресурсами материального и нематериального порядка, которые явились бы гарантом достижения целей, то есть государство должно иметь возможности в случае необходимости “нажать”.

А подобных случаев бывает много. Такими средствами нажима являются:

- государственный бюджет

- государственная собственность

- законодательное творчество

- информация

- внешняя торговля

- силовые структуры

И наконец, государство вырабатывает определённые методы регулирования. В зарубежной практике сложились следующие методы государственного регулирования:

- управление государственной собственностью

- государственное потребление

- социальные программы

- бюджетная политика

- налогообложение

На заре рыночной экономики господствовало стихийное ценообразование. По мере развития экономической роли государства происходило возрастание значения планомерности ценообразования. Так возникли особые цены – тарифы, таксы.

Во всех странах мира государство воздействует на ценообразование – регулирует их. Имеются факты положительного и негативного воздействия государственных органов на цены.

Регулирование цен – есть норма современной экономики всех стран мира. Все государства регулируют цены. Например: США, Франция, Бельгия, Швейцария, Япония, доля регулируемых цен составляет от 25% до 40%, в Китае более 50%.

Тема актуальна тем, что регулирование цен государством позволяет сдерживать их неоправданный рост, ставить цены в зависимости от изменения экономических условий, смягчать воздействие информации на жизненный уровень населения и т.п.


1. Цена – один из рычагов управления экономикой республики

Цена - это количество денег (или других товаров, услуг), уплачиваемое за единицу товара (продукции, изделия и т.п.), или, другими словами, денежное выражение стоимости товара (продукции, изделия и т.п.).

Цена – экономическое понятие, существование и важность которого никому не надо объяснять и доказывать. С детских лет, как только человеку приходится наблюдать или самому участвовать в покупке, он на бытовом уровне воспринимает, что такое цена и какую роль она играет в его жизни и жизни других людей.

Высокая цена означает, что вещь дорогая, и её покупка требует больших денежных затрат, низкая цена означает дешевизну и меньшую нагрузку на карман покупателя. Однако цена, а точнее, цены, вся их совокупность представляют собой не только индивидуальную, личную, но и общественную, социальную категорию. Они регулируют как отдельные покупки и продажи товаров потребителям, так и экономические процессы, в целом, включая производство, распределение товаров, обмен или потребление благ, оказание услуг. Здесь уже все цены, вместе взятые, с учетом их формирования и изменения действуют как общий, единый, целостный ценовой механизм.

Эта функция цен и их воздействие на экономику в масштабах не только личности и семьи, но и предприятия, отрасли, территории, страны гораздо меньше известны обывателю.

Далеко не все знают, что в экономике применяются десятки миллионов цен, что под единым понятием «цена» понимается множество разновидностей цен, включая оптовые, розничные, регулируемые, договорные, свободные рыночные, государственные, контрактные, прогнозные, проектные, лимитные, мировые и ряд других.

Будучи широко употребительными в экономике любого типа (централизованной, рыночной, смешанной), цены формируются и действуют в разных экономиках по-разному. В соответствии с коммунистической (чисто распределительной) доктриной экономика вообще может обойтись без денег, а следовательно, и без цен, тогда как рыночная экономика без цен становится бессмысленной.

Цены, несомненно, представляют собой тонкий, гибкий инструмент и в то же время довольно мощный рычаг управления экономикой, хотя их реальные возможности воздействия на экономику вообще и на уровень жизни в частности намного меньше надежд, возлагаемых на цены, на ценовой механизм людьми. В директивно управляемой экономике цены используются как внешний регулятор, инструмент воздействия со стороны правительства, тогда как в рыночной они образуют часть системы саморегулирования.

Под общим широко распространенным названием «цена» понимается комплекс экономических понятий, входящих в единую синтетическую категорию. Реально под одним наименованием «цена» существует, как упоминалось выше, множество её видов, различающихся между собой назначением, областью применения, способом формирования.

Дать общее, единое определение понятия «цена» столь же сложно, как найти всеобщую дефиницию термина «деньги». Тем более что эти понятия тесно связаны между собой и что термин «цена» производен от слова «деньги». Для потребителя, покупателя такое утверждение может показаться странным. С позиции покупателя, приобретающего товары по определенным ценам, все представляется предельно ясным. Для покупателя цена – это количество денег, которое ему приходиться платить за единицу товара, за вещь, за услугу. Для продавца – это количество денежных единиц, которое можно получить за продаваемую вещь. В принципе эти естественные, эмпирические определения вполне корректны.

Цена, как и деньги, есть историческая категория, возникшая и сформировавшаяся в процессе зарождения и развития обмена. Уже в ходе простейшего натурального обмена приходится по сути использовать цены как обменные пропорции, обеспечивающие эквивалентность обмена. Когда древний каменотес обменивал один каменный топор на два горшка гончара, он исходил из того, что цена горшка равна половине топора. Это были своеобразные товарные цены, проявляющиеся в пропорциях обмена. Такая цена еще не универсальна и выражена для каждой из обменивающихся сторон в разных единицах.

Купля-продажа является признанием обществом его общественной ценности. Цена выступает главным ориентиром поведения предприятия на рынке, от нее непосредственно зависит, какие издержки будут возмещены в процессе реализации товаров, какие нет, каковы будут доходы предпринимателей, в какие отрасли будут направлены капиталы и т.д.

Успех деятельности предприятий определяют следующие составляющие: объективная ценовая стратегия, разумная ценовая тактика, правильная методика ценообразования. Развитие рыночной экономики означает переход к принципиально иной модели установления цен, что сопряжено с необходимостью учитывать сложный комплекс ценообразующих факторов, отражающих интересы соответствующих субъектов хозяйствования.

Размер цены на конкретный товар зависит от возможностей рынка, его типа и емкости, других факторов и целей. В практике ценообразования выделяют следующие цели формирования цены:

ориентация на существующее положение, когда производитель (изготовитель, продавец) заинтересован в максимизации доли на рынке, росте объемов продаж;

ориентация на прибыль, т.е. получение ее максимума, и ориентация на существующее положение, когда производитель стремится избегать неблагоприятных воздействий внешней среды (например, конкурентов, налогообложения и т.п.).


2. Государственное регулирование цены

2.1 История становления и развития государственного регулирования ценообразования

Классическая политическая экономия рассматривала свободно складывающиеся на рынке цены как главный элемент механизма поддержания равновесия между спросом и предложением. Однако в действительности идеальной всеобщей и полной свободы ценообразования никогда не было. Весь спрос в степени и формах ограничения свободной игры цен. Даже если абстрагироваться от возможностей сговора производителей или продавцов, на протяжении всей истории капитализма можно проследить воздействие государства на цены.

Тарифы на услуги государственных железных дорог, почты, телеграфа, государственные монопольные цены на "акцизные" товары, продажа продовольствия из государственных запасов в неурожайные годы, таможенная политика и косвенное налогообложение, существенным образом воздействующее на внутренние цены - вот далеко не полный перечень мер государственного регулирования цен за последние 100-150 лет.

Первая мировая война, а также начавшиеся вслед за ней депрессия и кризис послужили переломным моментом в истории государственного регулирования цен. Германский экономист Х. Мюллер писал по этому поводу, что политические и экономические потрясения в государстве и обществе вызвали осознание того, что в интересах лучшего функционирования хозяйства, более равномерного распределения и избегания опасности революционного переворота было бы целесообразно, чтобы государство взяло на себя заботу по регулированию хозяйственного процесса и поддержанию справедливых цен.

Попытки регулировать цены в условиях инфляции и кризиса путем внешнеторговой политики оказались несостоятельными. К середине 30-х годов во многих развитых странах с рыночной экономикой были приняты законы, предоставляющие государству полномочия по воздействию на цены вплоть до их замораживания; государственные мероприятия по воздействию на цены стали составным элементом государственного регулирования экономики.

Государственные мероприятия по регулированию цен может носить законодательный, административный и судебный характер. Принятые парламентами законы создают правовую основу отношений между хозяйственными субъектами, а также между нами и государством в сфере ценообразования. Комплекс этих законов представляет собой ценовое право, входящее составной частью в гражданское право. На основе этого права уполномоченные государственные органы осуществляют административную деятельность по регулированию цен.

Законопроекты по ценам, как и по другим хозяйственным вопросам, вносятся в парламент партийными фракциями, независимыми депутатами или правительством; мероприятия по регулированию цен осуществляют непосредственно министерства экономики, финансов и центральный банк. В ряде стран существуют министерства торговли, сельского хозяйства. Они также оказывают влияние на ценообразование. Во многих странах в конце 60-70-х годах были созданы межминистерские советы по ценам; они имеют наблюдательно-совещательные функции.

В каждой стране при правительстве или отдельных его органах существуют экспертные комитеты, куда входят известные специалисты, и советы, в которых заседают представители профсоюзов, союзов крестьян, торговцев, предпринимателей и представители государственных органов. Указанные комитеты призваны консультировать государственные органы по вопросам цен и выражать свое мнение по поводу ценовых законопроектов.


2.1.1 Классический подход к государственному вмешательству в ценообразование

Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. В период становления рыночных отношений в 17 и 18 веках господствовала экономическая доктрина меркантилизма, основывающаяся на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития.

С расширением рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху своей деятельности. Неудивительно, что пришедшие в конце 18 века на смену меркантилизму идеи экономического либерализма, негативно оценившего государственное вмешательство в экономику, сразу нашли огромное число горячих поклонников.

Применительно к рыночной экономике идеи экономического либерализма впервые наиболее полно обосновал А.Смит в труде «Исследования о природе и причинах богатства народов». Согласно А. Смиту, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит «невидимая рука» - личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главная побудительная сила экономического развития. То есть Смит утверждал, что в экономике свободного рынка отдельные индивиды, руководствуясь собственными интересами, направляются как бы невидимой рукой в целях реализации интересов других людей и общества в целом.

Можно легко показать суть аргументов А. Смита, применяя пример с рестораном быстрого обслуживания. Владельца ресторана, прежде всего, интересуют его прибыли. Он руководствуется своими собственными интересами в стремлении снизить свои издержки и тем самым решает, как ему производить, чтобы не допустить растраты ресурсов. Он пытается скорректировать меню своего ресторана, с тем, чтобы максимизировать прибыль, и таким образом решает, что ему производить, чтобы это отвечало потребительским запросам и желаниям. Если он изобретет новый популярный бутерброд или лучший способ приготовления гамбургеров, то он получит больше денег, но и завсегдатаи ресторана также от этого выиграют. И поле приемлемого для общества в целом выбора расширяется. Во всем этом цены играют ведущую роль: цены того, что он продает, отражают ценность его продуктов для потребителей, в то время как цены того, что он покупает, отражают затраты его поставщиков.

Цены в экономике свободного рынка определяют не только то, что и как производится, но также и для кого. Люди, владеющие ценными ресурсами - унаследованными, как здоровье или талант, или приобретенными в результате тяжелого труда или счастливого случая, - получат больше из совокупного общественного продукта. Те, кто на старте обладают меньшим количеством ресурсов или предпочитают работать не столь напряженно, в итоге получат меньше.

Несмотря на силу и элегантность аргументов А. Смита, не существует чисто рыночных экономик. Почти все государства играют важную роль в решении, например, вопроса "для кого", обеспечивая едой тех, кто иначе бы умер от голода, а также в попытке решения таких общеэкономических проблем, как инфляция и безработица. Государство, как правило, производит некоторые товары и услуги (такие, как образование или национальная оборона) и регулирует деятельность многих рынков (контролируя, например, и цены на электричество, и качество мяса для гамбургеров). Налоги вводятся как для того, чтобы оплачивать государственные покупки, так и для того, чтобы влиять на функционирование рынков.

Одной из центральных в учении А. Смита стала идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить регулирование ее государством. Лучший вариант для государства - придерживаться политики невмешательства государства. Поскольку главным координатором, по А. Смиту, выступает рынок, рынку больна быть предоставлена полная свобода.

Последователей Адама Смита, одним из которых является Давид Рикардо, относят к так называемой классической школе. Они полагали, что, чем меньше государство вмешивается в экономику, тем эффективнее функционирует рынок, то есть действуют силы спроса и предложения, а значит, в конечном счете, тем лучше для экономики.

2.1.2 Кейнсианство о роли государства в экономике

Переворот в классических воззрениях на роль государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе «кейнсианской революции», вызвали переворот в классических воззрениях на рыночную экономику. Доказывались невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственного вмешательства как средства, способного уравновесить совокупный спрос и совокупное предложение, вывести экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации.

Из классической концепции следует однозначный вывод относительно роли государства. Если рынок обладает регуляторами, способными обеспечивать полное использование имеющихся ресурсов, то вмешательство государства излишне. В классической теории был сформулирован принцип нейтральности государства, согласно которому оно должно воздерживаться от влияния на экономических субъектов, и стараться свести к минимуму негативные результаты собственной деятельности.

Классики считали, что цены являются подвижными и гибкими. Кейнсианство исходило из того, что цены и заработная плата слабо менялись, особенно в краткосрочном периоде.

В кейнсианской концепции отвергалось и то положение классической теории, согласно которому предложение создает собственный спрос. Дж. Кейнс утверждал, что существует обратная причинно-следственная связь: совокупный спрос создает совокупное предложение. Если совокупный спрос недостаточен, то и объем производства не будет равен потенциальному при полной занятости. При негибкости цен экономика долгое время может пребывать в состоянии депрессии с высоким уровнем безработицы.

Исходя из положения о том, что объем предложения, или реальный объем производства, который предприниматели будут поддерживать, определяется спросом. Можно утверждать, что снижение совокупного спроса приведет к уменьшению реальных объемов производства. В данной ситуации совокупный спрос и совокупное предложение будут уравновешены, но на уровне, далеком от потенциального объема, то есть с неполной занятостью ресурсов.

И такое положение может сохраниться достаточно долго, причем само по себе может и не измениться. Избежать больших потерь, длительной безработицы можно через активную макроэкономическую политику государства, направленную на стимулирование совокупного спроса.

Дж. Кейнс и его последователи считали, что государство должно способствовать выводу экономики из кризиса, проводя экспансионистскую финансовую и денежно-кредитную политику. Иначе говоря, в периоды кризисов рекомендовалось расширять государственные расходы, стимулировать инвестиционные доходы частного сектора через снижение налогов, низкую ставку процента (политика дешевых денег) и т. п.

В отличие от классической идеи о нейтральности государства, в кейнсианской концепции доказана необходимость координирующего активного вмешательства государства в экономическую жизнь. Кейнс не верил в саморегулирующийся рыночный механизм и считал, что для обеспечения нормального роста и достижения экономического равновесия необходимо вмешательство извне. Сама рыночная экономика «вылечить» себя не может.


2.1.3 Современный подход к роли государства в ценообразовании

Одной из наиболее значительных особенностей современного государственно-монополистического устройства является активное вмешательство государства в экономическую жизнь страны.

Положение о саморегулирующейся рыночной системе (Рынок – это живой социальный механизм, наделенный удивительной способностью к саморегуляции, движению к точке равновесия) подсказывает нам и пределы государственного вмешательства в рыночный механизм. Как живой человеческий организм наделен (до известной степени) способностью к самоизлечению, так и «сбои и поломки» рыночного хозяйства нередко способен выправить сам рынок. Можно провести аналогию с болезнью человека, носящей не слишком серьезный, а тем более хронический характер. Если вы простудились и у вас слегка, на 0,5 градусов, поднялась температура – это естественная реакция организма, означающая, что начали действовать его защитные механизмы. Но если вы сломали ногу – вмешательство хирурга неизбежно.

К началу 20 века рыночный механизм стал демонстрировать серьезные сбои, которые потребовали государственного вмешательства. Но вся сложность государственного регулирования заключается в том, чтобы не разрушать сокровенные механизмы самонастройки рынка. Так, установление государством максимальных или минимальных цен на какую-либо продукцию может обернуться нарушением важнейшей функции цены в товарном хозяйстве, – быть объективным информационным сигналом. Да, с гиперинфляцией надо бороться, но если это делать административным путем подавления открытого роста цен, устанавливать потолки цен и заработной платы - это приведет к дефицитам тех или иных товаров и производственных ресурсов.

Корректировать, но не разрушать рыночный механизм - заповедь современной эффективной макроэкономической политики.

Современная рыночная экономика - это гибкая система приспособления производства к потреблению. Одновременно это и система государственного контроля за соблюдением принципов конкуренции и социальной защиты. Ни одно из известных ныне рыночных экономик не функционирует стихийно. Все они являются объектами государственного регулирования, перспективы их развития в большей или меньшей степени определяются содержанием социально-экономической политики того или иного государства.

Целью экономической политики государства является достижение «полной» занятости и стабильности цен при равновесии платежного баланса страны, что должно обеспечить максимизацию прироста национального дохода.

Цели ценового регулирования заключаются в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита, резкое повышение цен на экспортируемое топливо и сырье, монополизма производителей, способствовать созданию нормальной конкуренции, добиться конкретных социальных результатов, в частности обеспечить поддержание определенного прожиточного минимума, возможность приобретения товаров первой необходимости.

Степень государственного регулирования цен зависит от состояния экономики. Оно усиливается в кризисных ситуациях ускоренной инфляции, роста дефицитности отельных продуктов, необходимости быстрой структурной перестройки экономики и ослабевает по мере выхода из кризиса. В странах с динамичной, сбалансированной и развитой экономикой цены регулируются в меньшей степени, чем в странах с несбалансированной и неустойчивой экономикой. Здесь в большей степени получает развитие неценовая конкуренция.

Во многих странах в настоящее время правительства отдают предпочтение неоклассической модели по сравнению с неокейнсианской, что означает как можно меньшее государственное вмешательство в экономику и сокращение сферы его влияния, а также создание условий для более полного и свободного взаимодействия рыночных факторов (так называемый «консервативный переворот» в государственно-монополистическом регулировании экономики).

2.2 Методы воздействия государства на цены

2.2.1 Методы прямого воздействия государства на цены

Прямое вмешательство государства в процесс ценообразования означает участие государства в лице его административных органов в формировании уровней, структуры, соотношений и динамики цен, установлении определенных правил ценообразования.

В настоящее время все цены, как свободные, так и регулируемые, устанавливаются товаропроизводителями. Государственное воздействие на их уровень и структуру осуществляется путем обеспечения методического единства в их установлении и применении. Так, государственные органы управления определяют состав затрат, учитываемых в себестоимости продукции, и расходы, возмещаемые из прибыли, устанавливают нормативы рентабельности на продукцию предприятий-монополистов.

К методам прямого вмешательства государства в процесс ценообразования можно отнести следующие.

1. Замораживание цен (общее, на отдельные группы товаров или от дельные товары), временный или частичный запрет на изменение цен.

Такой подход применяется при сильной инфляции для стабилизации уровня цен.

2. Установление фиксированных цен и тарифов, решение о введении которых принимается соответствующими органами власти. Субъекты ценообразования (предприятия и организации) в случае введения таких цен обязаны реализовывать свою продукцию или услуги по ценам, не превышающим по своему уровню установленных фиксированных цен.

Такие цены в основном применяются при заключении государственных контрактов. Причем их введению предшествует процедура определения прибыли (рентабельности), включаемой в цены, и разрешения возможных хозяйственных споров. В этом случае цена обладает определенной степенью жесткости, а предприятие-изготовитель, принимая на себя хозяйственный риск, в то же время получает широкие возможности получения дополнительной прибыли за счет экономии затрат.

Фиксированные цены устанавливаются также на продукцию или услуги предприятий — естественных монополистов. В первую очередь это касается отраслей жилищно-коммунального хозяйства, городского транспорта, ритуальных услуг и некоторых других, цены и тарифы на которые устанавливаются региональными и муниципальными органами власти.

3. Установление предельных цен или коэффициентов, пределов возможного изменения (роста) цены за определенный период времени или предельного уровня цены, то есть максимального или минимального уровня цены, выше или ниже которого цена не может подниматься.

Такого рода регулирование производится по отношению к продукции естественных монополий, по которым определяются предельные уровни роста цен или тарифов на их продукцию или услуги в течение года.

4. Установление предельного норматива рентабельности. В этом случае при расчете цены в ее состав включается прибыль в размере не больше норматива, размер которого может дифференцироваться по отраслям и видам продукции. Этот метод применяется при регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов. Цены на продукцию, по которой фактическая рентабельность превышает установленный уровень, должны быть снижены.

5. Установление фиксированных цен или предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок, скидок. Органам исполнительной власти на местах разрешено устанавливать предельные уровни снабженческо-сбытовых и торговых надбавок на некоторые виды продукции (лекарственные препараты и медикаменты, детское питание) и наценок на продукцию собственного производства (в школьных буфетах и столовых) на соответствующей территории и определять порядок их установления и применения.

6. Декларирование цен. По решению органов исполнительной власти может быть введено декларирование цен (оптовых или отпускных) на отдельные виды продукции. В этом случае все предприятия, производящие данную продукцию, обязаны представить в органы ценообразования декларации об уровне цен для заявительной регистрации. В свою очередь, органы ценообразования должны или принять решение о регистрации цены, либо отказать в ее регистрации, либо принять решение об обоснованном изменении указанной цены.

7. Установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции. Если цена превышает рекомендуемый уровень, то может применяться прогрессивное налогообложение прибыли, полученной от реализации продукции по завышенным ценам. Такой метод применяется в некоторых странах (США, Япония).

В целом, защитные меры государства по сдерживанию роста цен могут осуществляться в форме установления правительством верхних пределов цен или прибылей, замораживания цен, установления определенного порядка формирования цен. Для недопущения снижения цен могут устанавливаться минимальные цены, определяться минимально допустимый уровень прибыли, виды затрат, в обязательном порядке покрываемых за счет цены.

2.2.2 Методы косвенного воздействия государства на цены

Косвенное вмешательство в ценообразование обеспечивается применением совокупности способов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке, управлению доходами населения, регулированию налогов как на производимую, так и на потребляемую продукцию.

Косвенное регулирование цен может осуществляться через изменение учетной ставки банковского процента, уровня минимальной заработной платы, проведение определенной налоговой политики и политики доходов. Государство может влиять на цены через сферу денежного обращения, принятие и применение антимонопольных законов путем воздействия на баланс спроса и предложения, а также разработкой эффективной системы таможенных тарифов и пошлин и т. д.

Таким образом, в число методов косвенного воздействия государства на цены можно включить:

• регулирование доходов производителей продукции, продавцов и покупателей (субсидирование из госбюджета отдельных отраслей и производств, компенсация расходов отдельных категорий граждан, повышение уровня минимальной заработной платы и разработка системы оплаты труда бюджетников);

• регулирование налогов на производимую и потребляемую продукцию (льготное налогообложение);

• разработку системы мер, способствующих расширению товарного предложения (снижение ставки банковского процента, льготное кредитование и налогообложение, субсидирование и дотирование, применение разнообразных мер по защите внутреннего товаропроизводителя);

• создание условий для развития конкуренции и ограничения монополизации рынка;

• государственное стимулирование привлечения в страну иностранных инвестиций для создания новых предприятий и увеличения числа рабочих мест;

• эффективное использование таможенных тарифов и применение льготных таможенных пошлин для стимулирования экспорта продукции, не производимой в достаточных количествах.

путем использования и применения совокупности разных способов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке;

путем регулирования налогов как на производимую, так и на потребляемую продукцию (система льготного налогообложения).

Путем льготного кредитования, субсидирования и дотирования из бюджета, государственного финансирования на разработку и создание новых видов продукции снижаются затраты на производство, что является основой стабилизации или снижения цен для потребителей. Государственное субсидирование — существенный фактор поддержки малодоходных, но важных для национальной экономики отраслей, а также предприятий, находящихся в состоянии реконструкции или кризиса, что, в свою очередь, может оказать влияние на стабилизацию уровня цен на товары первой необходимости.

Субсидирование цен широко практикуется через систему компенсационных выплат производителям конкретного вида товара в целях возмещения потерь от реализации продукции по ценам, не покрывающим издержки их производства либо не приносящим определенного уровня дохода. Что касается дотаций, то, как правило, дотируются низкорентабельные и убыточные производства, важные для экономики в целом. Широко распространены дотации сельскохозяйственного производства.

Органы государственной власти могут заключать с юридическим или физическим лицом договор о введении фиксированных цен на реализуемую ими продукцию или услуги, а также могут поощрять заключение соглашений между производителями и потребителями продукции в части принятия производителями продукции односторонних обязательств, направленных на ограничение роста цен.

К формам косвенного регулирования цен также можно отнести различные мероприятия и программы, разрабатываемые государственными органами:

создание условий для развития здоровой конкуренции и предпринимательства;

эффективное использование таможенных тарифов, льготных таможенных пошлин для стимулирования товарной интервенции по дефицитным или предназначенным для социально незащищенных слоев населения видам продукции;

разработка специальных правительственных программ по развитию производства товаров народного потребления, расширению услуг, оказываемых населению, увеличению жилищного строительства за счет государственных бюджетных ассигнований;

государственное стимулирование привлечения в страну иностранных инвестиций, создания совместных предприятий.

Регулируемые цены подразделяются на:

а) фиксированные цены – прямо устанавливаемые государством на определенном уровне (нефть, газ, хлеб). Существуют такие формы фиксирования цен: прейскурантные цены, фиксирование монопольных цен (такие цены устанавливаются в экспериментальных условиях – война, бедствие, кризис в экономике, дефицит товаров).

б) предельные цены – это цены, выше которых предприятие не может устанавливать цену на свою продукцию.

Регулируемые цены могут быть:

- гарантированными

- рекомендуемыми

- лимитными

- залоговыми (защитными)

Целесообразно наличие обоих видов цен (чтобы цены безгранично не росли вверх и социальная защита населения – прожиточный минимум).

Меры косвенного воздействия на процесс ценообразования имеют в основном макроэкономический характер и представляют собой единое целое с общей макроэкономической политикой государства.


2.3 Воздействие верхнего и нижнего пределов цен на результат функционирования рынка

 

2.3.1 Механизм установления верхнего предела цены

Регулирование цен осуществляется посредством установления верхних пределов, выше которых при любом спросе на товар устанавливать цены запрещено.

Например, если правительство, подталкиваемое жалобами потребителей мороженого, устанавливает потолок цены, ее воздействие на рынок мороженого зависит от соотношения рыночной и предписанной государством цены. В том случае, когда правительство устанавливает верхний предел цены в $4 (выше цены, уравновешивающей спрос и предложение $3), на рынке возникает ситуация, представленная на графике (Рисунок 2.3.1 – а) В таком случае предельная цена называется несвязанной. Рыночные силы естественно движут экономику к равновесию, а установленный потолок не оказывает в этом случае существенного влияния.

График на (Рисунке 2.3.1 – б) иллюстрирует другой, более интересный вариант, когда правительство определяет верхний предел цены в размере $ 2 за стаканчик. Так как равновесная цена в $ 3 выше установленной государством цены, предельную цену называют сдерживающим ограничением рынка. Силы спроса и предложения движут цену к равновесной цене, но рыночная цена «ударяется о потолок», препятствующий ее росту, и устанавливается на уровне верхнего предела цены. При этой цене объем спроса на мороженое (125 стаканчиков) превышает объем предложения (75 стаканчиков). Возникает дефицит мороженого, а значит, некоторые потребители, желающие приобрести мороженое, при существующей цене не смогут это сделать.

Поскольку установление верхнего предела цены привело к появлению дефицита, формируется механизм естественного рационирования распределения мороженого — длинные очереди. Покупатели, имеющие возможность прийти пораньше и подождать в очереди, приобретут желанный стаканчик, в то время как люди, которые не имеют желания или возможности терять время, не получат ничего. Продавцы распределяют мороженое по собственному усмотрению: продают его друзьям, родственникам или потребителям одной с ними расы или национальности. Отметим, что хотя установление потолка цены продиктовано желанием помочь покупателям мороженого, выгоду извлекают далеко не все потребители. Некоторые потребители покупают мороженое по низкой цене, но им приходится выстаивать в очереди, другие — вообще не могут получить мороженого.

                            (а)                                 (б)

Рисунок 2.3.1 – Несвязанный (а) и связанный (б) верхний предел цены

Мы имеем все основания сделать вывод: когда правительство устанавливает сдерживающий верхний предел цены на конкурентном рынке, следствием его становится дефицит товара; продавцы должны рационировать распределение ограниченного количества товара среди большого количества потенциальных покупателей. Механизм рационирования, возникающий при верхнем ограничении цены, в нормальных условиях нежелателен. Длинные очереди неэффективны, так как покупатели теряют в них время. Дискриминация, которая возникает при распределении товара по усмотрению продавца, неэффективна (потому что товар далеко не всегда получает покупатель, который его больше всего ценит) и несправедлива. Напротив, механизм распределения на свободном конкурентном рынке и эффективен и не подвержен влиянию отдельных личностей. Когда рынок мороженого достигает равновесия, все, кто желает заплатить рыночную цену, без проблем получают свой стаканчик мороженого. Свободный рынок распределяет товары с помощью цен.

2.3.2 Механизм установления нижнего предела цены

Чтобы рассмотреть влияние другого вида контроля за ценами, используем прежний пример с рынком мороженого. Допустим, что правительство поддалось уговорам Национальной организации производителей мороженого и приняло решение об установлении нижнего предела цены. Определение пола цен, как и потолка, есть попытка поддержать рыночные цены на неравновесном уровне. Если верхний предел цены — официальный максимум цены, нижний предел — официальный минимум цены.

Когда правительство устанавливает пол для цен на мороженое, возможны два результата. Если правительство устанавливает нижний предел цены в размере $2 за стаканчик, а равновесная цена составляет $3, мы получаем результат, представленный на графике (а) Рисунок 2.3.2. Так как равновесная цена находится выше пола цены, нижний предел цены несвязан и рыночные силы естественно движут экономику к равновесию. Нижний предел цены в этом случае не оказывает никакого воздействия на состояние рынка.

График (б) Рисунок 2.3.2 иллюстрирует последствия установления нижнего предела цены в размере $4 за стаканчик. Так как равновесная цена составляет $3, пол превращается в ограничение рынка. Силы спроса и предложения движут цену в сторону равновесия, но она наталкивается на нижний предел. В этом случае рыночная цена равна нижней предельной цене. При этой цене объем предложения мороженого (120 стаканчиков) превышает объем спроса (80 стаканчиков). Производители, желающие продать мороженое, не имеют возможности реализовать его при текущей цене. Таким образом, следствие установления нижнего предела цены — избыток предлагаемой продукции.

Мы упоминали, что верхний предел цены и дефицит способствуют формированию нежелательного механизма распределения. В случае существования пола рыночной цены некоторые продавцы не имеют возможности реализовать произведенную продукцию. Преуспевают те из них, кто умеет использовать личные предпочтения покупателей, основанные на расовых или семейных соображениях. Напротив, на свободном рынке основным элементом механизма распределения служит цена, а поставщики продают все, что они произвели, ориентируясь на равновесную цену.

Рисунок 2.3.2 Установление связанного (а) и несвязанного (б) нижнего предела цены

 

2.4 Оценка государственного регулирования рыночных цен

Рынок обычно являет собой хороший способ организации экономической деятельности. Вот почему экономисты почти всегда выступают против установления верхних и нижних пределов цен. По мнению экономистов, цены — итог принятия компаниями и потребителями миллионов решений, определяющих кривые спроса и предложения. Цены играют важнейшую роль в достижении равновесия спроса и предложения и, следовательно, координации экономической деятельности. Законодательное установление цен игнорирует сигналы, детерминирующие распределение ресурсов общества. Конечно, правительство иногда имеет возможность улучшить результаты функционирования рынка. Политики стремятся установить контроль над ценами, так как они считают рыночные результаты несправедливыми. Контроль за ценами часто призван улучшить положение беднейших слоев населения. Например, закон о контроле за рентой направлен на увеличение доступности аренды жилья, а минимальный размер оплаты — на избавление людей от бедности. Но очень часто последствия установления контроля за ценами отрицательно сказываются именно на тех, кому стремятся помочь политики. Контроль за рентой сохраняет на низком уровне арендную плату, но он не стимулирует поддержание зданий в хорошем состояния и осложняет поиск квартиры. Закон о минимальном размере оплаты труда ведет к росту доходов некоторых работников, но другое его следствие — увеличение безработицы.

Для того чтобы оказать помощь нуждающимся, совсем не обязательно контролировать цены. Правительство имеет возможность сделать аренду жилья более доступной, субсидируя оплату части ренты беднейшим семьям. В отличие от контроля за уровнем ренты, рентные субсидии не ведут к сокращению объема предложения квартир и, следовательно, к дефициту жилья. Аналогично, субсидии заработной платы поднимают уровень жизни работающих представителей беднейших слоев населения, а у фирмы исчезает повод отказывать им в приеме на работу. Пример таких субсидий — налоговый кредит на заработанный доход, правительственная программа, которая направлена на повышение дохода малооплачиваемых рабочих. Хотя политика субсидий (в сравнении с контролем за ценами) более эффективна, но и она несовершенна. Рентные субсидии и субсидии на заработную плату стоят правительству денег и, следовательно, требуют повышения налогов.

Заметим также, что такой контроль над ценами осуществляет государство на законодательной основе. Но он имеет вид вмешательства, нарушающего механизм рыночного ценообразования по законам спроса и предложения. Подобное вмешательство, или контроль над ценами, способны осуществлять и любые другие монопольные структуры. В любом случае вмешательства такого рода способны блокировать рыночный механизм конкурентного ценообразования. Любой контроль над ценами не только нарушает, но и разрушает рыночную систему. Примером этого является командно-административная модель экономики с централизованным плановым способом принудительного установления цены. Следствием такой модели ценообразования стали разрушение рынков и тотальные дефициты абсолютно всех видов товаров.

Государственное вмешательство в рыночное ценообразование чаще всего сводится к принудительному установлению цены на уровне ниже рыночного равновесия спроса и предложения. Мотивацией такого вмешательства выступают, как правило, социальные проблемы: ограниченный доступ к ресурсам или потребительским благам; неравенство в доходах и т.д. Однако никогда еще не удавалось решить хотя бы одну из этих проблем методом вмешательства в механизм ценообразования. Последствия контроля над ценами могут быть многообразными, но все они, в особенности при длительном их применении, как правило, имеют отрицательный эффект в социальной и экономической сфере. Такие последствия обнаружатся в товарном дефиците, нехватке и недопроизводстве товаров, что отрицательно скажется на всем обществе. Решена ли проблема бедных слоев общества, которых правительство пыталось защитить, установив принудительно низкие цены? Нет, не решена, поскольку недопроизводство и дефицитность «уводят» даже имеющиеся товары в теневые спекулятивные сферы. Возникают теневые рынки, где дефицитные товары продаются по еще более высоким ценам, поскольку включают еще и спекулятивную надбавку. Социально не защищенным группам эти товары и цены стали еще более недоступными, а число неплатежеспособных граждан увеличилось. Контроль над ценами приводит также к таким экономическим последствиям, как сокращение производства, возникновение теневой экономики в различных сферах. Как известно, особенностью теневых структур является то, что они «неуловимы», в особенности для официального, государственного налогообложения. Следовательно, они сокращают реальные возможности для социальной защиты населения и бюджетных отраслей, поскольку не платят налоги государству. Внешними, наиболее очевидными последствиями разрушенного равновесия цен станут очереди потребителей за товарами, социальная напряженность и всеобщее недовольство политикой правительства. Потребуются такие меры, как нормирование, рационирование потребления недостающих дефицитных товаров, их распределение по карточкам, талонам и т.п. На графике (Рисунок 2.4.3) показана схема государственного контроля и вмешательства в рыночный ценовой механизм с его основными отрицательными последствиями.

Рисунок 2.4.3 – Схема государственного контроля

Нарушение законов ценообразования произошло прежде всего потому, что спрос не ограничивался только группами социально незащищенного населения, для которых был установлен низкий уровень цен. Главное состоит в том, что этот принудительно «смещенный» спрос вызвал тенденцию сокращения производства и предложения товаров из-за их принудительно низких цен. Производители не заинтересованы выпускать и поставлять на рынок товары по ценам, не возмещающим издержки производства. Возникающий вследствие этого дефицит товаров окажется необычайно болезненным для потребителей и вызовет нарастающее социальное напряжение.

2.5 Регулирование цен в Казахстане

2.5.1 История развития регулирования цен в Казахстане

Необходимость регулирования цен в Казахстане возникла еще в начале 90-х годов, когда Казахстан находился на стадии перехода к рынку. Итоги хозяйствования за истекший после объявленной либерализации цен период в нашей республике, как и в других государствах СНГ, не обнадеживали. Монопольность экономики и отсутствие на рынке таких саморегуляторов цен, как свободно конкурирующие производители и поставщики товаров, государственного регулирования, привели к резкому росту цен во всех отраслях и сферах деятельности. Так, оптовые цены промышленности в декабре 1992 года по сравнению с декабрем 1991 годом увеличились в 39 раз.

Рост оптовых цен не мог не сказаться на динамике розничных цен на товары и платные услуги населению. В 1992 году они выросли соответственно в 15 и 18 раз. Особенно больно они ударили по кошельку покупателя, поднявшись за первый год реформы на продукты первой необходимости: на молоко - в 40 раз; масло сливочное - в 32; сахар - в 70; масло растительное - в 50; на мясо - в 20; на хлеб - в 15 раз. Услуги пассажирского транспорта подорожали за это время в 23 раза, дошкольных учреждений - в 14, бытовых - в 15 раз, здравоохранения - в 28, курортные и оздоровительные - в 14, коммунальные, связи - в 19 раз.

Цены не оставили своей прыти и в 1992 году. Покупатель стал надеется на государство. И оно стало регулировать уровень цен, прежде всего, на продукцию энергетических отраслей, являющихся исходными для уровня цен в перерабатывающих отраслях, товаров народного потребления и платных услуг населению, выкраивая на это миллиардные дотации из бюджета, где и без того не сходились концы с концами. Но случилось так, что возросшие государственные расходы, появившиеся вследствие экспортного развала сложившегося десятилетиями экономического организма, приходилось покрывать в ущерб другим привычным статьям расходов.

Эти причины породили свои трудности и в деле регулирования цен в Казахстане, сопряженного с некоторыми особенностями структуры экономики и кооперирования народного хозяйства традиционно в пределах бывшего СССР. В республике не получила должного развития обрабатывающая промышленность, выпускающая конечную продукцию, от реализации которой как раз и получается реальная прибыль. Поэтому Казахстан завозит с уже установленной поставщиком отпускной ценой. К ней прибавляются таможенные тарифы, посреднические, транспортные и прочие расходы, определяющие издержки обращения и окончательную цену товара.

Наша экономика скооперирована в основном с Россией. Она поставляла нам нефть, нефтепродукты, газ природный и сжиженный, электроэнергию. Такое кооперирование повлияло на формирование внутренних цен в республике за тепло- и электроэнергию, коммунальные услуги.

Другой из причин роста цен являлось обвальное падение объемов производства и услуг на всех предприятиях и в организациях, и увеличение в связи с этим доли накладных расходов себестоимости единицы работ, продукции. Напрашивается вывод, что право самостоятельно устанавливать цены позволяет предприятиям получать за счет этого дополнительную прибыль при сокращении объемов производства.

В условиях экономических преобразований без регулирующей роли государства в процессах управления народным хозяйством не обойтись. Тогда, в качестве одной из антиинфляционных мер Кабинет Министров РК принял постановление (от 29.09.92 г. № 814) «О государственном регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов, регулируемую по свободным рыночным ценам».

Нельзя забывать и о том, что на уровень потребительских цен большое влияние оказывают услуги торговых организаций и других посредников в сфере обращения товаров, которые материализуются в торговых и снабженческо-сбытовых надбавках.

Постановлением (от 2.09.92 г. № 735) предоставило государственным торговым и снабженческо-сбытовым организациям право самостоятельно определять размеры надбавок с ограничением рентабельности: оптовой торговли - 3, розничной - 5% к товарообороту; снабженческо-сбытовых организаций - 40% к издержкам обращения.

Но отдельные торговые предприятия злоупотребляли расширением прав в этом деле. Распространилась практика произвольной дифференциации размера надбавок по группам товаров. На дефицитные товары первой необходимости, пользующиеся спросом, стали применяться высокие торговые надбавки.

Напрашивается вывод, что сложившаяся практика в сфере ценообразования нуждалась в корректировке. Поскольку крайности в степени либерализации цен являлись негативными, необходимо было найти оптимальное соотношение между достаточной самостоятельностью предприятий при установлении цен на реализуемую продукцию и государственным регулированием цен. Перестановка акцента на государственное регулирование цен отнюдь не означает возврата к командно-административным методам управления. Следует лишь дополнить рыночные механизмы плановыми методами управления экономикой.

В условиях кризисной ситуации степень государственного регулирования цен должна быть значительной. Резкий переход к новым условиям хозяйственной деятельности при отмене практически всех ранее действовавших нормативных актов, как союзных, так и республиканских, привели к тому, что ряд возникающих в экономической практике ситуаций оказался не предусмотренным действующим законодательством. По принципу "все, что не запрещено, - разрешено", в разряд разрешенных попали и несогласованные экономические действия, не дающие видимой эффективности обществу. При рассмотрении разногласий возникают трудности из-за разночтений законов.

Действующая система законодательных актов открывается Законом "О ценообразовании", который предусматривает, наравне со свободным ценообразованием, также и государственное вмешательство в установление цен. Практически на данный момент сфера применения государственных фиксированных цен включает хлеб, нефтепродукты, услуги связи, электроэнергию и коммунальные услуги. По этим ценам реализуется 10-15% товарной продукции республики. Закон предусматривает возможность противодействия недобросовестной конкуренции со стороны предприятий-монополистов.

Действие постановление № 814 резко ограничивало рост оптовых (отпускных) цен на продукцию и товары, вырабатываемые государственными предприятиями-монополистами. Однако же эти товары оптом скупали лица, пользующиеся правами частного предпринимателя. Они присваивали себе разницу между регулируемой и свободно устанавливаемой ими ценой. Ни население, ни другие конечные потребители продукции ничего от такого регулирования цен не выигрывали. Ограничение прибыли монополистов лишь увеличивало прибыль дельцов "теневой экономики" за счет государственного сектора.

В период, предшествующий либерализации цен, при относительно стабильных ценах, постепенном отпуске цен на отдельные товары (в первую очередь товары первой необходимости) можно было бы постепенно создать рыночный механизм функционирования экономики.

При одновременном же отпуске цен произошло как бы ценовое стимулирование производства всех товаров, при этом без учета реального спроса на них. Поскольку доходы населения выросли в гораздо меньшей степени, чем уровень цен, то произошло снижение спроса, тогда как рыночный механизм регулирования предполагает увеличение цен именно в результате повышения спроса.

Сейчас сформировался экономический механизм, в котором каждое предприятие вынуждено вести себя как монополист: повышать цены и сокращать производство, чтобы обеспечить необходимый уровень заработной платы и прибыли. Именно этот процесс роста цен является основной причиной инфляции.

Преодоление отрицательных тенденций в функционировании экономики и ее стабилизация требуют проведения комплексных мер, связанных с изменениями в кредитно-денежном, налоговом регулировании. Центральным же моментом является переход к комплексному регулированию цен.

Многими экономистами и политиками переход к комплексному государственному регулированию цен воспринимается как отход от перехода к рыночной экономике, возврат к централизованно-административной системе управления экономикой. В действительности же все обстоит наоборот. Сохранение свободных цен не создает и не может создать условий для нормального функционирования экономики и ее стабилизации.

Как известно, в той или иной степени цены регулируются во всех странах с рыночной экономикой. Это осуществляется двумя путями: во-первых, поддержанием конкурентной среды, не приводящей к разрушительной конкуренции; во-вторых, непосредственным регулированием цен прямым или косвенным путем, когда конкуренция невозможна или грозит разрушительными тенденциями в экономике.

В наших условиях государственное регулирование цен должно быть направлено на формирование конкурентной среды, так и на обеспечение эффективного функционирования отраслей естественных монополистов. Это взаимосвязанные процессы. При отсутствии конкурентного или регулируемого ценообразования в отраслях-немонополистах резко снижается эффективность государственного регулирования цен в отраслях-монополистах.

Комплексное государственное регулирование цен явится одним из важнейших факторов, который должен стабилизировать экономику, подавить инфляцию и создать нормальные условия для функционирования предприятий.

Принципиальный подход к государственному регулированию цен заключается в том, чтобы исключить или ограничить до минимума возможность каждому производителю определять цены.

Переход к непосредственному установлению цен государством нецелесообразен. Более приемлемым является комплексное государственное регулирование цен, обеспечивающее равноправные экономические условия функционирования всех предприятий. Механизм государственного регулирования цен должен быть таким, чтобы обеспечить плавное введение рыночного механизма регулирования экономики с постоянным и постепенным наращиванием эффективности национальной экономики.

Одновременно нужно учитывать, что без активного вмешательства государства в регулирование цен не смогут быть приостановлены разрушительные процессы в экономике и социальном развитии общества.

И немного о системе органов ценообразования. Проведение в жизнь концепции о ненужности государственного регулирования цен в условиях рыночной экономики привело к резкому сокращению системы органов ценообразования и лишению их не только прав по установлению цен, но и функций контроля за ценами. До реформы в систему органов ценообразования республики, кроме возглавлявшего ее государственного комитета цен, входили местные органы ценообразования и контроля за ценами. В 1991 г. комитет утратил самостоятельный статус, функции контроля и соответствующий аппарат были переданы государственной налоговой инспекции. Отделы цен в местных органах государственного управления подверглись значительному сокращению, причем часть их утратила самостоятельность. В настоящее время функции ценообразования рассредоточены между различными экономическими органами республики (Министерство финансов, Антимонопольный комитет и др.). Это привело к ослаблению работы по проведению единой ценовой политики, контроля за государственной дисциплиной цен и защиты интересов республиканского рынка и потребителя.

Целесообразно усилить государственное регулирование цен в затянувшийся переходный период к рынку. Назрела необходимость воссоздать республиканскую систему органов ценообразования, включая права и функции контроля за ценами, имея в виду, что контроль не является изолированной от разработки цен операцией. Это единый технологический процесс ценообразования. В процессе проверок выявляются ошибки разработчиков, резервы предприятий и прочие полезные делу атрибуты.

Основными задачами системы являются разработка и реализация организационных и экономических механизмов регулирования цен и тарифов, социальной защиты населения через контроль за соблюдением государственной политики ценообразования и дисциплины цен.

2.5.2 Современное состояние экономики Республики Казахстан

Финансовые потрясения в мировой экономике продемонстрировали подверженность экономики Республики Казахстан внешним рискам. Фундаментальные особенности развития экономики, которые формировались на протяжении последних нескольких лет, стали одними из основных факторов уязвимости. Доходы сырьевых отраслей, внешние заимствования банков, рост государственных расходов продолжали способствовать «перегреву» экономики и росту совокупного спроса. Ограниченность инструментов для инвестирования в условиях объективной неспособности экономики быстро удовлетворить спрос на услуги инфраструктуры и недвижимость при активно растущем спросе привела к «перегреву» рынка недвижимости и повышению доходности в секторе строительства и других услуг. Рынок недвижимости стал наиболее привлекательным для инвестиций.

Рост финансового сектора экономики Республики Казахстан в последние годы сопровождается значительным накоплением рисков в банковской системе. Укрепление тенге, повышение суверенного кредитного рейтинга Республики Казахстан и рейтингов отечественных банков, инвестиционная привлекательность банковского сектора способствовали экспансии казахстанских банков на внешние рынки капитала. Хотя рост внешнего заимствования и высокие темпы увеличения объемов кредитования обеспечивались соответствующим качеством ссудного портфеля, тем не менее, потенциальный риск ухудшения качества активов банками не был адекватно оценен.

Экспансивное кредитование банками строительной отрасли и рынка недвижимости обусловило, с одной стороны, дальнейшее повышение цен на рынке недвижимости и усиление подверженности банковского сектора кредитным рискам. С другой стороны, сектор строительства стал практически полностью зависеть от банковского финансирования.

В течение ряда лет Национальным Банком Республики Казахстан и Агентством Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций принимались меры по минимизации возникающих рисков в банковской системе. В частности, предпринимались меры по регулированию качества ссудного портфеля, совершенствованию механизма минимальных резервных требований, были разработаны новые требования, направленные на более адекватную оценку кредитного риска, формирование провизий и увеличение капитала финансовых организаций, вводились ограничения на приток иностранных заимствований.

Вместе с тем возникшие на мировых финансовых рынках проблемы привели к проявлению накопленных рисков банковской системы и повышению уязвимости национальной экономики к внешним финансовым шокам. Казахстанские банки, для которых внешнее финансирование является важным источником пополнения ресурсной базы, столкнулись с проблемой нехватки текущей ликвидности. Снижение банковского финансирования привело в первую очередь к сокращению объемов строительства, а также снижению активности в других отраслях.

Переоценка риска, трудности с фондированием в финансовой системе привели к снижению международными рейтинговыми агентствами Standard & Poor^s и Fitch суверенного кредитного рейтинга Республики Казахстан, а также рейтингов ряда отечественных банков. Тем не менее, значительного замедления темпов роста экономики до конца 2007 года не произошло.

Рост цен на мировых товарных рынков обеспечил дальнейший рост экспортных доходов Республики Казахстан. По данным таможенной статистики экспорт товаров за 9 месяцев 2007 года увеличился на 19% по сравнению с соответствующим периодом 2006 года и составил 33,8 млрд. долл. США. Сохранение высокого уровня мировых цен на энергоносители способствовало притоку иностранных прямых инвестиций в развитие инфраструктуры нефтяных месторождений. При этом источником высоких темпов роста несырьевого сектора в основном выступали внешние займы банковского сектора.

Как и в предыдущие годы, доходы от текущих операций (в основном, поступления от экспорта товаров), не покрывали расходы на импорт и выплаты нерезидентам доходов за привлеченные финансовые и трудовые ресурсы. В 2007 году эти тенденции усилились, в результате чего произошло дальнейшее увеличение дефицита по счету текущих операций. Дефицит текущего счета платежного баланса за 9 месяцев 2007 года составил 5,3 млрд. долл. США, а по результатам 2007 года ожидается на уровне 7 млрд. долл. США (в 2006 году – 1,8 млрд. долл. США).

Вследствие значительного нетто-притока прямых иностранных инвестиций (около 6 млрд. долл. США за 9 месяцев 2007 года) произошел рост расходов совместных предприятий на импорт, прежде всего, международных услуг. По итогам 9 месяцев 2007 года дефицит баланса международных услуг составил 5,7 млрд. долл. США, что на 28,5% больше, чем в соответствующем периоде 2006 года.

Суммы, репатриируемые прямыми иностранными инвесторами, составляют основную часть расходов по текущему счету. За 9 месяцев 2007 года они составили 6,9 млрд. долл. США, что на 23,6% больше, чем в соответствующем периоде 2006 года.

Увеличение дефицита по счету текущих операций также происходит за счет роста выплат вознаграждения по внешнему долгу банковского сектора. За 9 месяцев 2007 года эта сумма составила 2,3 млрд. долл. США (рост в 2 раза по сравнению с соответствующим периодом 2006 года).

Экономическое развитие Республики Казахстан в 2007 году характеризовалось сохранением высоких темпов роста, которые продолжаются на протяжении последних 7 лет. По итогам 9 месяцев 2007 года реальный рост ВВП составил 9,7%, незначительно замедлившись по сравнению с показателем 2006 года (10,7%). Основной рост был связан с высокими темпами развития таких отраслей, как обрабатывающая промышленность, операции с недвижимым имуществом, строительство, торговля. Инвестиции в основной капитал за январь-ноябрь 2007 года увеличились на 10,5% (в 2006 году – 11,1%).

Продолжает расти занятость в экономике. По итогам 11 месяцев 2007 года рост занятости в экономике составил 2,4% (в 2006 году – 2,0%). Как следствие, уровень безработицы сократился с 7,8% в декабре 2006 года до 7,4% в ноябре 2007 года.

По официальным данным Агентства Республики Казахстан по статистике инфляция по итогам 2007 года составила 18,8% (декабрь 2007 года к декабрю 2006 года), что на 10,4 п.п. выше по сравнению с показателями 2006 года. Продовольственные товары стали дороже на 26,6%, непродовольственные – на 10,5%, платные услуги – на 15,4%.

Базовая инфляция (инфляция без учета роста цен на фрукты и овощи, бензин и уголь), которая отражает общую тенденцию в динамике инфляционных процессов, в годовом выражении выросла до 17,3% по итогам ноября 2007 года (в 2006 году – 7,3%).

В 2007 году инфляционные процессы носили разнонаправленный характер.

По одобрению постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 24 декабря 2007 года известно, что основной целью денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Казахстан на 2008-2009 годы будет удержание годовой инфляции (декабрь по сравнению с декабрем предыдущего года) в пределах 7,9-9,9% в 2008 году и 7,5-9,5% в 2009 году при реализации как базового, так и пессимистичного сценариев. Это соответствует уровню среднегодовой инфляции в пределах 16-18% и 8,0-10,0%, соответственно.

«Мы надеемся, что 2010 год будет легче, чем этот год. Мировая экономика оживляется, сырьевые рынки поднимаются. Мы чувствуем, что на финансовых рынках может быть оживление», - сказал Н. Назарбаев на заседании центрального аппарата НДП «Нур Отан».

Вместе с тем, он отметил, что всегда нужно быть готовым к любым ситуациям. «Потому что волатильность очень большая, обстановка меняется с каждым днем, приходиться всегда быть начеку», - добавил Н. Назарбаев.


3. Установление цены на товар предприятия ТОО «Қарағанды құрылыс»

3.1 Общие сведения о предприятии

Товарищество с ограниченной ответственностью «Қарағанды құрылыс» (100009, Республика Казахстан, город Караганда, ул.Пичугина, 251/1-51, тел.факс 8/7212/47-60-54) является строительной организацией. Первым и настоящим руководителем является Калиев Айдын Айтманович - директор ТОО «Қарағанды құрылыс» по решению единственного учредителя.

Характеристика предприятия:

Товарищество с ограниченной ответственностью «Қарағанды құрылыс» осуществляет свою деятельность на основе действующего законодательства Республики Казахстан: Гражданского кодекса Республики Казахстан, Закона РК «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», Закона РК «О частном предпринимательстве», Устава товарищества с ограниченной ответственностью «Қарағанды құрылыс».

Товарищество с ограниченной ответственностью «Қарағанды құрылыс» создано 02.04.2004 года.

Основные виды деятельности:

Проектно-изыскательская деятельность:

- Строительное проектирование (с правом проектирования для капитального ремонта и (или) реконструкции зданий и сооружений, а также усиления конструкций для каждого из указанных ниже работ) конструирование, в том числе: оснований и фундаментов; бетонных, железобетонных, каменных и армокаменных конструкций; металлических (стальных, алюминиевых и из сплавов) конструкций; деревянных конструкций.

- Разработка специальных разделов проектов по составлению сметной документации

- Технологическое проектирование (разработка технологической части проектов строительства) объектов производственного назначения, в том числе: плотин, дамб, других гидротехнических сооружений.

Строительно-монтажные работы:

- Земляные работы общего характера;

- Возведение несущих и ограждающих конструкций зданий и сооружений II и III уровня ответственности, включающее: монтаж металлических конструкций, установку арматуры; монтаж стальных резервуаров (емкостей), включая работающих под давлением либо предназначенных для хранения взрывопожароопасных или иных опасных (вредных) жидких или газообразных веществ; монтаж несущих конструкций мостов и мостовых переходов; устройство оснований; устройство монолитных, а также монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций, кладку штучных элементов стен и перегородок и заполнение проемов; кровельные работы

- Производство специальных строительных и монтажных работ (в том числе специальных работ в грунтах), включающих хранилища нефти, нефтепродуктов;

- Специальные работы по устройству наружных инженерных сетей и сооружений и внутренних инженерных систем, в том числе: трубопроводов работающих под давлением, включая магистральные тепловые сети и сети газоснабжения среднего и высокого давления, сетей холодного и горячего водоснабжения, централизованной канализации бытовых, производственных и ливневых стоков, устройства внутренних систем водопровода и канализации; сетей электроснабжения и устройства наружного электроосвещения, внутренних систем электроосвещения и электроотопления; внутренних систем централизованного отопления.

- Отделочные работы при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений 1 или 2 уровня ответственности (за исключением штукатурных и малярных работ).

- Работы по строительству дорог, включающие основания и покрытия, защитные сооружения и обустройство проезжей части улиц населенных пунктов, не являющихся магистральными.

- Монтаж технологического оборудования (в том числе пуско-наладочные работы), связанного с: металлообработкой; деревообработкой; компрессорными машинами, насосами и вентиляцией; а также приборами учета и контроля производственного и бытового назначения.

- Капитальный ремонт и реконструкция объектов (за исключение реставрации памятников истории и культуры), в том числе усиление несущих конструкций: зданий и сооружений жилищно-гражданского и производственного назначения 2 и 3 уровня ответственности, включая внутренние инженерные системы и наружные сети, кроме газоснабжения, лифтов и иных подъемно-транспортных устройств; автомобильных дорог всех технических категорий и внутрихозяйственных (производственных) проездов, улично-дорожной сети населенных пунктов; защитных покрытий конструкций и оборудования (обмуровочных, футеровочных, изоляционных, антикоррозийных и химических покрытий).

Производство (выпуск) строительных материалов, изделий и конструкций (за исключением сертифицируемых продукций)

- Промышленное производство: изделий из металлов, полимерных и композитных материалов, на основе отходов производств;

- Выпуск (промышленное изготовление): элементов для несущих и ограждающих конструкций; технологических металлоконструкций и их деталей.

Экспертные работы и инжиниринговые услуги в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности

- Услуги по проведению собственного контроля заказчика (технический надзор, инженерная служба, технологическое сопровождение строек) и проектной организации (авторский надзор) при строительстве (капитальном ремонте, реконструкции) зданий и сооружений.

На все перечисленные виды деятельности ТОО «Қарағанды құрылыс» имеет лицензии.

30 апреля 2009 года ТОО «Қарағанды құрылыс» был выдан сертификат соответствия СТ РК ИСО 9001-2001 «Системы менеджмента качества. Требования»

Структура организации: Всей хозяйственной, производственной и финансовой деятельностью руководят – согласно Устава:

Директор Калиев Айдын Айтманович, образование высшее, закончил Московский государственный строительный университет, по специальности Инженер-строитель в 1997 году.

Главный бухгалтер Чернышова Эльвира Александровна, образование высшее, закончила Карагандинский финансовый институт, по специальности Бакалавр учета и аудита в 2004г.

Для успешной реализации производственных планов директор располагает следующими структурными подразделениями:

- Заместитель директора по снабжению

- Главный инженер

- Производственно технический отдел

- Отдел снабжения

- Участок строительства

- Участок хранения

- Бухгалтерия

- Юрисконсульт

- Отдел кадров и документационного обеспечения

Общая численность работников ТОО "Қарағанды құрылыс" составляет – 154 человека. ТОО "Қарағанды құрылыс" достойно справляется со всеми взятыми на себя обязанностями, находится на подъеме своих производственных возможностей.

Система контроля: На предприятии разработана система контроля качества выполняемых видов работ в соответствии с нормативно-техническими документами: ГОСТ 12.3.040-86, ГОСТ 21.401-88, ГОСТ 21.101-97, СН В.3.2-3-98, ВСН-41-85(р), ВСН-42-85 (р), МСН 1.01-01-96, СН И П РК В.2.6.8-97, СН И П РК А.2.21-2001, СН И П 11-23-81*, СН И П П-25-80, СН И П 1.06.05-85, СН И П 2.01.02-85*, СН И П 2.02.01-83, СН И П 3.01.01-85, СН И П 3.01.04-87, СН И П 3.02.01-87, СН И П 3.03.01-87, СН И П 3.04.01-87, СН И П 3.05.01-85, СН И П 2.08.01-89, СН И П 2.08.02-85, СН И П 2.09.02-85*, СН И П 3.03.01-87, СН И П РК А.3.2.5-96 и т.д.

3.2 Установление цены на товар

Для установления цены на товар была составлена калькуляция единицы продукции предприятия «Караганды Курылыс». В качестве продукции было имспользовано металлопластиковое окно (2,5 м2) марки Galwin, четырехкамерное.


Заключение

Необходимость государственного вмешательства в ценообразовании возникла еще в начале 17-го века, но и на данный момент не утратила своей актуальности.

Усиление кризиса платежеспособности обусловливает необходимость более широкого применения государственного регулирования цен, соответствующего сложившейся ситуации. Важнейшим принципом регулирования должно быть установление рационального уровня оптовых цен на сырье и продукцию топливно-энергетического комплекса, сдерживание их резкого роста, ведущего либо к сокращению доходов, либо к новому витку инфляции. В реальной несбалансированной и не сложившейся рыночной экономике Казахстана оптовые цена на природное сырье и энергоносители определяют динамику цен и доходов; в условиях обесценения накоплений у многих предприятий и части населения существенный скачок ресурсных цен может привести к резкому падению жизненного уровня и банкротству предприятий. Поэтому сегодня необходима стабилизация цен на природное сырье и энергоносители на минимальном допустимом уровне.

Очень важно так же и реорганизовать систему государственного регулирования. Применяемая схема либерализации, одновременное введение крайне высоких налогов явились одной из причин кризиса платежеспособности, сворачивания производства, падения деловой активности. Были отпущены цены на широкий круг продукции базовых отраслей, природное сырье и материалы. В неконкурентной экономике с деформированной структурой это предопределило стремительный рост затрат, сокращение доходов бюджета и невозможность регулирования даже весьма ограниченного круга цен на товары народного потребления, который сейчас быстро сужается. При жесткой денежной политике либерализация цен на товары народного потребления не приведет к увеличению доходов госбюджета и предприятий, так как рост затрат всегда будет опережать рост цен конечного потребления.

Исходя из реальной структуры и состояния экономики Казахстана государству необходимо жестко регулировать цены не всю основную продукцию топливно-энергетического комплекса, на все природное сырье и материалы, на значительный круг продукции тяжелой промышленности, монополизированную продукцию машиностроения, строительства, тарифы транспорта и связи. При этом цены на товары народного потребления должны быть первоначально отпущены, то есть самостоятельно устанавливаться производителем, продавцом с учетом спроса.

Государственное регулирование цен по указанному широкому кругу продукции производственно-технического назначения позволит сдерживать опережающий рост затрат, повысить доходы госбюджета предприятий за счет замедления роста затрат на производство конечной продукции, реально регулировать розничные цены на жизненно важные товары народного потребления, проводить жесткую бюджетную и денежно-кредитную политику. Очевидно, что в сложившейся ситуации поддержание покупательной способности денег возможно лишь при более или менее жестком регулировании цен на ресурсы. В перспективе, по мере развития конкурентного рынка и изменения структуры экономики, регулирование цен должно постепенно сниматься в течение ряда лет.

Возможны два варианта реализации указанной схемы государственного регулирования цен. Первый – установления правительством:

а) государственных цен на продукцию добывающей промышленности, топливно-энергетического комплекса, тарифы транспорта и связи;

б) предельных норм рентабельности, включаемых в регулируемые цены на средство производства;

в) предельных размеров роста розничных цен на товары народного потребления. Цены на остальные товары государством прямо не регулируются.

Второй вариант – установление правительством:

а) предельных норм рентабельности, включаемых в цены на продукцию добывающей промышленности, топливно-энергетического комплекса при строгом государственном контроле роста себестоимости продукции этих отраслей, тарифов транспорта и связи;

б) предельных норм рентабельности, включаемых в регулируемые цены на средство производства, производимые предприятиями-монополистами;

в) предельных размеров роста розничных цен на товары народного потребления. Цены на остальные товары государством прямо не регулируются.

Варианты отличаются степенью жесткости государственного регулирования цен, выбор того или иного варианта или компромисса между ними возможен только при практической проработке этих схем специалистами государственного аппарата, отраслей и предприятий.


Список использованной литературы:

1.  Баздникин В., «Цены и ценообразование», М., 2003

2.  Г. Маховикова, И. Желтякова, Н. Пузыня, «Цены и ценообразование», Санкт-Питербург, 2008

3.  Есипова В.Е. «Цены и ценообразование», Питер, 2000

4.  Просветов Г.И., «Цены и ценообразование», М., 2001

5.  Ценообразование и налогообложение / под ред. И.К. Салимжанова – М.: Проспект, 2003г.

Информация о файле
Название файла Регулирование государством цены от пользователя z3rg
Дата добавления 7.1.2012, 3:01
Дата обновления 7.1.2012, 3:01
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 96.58 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 817
Скачиваний 103
Оценить файл