Политическая психология
Вариант 4
1. Предмет политической психологии, ее структура и основные задачн
Политическая психология – это отрасль психологической науки, изучающая
закономерности политической деятельности, проблемы отбора и подготовки
политических лидеров, а также роль практических психологов в оптимизации
политической деятельности.
Предметом политической психологии является особый ряд явлений, рождаемых
деятельностью людей в сфере политики и власти.
Задачи политической психологии можно разделить на 5 групп. Первая группа
задач связана с психологическими основами деятельности политического лидера
(построение модели успешного политического лидера). Вторая группа задач
связана с особенностями построения предвыборной кампании. Стратегия
предвыборной кампании бывает: а) стратегия партнерства – состоит в
аргументации точки зрения при готовности выслушать, принять точку зрения
оппонента; б) стратегия конфронтации – состоит в одностороннем подходе к
точке зрения оппонента, изначальному неприятию ее. Третья группа задач
связана с определением особенностей различных видов политического общения
(массы, малые группы, один-на-один). Четвертая группа – создание
политического имиджа лидера. И, наконец, пятая группа задач связана с
проблемами решения политических конфликтов.
2. Совместимы ли гуманизм и политика?
При изучении политической жизни общества важно понимать в нем место и роль человека. Английский социолог Спенсер говорил, что каковыми являются люди («единицы»), их средний уровень развития, такой будет и рождаемая ими политика. Народоправие предполагает умение народа не только вести государственную жизнь, но и править государством, а для этого у человека должно быть сформировано чувство государственной ответственности за свои действия.
Гуманизм же – это любовь к человеку, забота о нем, как с политической, моральной, так и с общечеловеческой точки зрения.
В широком понимании «гражданин» – полноправный, свободный член общества,
который принимает активное участие в общественной и государственной жизни.
Народ и государство связаны между собой своеобразным «коллективным
договором», основа которого - это три фундаментальных позиции: моральный
порядок, право (закон) и знание. Эти позицию гарантируют не только единство
усилий общества и государства в осуществлении политики, но и обеспечивают
автономию духовного мира личности, ее независимость в поступках и линии
поведения. За каждым человеком государством признается свобода духовного
самовоспитания, как природного права личности. Только кода человек осознает
это и воспитывает в себе свободу и самодисциплину он может стать субъектом
права. Система прав, свобод и обязанностей граждан реализуется на основе
единых принципов, разработанных как мировым товариществом, так и
парламентами стран. Всемирная организация прав человека, одобренная
Генеральной ассамблеей ООН, состоит из введения и 30 статей. Впервые в
практике международных отношений дается перечисление основных прав и
свобод, которыми обязан пользоваться каждый человек. С того времени
принято 178 международных документов, в которых говорится о правах
человека. Во многих странах мира сформировано правозащитное движение.
Международные акты о правах человека предусматривают специальные
контрольные механизмы их исполнения, созданы и действуют Международная
Комиссия ООН по правам человека, Комитет по правам человека, Европейская
комиссия прав человека. Какие же основные права и свободы? Это право на
жизнь, презумпция невиновности, охрана личной жизни граждан, свобода
сборов, митингов, демонстраций, свобода информации, слова, печати, свобода
совести и прочие. Все права и свободы человека неотъемлемы от его первичных
нужд, а пока они не удовлетворены, пока цена человеческой жизни низкая,
реализация личностью своих прав в более высокой сфере является привилегией
немногих.
3. Какова роль политического маркетинга в повышении эффективности деятельности политических лидеров?
Для начала давайте рассмотрим основные правовые формы осуществления политической деятельности. Здесь следует различать деятельность как политическое участие (участие в политической жизни общества) и деятельность как политическое функционирование. Политическое участие – это осуществление определенных акций, мероприятий с целью отображения интересов, требований, позиций, которые существуют в массах, а также с целью воздействия на органы власти. Политическое функционирование – это управление деятельностью различных политических институтов (государственных заведений, политических партий, органиаций), управление общими делами, процессами удовлетворения нужд общества и социальных групп. Оно включает в себя набор и расстановку кадров, определение механизма принятия решений и пр.
Разновидностью политического функционирования есть политическое
лидерство. Лидер – авторитетный член организации или малой группы.
Воздействие на других помогает ему играть ведущую роль в социальных
процессах, общественной жизни. Политический лидер является продуктом
своеобразного «природного отбора». Среди характеристик, которые имеют
особенное значение для деятельности политического лидера, нужно назвать
такие: умение концептуально мыслить, участвовать в принятии политических
решений на разных уровнях, умение бороться за получение необходимой
информации, высокий уровень гражданского самообразований, политической и
правовой культуры, моральная чистота помыслов и действий, умение
разбираться в людях, убеждать их, вести за собой. Эти качества необходимы
любому типу политического лидера (авторитарному, демократичному,
либеральному).
Серьезный политический лидер обязан иметь собственную политическую программу и целенаправленно создавать свой имидж, на основании которых политические брокеры будут подбирать себе «товар» – политических лидеров.
Политический маркетинг, как и обычный, предполагает исследование
«рынка», «спроса» и «предложения». Маркетинг предполагает: изучение
потребителя (электората); исследование «продукта» – существующих ныне
политических лидеров; анализ форм и каналов «реализации» продукции – какому
региону необходимы лидеры и какой тип лидерства там наиболее желателен и
какие суммы можно потратить на «создание» лидеров определенного типа с тем,
чтобы она окупилась…
В нашем сегодняшнем обществе ситуация меняется так быстро, что лидеры не успевают «застаиваться». «Товар» не залеживается… Но, тем не менее, если мы хотим прийти к развитому обществу, политический маркетинг сегодня должен научится не только тактической подготовке лидеров, но и тому, чтобы рассчитывать и готовить лидеров стратегически, гладя в далекое будущее.
4. В чем заключается культура политического диалога, консенсуса и согласия?
В цивилизованном обществе политика не существует вне культуры вообще.
Культура – это способ и результат человеческой деятельности, который
создает личностную и общественную жизнь во во всей гамме их составляющих.
Давайте разберемся, что же такое политическая культура в целом. Термин
«политическая культура» был введен немецким мыслителем И.И.Герднером, а
понятие «политической культуры» ввели американские ученые Г.Алмонд и
С.Верба.
Политическая культура являет собой совокупность позиций, ценностей и образцов поведения, которые касаются отношений между властью и гражданами.
Одним из факторов политической культуры является знание психологии межличностных затруднений, конфликтов, кризисов.
Культура же политического диалога – это умение не только говорить (что
многие политики считают главным залогом успеха), но и умение слушать
собеседника, будь то оппонент, группа людей или целая нация. Психологи
утверждают, что средний человек говорит лишь 30% времени, а слушает 40-45%.
И большую часть этого времени он делает это неправильно… Искренний интерес
и участие к проблемам партнера – вот главное направление политического
диалога. А умение даже в абсолютно противоположных точках зрения найти
рациональное зерно и плоскости соприкосновения – это один из принципов
культуры политического консенсуса. Умение вести дискуссию, спор – одно из
необходимых умений любого политика. Это умение складывается из трех
последовательных шагов: ограничения предмета дискуссии на первом этапе,
конкретности предмета спора; контроля эмоциональной включенности
дискутантов; учета уровня знаний предмета.
5. Проанализируйте психологические закономерности построения способов наглядной агитации в процессе ведения избирательной кампании.
Процесс ведения предвыборной кампании в Советском Союзе не менялся десятилетиями, да этого и не нужно было делать. В современной Украине, выборы пока еще больше походи на эксперименты над народом и над самими кандидатами… Мы учимся, учимся, учимся. И учимся в основном у Запада. Но как западные, так и постсоветские методики огромное внимание уделяют наглядной агитации избирателей. Давайте попробуем разобраться, из чего же складывается понятие «наглядная агитация».
Раздача агитационной литературы – наиболее простая форма работы с избирателями. Литературу кладут на безопасное место возле дверей, но не в почтовые ящики. Психологический фактор «пришли лично ко мне» играет немаловажную роль (а в США бросать агит-литературу в почтовые ящики просто запрещено зхаконом). Рабочий набор агитационной литературы как правило состоит из: листа-благодарности, инструкции, наклейки на бампер/значка; программы кандидата.
Распространение листовок – подобна раздаче агитационной литературы, но литературу раздают в общественных местах (универсамы, метро и пр.) В данном случае не стоит раздавать литературу, которая дорого стоит, так как скорее всего многие не станут ее читать вообще…
Непосредственно наглядная агитация за кандидата – это те мероприятия, которые увеличивают знание имени кандидата и способствуют повышению рейтинга. Как правило на мероприятиях используют небольшой лозунг или информацию по проблеме, но при этом добавляют элементы большого лозунга.
Примеры наглядной агитации включают:
Значки и наклейки на бамперы: имя кандидата должно быть написано большими буквами, и легко читаться. Наклейки следует давать лишь тем, кто прикрепит их к своим машинам.
Знаки на газонах: это плакаты большого размера, прикрепленные на столбе или установленные на газонах. Несмотря на дороговизну этого метода, он является эффективным способом «раскрутки» имени кандидата. С помощью таких плакатов можно передать большую часть лозунга-программы кандидата.
Рекламные щиты: это очень дорогой путь минимального повышения степени узнавания имени кандидата. Наибольшее воздействие рекламные щиты оказывают на бюджет кандидата…
«Люди-плакаты»: сугубо американский метод, который часто называют
«размахивание знаками». Добровольцы идут на перекрестки, где ходит много
людей и размахивают знаками. Эта работа не требует много денег, но она не
может быть направлена на целевую группу избирателей. В то же время, знаки
часто важны на мероприятиях, где они становятся частью заднего плана для
телевизионных съемок.
«Рекламные ролики», микроавтобусы с динамиками, телевизионные эфиры и прочие методы с привлечением большого количества техники являются слишком дорогостоящими и часто не производят достаточного эфекта на избирателей.
Литература:
1. ТовстолісА.І. “Політологія”, Чернігів, 1994
2. Гаєвський Б., “Українська політологія”, Київ, 1994, МАУП
3. “Політичні партії та перехід до демократії”, Київ, 1998, НДІМВ
4. Робінсон Вілл “Програма контактування з виборцями”, Київ, 1995
5. “Ключове повідомлення - посібник для лідерів, організаторів та активістів”, Київ, 1998, НДІМВ
6. Кен Пейн, Кейт Хед, Шила О^Коннел “Стратегія планування виборчої кампанії”, Київ, 1997, НДІМВ
7. Ануфриева Н.М., Зелинская Т.Н., Зелинский Н.Е., «Социальная психология»,
Киев, 1997, МАУП
8. Обозов Н.Н., Щекин Г.В., «Психология работы с людьми», Киев, 1999, МАУП
9. Щекин Г.В. – редакция “Современный менеджмент: теория и практика”, Киев,
1994, МЗУУП
Туленков Н.В. “Введение в теорию и практику менеджмента”, Киев. 1998,
МАУП