ПРОБЛЕМА МЕЖПОКОЛЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Описание:
Рассматриваются проблемы взаимодействия старшего поколения и молодёжи. Проблема "отцов и детей" в социологическом разрезе.
Доступные действия
    Проверил admin 13.11.2012, 0:23
    Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
    Защитный код
    Введите защитный код

    Нажмите на изображение для генерации защитного кода

    Страницы: 1 2 3 4 5
    Текст:
    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
    Учреждение образования







    ПРОБЛЕМА МЕЖПОКОЛЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ






    Автор:








    2010 г.
    Реферат
    Работа содержит: 50 страниц, 1 табл., 40 источников, 1 приложение.
    Социальное взаимодействие, межпоколенный конфликт, поколение, молодёжь, гендерные особенности, стратегия поведения, разрешение конфликтов, ценности, семья, личность, родители, дети.
    Объектом исследования является процесс межпоколенного взаимодействия. Предметом исследования являются способы и формы социального взаимодействия между представителями младшего и старшего поколений.
    Цель работы: исследование (на основе анализа анкетных данных) стратегий поведения молодёжи и представителей старшего поколения в общении и выявление основных видов социального взаимодействия между ними.
    В работе рассматриваются процесс социального взаимодействия между представителями поколений «родителей» и «детей», стратегии поведения участников социального взаимодействия в зависимости от их гендерной принадлежности. Особое внимание уделяется конфликтной форме взаимодействия как наиболее острой. Автор работы, опираясь на проведённый в студенческих группах опрос, анализирует различия в ценностных установках молодёжи и представителей старшего поколения, являющиеся причиной конфликтов, предлагает пути и способы разрешения конфликтов.
    Степень внедрения: Результаты НИР также могут найти практическое применение в преподавании психологии и социологии в вузе, а также в практической работе школьных психологов по разрешению семейных конфликтов между родителями и детьми.



    Содержание
    с.
    Введение 4
    1 Основные концепции социального взаимодействия 5
    1.1 Концепция социального обмена Дж. Хоманса
    1.2 Концепция символического интеракционизма Дж. Мида, Герберта Блумера
    1.3 Концепция управления впечатлениями (социодраматический подход) Эрвина Гофмана 9

    10

    11
    2 Соотношение понятий «поколение», «возраст» и «межпоколенное взаимодействие» 13
    3 Конфликт как вид межпоколенного взаимодействия
    3.1 Классификация конфликтов
    3.2 Межпоколенный конфликт
    3. 3 Гендерные различия в поведении участников межпоколенных конфликтов
    3.4 Методы и способы решения конфликтов 17
    19
    26

    29
    33
    Заключение 42
    Список использованных источников 43
    Приложение 45



    Введение
    В современном обществе заметно обострилась проблема взаимоотношений между поколениями. Проблема преемственности и конфликтов в отношениях «отцов» и «детей» может рассматриваться с разных позиций: как взаимодействие встречных потоков информации и деятельности, как особенности передачи культурных ценностей от поколения к поколению. Проблема существовала всегда, однако содержание проблемы, острота противоречий носит особенный конкретно-исторический характер.
    В литературе по проблеме взаимоотношений поколений преобладают две точки зрения. Одни авторы обосновывают идею глобального всеобщего разрыва между поколениями, который постоянно увеличивается (М. Мид, С.Н. Паркинсон). Другие подчеркивают маятниковый характер межпоколенных взаимоотношений. С их точки зрения периоды конфликтов чередуются с периодами преемственности (Х. Ортега-и-Гассет, Л. Фойер) [1]. Историческому аспекту развития взаимоотношений между поколениями посвящены работы В.В. Колесова, А.А. Коринфского, А.В. Толстых. Этнологические работы Т.А. Бернштам, М.М. Громыко представляют интерес для анализа отношения к старости, роли возрастной дифференциации в социальной и семейной жизни. Взаимоотношения поколений в современной семье исследовали М.Д. Александрова, Е.С. Балабанова, О.В. Бойко, М.Ю. Михайлова, З.М. Саралиева, В.Д. Шапиро [1]. Обзор литературы по проблеме межпоколенных взаимоотношений позволяет сказать, что в доступной автору литературе нет исследований, в которых комплексно рассматриваются проблемы взаимоотношений поколений. Особого внимания заслуживает анализ того, каким образом возможно гармонизировать эти взаимоотношения, учитывая различные варианты их взаимозависимости и противостояния, согласия и противоречий.
    Целью исследования является изучение процесса конфликтогенности межпоколенного взаимодействия в современных условиях. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
    • проанализировать теоретические подходы к понятию «поколение» в социологическом знании;
    • обосновать критерии социологического анализа дифференциации поколений, позволяющие выявить уровни межпоколенного взаимодействия;
    • исследовать конфликтогенность взаимодействия поколений в условиях социальной транзитивности;
    • выявить факторы конфликтогенности межпоколенного взаимодействия в современности;
    • рассмотреть стратегии межпоколенного взаимодействия в современном обществе.
    Целью диссертационного
    1 Основные концепции социального взаимодействия
    Социальное взаимодействие – это процесс непосредственного или опосредованного взаимодействия социальных субъектов (акторов) друг на друга. Это процесс обмена действиями между двумя или более акторами [2, с. 125].
    Ежедневно каждый из нас совершает сотни элементарных взаимодействий, простейшие из них: пожатие руки, дружеский кивок, беседа, недовольный взгляд в общественном транспорте, улыбка при встрече со знакомым. Для удовлетворения своих многочисленных и разнообразных потребностей человек вынужден вступать во взаимодействие с другими людьми и социальными группами, которые являются носителями определенных знаний и ценностей, вынужден участвовать в совместной деятельности, реализующей различные общественные отношения (производства, потребления, распределения, обмена и другие) [2, с. 126]. В течение всей своей жизни он связан с другими людьми непосредственно или опосредованно, воздействуя на них и являясь объектом социальных воздействий.
    Можно говорить, что социальное взаимодействие состоит из следующих элементов:
    - индивид или социальные группы, совершающие определенные действия;
    - изменения, произошедшие в социальной общности или обществе в целом в результате этих действий;
    - влияние перемен на других индивидов данной социальной общности или общества;
    - обратная реакция других индивидов [3; 4].
    Общепринятыми признаками социального взаимодействия являются: предметность, доступность для наблюдения со стороны и регистрации, ситуативность, рефлексивная многозначность. Видами взаимодействия могут являться: компромисс (консенсус, соглашение, сделка); конфликт (борьба, конфронтация, антагонизм, соревнование); сотрудничество (творческий союз).
    В истории социологии существовало несколько попыток описать структуру взаимодействия. Большое распространение получила так называемая теория действия, в которой в различных вариантах предполагалось описание индивидуального акта действия. К этой идее обращались социологи: ( М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс). Все фиксировали некоторые компоненты взаимодействия: люди, их связь, воздействие друг на друга и, как следствие этого, их изменения [2, с. 13].
    Интересна типология социальных взаимодействий, проведённая в зависимости от характера актов, т.е. действий, совершаемых взаимодействующими субъектами. Существует большое количество вариантов такой типологии, рассмотрим типы выделяемые Сорокиным П.А. [3] в зависимости от реакций участников (воздержания и терпения):
    1. взаимодействие одностороннее и двустороннее;
    2. взаимодействие длительное и временное;
    3. взаимодействие антагонистическое и солидаристическое;
    4. взаимодействие шаблонное и нешаблонное;
    5. взаимодействие сознательное и бессознательное;
    6. взаимодействие интеллектуальное, чувственно-эмоциональное и волевое.
    Таким образом, социальное взаимодействие можно охарактеризовать как процесс, в котором люди действуют и испытывают взаимовлияние друг на друга. Механизм социального взаимодействия включает индивидов, совершающих те или иные действия, изменения в социальной общности или обществе в целом, вызываемых этими действиями, влияние этих перемен на других индивидов, составляющих социальную общность, и, наконец, обратную реакцию индивидов. Взаимодействие приводит к становлению новых социальных отношений [5, с. 12].
    Одним из важных институтов социальных взаимодействий является семья. В семье человек совершает огромное число взаимодействий, которые ведут к различным внутрисемейным отношениям. Есть счастливые примеры, но так же есть очень большое число семей в которых конфликт поколений, внутриличностный конфликт, конфликт взаимоотношений проявляется скрыто либо остро, и именно это является проблемой данного исследования.
    Существует несколько социологических концепций, описывающих социальное взаимодействие:
    - Концепция социального обмена Дж. Хоманса – характеризует социальное взаимодействие как обмен материальными и нематериальными ценностями.
    - Символический интеракционизм Дж. Мида, Герберта Блумера – представляет взаимодействие как диалог, в котором люди придают значение окружающему миру, стремятся истолковать действия других людей.
    - Управление впечатлениями (социодраматический подход) Эрвина Гофмана. В соответствии с этой концепцией, социальное взаимодействие – спектакль, где люди исполняют свои "партии", создают тот или иной образ [4].
    Концепции социального взаимодействия рассматривают его аспекты на двух основных уровнях исследования - микроуровне и макроуровне. На микроуровне изучаются процессы общения между индивидами, находящимися в прямом и непосредственном контакте, такое взаимодействие протекает главным образом в пределах малых групп. Что касается макроуровня социального взаимодействия, то это взаимодействие крупных социальных групп и структур, здесь интерес исследователей охватывает прежде всего социальные институты.
    Наиболее известные теоретические концепции - теория обмена, символический интеракционизм, теория управления впечатлениями [4]. Основные положения этих теорий представлены в табл. 1.
    Табл. 1 Основные положения теоретических знаний
    Концепция Автор Основная идея, характеризующая социальное взаимодействие
    Социальный обмен Дж. Хоманс Обмен материальными и нематериальными ценностями
    Символический интеракционизм Дж. Мид,
    Г. Блумер Диалог, в котором люди придают значение окружающему миру, стремятся истолковать действия других людей
    Управление впечатлениями (социодраматический подход) Э. Гоффман Спектакль, где люди исполняют свои «партии», создают тот или иной образ.
    Страницы: 1 2 3 4 5
    Информация о файле
    Название файла ПРОБЛЕМА МЕЖПОКОЛЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ от пользователя Гость
    Дата добавления 24.6.2012, 14:39
    Дата обновления 13.11.2012, 0:20
    Тип файла Тип файла (doc - application/msword)
    Скриншот Не доступно
    Статистика
    Размер файла 572.5 килобайт (Примерное время скачивания)
    Просмотров 2164
    Скачиваний 4
    Оценить файл