IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

Поиск по файловому архиву
  Add File

> Национальный вопрос в современном мире

Информация о файле
Название файла Национальный вопрос в современном мире от пользователя z3rg
Дата добавления 16.4.2009, 14:01
Дата обновления 16.4.2009, 14:01
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 19.22 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 2379
Скачиваний 1
Оценить файл

Описание работы:


Тип работы: реферат
Основные понятия социологии этнических отношений. Специфика национального вопроса в россии. Проблема самоопределения наций в социологии. Социологические вопросы социальной и культурной жизни наций.
Загрузить Национальный вопрос в современном мире
Реклама от Google
Доступные действия

Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"

Защитный код
Введите защитный код

Текст работы:


НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 1. Основные понятия социологии этнических отношений

Изучение этнических структур необходимо для понимания специфики современного общественного развития. Национальная проблематика находит свое место и в экономике, демографии, политологии, этнографии и других гуманитарных науках.

Социология наций, национальных отношений изучает социально-экономические, социально-политические, культурные, образовательные процессы, вопросы ассимиляции, консолидации и интеграции наций и народностей.

Специфика исследований национальных проблем в нашей стране заключалась в том, что ими занимались в основном ученые из союзных республик, и часто результаты напоминали здравицы в честь старшего брата, дружбы народов, интернационализма. На все сложные и противоречивые вопросы межнациональных отношений было наложено табу. Теперь за это приходится платить распадом многонационального государства, межнациональными конфликтами.

Своевременно не было замечено, что на фоне интернационализации экономики и политики параллельно шел процесс роста национального самосознания, на чем спекулировали некоторые политики. Так проросли всходы махрового национализма, проявилось стремление обеспечить своему народу привилегии за счет других, проживающих на той же территории.

Надо иметь в виду, что в мире практически не осталось этнически чистых государств. Поэтому рост национального самосознания, демократизация практически везде сопровождаются этническими конфликтами (Канада, США, Югославия, Ирак, Бельгия, Испания, Индия, Северная Ирландия, многие африканские государства). Так что если говорить о межнациональных конфликтах в нашей стране между грузинами и осетинами, армянами и азербайджанцами, молдаванами и гагаузами, русскими и прибалтами, поляками и литовцами, то они не составляют исключения, а развиваются в соответствии с мировыми тенденциями.

Для анализа социально-этнических отношений следует уточнить некоторые понятия. Прежде всего стоит обозначить понятие рас - это группы людей с общими для них биологическими признаками (цвет кожи, разрез глаз, цвет и текстура волос). В этнографии выделяются черная, желтая и белая, в западной социологии - кавказская раса.

В этническом развитии человечество прошло несколько ступеней: род, племя, народность и, наконец, нация. При всей спорности трактовки понятия "нация" большинство социологов сходится на том, что нация - "большая социальная группа людей, сложившаяся на определенной территории, имеющая общий литературный язык, общность исторического прошлого, культуры и некоторые особенности психического склада".

Важно уточнить, что большинство наций сложилось в условиях капитализма. Стремление буржуазии обеспечить возможность для своего свободного развития способствовало объединению разрозненных феодальных образований, требовало государственного единства территории, на которой проживало население, говорящее на одном языке. Следует также отметить, что процесс образования наций продолжается и в настоящее время, но происходит он в других социальных и политических условиях, и его движущими мотивами выступают другие факторы.

Этнические группы - группы людей, различающиеся по своему культурному наследию, языку, истории, духовной культуре. Например, евреи, цыгане в России. В западной социологии (М. Хегтер) "этническая группа существует на базе чувств, которые связывают личности в солидарную группу на основе некоей культурной основы". Например, иудаизм для евреев. Важность изучения социально-этнических отношений неоспорима.

2. Специфика национального вопроса в России

Россия - одна из самых многонациональных стран мира. Точное число народностей, проживающих в России, трудно назвать. В 1926 году в листах переписи фигурировало 194 народа, в 1939 г. - всего 99, в 1989 - 128 народов СССР, а в 1994 г. - 176 народов России. Подавляющая часть - свыше 94% - приходится на долю всего 10 крупнейших по численности народов. Причем, в отличие от других стран, например США, где люди разных национальностей имеют свою прародину и для них возможна реэмиграция, что и имело место после великой депрессии 30-х гг., в нашей стране большинство народов являются коренными жителями.

До начала перестройки для нашей страны был характерен высокий уровень национальной терпимости. По данным опроса, в начале 1989 г. одинаково относились к людям любой национальности 77 процентов опрошенных, для 8,6 процента национальные вопросы вообще были безразличны. Сравнительно высок был и уровень межнационального общения: 84 процента населения было удовлетворено межнациональными отношениями по месту работы, 44 процента положительно относились к межнациональным бракам, 55 процентов имели родственников другой национальности, а у 88 процентов были друзья среди лиц другой национальности. В то же время 2,7 процента отрицательно относились к лицам другой национальности, а 8,7 процента считали, что в их регионе должны жить только лица коренной национальности.

Однако годы перестройки, появление движений националистического толка, борьба за национальные суверенитеты очень сильно раскачали ситуацию. В ряде республик были созданы вооруженные отряды экстремистских националистических боевиков, которые брали под жесткий контроль поведение населения (Армения, Грузия, Литва, Чечня). Практически везде такая политика привела к серьезным межнациональным столкновениям, к формированию своего рода этнократических государств, где лица нетитульной нации практически не могут получить гражданства и вынуждены эмигрировать (Эстония, Латвия).

Не надо полагать, что если СССР в его обычном представлении перестал существовать, то и межнациональные вопросы разрешены: все стали суверенными и самостоятельными. Проблемы еще больше обострились: взаимоотношения между коренными и некоренными народами, беженцы, федерализация и дезинтеграция России, Украины, Казахстана и др. Еще многое впереди. Судите сами: в Ямало-Ненецком автономном округе с его многонациональным населением почти половина населения - граждане бывших республик СССР, теперь самостоятельных и суверенных государств. При приватизации газовой промышленности - основного богатства Ямала - нетрудно предсказать, как могут осложниться национально-этнические отношения, если большая часть акций и доходов окажется в руках граждан других государств. Казалось, выходом из такой ситуации могло бы стать двойное гражданство, но возникают непростые вопросы для молодежи: в какой армии служить, кому присягать?

В нашей стране представлены все мировые религии. Это тоже отражается на характере взаимоотношений между народами. Часто межнациональный конфликт на поверку оказывается межконфессиональным. И наоборот: для разжигания межнациональных конфликтов используется принадлежность соперников к разным религиям. В США существуют две основные религии: католики и протестанты христианского толка. А сколько конфликтов, вплоть до гражданской войны, имели в своей основе межконфессиональные противоречия.

Межнациональные отношения всегда усложняются при разном уровне экономического и культурного развития наций. К примеру, в начале ХХ века русская, украинская, латышская нации уже сложились, узбеки, башкиры, казахи, таджики еще не консолидировались. Малочисленные народы Сибири и Крайнего Севера, а их 28, находились на патриархальном уровне развития, не имели письменности.

Кроме того, приходится считаться и с особенностями расселения, и численностью тех или иных народов. Одно дело, если народ проживает компактно на исторически сложившейся территории, и другое, если он живет вперемешку с другими народами, например, евреи, курды, греки и др. В конце 20-х гг. было принято решение о создании Еврейской автономной области. Ее, в принципе, надо было создавать в Одессе или Бердичеве, Киеве. Но там государственность другого народа. Отыскали свободную территорию на Дальнем Востоке, откуда казаки после гражданской войны ушли в Китай, образовали Еврейскую автономную область. Сейчас в Еврейской автономной области проживает только три процента титульного народа.

Большие трудности возникают при попытках восстановить национальную государственность поволжских немцев, крымских татар. В годы войны их насильно выселили с традиционных территорий проживания, за сотрудничество с фашистами, без разбора, кто прав, а кто виноват. Безусловно, это преступление перед народами и необходимо восстановить справедливость. Но надо относиться к решению национальных вопросов спокойно, не использовать их для нового разжигания страстей. Было бы полезно помнить о том, что массовое переселение народов в случае военной опасности - не чисто сталинское изобретение. США и Канада после Пирл-Харбора переместили в глубь своих стран сотни тысяч японцев с Тихоокеанского побережья, конфисковали и растащили их собственность, по сути, в концлагерях японцы провели всю войну.

В истории человечества проблема взаимоотношения наций всегда была самой сложной и острой. Вспомним создание Израиля, взаимоотношения евреев с арабами, армян с турками и азербайджанцами и т. д.

Не все гладко было и в нашей истории. Конечно, в 20-е гг., когда многие народы начинали практически с нуля свое экономическое и культурное развитие, политика равноправия, помощи отсталым народам дала свои результаты. Достаточно отметить, что в 30-е гг. в бюджете некоторых среднеазиатских республик до 90 процентов составляли дотации из центрального бюджета и только 10 процентов - свои собственные поступления. Шло создание промышленности, национального рабочего класса, интеллигенции, национальных академий, кинематографа, театрального искусства. Или такой факт: несколько десятков небольших народов Сибири и Дальнего Востока получили свою письменность. К примеру, буряты до 1917 г. не имели письменности, среди них насчитывалось только 9 человек с высшим образованием, а со средним - 40; 92 процента населения было неграмотным, не работало ни одной средней школы. К 1959 г. по уровню образования они обошли русское население Восточной Сибири.

Вместе с тем имели место чрезмерная централизация в экономике, подавление самостоятельности республик. Монокультура хлопка, например, дорого обошлась народам Средней Азии. Насаждение крупных промышленных предприятий вело к неоправданной миграции русскоязычного населения в Прибалтику, в республики Средней Азии. Здешние профтехучилища текстильного профиля заполнялись девушками из средней полосы России, предприятия военно-промышленного комплекса - специалистами из московских вузов.

Централизация экономики неизбежно порождала вопрос о справедливости распределения национального дохода. Легковые автомобили делали в России и на Украине, а покупали их больше всего в Закавказье. Практически у каждого народа, каждой республики возникало подозрение, что они дают куда больше, чем получают. Статистические данные на сей счет в открытой печати не публиковались. Теперь стало известно, что только за счет дешевых топливно-энергетических ресурсов, пиломатериалов Россия ежегодно дотировала другие республики Союза на 50 млрд. долларов.

Прибалты считали, что у них лучшее и более эффективное сельское хозяйство, забывая, сколько вложено в него из федерального бюджета, что скот кормился зерном из России и Казахстана. Средняя Азия считала, что ее обирают за счет низких цен на хлопок, шерсть. Есть основания для подозрений и у россиян: представьте, если бы людские и материальные ресурсы были бы вложены не в казахстанскую целину, а в среднюю полосу России... Подобные настроения послужили одной из причин роста национализма и сепаратизма.

Этому способствовало и то обстоятельство, что достоверной картины производства и распределения национального дохода не было. Все вместе взятое привело к развалу многонационального государства, хотя понятно, что без тесных экономических связей не обойтись. Многие утверждали, что они кормили Россию, Москву. Теперь перестали кормить. Стали жить лучше?

Во всем нужна мера. Прекрасно, когда в республике заботятся о формировании национальных кадров Но очень плохо и неразумно, когда управление, наука становятся уделом только коренной нации, не деловые качества, а национальность определяет карьеру. В середине 80-х гг. в Казахстане доля казахов в составе населения была не более 30 процентов, а в составе студентов Казахского университета - 80, причем на журналистском, юридическом факультетах практически 100 процентов составляли представители титульной нации.

К сожалению, это типичная картина для многих республик. Ситуация ухудшилась при обретении ими государственной самостоятельности и служит одной из причин межнационального напряжения в Прибалтике, Молдове, Восточном Казахстане. Теперь России приходится заботиться о русскоязычной молодежи в новых суверенных государствах, например, создавать славянские университеты.

Одной из важных особенностей национального вопроса в современном российском обществе является всплеск этнических миграций. Только за пять лет, с 1989 по 1993 год, Россию покинули 122 тыс. евреев и 168 тыс. немцев.

Интенсивные миграционные процессы с распадом СССР наблюдаются между бывшими советскими республиками.

Всплеск этнических миграций связан с развалом Советского Союза, ростом социально-экономической и социально-политической самостоятельности, стремлением к обретению собственной государственности, интенсивной национальной самоидентификацией.

3. Проблема самоопределения наций в социологии

Важнейшими проблемами социологии наций, национально-этнических отношений являются социальная, профессиональная и национальная структуры региона, страны. Социологи, изучая динамику этих процессов, могут вовремя предупредить общество, что престижные профессии, властные структуры превращаются в привилегию лиц той или иной национальности. Не только наш опыт, но и практика других стран показывает, что в основе межнациональных конфликтов лежит преобладание лиц отдельной национальности в профессиональной сфере, имеющей высокий статус, высокие доходы. В этом случае практически везде возникает одинаковая реакция, по крайней мере, неприязненное отношение либо подозрение, что представители этой этнической группы получают несправедливые доходы. В США - это японцы, в России - евреи, в Индонезии - китайцы и т. п.

Националистические стереотипы в повседневной жизнедеятельности распространены достаточно широко. Так, по данным опроса ИСПИ, на вопрос: "Есть ли такие нации, к представителям которых вы испытываете неприязнь?", - утвердительно ответили в разных регионах от 10 до 33 процентов опрошенных. В качестве "противника" чаще всего по регионам России (до 15 процентов) называют армян, азербайджанцев, грузин, уроженцев северокавказского региона.

Наиболее сложной для социологии национально-этнических отношений является проблема национального самоопределения. Обязательно ли каждый народ, даже самый малый, должен иметь свою государственность? Сейчас на планете около пяти тысяч национальных языков, за каждым из которых стоит народ, этническая группа. Но государств - членов ООН примерно 200. В Саянах живет 500 тофоларов. Это остатки тех племен, которые разметал ветер монгольских походов. Вряд ли они должны создавать свое собственное государство. Известны некоторые малые государства Европы: княжество Монако, Ватикан. Они заняли свою особую нишу, и больше не надо центра игорного бизнеса или резиденции папы римского.

Как же быть с правом наций на самоопределение? Самоопределение означает государственное устройство на исторически сложившейся национальной территории, свободное развитие своего национального языка и национальной культуры, создание национальных политических и общественных организаций. Но все это можно реализовать и в рамках единого большого государства. Самое главное, чтобы нация самостоятельно, демократическим путем решала эти вопросы. Кстати, право наций на самоопределение вплоть до выхода из состава единого государства было записано только в Конституции СССР. Ни одна другая страна такой роскоши себе не позволяла. Здесь можно провести аналогию между межнациональными и брачными отношениями. Возможность развода, конечно же, укрепляет семейно-брачные отношения. Но вряд ли целесообразно начинать с него составление брачного контракта. Какой же это брак, семейное счастье, если над головой все время висит дамоклов меч развода?

Почему же большевики, В. И. Ленин заложили такую мину под наше государство? Только из политических соображений, тактики борьбы за власть. Право наций на самоопределение вплоть до полного отделения было использовано для того, чтобы собрать в рядах революционеров национальную интеллигенцию. Кстати, в первом правительстве Советской России русских почти не было. В органах ВЧК - латыши, грузины, евреи. Есть сильное подозрение, что В. И. Ленин русским просто не доверял. Та же самая политика проводилась и во время создания СССР. Для ублажения Украины ей отвели территории, на которых украинцы никогда не жили, а потом еще и Крым подарили.

На современном этапе развития человечества, характеризующемся все более сложным разделением труда, на первый план выходит необходимость общечеловеческой общности и высокой степени однородности всего человечества, отдельных континентов, невзирая на национальные границы. Существуют точки зрения, что экономические формы интеграции приведут вообще к отмиранию наций как форм объединения людей.

Общий ход социальных процессов, ведущий к отмиранию наций, не может служить оправданием для подавления процессов национального возрождения или пренебрежения правом наций на самоопределение.

4. Социологические вопросы социальной и культурной жизни наций

В социологии особое место занимают вопросы изучения уровня социального и культурного развития наций, их консолидации, ассимиляции, интеграции, межнациональных браков, двуязычия, развития национального самосознания, национализма, шовинизма и т. п.

Развитие цивилизации характеризуется очень сложными процессами. В истории были народы, от которых содрогались империи и которые канули в лету, - гунны, скифы, ацтеки, готты. Конечно, они не исчезли, а просто слились с другими, ассимилировались. В советское время образовалась казахская нация из нескольких джусов, таджикская - из нескольких родственных племен. Процессы этнической консолидации идут у народов Северного Кавказа. Например, в Дагестане, где проживает около 30 этнических групп - аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, лакцы, табасаранцы, чечены, ногайцы, агулы, таты, цахуры. У каждой горы - свой народ, со своим языком, своей культурой. Как все это сохранить?

Конечно, в нашей истории есть и примеры принудительной ассимиляции, когда в Узбекистане таджиков записывали узбеками, а в Азербайджане курдов - азербайджанцами или когда у мусульманских народов появлялось на русский манер отчество.

Национальная ассимиляция

Разумеется, как и во всем мире с его интенсивными связями, в России идут процессы национальной ассимиляции. Но это естественная ассимиляция, когда небольшие национальные группы перенимают добровольно язык, культуру, бытовые обычаи большой нации, в окружении которой они живут. Скажем, ассимиляция евреев, карелов, мордвы и др. Наверное, эти процессы прогрессивные. Хотя и здесь не все ясно. К примеру, малые народы Севера: кровосмешение, наследственные заболевания, небольшая продолжительность жизни. Что с ними делать и надо ли делать? Втягивать их в современную жизнь, работу или создавать для них резервации - пусть живут в тайге или тундре, занимаются традиционными промыслами, сохраняют язык, обычаи. Но тогда, скорее всего, дети останутся неграмотными. Если их отправлять в школы-интернаты, они забывают родной язык, не хотят, да и не смогут заниматься традиционными промыслами. Ясно одно, что нельзя все эти вопросы решать за сам народ, его национальную интеллигенцию. Здесь не нужен патернализм, а нужно, чтобы сам народ выбирал свою судьбу. Тогда и в ошибках, просчетах некого будет обвинять.

В западной социологии для характеристики межнациональных процессов используются следующие подходы. Ассимиляция - добровольная или насильственная. В США она шла на основе англоконформизма, в России - славяноконформизма. Хотя это всегда взаимный процесс обогащения культуры. Пельмени - татарское блюдо, а татары занимаются огородничеством, плотницким ремеслом, которое переняли у русских и т. п.

Плюрализм - самостоятельное сосуществование этнических групп. Самый яркий пример - Швейцария, где три четверти населения - немцы, но итальянцы и французы не утратили ни языка, ни своего образа жизни. Для России это тоже типичная картина. Правовая защита этнических меньшинств, например, малых народов Севера в Канаде, США и России.

В последнее время в России стали все отчетливее проявляться тенденции "реассимиляции", то есть растущего стремления определенной части нерусского населения, до некоторых пор причислявшего себя к русским, вернуть свою прежнюю этническую принадлежность.

Межнациональные браки

Для социологии очень важно изучение межнациональных браков. Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого. Статистические данные свидетельствуют о том, что в общероссийском масштабе при определении национальности детей в этнически смешанных семьях предпочтение отдается русской национальности, хотя здесь имеются значительные региональные вариации. В плане генетического здоровья человечества такие браки благоприятны, как правило, а дети, рожденные в них, отличаются здоровьем, способностями. Можно говорить об отдельных примерах - Пушкин, Распутин, Вампилов. Или об этнических или региональных группах - казачество, сибиряки, которые формировались на границах этнических или даже расовых групп.

Но, с точки зрения национального самосознания, в таком варианте какая-то нация проигрывает, ведь дети вынуждены выбирать одну из двух национальностей, а иногда совсем иную - третью. Ребенок от украинки и белоруса, выросший в русской среде, русской культуре, владеющий русским языком, кто он по национальности? Чаще всего дети избирают национальность того из родителей, кто имеет более высокий социальный, культурный и этнический статус. Решающее значение имеет преобладающая этническая среда. В частности, дети от браков русских женщин с мужчинами других национальностей в пределах России, и особенно в городах, где преобладает русское население, чаще всего причисляют себя к русским. Здесь следует помнить, что наций предельно чистых в этническом плане просто не существует. Дело не в крови родителей, а в условиях формирования личности. Для больших народов эти процессы не имеют принципиального значения, а для малых они очень болезненны.

Некоторые социологи утверждают, что межнациональные браки менее устойчивы. Но данные переписи населения, социологических опросов показывают, что межнациональные браки даже более устойчивы, чем однородные. Межнациональные браки чаще встречаются среди городского населения, в районах нового освоения. Видимо, это связано с миграцией молодого населения и ослаблением влияния старших, которые почти всегда в этих вопросах консервативны.

Духовная жизнь наций

Важнейшим направлением социологии наций является круг процессов и явлений в духовной жизни наций, т. е. образование, культура, язык, традиции и т. п. Если экономика и социальная жизнь в основном интернационализируются, то духовная жизнь выступает в роли своего рода хранилища национального духа, традиций, национальной самобытности. Именно язык, культура, традиции в наибольшей мере сохраняют национальное, особенное.

Здесь, наверное, самой главной является проблема языка. С одной стороны, происходит свободное развитие национальных языков. Сформировался литературный язык у малых народов Сибири и Крайнего Севера. Широкое распространение получило двуязычие. Многие владеют русским языком как средством межнационального общения, а русские, проживающие с другими народами, часто владеют их языками. Конечно, это прогрессивные процессы.

По данным переписи, 14 млн. представителей нерусских народов назвали русский язык своим родным языком. Многие родители предпочитали с первого класса учить своих детей на русском языке. Но начальное образование разумно вести на родном языке. На совпадение национальности и родного языка, по материалам переписи, указывают 93,1 процента населения, 82 процента населения свободно владеют русским языком.

Сейчас проблемы языка - пожалуй, самые острые в суверенных республиках СНГ. Национальный язык становится государственным языком. И это правильно. Но надо учитывать интересы других национальных групп. Таким образом, в многонациональных республиках должно быть два или более государственных языка. Государству следует обеспечить законное право учить детей и учиться на своем родном языке всем гражданам республики. Большие сложности в Прибалтике, где сокращают русскоязычные школы, группы с русским языком обучения в вузах. Не стоит и форсировать требование обязательного знания государственного языка, лучше создать условия для изучения, постепенно расширяя его общественные функции.

Чтобы представить себе масштаб возможных трудностей, стоит уточнить, что в СССР было представлено 10 языковых семей, включающих 162 языка.

Решая языковые проблемы некоторых народов в Москве или на Крайнем Севере, можно идти по пути создания культурных обществ, вводить преподавание языков этих народов в школах. Для этого требуется проводить социологические опросы населения, реализовать национальную политику с учетом мнений и пожеланий большинства населения.

Следует помнить, что в кризисных ситуациях вопросы языка, национальной культуры чаще всего оказываются в эпицентре политической жизни, неосторожные шаги могут привести к серьезному социальному напряжению.

Таким образом, социология наций имеет специфические подходы к изучению национально-этнических вопросов. У нее большое будущее. В современной ситуации при решении национальных вопросов социологическая информация особенно важна, если мы хотим достичь согласия.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://websites.pfu.edu.ru/IDO/ffec/



Поиск по файловому архиву
Fast Reply  Оставить отзыв  Add File

Collapse

> Статистика файлового архива

Десятка новых файлов 
64 пользователей за последние 3 минут
Active Users 64 гостей, 0 пользователей, 0 скрытых пользователей
Yandex Bot, Google.com, Bing Bot
Статистика файлового архива
Board Stats В файловом архиве содержится 216450 файлов в 132 разделах
Файлы в архив загрузили 5 пользователей
Файлы с архива были скачаны 12752427 раз
Последний добавленный файл: Технология публичного выступления от пользователя z3rg (добавлен 27.9.2014, 21:04)
RSS Текстовая версия
Рейтинг@Mail.ru

Джон КЭНДИ
канадский комедийный киноактер.
>>>
Смотреть календарь

Английский ученый Хэмфри ДЭВИ запатентовал безопасную шахтерскую лампу с металлической сеткой. >>>
Смотреть календарь

МНИТЕЛЬНЫЙ мнительная, мнительное; мнителен, мнительна, мнительно. Воображающий опасность там, где ее на самом деле нет, болезненно-подозрительный. Мнительный пациент задерживает свое выздоровление. Мнительный характер. Мнительный человек.

Розвивальний потенціал дидактичної гри у сучасній початковій школі
Тип работы: дипломная работа
Ігрова діяльність в процесі розвитку особистості дитини як педагогічна проблема. Психолого-педагогічні особливості формування та використання ігрової діяльності у навчальному процесі початкової школи. Пошук шля...