Методология и методы экономической теории

Описание:
Тип работы: курсовая работа
Методология как общий подход к изучению экономических явлений, основанный на особых принципах построения и способах познания. Основные функции и методы экономической теории. Сущность трудовой деятельности людей. Экономические модели, принципы и законы.
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра экономических наук


КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу "Экономическая теория"

на тему "МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ"

Студентки Тумановой Юлии

3 курса 32 группы,

экономического факультета

Научный руководитель: Крючкова В.А

Оценка: Дата защиты:

Самара 2008


План

Введение

1.Методология экономической теории

1.1 Методология, как наука экономической теории

1.2 Экономические модели, принципы и законы

2.Функции и методы экономической теории

2.1 Основные функции экономической теории

2.2 Классификация методов экономической теории

Заключение

Список используемой литературы


Введение

Данная тема занимает особое место в структуре обшей экономической теории, так как она является своеобразным методологическим введением в изучаемый курс. Необходимо выяснить, что исследует общая экономическая теория, какие приемы она для этого использует, какую роль играет в развитии общества. Сегодня человек не может считать себя приобщенным к образованию и культуре, если он не изучил и не понял законов общественного развития, не овладел знаниями экономической теории.

Любая наука возникает в результате попыток людей решить определенные вопросы, касающиеся природы, общества и их взаимодействия. Все это в полной мере относится и к комплексу наук, изучающих экономику. С давних времен люди пытались выяснить, от чего зависит развитие человеческого общества, по каким законам развивается экономика. Жизнь людей чрезвычайно разнообразна, сложна и противоречива. Она охватывает экономику, политику, культуру и т. д. Различные стороны общественной жизни изучаются различными науками. Одной из таких наук является экономическая теория.

Есть разные определения содержания экономической теории. Известный американский ученый П. Самуэльсон систематизировал современные определения предмета этой науки и свел их к следующим:[1]

1.Экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.

2.Экономическая теория есть наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения, например машины, и технические знания) для производства различных товаров (таких как пшеница, говядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления.

3.Экономическая теория есть наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечения ими средств к существованию и использовании этих средств.

4.Экономическая теория есть наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства.

5.Экономическая теория есть наука о богатстве.

Экономическая теория, несомненно, включает в себя все элементы, указанные как в этих определениях, так и в тех, которые могли бы войти в более длинный перечень.

Если заставить специалистов выбрать из всех приведенных выше дефиниций лишь одну, то в наше время они, по всей вероятности, остановились бы на второй. Человечество проявляло всегда большой интерес основам управления экономическими процессами. Многие важные экономические процессы рассматривались учеными древнего мира: Платоном, Аристотелем и т.д. Однако эти исследования формировались как отдельные элементы экономических знаний в рамках единой, еще не расчлененной науки. Значительно позже произошел процесс расчленения науки, и возникла политическая экономия.

Актуальность темы курсовой работы "Методология и методы экономической теории" обусловлена тем, что для правильного понимания курса «Экономическая теория» необходимо определить методологию, методы исследования, законы, принципы и функции, т.е. как и с помощью чего экономическая теория изучает свой предмет.

Цель курсовой работы – раскрыть содержание методологии и рассмотреть методы экономической теории.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- Рассмотреть методологию экономической теории.

- Изучить методы исследования и основные функции экономической теории.


1. Методология экономической теории

 

1.1 Методология, как наука экономической теории

Методология – учение о способах, приемах, методах, которые применяют те или иные науки для изучения своего предмета. Также можно дать еще одно определение методологии.

Методология – общий подход к изучению экономических явлений, основанный на особых принципах построения и способах познания. Она предполагает наличие общего подхода к изучению экономических явлений, единое понимание действительности, единую философскую основу. Методология призвана помочь решить главный вопрос: с помощью каких научных способов, приемов познания действительности экономическая теория добивается истинного освещения функционирования и дальнейшего развития той или иной экономической системы.

Методология экономической теории представляет собой совокупность способов, приемов познания экономических отношений людей и воспроизведение их в системе экономических категорий, принципов, законов, моделей. При этом экономические процессы и явления рассматриваются как в статике, так и в динамике. Взятые в непрерывном движении и развитии, в переходе из одного качественного состояния в другое, они анализируются с целью выявления и разрешения (снятия) противоречий. Конкретизируя научные выводы в виде тех или иных рекомендаций, экономическая теория выполняет практические функции по разработке основ экономической политики государства.[2]

Приступая к изложению методологии экономической теории, необходимо в первую очередь остановится на методе познания и изложения. Задача метода познания состоит в проникновении и раскрытии сущности экономических процессов и явлений. Это достигается путем движения мышления от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному. Схематично процесс познания можно представить в следующем виде:

 

ЖИВОЕ

СОЗЕРЦАНИЕ

 

АБСТРАКТНОЕ

МЫШЛЕНИЕ

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,

ПРАКТИКА

На стадии живого созерцания происходит сбор фактов, фиксирующих внешние проявления различных сторон экономических процессов. На этой стадии познания вырабатывается чувственно – наглядное представление об экономических явлениях, их отдельных свойствах. В данном случае мышление носит конкретный характер, оно выступает в таких формах чувственного созерцания, как восприятие, представление об окружающей нас экономической действительности.

Существенные связи между двумя явлениями или отдельными сторонами одного и того же явления, закономерности их развития находят свое выражение в системе понятий, суждений, умозаключений, т.е. в формах абстрактного мышления. В процессе теоретического познания путем мышления вырабатываются обобщенные понятия, отвлеченные от конкретных явлений, но отражающие их основополагающие, сущностные черты и свойства. В результате на стадии абстрактного мышления вырабатывается идеальная действительность, т.е. образная ее модель, сформулированная в научных абстракциях: экономических категориях, принципах, моделях, законах. Таким образом, на этой стадии мы получаем мысленно представляемую, а не реальную действительность, ибо последняя настолько богата и многообразна, что ее просто невозможно описать с помощью какой-либо идеальной модели. При этом главное заключается в том, что в этом нет никакой необходимости, ибо наша «обедненная» идеальная модель призвана отразить в себе лишь то существенное, что свойственно изучаемой нами экономической действительности.

Итак, получив идеальное, мысленное представление об изучаемом экономическом процессе или явлении, мы вынуждены сопоставить его с конкретной хозяйственной действительностью. Таким образом, происходит возвращение к покинутой нами созерцаемой действительности, о которой уже знаем гораздо больше, нежели когда впервые с ней столкнулись в начале процесса познания. Из хаотичного нагромождения конкретных деталей и нюансов изучаемой экономической действительности она превращается в упорядоченную, систематизированную действительность. Эту идеальную модель мы как бы «примеряем» к хозяйственной практике с целью определить, насколько она отвечает требованиям последней. Раскрытая сущность (категории, принципы, законы) получает форму знания, подтвержденного практикой и, следовательно, являющегося истинным. И тем не менее не стоит во всем уповать на реальность. Это обусловлено, во-первых, степенью идентификации восприятия самой реальности, во-вторых, той крайностью, в которую мы иногда впадаем, отторгая идеальность как способ существования реальности.

Для наглядности рассмотрим процесс познания при выработке такой экономической категории, как труд. Предположим, что мы первые исследователи трудовой деятельности, когда в научном обороте просто не существовало понятия «труд». Как бы давно или недавно это ни было, мы всегда столкнемся с весьма разнообразной деятельностью людей. Конкретные виды деятельности мало имеют общего между собой. Во-первых, люди обладают определенными знаниями и опытом в отличных друг от друга сферах деятельности. Во-вторых, они используют в своей деятельности совершенно различные инструменты. В-третьих, у них разные объекты, на которые направлена их деятельность. В-четвертых, результатом их деятельности являются существенно отличающиеся друг от друга продукты.[3]

Очевидно, для раскрытия сущности трудовой деятельности людей необходимо отвлечься от многообразия, красочности или неприглядности трудовой деятельности и сосредоточиться на том, что объединяет все ее виды. Итак, первое, на что следует обратить внимание, - это то что все люди вполне осознанно, а не инстинктивно занимаются своей деятельностью. Отсюда первая черта — это сознательность. В то же время осмысленная деятельность направлена непременно на достижение вполне определенной цели — производство тех или иных благ.

Поэтому еще раз отметим, что труд — это сознательная, целесообразная деятельность человека, направленная на производство тех или иных благ с целью удовлетворения своих потребностей. Эта научная абстракция в форме экономической категории подтверждается хозяйственной практикой. Следовательно, практика установила истинность нашего умозаключения.

Итак, мы рассмотрели метод исследования, который направлен на раскрытие сущности экономических явлений и процессов. Он включает весь путь познания: движение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному. Метод изложения имеет дело с уже выработанными понятиями и теоретическими положениями, поэтому для него теряет всякий смысл повторение пути процесса познания. Метод изложения призван полученные результаты исследования воспроизвести в логически стройной и непротиворечивой системе экономических категорий, принципов, законов.

Однако в ходе изложения возможно появление определенных сомнений, противоречий, нестыковок между отдельными научными результатами исследования, которые могут породить новые гипотезы либр желание удостовериться в истинности имеющихся утверждений, либо стремление уточнить данное научное положение. В этом своем проявлении метод изложения выступает в качестве составляющей метода исследования. Причем такого рода исследование часто ограничивается уровнем абстрактного мышления и получает как бы самостоятельное значение.

В методологии общей экономической теории можно выделить четыре главных подхода:

1.позитивистский

2.структуралистический

3.диалектический

4.синтетический

Позитивистский подход основывается на философии позитивизма (“позитивной” философии), признающей в качестве главного источника знания данные конкретных (эмпирических) наук, не нуждающиеся в собственно методологическом обосновании. Позитивизм сформировался в первой половине 19 века (О. Конт, Г. Спенсер и др.), позднее приняв форму неопозитивизма или логического позитивизма (Р. Карнап, М. Шлик и др.), а затем постпозитивизма (Т. Кун, К. Поппер и др.).[4]

Наиболее характерные черты позитивистского подхода:

феноменализм (отражение конкретных факторов как феномена);

верификация (непосредственное сведение научных знаний к конкретным знаниям);

прагматизм (значимость знания в зависимости от узкопрактических последствий).

Позитивистский подход широко использует формально – логические

методы, носящие универсальный характер. Наиболее характерными для него специфическими локальными методами (особенно в неопозитивистской и постпозитивистской трактовках) являются:

инструментализм (сведение научных понятий к функциям инструментов анализа);

операционализм или операционный анализ (определение научных понятий лишь через описание операций, производимых с данными понятиями);

экспликация (описание явлений посредством использования формализованных математических методов и моделей);

ситуационный анализ, или “полевые исследования” (анализ конкретно складывающихся ситуаций).

В экономической теории позитивистский подход во всех его

разновидностях получил широкое распространение. Это проявилось в ориентациях на изучение конкретно – экономических функциональных взаимосвязей, активное использование экономико-математического моделирования, поиск решений в конкретных экономических ситуациях и т.п., а также в невнимании к выявлению и обоснованию глубинных закономерностей экономики, системообразующих экономических отношений, критериев и векторов социально – экономического развития. Указанные характеристики в заметной мере присущи исследованиям неоклассического направления экономической науки.

Структуралистический подход представляет собой методологическое направление, делающее акцент на выявление структуры системы, т.е. ее внутреннего строения, совокупности отношений между ее элементами. Наиболее видными представителями этого подхода, сложившегося в различных областях научного знания в первой половине 20 века, являются К. Леви – Строс, М. Фуко, Т. Парсонс, Р. Мертон.[5]

Характерными чертами отмеченного подхода можно считать: стремление к упорядоченности элементов, приоритетов структуры системы над содержанием ее элементов и над историей, понимание объективности явления только через его включение в структуру, исключение из системы всего неструктурного как “изнанки системы” и т.п.

Широко используя целый ряд обозначенных выше формально – логических методов, структуралистический подход активно применяет и свои специфические локальные методы. Среди них:

сртуктурно-функциональный анализ, делающий упор на взаимосвязи содержания элементов структуры и выполняемых ими функций (акценты в этой взаимосвязи могут быть разными);

принцип иерархичности структур (признание субординированности элементов системы, в том числе с ориентацией на достижение определенной цели);

метод “бинарных оппозиций” (использование парных категорий: природа – культура, спрос – предложение, мелкий бизнес – крупный бизнес и т.п.);

метод рекомбинаций (использование разнообразных сочетаний и перегруппировок имеющихся основополагающих элементов системы) и др.

Указанный подход широко использует методы математической логики и моделирования. При этом структуралистический подход может совмещаться с позитивистским, внося в последний черты упорядоченности. Не случайно существует позиция, трактующая структурализм как разновидность современного позитивизма.

В экономической теории структуралистический подход получил заметное развитие. Это проявилось, например, в способах агрегирования различных экономических единиц (частей), в разделении на макро- и микроэкономику как два разных уровня экономической системы, в разграничении функций различных институтов экономики, в определеннии современной развитой экономики как смешанной экономики и анализе конкретных ее параметров и т.п.

Вместе с тем реализация структуралистического подхода сопряжена с опасностью схематизма, с невниманием к генетическим связям, с отстраненностью от явлений, не вписывающихся в структурные порядки. Некоторое расширение возможностей дает развившийся в 70 –80-х годах постструктурализм, пытаясь найти место в системе и для “неструктурного”. Применительно к экономической теории это выражается в попытках включить в научную систему экономики неэкономические элементы (национально – специфические, социокультурные, экологические и т.п.), которые активно влияют на экономическое начало и без обращения к которым трудно найти эффективные решения экономической политики. Однако при этом возникает проблема: как представить указанные элементы в качестве составных частей единой системы.

Диалектический подход связан с диалектикой как наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. В системном виде был разработан в конце 18 – начале 19 веков немецкой классической философией (прежде всего Г. Гегелем), а затем получил развитие в форме материалистической диалектики у К. Маркса, впервые применившего диалектический подход в политической экономии.[6]

Диалектический подход нацеливает на выявление глубинных причинно – следственных связей, скрытых на поверхности. Он разграничивает сущность и явление, содержание и форму, необходимость и случайность, возможность и действительность, вскрывая тем самым подлинный характер взаимосвязей в рамках того или иного предмета.

Диалектика делает акцент на процессах развития, показывая их закономерный характер. Развитие трактуется через призму трех основных законов диалектики: перехода количества в качество и наоборот, единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания. Важнейшим принципом движения, внутренним импульсом развития признается диалектическое противоречие, т.е. соотношение между двумя взаимообусловленными и вместе с тем отрицающими друг друга сторонами (противоположностями), присущими предмету или его частям. “Разрешение” противоречия приводит к появлению нового отношения (новой категории) и т.д.

Диалектический подход использует два основных специфических метода познания реального мира(они трактуются как методы диалектической логики в отличии от формально - логических методов) – метод вохождения от абстрактному к конкретному и метод единства логического и исторического.

Диалектический подход в его развернутой форме был применен в марксистской политической экономии, поставивший во главу угла исследование исторически развивающихся производственных отношений как общественных форм производительных сил, генетически субординированной системы экономических категорий капиталистического способа производства.

Синтетические подходы получили заметное распространение в экономической теории, что вызывалось вполне объяснимым стремлением преодолеть имевшиесяв рамках одного предмета (науки) односторонности. В меньшей степени это относится к методологии (общим методам экономической теории), поскольку существует опасность потери целостности исследования.

В последний период стала набирать силу позиция понимания взаимосвязи различных методологий. Это – так называемая “новая эклектика”, признающая методологический плюрализм (Б. Колдуэлл, Д. Хаусман и др.). Характерной чертой (методом) указанного направления стал конвенционализм, положивший в основу взаимодействия различных научных теорий соглашения (концепции) между исследователями или научными школами исходя из принципов удобства, простоты и т.п., а также взаимной терпимости. Распространено и использование различных специфических методов анализа при исследовании тех или иных частей (“ниш”) экономики.[7]

Указанное методологическое направление расширяет возможности экономических исследованний, однако чревато опасностью фрагментаризации научных систем, потери их целостного характера.

Таким образом, поиск методологических подходов, адекватно отражающих все более усложняющуюся социально – экономическую реальность, безусловно, будет продолжаться.

1.2 Экономические модели, принципы и законы

Вообще говоря, экономическая теория должна объяснить ВСЁ, что происходит в хозяйстве. Она должна объяснить, почему хозяйство устроено именно так, а не иначе. Она должна уметь определять возможные причины любого события (например, почему в таком-то году выросла заработная плата архитекторов в городе Ульяновске). А также последствия любого события (например, к чему приведет возможное увеличение цены нефти).

Каким образом экономическая теория может справиться со всеми этими задачами? С помощью построения теоретических моделей — воображаемых экономических систем, состоящих из воображаемых людей, которым нужно принимать решения по поводу воображаемого производства, обмена или потребления. Теоретическая модель является как бы мысленным экспериментом, в ходе которого определяется развитие событий в некоторой заданной совокупности условий.

Экономист может представить себе, например, воображаемый остров с воображаемым запасом ресурсов, поместить на него воображаемого человека с воображаемым набором желаний и попытаться определить, ЧТО, ГДЕ, КОГДА и КАК будет этот человек делать для удовлетворения своих желаний. Для чего нужен такой мысленный эксперимент? Теоретическая модель наделяется характеристиками реального хозяйства, и, следовательно, результат мысленного эксперимента должен соответствовать действительному развитию событий в настоящем хозяйстве. Таким образом, теория позволяет определить, как будет развиваться реальная экономическая система в тех или иных условиях.

Экономические модели позволяют выявить особенности функционирования экономического объекта и на основе этого предсказать будущее поведение объекта при изменении каких-либо параметров. Предсказание будущих изменений, например повышение обменного курса, ухудшение экономической конъюнктуры, падение прибыли, может опираться лишь на одну интуицию. Однако при этом могут быть упущены, неправильно определены или неверно оценены важные взаимосвязи экономических показателей, оказывающие влияние на рассматриваемую ситуацию. В явной же модели все взаимосвязи переменных могут быть оценены количественно, что позволяет получить более качественный и надежный прогноз. Для любого экономического агента возможность прогнозирования ситуации означает, прежде всего, получение больших выгод или избежание потерь, в том числе и в государственной политике.

При построении экономических моделей, выработке теорий, выявлении экономических законов экономическая наука широко использует метод функционального анализа, отражающий принцип взаимной зависимости экономических явлений. Функцией называется переменная величина, зависящая от других переменных величин. Таким образом, функция выступает как зависимая переменная от аргумента – независимой переменной. Например, функция спроса определяет спрос в зависимости от влияющих на него факторов (аргументов) – ожиданий потребителей, уровня их доходов, предпочтений и вкусов, цен товаров-заменителей и другого. В экономической теории чаще всего определяется функциональная зависимость между двумя категориями, при этом остальные аргументы предполагаются неизменными. Это происходит потому, что одновременный анализ воздействия на функцию всех или большинства аргументов настолько усложнил бы сам процесс познания, что он стал бы практически невозможным. Примером вышесказанного может служить выявление влияния на спрос (функция) уровня цены на данный товар (аргумент). Все остальные, кроме цены, аргументы считаются неизменяемыми. В данном случае можно сказать коротко – спрос есть функция цены. Однако часто функция и аргумент могут меняться местами. Зависимой переменной может стать цена – ведь при прочих равных условиях она тем выше, чем больше спрос на данный товар. В этом случае цена есть функция спроса.

Экономические модели создаются для выявления принципов, лежащих в основе экономической деятельности и предсказания последствий изменения тех или иных ее элементов. Научные выводы и заключения, формулируемые на базе исследования моделей, получили название гипотез, т.е. пробных утверждений о наличии (или отсутствии) тех или иных причинно-следственных связей между определенными процессами и явлениями экономической реальности. Примером может служить, например, гипотеза эффективного рынка, утверждающая, что цены акций на фондовой бирже учитывают и отражают всю имеющуюся публично доступную информацию. Истинность или ложность выдвинутой гипотезы проверяется путем сопоставления ее с реальными фактами экономической действительности, выявления ее соответствия или несоответствия этим фактам. Способ проверки гипотезы на истинность называется верификацией. Способ проверки гипотезы на ложность называется фальсификацией. Сумма проверенных (верифицированных) гипотез образует теорию, т.е. совокупность объединенных одним общим принципом научных положений, служащих объяснением ряду фактов экономической действительности.

В ходе создания экономических моделей и разработки теорий экономическая наука познает действующие экономические законы, – объективно существующие устойчивые причинно-следственные связи между явлениями экономической жизни.

Далее рассмотрим принципы и законы экономической теории подробнее.

Экономический принцип – обобщение мотивов и практики экономического поведения индивидов и институтов. Один из главных принципов экономики – взаимодействие теории и практики.

Теория есть результат рационального мышления, познания законов и закономерностей экономичееского развития. Она является необходимым условием для выработки грамотных решений, касающихся направлений использования материальных ресурсов, реализации товаров и услуг на внутренних и внешних рынках. Овладение экономической теорией расширяет кругозор, воспитывает экономическое мышление, облегчает путь к достижению делового успеха.

Вместе с тем без теснейшей связи с практикой теория теряет ценность. Именно практика формирует социальный заказ на теоретические исследования, дает материал для научного анализа и, наконец, выносит справедливый и неопровержимый «приговор» любой теории.

Практическая задача преодоления тягчайшего в истории капитализма мирового экономического кризиса побудила Дж. М. Кейнса создать теорию глубокого внедрения государственных регулирующих рычагов в рыночную экономику. Необходимость перехода от поверженной экономики гитлеровского рейха к чему-то новому дала толчок к разработке модели «социального рыночного хозяйства». И в нашей стране прежде всего реальная действительность показала, что административно-командная система исчерпала себя. И тогда возникла задача теоретической разработки проблем перехода от административно-командной экономики к рыночной в конкретных условиях России и других бывших советских республик. Эта задача, еще далеко не решенная, является могучим стимулом к развитию теоретической мысли.

Другим ключевым принципом теоретической и прикладной экономики является единство микро- и макроанализа. Для доказательства важности использования принципа единства макро- и микроанализа применим простую аналогию. Если наблюдать лес издали, то видны его очертания, размеры, протяженность, но не видны кусты, отдельные деревья, их породы, покров лесной почвы. Все эти подробности можно рассмотреть, приблизившись хотя бы к лесной опушке. Но тогда не увидишь общей картины леса. С чем-то аналогичным мы сталкиваемся в познании экономики. Только анализ микроэкономики и макроэкономики в определенной последовательности позволяет получить более или менее полное представление об экономической жизни общества.

Казалось бы, практическая функция экономической науки сводится к рекомендациям относительно того, как наиболее удачно вписаться в рыночные отношения, добиться высоких результатов в бизнесе. Лауреат Нобелевской премии в области экономики Пол Самуэльсон называет три центральные проблемы, общие для всех хозяйств:

1. Что должно производиться и в каких количествах?

2. Как будут производиться товары, т.е. кем, с помощью каких ресурсов и какой технологии они должны быть произведены?

3. Для кого предназначаются производимые товары?

Можно ли сказать, что на эти вопросы может дать ответ микроэкономика? На первый взгляд да, поскольку микроэкономика как раз и вырабатывает рекомендации в области практической деятельности фирм, предприятий.

Но при более глубоком подходе к анализу хозяйственной деятельности обнаруживается, что исчерпывающие ответы на поставленные П. Самуэльсоном вопросы отыскать невозможно без учета макроэкономической информации. В самом деле, определить, что и в каких количествах производить, можно только в том случае, если известны потребности всего общества, учтены сложившаяся динамика общественного производства и ее перспективы. Не менее важно располагать сведениями об имеющихся в обществе факторах роста, их комбинации, о социальной, отраслевой и воспроизводственной структуре экономики, иметь представление о степени сбалансированности народного хозяйства, о величине доходов и расходов населения и т.д.

И наконец, еще один принцип — реального историзма. Суть его состоит в том, что законы экономики действуют далеко не однозначно в различных исторических условиях. Скажем, законы рынка властвуют там, где происходит товарный обмен. Но невозможно подводить под общий знаменатель те рыночные отношения, которые существовали тысячи лет тому назад, и те, которые утвердились в современной рыночной экономике.

Экономические законы – это необходимые, устойчивые, повторяющиеся, причинно обусловленные связи и взаимозависимости экономических явлений в процессе производства, распределения и обмена материальных благ и услуг на различных ступенях развития человеческого общества. Экономические законы отражают наиболее существенные, типичные черты функционирования и развития той или иной системы производственных отношений. Каждый экономический закон выступает выражением как качественной, так и количественной сторон экономических явлений и процессов в их единстве и служит внутренней мерой этих процессов.

Экономические законы, как и законы природы, имеют объективный характер. Вместе с тем экономические законы, в отличие от законов природы, действуют и проявляют себя лишь через предметно-трудовую и производственную деятельность членов общества. Люди сами делают свою историю, но они ее делают не так, как им вздумается, при обстоятельствах, которые не сами они выбрали, а которые непосредственно имеются на лицо, даны им и перешли от прошлого».[8] Люди не свободны в выборе производительных сил и условий материальной жизни. Развивая производительные силы в процессе трудовой деятельности, предшествующие поколения оставляют их последующим. Эта связь в человеческой истории обусловливает объективность экономического развития, которое происходит в конечном счёте независимо от воли и сознания как отдельных лиц, так и общества в целом.

Экономические законы носят исторический характер. В зависимости от уровня развития производительных сил определяются содержание, способ действия и формы проявления экономических законов. Люди вступают между собой в исторически определенные экономические отношения, их деятельность оказывается подчинённой различным экономическим законам.

Истории известны пять способов производства: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический. Каждому способу производства присуща своя система экономических законов.

Характер и формы проявления экономических законов непосредственно зависят от типа собственности на средства производства, уровня реального обобществления производства, характера хозяйственных связей между агентами производственных отношений.

При капиталистическом способе производства объективной формой проявления внутренних закономерностей общественного воспроизводства выступают экономические кризисы перепроизводства, которые периодически сотрясают экономику.

Экономические законы различаются по своему содержанию и по продолжительности действия. Общие экономические законы присущи всем общественно-экономическим формациям. К ним относятся закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил, закон повышающейся производительности общественного труда, закон экономии времени и другие. Эти законы на каждой ступени исторического развития проявляются в разных формах, и их действие сопровождается различными экономическими последствиями. Так, при переходе от первобытнообщинного способа производства к рабовладельческому действие закона соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил вело к ликвидации первобытнообщинной собственности, образованию и утверждению частной рабовладельческой собственности на материальные средства производства и на рабов.

Существуют также экономические законы, которые действуют не во всех, а лишь в нескольких общественно-экономических формациях (где существует товарное производство). К их числу относятся закон стоимости, закон денежного обращения, спроса и предложения и другие. Закон стоимости начал функционировать уже во время разложения первобытнообщинного строя, после появления первых крупных разделений общественного труда (отделение скотоводства от земледелия, ремесла от сельского хозяйства). Он имел ограниченную сферу действия в условиях рабовладельческого, затем феодального способов производства, получил наивысшее распространение при капиталистическом способе.

Особое место занимают специфические экономические законы, которые действуют только в условиях определённого способа производства. Они выражают существенные черты функционирования и развития исторически определённых производственных отношений. Именно специфические законы принципиально отличают друг от друга различные системы экономических законов. Ряд специфических экономических законов действует только на отдельных фазах, стадиях данного способа производства. Так, система экономических законов монополистического капитализма отличается новыми чертами от системы экономических законов домонополистического капитализма (например, при империалиализме – закон монопольной прибыли).

Предметом изучения политической экономии являются в первую очередь специфические экономические законы, которые наиболее полно выражают социально-экономическую природу и историческое место той или иной системы производственных отношений. Политическая экономия «...исследует прежде всего особые законы каждой отдельной ступени развития производства и обмена, и лишь в конце этого исследования она может установить немногие, совершенно общие законы, применимые к производству и обмену вообще».[9]

Специфические экономические законы возникают и усиливают своё действие по мере становления и развития исторически определенных производственных отношений в их единстве с производительными силами. Система экономических законов данного способа производства представляет собой целостную систему необходимых и существенных внутренних связей и зависимостей этого способа производства, которая характеризует наиболее полно его сущность и направление развития. Она включает:

- основной экономический закон данного способа производства, определяющий специфическую цель общественного производства и соответствующие средства её достижения;

- экономический закон присвоения необходимого и прибавочного продукта различными классами и социальными группами;

- экономический закон, отражающий специфику распределения общественного труда и средств производства между различными отраслями производства и видами деятельности;

- экономический закон воспроизводства, показывающие соотношения между производством средств производства и производством предметов потребления, т.е. 1-м и 2-м подразделениями общественного производства, а также внутри каждого из этих подразделений;

- экономический законы, характеризующие распределение потребительских благ между непосредственными производителями;

- экономические законы, выражающие сущность вторичных, или перенесённых, производственных отношений, например международных экономических отношений;

- экономические законы отдельных сфер общественного производства;

- общие экономические законы, действующие в условиях данного способа производства.

Познание и использование экономических законов – две взаимообусловленные стороны процесса овладения обществом законами функционирования и развития экономики. Люди могут овладеть экономическими законами, т.е. познать их и определённым образом использовать, направляя их действие на удовлетворение своих экономических интересов.

Познание экономических законов включает в себя:

- раскрытие внутреннего содержания каждого из законов, общего направления его действия, его количественной определённости, имманентных (присущих) ему форм проявления, а, следовательно, и значения данного закона в экономическом развитии; изучение материальных предпосылок и экономических условий действия законов и взаимодействия их в системе экономических законов;

- выделение специфических форм проявления закона в определённых социально-экономических условиях и в зависимости от масштабов объекта исследования (отдельное предприятие, экономический район или отрасль, сфера народного хозяйства, национальная экономика, мировое хозяйство);

- выявление требований данного экономического закона как в их общем виде, так и применительно к определённым конкретно-историческим условиям;

- выделение тех объективных тенденций экономического развития, которые приводят к отмиранию или модификации данного экономического закона.

Эффективное использование экономических законов предполагает:

- глубокий и всесторонний анализ состояния экономики и объективных тенденций её развития на данном этапе;

- выработку научно обоснованного представления о желаемых результатах экономического развития, соразмеренного как с ресурсами и возможностями общества, так и с его развивающимися потребностями;

- определение характера действия тех или иных обществ, сил, путей и форм объединения, сочетания их деятельности, направленной на достижение намеченных результатов в соответствии с требованиями системы экономических законов.

Разработка и осуществление экономической политики включают также и экономическую тактику как продолжение, конкретизацию экономической стратегии. Экономическая тактика представляет собой конкретные приёмы, средства проведения экономической политики применительно к отдельным отраслям народного хозяйства и экономическим районам.

Характер и степень использования экономических законов служат в то же время проверкой истинности полученных теоретических знаний о системе экономических законов, важнейшим условием их всё более углубленного познания.


2. Функции и методы экономической теории

 

2.1 Основные функции экономической теории

Экономическая теория и раньше, и теперь выполняет четыре важные функции: методологическую, идеологическую, познавательную и практическую.

Методологическая функция — это разработка методов и средств научного инструментария, необходимых всем экономическим наукам. Назначение этой функции — отделить предмет экономической теории от объектов, которые изучаются смежными дисциплинами. Например, “конкуренция” как социальное и экономическое явление уходит корнями в круг интересов и экономической теории, и социологии, и юриспруденции. Экономическая теория рассматривает конкуренцию как ключевую категорию рынка, социология — как явление межчеловеческих отношений, юриспруденция — как потенциальную возможность образования криминогенной ситуации. Как видим, объект познания один — конкуренция, а предмет для изучения каждая наука находит свой. В целом экономическая теория является методологическим фундаментом целого комплекса наук: отраслевых (экономика промышленности, транспорта и т. д.), функциональных (финансы, маркетинг и т. д.), межотраслевых (экономическая география, демография, статистика и т. д.).

Особого внимания заслуживает идеологическая функция, упоминание о которой с перестроечных времен (вторая половина 80-х гг.) исчезло из всех учебных материалов по экономической теории, а само слово “идеология” было изъято из обращения, хотя провозглашение отказа от идеологии — это тоже идеология. Между тем, все течения экономической мысли всегда имели и имеют вполне определенные не только социально-классовые, но и национально-государственные корни. Так, меркантилизм исходил из интересов наций, борющихся за торговую гегемонию на мировом рынке; физиократы отстаивали интересы аграрных народов; классическая политэкономия так же, как и современный либерал-монетаризм, выражают интересы развитых капиталистических государств с присущим им внешнеэкономическим экспансионизмом. Марксистская политэкономия, делая ставку на антикапитализм, не могла не привлечь этим развивающиеся страны, которые не мало потеряли от диктата развитых стран в мирохозяйственных отношениях.

По словам Г. Мюрдаля, беспристрастная общественная наука никогда не существовала и логически не может существовать.

Энциклопедия утверждает: “Экономическая идеология — это система идей, дающая в экономической теории адекватное отражение интересов какого-либо определенного класса, социальной группы или социально-экономической системы в целом”[10]. При этом важным моментом является дифференциация таких категорий, как экономическая теория, экономическая наука и экономическая идеология.

Самым широким понятием является экономическая теория. Она представлена двумя составляющими: экономической наукой и экономической идеологией. Следовательно, экономическая теория имеет двойственную структуру, содержит два противоречащих друг другу момента. С одной стороны, она выступает как экономическая наука. В этом своем качестве она адекватно отражает реальную экономическую действительность, что всегда можно проверить практикой. С другой стороны, различные положения экономической теории отражают интересы того или иного общественного класса, социального слоя или социально-экономической системы в целом. В этом своем качестве, т. е. в качестве экономической идеологии, экономическая теория не преследует цель — дать адекватное отражение реальной экономической действительности. В этом свойстве экономическая теория содержит другую задачу — защиту интересов “своего подопечного” — класса, социальной группы и т. д. В союзе экономической идеологии и экономической науки, образующем экономическую теорию, экономическая идеология играет определяющую роль. Следовательно, экономическая теория, будучи частью общественного сознания, нуждается в экономической идеологии и выполняет имманентную ей идеологическую функцию.

Следующая функция экономической теории — познавательная. На нее существенно влияет идеология. Влияние экономической идеологии на процесс познания экономических явлений неоднозначно. Идеология определяет, как правило, односторонний характер познания экономических явлений и процессов. Познается только то и в той мере, в какой это соответствует идеологическим и хозяйственным целям данного общества. В этом можно убедиться, рассматривая воззрения различных экономических школ и направлений на одно и то же экономическое явление.

Так, например, представители марксистской идеологии концентрируют свое внимание на изучении процесса производства, роли товаропроизводителей и значении труда в сознании прибавочной стоимости, поскольку это соответствует их идеологической концепции. Вместе с тем, они как бы не замечают другой стороны вопроса — роли потребителей созданных товаров, так как это не укладывается в рамки их идеологии.

Представители другого направления экономической мысли (последователи неоклассической идеологии), напротив, как бы не замечают процесса производства и роли труда в экономической жизни, а результат труда — товар рассматривают как нечто данное, принадлежащее хозяйствующим субъектам. Здесь также прослеживается идеологическая ограниченность, которая приводит к двоякому результату: глубокой разработке хозяйственных проблем и игнорированию полного анализа всей хозяйственной системы в целом.

Таким образом, процесс познания представителями противостоящих друг другу экономических школ осуществляется в рамках определенного идеологического поля. В то же время познавательный процесс обладает относительной самостоятельностью. Это обстоятельство создает возможность ослабления при определенных условиях негативного идеологического воздействия на экономическую теорию. Зависимость познавательного процесса от его идеологической ориентации во многом объясняет феномен множественности течений в экономической науке.

Своеобразие экономической теории как теоретической науки состоит в том, что она не дает ответа на каждый конкретный вопрос. Но она призвана дать нечто большее — снабдить научным подходом к решению любого из этих вопросов, дать концепцию. Следовательно, познавательная функция предполагает, во-первых, не только изучение поведения хозяйствующих субъектов на микро- и макроуровнях, но и исследование системы экономических отношений в целом, формирование систем и категорий, т. е. концепции, в чем преуспела политэкономия и отстает современная наука. Во-вторых, познавательная функция предполагает изучение и описание системы экономических противоречий (например, между трудом и капиталом, спросом и предложением, накоплением и потреблением и т. д.). В прошлом экономические противоречия капитализма исследовались достаточно глубоко и обстоятельно. В настоящее время доминирует противоположная тенденция — нежелание обнажать противоречия, присущие западным образцам экономики.

Заключительная функция экономической теории — практическая. Ее содержанием является обеспечение экономической политики и управление производством на различных уровнях экономики. Экономистов часто критикуют за их взаимоисключающие советы политикам. Рональд Рейган однажды пошутил, что если бы в игру “Счастливый случай” сыграли экономисты, то ее ведущий получил бы на 100 вопросов 3000 ответов.

Почему экономисты так часто дают политикам противоречивые советы?

Среди множества причин можно выделить несколько наиболее значимых, как объективного, так и субъективного свойства.

Например, в Думе обсуждается Закон о налогообложении. Необходимо определить, что положить в основу налогооблагаемой базы: расходы фирмы (домашнего хозяйства) или их доходы? Мнения экспертов-экономистов, как правило, расходятся. Сторонники налога на расход полагают, что такой закон приведет к росту сбережений, так как люди снизят расходы, и следствием этого станет рост производительности труда и уровня жизни. Защитники идеи налога на доход считают, что такие изменения в законодательстве вряд ли окажут существенное влияние на уровень сбережений и стимулирование производства. Эти две группы экономистов по-разному оценивают возможную реакцию фирм (домашних хозяйств) на корректировку налогов, поэтому предлагают политикам различные советы.

Другой пример. Думой принят закон о единой для всех ставке подоходного налога. Между тем, советы экономистов в процессе обсуждения законопроекта отличались значительной полярностью. Представители профсоюзов полагали, что нивелировка ставки налога для низко- и высокооплачиваемых слоев населения приведет к дальнейшему усилению его имущественного расслоения. Напротив, защитники предпринимательства лоббировали интересы среднего и крупного бизнеса, полагая, что сокращение ставки налога будет стимулировать инвестиции в производство. В обоих случаях эксперты искали объективные аргументы в защиту своей позиции. В то же время различные рекомендации экспертов политикам могут быть вызваны причинами чисто субъективного характера: наличием у них несовпадающих мировоззренческих ценностей, принадлежностью к различным политическим партиям, а иногда даже к криминальному капиталу. Однако, в целом цель работы экономиста — выработка не индивидуальной, а социальной и общегосударственной политики.


2.2 Классификация методов экономической теории

Методологию нельзя смешивать с методами – инструментами, совокупностью приемов исследования в науке и воспроизведения их в системе экономических категорий и законов.

Логика научных исследований определяется совокупностью методов, применяемых в научном познании. В связи с этим различаются общенаучные и специфические методы.

Общенаучные – это методы, которые используются при изучении любой науки: математики, физики, химии, биологии, психологии, социологии, экономики и т. д. Рассмотрим их подробнее.

Диалектический метод. Диалектика – это наука о развитии. В связи с этим диалектический метод предполагает ответы на такие вопросы: Почему данное явление возникло? Как оно будет развиваться? И почему рано или поздно на смену ему приходит новое явление? Суть диалектики в том, что “все течет – все изменяется”.[11] Ученые – экономисты, как и ученые всех других наук, используют метод диалектики как общенаучный метод.

Если основу изменений общественных явлений ученые видят в объективном, или независимом от воли и сознания человека, то в научном анализе используется материалистический метод. В соединении с диалектикой он представляет собой метод диалектического материализма, или метод материалистической диалектики. Этот метод применяется в исследованиях марксистского направления.

Если же основу изменений ученые видят в субъективном, или зависимом от воли и сознания людей, то имеет место идеалистический метод.

Специфические – это методы, которые используются как экономической теорией, так и другими гуманитарными науками: историей, психологией, социологией и т.д. К ним относятся: методы абстракции, дедукции и индукции, анализа и синтеза, единства логического и исторического, критический метод, математический и статистически анализ, графическое изображение и т.д. Рассмотрим некоторые из них.

Метод абстракции. Абстракция – исключение из экономического анализа не относящихся к исследованию конкретных фактов. Чтобы понять этот метод, представим абстрактную живопись. И нам будет все ясно. Экономические теории, как и абстрактная живопись, не отражают всех форм и красок реальной действительности. Поэтому экономические теории неизбежно становятся абстрактными. Сам по себе процесс сбора нужных фактов уже предполагает абстрагирование от реальности. Однако абстрактный характер экономической теории не делает эту теорию непрактичной и нереалистичной. Нет! В действительности экономические теории практичны именно потому, что они представляют собой абстракции. Мир реальности слишком сложен и запутан, чтобы его можно было представить строго упорядоченным. Экономисты строят свои теории, абстрагируясь от хаотического набора фактов, который в противном случае вводил бы в заблуждение и не приносил бы никакой пользы, т.е. с целью привести факты в более пригодную, рациональную форму. Таким образом, абстрагирование, или намеренное упрощение, в экономическом анализе имеет не только научное, но и практическое значение. Экономическая теория - это своего рода модель, абстрактная картина всей экономики или какого – либо сектора экономики. Такая модель позволяет нам лучше понимать действительность именно потому, что она игнорирует сбивающие с толку детали. Если теории основываются не на вымыслах, а на фактах, то они всегда реалистичны.

Метод анализа и синтеза. При анализе происходит мысленное разложение явления на составные части и выделение отдельных его сторон с целью выявить то специфическое, что отличает их друг от друга. Это важно для решения последующей задачи теоретического объяснения тех особенностей, от которых отвлекаются первоначально. При помощи анализа раскрывается существенное в явлении. Если говорить о процессе познания, то анализ используется при движении от созерцания действительности к абстрактному мышлению, т.е. от конкретного к абстрактному, и завершается выработкой экономических научных абстракций.

При синтезе происходит мысленное объединение расчлененных анализом частей, сторон с целью выявить то общее, что связывает эти части, стороны в единое целое. Синтез происходит при движении от абстрактного к конкретному. В процессе синтеза изучаемое явление исследуется во взаимосвязи составляющих его сторон, в целостности и единстве, в движении противоречий, благодаря чему открываются пути и формы их разрешения.

Для демонстрации использования анализа и синтеза обратимся к миру окружающих нас товаров. Например, хлеб, вино, костюм, туфли и прочие товары нас интересуют как объекты для выяснения того, что лежит в основе их обмена. Путем анализа, т.е. посредством расчленения каждого конкретного блага на составные части, можно выяснить следующее. Первая сторона — все блага приобретаются потому, что они способны удовлетворить ту или иную конкретную потребность человека. В результате получаем экономическую категорию — потребительную стоимость, которая представляет свойство товара удовлетворить определенную потребность. Таким образом, можно сделать первое заключение, что все товары обладают полезностью, или потребительной стоимостью.

Теперь сконцентрируем внимание на меновых пропорциях в процессе обмена. Предположим, что шесть буханок хлеба обмениваются на одну бутылку вина, один костюм — на две пары туфель. Следовательно, можно сказать, что все товары обладают меновой стоимостью, или способностью обмениваться в определенных пропорциях между собой. Итак, на уровне анализа выявлены две экономические категории: полезность (потребительная стоимость) и меновая стоимость.

Теперь необходимо воспринять данные товары не как расчлененные на отдельные свойства, а как единое целое. Эту функцию и выполняет синтез, устанавливая взаимосвязь между полезностью и меновой стоимостью. Эта взаимосвязь выражается в других категориях, а именно, в ценности и стоимости, которые отражают и полезность блага, и его меновую стоимость. Категория «ценность» свидетельствует о необходимости и полезности блага для общества, а «стоимость» — об его оценке обществом относительно других благ или денег. Иными словами, происходит определение, «чего оно стоит» на самом деле в едином товарном мире.

При анализе различных данных используется такой метод как корреляция - это технический термин, указывающий на то, что соотношение двух групп данных носит системный и взаимозависимый характер; например, можно обнаружить, что, когда возрастает X, возрастает также и Y. Но это не обязательно означает, что Х служит причиной Y. Связь здесь может быть чисто случайной или порождаться каким-либо другим фактором Z, не включенным в анализ. Пример: экономисты выявили положительную корреляцию между образованием и доходом. Обычно люди с более высоким образованием получают более высокий доход, чем люди менее образованные. Житейский здравый смысл заставляет нас усмотреть в образовании причину, а в более высоком доходе следствие.

Существует два совершенно разных уровня анализа, на основе которых экономист может выводить законы, касающиеся экономического поведения. Уровень макроэкономического анализа относится либо к экономике как целому, либо к таким составляющим ее основным подразделениям, или агрегированным показателям (агрегатам), как правительственный сектор, домохозяйства и частный сектор. Агрегат — это совокупность специфических экономических единиц, которые рассматриваются так, как если бы они составляли одну единицу. Здесь, не уделяется внимание конкретным единицам, образующим разные агрегаты. Неудивительно поэтому, что макроэкономические исследования различных экономических проблем охватывают анализ таких величин, как общий объем продукции, общий уровень занятости, общий объем дохода, общий объем расходов, общий уровень цен и т. д. Короче говоря, макроэкономика изучает не деревья, а лес.

С другой стороны, микроэкономический анализ имеет дело с конкретными экономическими единицами, с детальным изучением поведения этих индивидуальных единиц. Когда экономист обращается к такому уровню анализа, он, фигурально выражаясь, помещает экономическую единицу или очень маленькую часть экономики под микроскоп и детально изучает аспекты ее функционирования. Здесь мы оперируем терминами: отдельная отрасль, фирма или домохозяйство — и сосредоточиваем внимание на таких величинах, как производство или цена конкретного продукта, численность рабочих, занятых в одной фирме, выручка или доход отдельной фирмы или отдельного домохозяйства, расходы данной фирмы или семьи и т. д. В микроэкономике мы изучаем уже не лес, а деревья.

Индуктивный и дедуктивный методы. Индукция представляет собой исследование, при котором познание действительности совершается в процессе выработки единичных утверждений, обеспечивающих возможность сделать обобщающие выводы и сформулировать общие положения. Индукция характеризуется познанием действительности путем движения от

конкретного к абстрактному. А как известно, на уровне абстрактного мышления вырабатываются экономические категории.

Для наглядности рассмотрим индуктивный метод на примере. Предположим, человек начинает анализировать окружающий его мир благ. Он видит, что хлеб обменивается на другой продукт или деньги, следовательно, это позволяет ему сделать единичное заключение: хлеб обладает меновой стоимостью, т.е. способностью обмениваться на другие блага в определенных пропорциях. Затем он рассматривает другое благо — вино, применительно к которому можно сделать такое же единичное заключение, как и в отношении хлеба: вино способно обмениваться на другие блага, и, следовательно, оно тоже обладает меновой стоимостью. Расширив круг благ с целью выявления у них данного свойства (меновой стоимости), человек приходит к обобщающему выводу: все блага, вступающие в обмен на другие, обладают меновой стоимостью. Отсюда дается определение меновой стоимости как способности одного блага обмениваться в определенных пропорциях на другие блага. Таким образом, от единичных, частных случаев мы пришли к обобщающему заключению.

Дедукция представляет собой способ исследования, при котором знания о процессах и явлениях формируются в ходе перехода от общих положений к частным и единичным суждениям. Дедукция характеризуется восхождением от абстрактного к конкретному. Для лучшего восприятия обратимся к только что рассмотренному выше примеру. Но логика рассуждений направлена в обратном направлении: не от конкретных единичных случаев к общему положению, а от абстрактного, общего, уже сформулированного умозаключения к единичным конкретным случаям. Таковым обобщающим положением является «меновая стоимость».

Для демонстрации дедуктивного метода достаточно взять общее положение и применить его к тем же или совершенно новым благам. Взяв поочередно вышеупомянутые блага, мы видим, что все они обладают свойством обмениваться на другие блага, откуда можно сделать заключение, что они обладают меновой стоимостью. Теперь предположим, что мы только что сделали «научное открытие»: любой товар обладает меновой стоимостью. Данная идея не может быть обменена на другие блага, и, следовательно, она не обладает меновой стоимостью, хотя, несомненно, имеет важное значение для экономических исследований, для которых она стала уже аксиомой.[12]

Метод допущения ceteris paribus, или “при прочих равных условиях”. Экономисты в построении своих теорий допускают, что все другие переменные, за исключением тех, которые они в данный момент рассматривают, остаются неизменными. Такой метод упрощает процесс анализа исследуемой связи. В естественных науках обычно можно провести контрольные эксперименты, при которых “все прочие условия” действительно сохраняются неизменными или практически неизменными. В этом случае предполагаемую связь между двумя переменными ученый может с большой точностью подвергнуть эмпирической проверке. Однако экономическая теория – не лабораторная, не экспериментальная наука. Такой точности, как, скажем, в космических исследованиях, экономическом анализе достичь невозможно. Осуществляемый экономистом процесс эмпирической проверки базируется на данных “реальной жизни”, но конечный результат не всегда совпадает с теоретическим выводом. В ходе реального функционирования экономики, в этой довольно хаотической среде нередко “прочие условия” изменяются и, соответственно, цель, теоретически обоснованная, в конкретной жизни не достигается. Данный метод как бы уточняет и дополняет метод абстракции, вследствие чего вместе они могут привести к теоретическим обобщениям, или экономическим принципам.

Экономический эксперимент. Экономические эксперименты разумны и необходимы, хотя и далеко не всегда представляется возможным в экономической жизни точно спрогнозировать вероятные результаты экспериментов. Проверка достоверности полученных экономической теорией выводов и положений осуществляется на хозяйственной практике, которая выступает решающим критерием их истинности. Однако неполнота учета всех обстоятельств, ограниченность масштаба проводимого эксперимента может проводить неверные, ошибочные умозаключения, которые могут быть выявлены при распространении эксперимента на экономическую систему в целом. В процессе эксперимента может проявиться и стремление исследователя выделить интересующие его стороны, и проигнорировать другие из них.

В процессе познания эксперимент и теория взаимодействуют друг с другом. Эксперимент не только подтверждает или опровергает ту или иную гипотезу, но и дает материал для развития теории.

В отличие от естественных наук экономическая теория не может проводить эксперименты вне непосредственной хозяйственной деятельности, а следовательно, вне хозяйственных субъектов, людей. Поэтому любые реформы, какого бы масштаба они не были, всегда затрагивают интересы людей, их жизнь. Тому подтверждением служат революционные преобразования, осуществляемые в нашей стране. Это – наглядный социально – экономический эксперимент, осуществляемый людьми и над людьми.[13]

Количественный анализ и качественная определенность Каждый экономический процесс или явление могут быть охарактеризованы и качественной и количественной оценкой. Для количественного анализа экономическая теория довольно широко использует статистические и математические методы исследования, с помощью которых удается определить количественную зависимость между экономическими переменными. Однако накопление количественных изменений в конечном счете вызывает качественные преобразования сложившихся экономических взаимосвязей. Поэтому экономические процессы и явления должны изучаться в неразрывной связи их количественных и качественных определенностей. При этом широко применяется вычислительная техника. Особую роль здесь играет метод экономико-математического моделирования. Моделирование как инструмент научного мышления способствует проникновению в сущность объектов познания, выявлению присущих им закономерностей.

Под моделированием какого-либо явления, объекта понимается создание его упрощенного аналога — текстового, графического, математического и компьютерного.

Процесс моделирования включает в себя следующие этапы:

1.Формулировка предмета и цели исследования.

2.Выделение экономических объектов, представляющих интерес в рассматриваемой экономической системе. Изучение объекта. Понимание того, как устроен объект, как он функционирует, какие факторы влияют на его функционирование, каковы критерии его оценки или оптимизации, при каких ограничениях в случае оптимизации достигается заданная цель.

3.Выявление наиболее важных и существенных характеристик каждого экономического объекта, отвечающих поставленной задаче. Описательное моделирование. Фиксация и словесное, качественное описание взаимосвязей между ними.

4.Математическое моделирование. Введение символических обозначений для учитываемых характеристик экономического объекта. Формализация (насколько это возможно) основных характеристик объекта и взаимосвязей между ними, формулирующая математическая модель экономического объекта. Перевод описательной модели на формальный математический язык с помощью таких математических инструментов, как переменные, функции, уравнения и неравенства и другие.

5.Выбор метода решения и его получение.

6.Анализ решения. Проверка на соответствие реальному объекту.

Согласно тому или иному критерию экономико-математические модели делятся на микроэкономические и макроэкономические, теоретические и прикладные, статические и динамические, равновесные и неравновесные, оптимизационные и неоптимизационные, детерминированные и статистические.[14]

Особое место в экономической науке занимают методы эмпирической верификации (проверки, обоснования, оценивания) количественных экономико-математических моделей и качественных утверждений или гипотез на основе доступных экономических данных с помощью методов теории вероятности и математической статистики, адаптированных к обработке экономических данных.

Любое экономическое исследование всегда предполагает использование статистических данных. Статистические данные в экономике являются основой для выявления и обоснования эмпирических закономерностей. Без конкретных количественных данных, характеризующих функционирование исследуемого экономического объекта, невозможно определить практическую значимость экономичной модели.

Экономические данные обычно делят на два вида: перекрестные данные и временные ряды. Перекрестные данные — это данные по какому-либо экономическому показателю, полученные для аналогичных объектов или для различных регионов. Временные ряды — это данные, характеризующие один и тот же объект, но в различные моменты времени. Анализ временных данных (краткосрочных процентных ставок, инфляции, безработицы, ВНП и других экономических показателей) позволяет выявить тенденции в изменении этих величин и экстраполировать их для целей прогнозирования, не анализируя внутренние причины временной зависимости исследуемых величин.

Целью сбора экономических данных является получение информационной базы принятия решений. Естественно, что анализ данных и принятие решений проводится на основе какой-либо интуитивной (неявной) или количественной (явной) экономической модели. Поэтому собирают именно те данные, которые необходимы для соответствующей модели.

Любые экономические данные представляют собой количественные характеристики каких-либо экономических объектов или их свойств, являющиеся основой для выявления и анализа эмпирических закономерностей поведения объекта исследования. Они формируются под действием множества факторов, не все из которых доступны внешнему контролю. Неконтролируемые факторы могут принимать случайные значения из некоторого множества значений и тем самым обуславливать случайность данных, которые они определяют. Статистическая природа экономических данных обуславливает необходимость применения специальных адекватных им статистических методов для их анализа и обработки.

Собранные данные могут быть представлены в различной форме: в виде таблиц, диаграмм, графиков. Одной из главных целей обработки данных является анализ взаимосвязи между экономическими показателями. На первом этапе исследования для этого может применяться графический метод. Графики представляют собой изобразительное средство наглядной иллюстрации функциональной зависимости и связей между различными экономическими факторами. Построения графика для временного ряда, где переменная времени отложена на оси абсцисс, а значение показателя — на оси ординат, позволяет на самом общем уровне судить о характере динамики изучаемой переменной: о наличии или отсутствии тренда, регулярных колебаний (циклов), о стабильности динамики и т.д. О связи между двумя показателями можно судить с помощью графика рассеивания, на котором значение одного показателя отложено по оси абсцисс, другого — по оси ординат, а в качестве данных используются перекрестные данные или наблюдения временных рядов.

Визуальный анализ графика позволяет выдвинуть гипотезу о наличии положительной или отрицательной связи между выбранными экономическими показателями, т.е. предположение о том, что рост одного показателя сопровождается, как правило, ростом (снижением) другого.

Располагая экономическими данными, можно не только оценить параметры в уже имеющейся модели, но и выявить эмпирически неизвестные ранее закономерности, а затем уже на основе выявленных закономерностей построить соответствующую теоретическую модель.

Особое место в моделировании принадлежит моделированию на ЭВМ, которое сочетает в себе наглядность, строгость, возможность анализа последствий разнообразных воздействий на моделируемый объект. Компьютерное моделирование может быть использовано как при обучении и популяризации экономической науки, так и для ее развития, решения теоретических и практических задач. Кроме того, применение компьютеров позволяет упростить контроль и самоконтроль в ходе учебного процесса посредством специально разработанных интерактивных программ тестирования.

Используемые при обучении экономической науке компьютерные программы могут основываться либо на теоретических моделях, либо на реальных статистических данных, либо объединять и то и другое.

Компьютерные модели экономики позволяют не только лучше понять основные концепции экономической науки, но и промоделировать различные варианты экономической политики, способствующие достижению желаемого состояния в экономике.

Например, компьютерные модели открытой экономики позволяют лучше понять последствия различного сочетания бюджетно-налоговой политики, кредитно-денежной политики и политики обменного курса в условиях открытой экономики с разной степенью мобильности капитала. А компьютерные модели общего развития позволяют учесть многочисленные взаимосвязи и взаимовлияние макро- и микроэкономических переменных, соединить распределение дохода и богатства на макроуровне с оптимизационным микроэкономическим поведением. При этом удается получить количественное выражение влияния программ экономического реформирования на стабилизацию, структурную перестройку и распределение дохода и богатства в странах с переходной экономикой.

Особое преимущество компьютерный метод моделирования в экономике имеет в случае, когда моделируемый объект описывается сложной системой нелинейных уравнений, как алгебраических, так и интегрально-дифференциальных, что часто имеет место при моделировании различных процессов в переходной экономике. При этом численно-графические методы являются единственно возможным подходом к построению и анализу функционирования экономических моделей.

Метод единства логического и исторического. Важное место в исследовании экономических явлений и процессов занимают исторический и логический метод. Они не противостоят друг другу, а применяются в единстве, поскольку исторически исходный пункт исследования совпадает в общем и целом с исходным пунктом логического исследования. Однако логическое (теоретическое) исследование экономических явлений и процессов не является зеркальным отражением исторического процесса. В конкретных условиях той или иной страны могут возникнуть экономические явления, которые не являются обязательствами для господствующей системы хозяйствования. Если фактически (исторически) они имеют место, то в теоретическом анализе подобные явления можно игнорировать. Мы можем от них отвлечься. Историк же не может их игнорировать. Он должен их описать.

Используя исторический метод, экономическая теория исследует хозяйственные процессы и явления в той последовательности, в которой они в самой жизни возникали, развивались и сменялись одни другими. Такой подход позволяет конкретно и наглядно представить все особенности различных экономических систем. Но он имеет тот недостаток, что обилие описательного материала и частных исторических подробностей может затруднить серьезное теоретическое изучение хозяйства.

Исторический метод показывает, что в природе и обществе развитие идет от простого к сложному. Применительно к предмету экономической теории (политической экономии) это означает, что во всей совокупности экономических явлений и процессов необходимо выделить в первую очередь наиболее простые явления, возникающие раньше других и являющиеся основой возникновения более сложных. Например, в анализе рынка такое экономическое явление – обмен товаров.

В соответствии с методом логического восхождения от простого к сложному курс лекций строится таким образом, что после введения и общих основ теории рыночного хозяйства мы сначала изучили микроэкономику – экономическую среду, определяющую характер поведения отдельных рыночных субъектов (предприятий – производителей и потребителей), затем макроэкономику – систему национального хозяйства и, наконец, завершили курс переходом к исследованию мирового хозяйства – глобальной экономики.

Аналогия. Аналогия – метод познания, предполагающий перенос свойств с известного явления или процесса на неизвестные. При этом могут использоваться достижения в различных областях знаний. Так, широко применяется сравнение денежного обращения с кровообращением в человеческом организме. Равновесие на рынке условно аналогично равновесию в физическом его понимании.[15]


3. Заключение

 

Написав курсовую работу, я могу подвести некоторые итоги.

Экономическая теория – это систематизированное знание об устойчивых, повторяющихся связях в экономических явлениях и процессах, их структурных характеристиках, закономерностях функционирования и тенденциях развития. Экономическая теория служит для объяснения экономических фактов, лучшего понимания и предвидения хозяйственно-политических событий. Экономическая теория в узком смысле слова – это частная совокупность взаимосвязанных между собой научных понятий и суждений, характеризующих определенную зависимость между элементами (состояниями, свойствами) экономической реальности. Совокупность теорий разного уровня составляет экономическую теорию в широком смысле слова.

Таким образом, экономические теории строятся из соответствующих понятий - экономических категорий) и включают, как правило, следующие элементы:

- исходные посылки (аксиомы, постулаты);

- теоретические модели;

- теоретические утверждения, или выводы (законы, теоремы, гипотезы, предвидения и т.п.);

- свидетельства правдоподобности (истинности) теоретических выводов или условия проверки гипотез.

Начиная с 80-х гг. ХХ в. в экономической методологии сложились новые подходы - риторический и институционально-социологический - рассматривающие экономическую науку в единстве собственно научного знания и механизмов функционирования научного сообщества. Разнообразие направлений и школ экономической мысли с разными, порой несовместимыми методологическими установками, потребовало переосмысления прежних наивных представлений о возможности установления общего, обязательного для всех методологического стандарта. В современной экономической методологии широкое признание находит принцип методологического плюрализма, согласно которому учёный свободен в выборе средств исследования, правда, при условии чёткой идентификации собственных методологических принципов (или принципов научной школы, в рамках которой он работает) и готовности к их критическому обсуждению. Последнее необходимо, чтобы плюрализм не выродился во вседозволенность, препятствующую эффективному профессиональному общению в рамках научного сообщества. В этих условиях меняются функции экономической методологии. Традиционная нормативная функция, предписывающая как должно вести исследования, теряет былое значение. Методология становится дескриптивно-аналитической, изучающей, как фактически генерируются новые знания, ведутся исследования, функционирует научное сообщество. Формируется ее профессионально-этическая функция, призванная в условиях методологического плюрализма и растущей дифференциации знания совершенствовать механизмы внутринаучной коммуникации и содействовать взаимопониманию между экономистами разных специализаций и научных направлений.

Экономическая теория, подобно любой другой науке, имеет свой специфический предмет исследования и использует при анализе этого предмета особые приемы изучения, совокупность которых составляет ее метод. Предмет и метод тесно связаны друг с другом и в совокупности определяют границы той отрасли знаний, которая представлена экономической теорией.

Поэтому экономическая теория, как любая наука, не ограничивается лишь созерцанием или принципом “здравого смысла”, а использует такие общенаучные методы исследования, как анализ и синтез, индукцию и дедукцию, равновесный и неравновесный принципы, количественные и качественные оценки и т. д.

Таким образом, работу можно считать законченной, т. к данный план полностью раскрывает тему работы.


Список используемой литературы

1.Ананьин О.И. Структура экономико-теоретического знания: методологический анализ. – М.: Наука, 2005

2.Базылев Н. И., Гурко С.П., Базылева М.Н. Экономическая теория: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2003

3.Блауг М. Методология экономической науки, или как экономисты объясняют. – М.: Журнал «Вопросы экономики», 2004

4.Булатов А. С. Экономика: Учебник - 2-е издание переработанное и дополненное – М.:Издательство БЕК, 1997

5.Борисов Е. Ф. Основы экономической теории. – М.: Новая волна, 2004.

6.Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юристъ, 2000

7.Видяпин В. И., Журавлева Г. П. Экономическая теория (политэкономия): Учебник. – М.: ИНФРА – М, 1997

8.Видяпин В. И., Добрынин А. И., Журавлева Г. П., Тарасевич Л. С. Экономическая теория : Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2007

9.Зубко Н. М., Зубко А. Н. Экономическая теория / Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н / Д : «Феникс», 2002

10.Иохин В. Я. Экономическая теория : Учебник. – М.: Экономистъ, 2004

11.Камаев В. Д., Лобачева Е. Н. Экономическая теория: Учебник. - М.: Юрайт – Издат, 2006

12.Клепач А. Особенности экономической теории: Правительственный вестник, 2002. № 24

13.Макашева Н.А. Несколько слов о методологии: История экономических учений. – М.: Инфра-М, 2000

14.Маркс К., Энгельс Ф. – Соч., 2 изд., т. 8

15.Маркс К., Энгельс Ф. – Соч., 2 изд., т. 20

16.Носова С. С. Экономическая теория : Учебник для вузов. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000

17.Носова С. С. Экономическая теория : Учебник для вузов. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003

18.Отмахов П.А. Современные концепции метода экономической науки: История экономических учений. - М.: Инфра-М, 1998

19.Панорама экономической мысли конца ХХ в. Под ред. Д. Гринэуэя, М. Блини и И. Стюарта. Раздел 1.: Методологические перспективы. – СПб.: Экономическая школа, 2002

20.Роббинс Л. Предмет экономической науки. – THESIS, 1993. Вып. 1

21.Рузавин Г. И. Основы рыночной экономики. Учебное пособие. – М.: Банки и биржи, 2003

22.Сидорович А. В. Курс экономической теории : Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: издательство “Дело и Сервис”, 2001

23.Соколинский В. М., Корольков В. Е. Экономическая теория: Учебное пособие – 2-е изд., переработанное и дополненное. – М., КНОРУС, 2006

24.Фридмен М. Методология позитивной экономической науки. - THESIS, 1994. Вып.4

25.Чепурин М. Н., Киселева Е. А. Курс экономической теории : Учебник – 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание. – Киров: «АСА», 2006



[1] Самуэльсон П. Экономика. – М.: 1992, стр. 201

[2] Камаев В. Д., Лобачева Е. Н. Экономическая теория: Учебник. - М.: Юрайт – Издат, 2006, стр. 17

[3] Носова С. С. Экономическая теория : Учебник для вузов. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003, стр 54

[4] Сидорович А. В. Курс экономической теории : Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: издательство “Дело и Сервис”, 2001, стр. 45

[5] Сидорович А. В. Курс экономической теории : Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: издательство “Дело и Сервис”, 2001, стр. 45

 [6] Сидорович А. В. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: издательство “Дело и Сервис”, 2001, стр. 46

[7] Сидорович А. В. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: издательство “Дело и Сервис”, 2001, стр. 47

[8] Маркс К., Энгельс Ф. – Соч., 2 изд., т. 8, стр. 119

[9] Маркс К., Энгельс Ф. – Соч., 2 изд., т. 20, стр. 151

[10] Экономическая энциклопедия. — М.: Экономика, 1999, стр. 213

[11] Носова С. С. Экономическая теория : Учебник для вузов. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003, стр. 8

[12] Иохин В. Я. Экономическая теория : Учебник. – М.: Экономистъ, 2004, стр. 25

[13] Чепурин М. Н., Киселева Е. А. Курс экономической теории : Учебник – 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание. – Киров: «АСА», 2006, стр. 33

[14] Сидорович А. В. Курс экономической теории : Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: издательство “Дело и Сервис”, 2001, стр. 48

[15] Соколинский В. М., Корольков В. Е. Экономическая теория: Учебное пособие – 2-е изд., переработанное и дополненное. – М., КНОРУС, 2006, стр. 32

Информация о файле
Название файла Методология и методы экономической теории от пользователя z3rg
Дата добавления 7.1.2012, 1:56
Дата обновления 7.1.2012, 1:56
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 44.99 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 2717
Скачиваний 56
Оценить файл