Коренные народы Центральной и Южной Америки

Описание:
Южная и центральная Америка, Мексика
Огнеземельцы. Индейцы Пампы. Индейцы Восточной Бразилии. Индейцы тропических лесов бассейна Амазонки и Ориноко
Древние народы Мексики и Центральной Америки
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»

Реферат

«Коренные народы Центральной и Южной Америки»

Выполнила:

Добысова Жанна ИП-ИОП 11

                                                                     2012 г.


Содержание

Введение................................................................................
.......................3

I. Южная и центральная Америка, Мексика

1.      Огнеземельцы………………………………………………………………4

2.      Индейцы Пампы……………………………………………………………4-5

3.      Индейцы Восточной Бразилии…………………………………………….5

4.      Индейцы тропических лесов бассейна Амазонки и Ориноко……………5-6

II. Древние народы Мексики и Центральной Америки

1.      Центральная Америка……………………………………………………….6

2.      Майя………………………………………………………………………….7

3.      Тольтеки Теотиуакана………………………………………………………7-8

4.      Сапотеки…………………………………………………………………….8

5.      Чибча, или муиска………………………………………………………….8-9

III. Характеристика Ацтеков

1.      Географическое местоположение…………………………………………9-10

2.      Этноним……………………………………………………………………..11

3.      Антропологическая характеристика……………………………………..11-12

4.      Основные занятия………………………………………………………….12-13

5.      Быт и жилище………………………………………………………………14

6.      Одежда……………………………………………………………………….14-15

7.      Занятия………………………………………………………………………...16-17

8.      Кухня……………………………………………………………………………17

9.      Религия…………………………………………………………………………18-20

Заключение…………………………………………………………………… 21

Список использованной литературы………………………………………..22-23

     IV. Приложения

Приложения 1.Народы Южной Америки до европейского завоевания


Введение

Целью моего реферата является изучение коренных народов центральной и южной Америки. История народов американского континента до их встречи с европейцами в XVI в. развивалась самостоятельно и почти без взаимодействия с историей народов других континентов. Письменные памятники древней Америки очень скудны, а имеющиеся ещё не прочитаны. Поэтому историю американских народов приходится восстанавливать главным образом по археологическим и этнографическим данным, а также по устной традиции, записанной в период европейской колонизации.

Ко времени вторжения в Америку европейцев уровень развития её народов был неодинаковым в различных частях континента. Племена большей части Северной и Южной Америки находились на разных ступенях первобытно-общинного строя, а у народов Мексики, Центральной Америки и западной части Южной Америки в это время уже развивались классовые отношения; они создали высокие цивилизации. Именно эти народы прежде всего подверглись завоеванию; испанские завоеватели в XVI в. разрушили их государства и культуру и поработили их.

В I и II-ой части реферата я постараюсь осветить: быт, традиции, культура, географическое положение коренных народов центральной и южной Америки. В III части я попытаюсь подробно рассмотреть характеристику народа Ацтеков.


IЮжная и центральная Америка, Мексика

Народы Южной Америки до европейского завоевания

Обширные пространства Южной Америки были заселены племенами с примитивной техникой, принадлежавшими к различным языковым семействам. Таковы были рыболовы и собиратели Огненной Земли, охотники степей Патагонии, так называемой пампы, охотники и собиратели восточной Бразилии, охотники и земледельцы лесов бассейна Амазонки и Ориноко.

Огнеземельцы

Огнеземельцы относились к числу самых отсталых племён мира. На архипелаге Огненная Земля обитали три группы индейцев: селькнам (она), алакалуфы, ямана (яганы).

Селькнам жили в северной и восточной части Огненной Земли. Они охотились на ламу-гуанако и собирали плоды и коренья диких растений. Их оружием были лук и стрелы. На островах западной части архипелага обитали алакалуфы, занимавшиеся рыбной ловлей и сбором моллюсков. В поисках пищи они проводили большую часть жизни в деревянных лодках, передвигаясь вдоль берегов. Меньшую роль в их жизни играла охота на птиц при помощи лука и стрел.

Ямана жили отдельными родами, называвшимися укур. Этим словом обозначали и жилище и обитавшую в нём общину сородичей. В отсутствие членов данной общины их хижина могла быть занята членами другой общины. Собрание многих общин происходило редко, большей частью в том случае, когда море выбрасывало на берег мёртвого кита; тогда, обеспеченные пищей на долгое время, ямана устраивали празднества. В общине ямана не существовало расслоения, старейшие члены группы не пользовались властью над сородичами.

Индейцы пампы

Ко времени вторжения европейцев индейцы пампы были пешими бродячими охотниками.Основным объектом охоты и источником пропитания были гуанако, на которых охотились с бола — связкой ремней с прикреплёнными к ним тяжестями. Постоянных селений у охотников пампы не существовало; на временных стойбищах они возводили палатки-навесы из 40—50 шкур гуанако, которые служили жильём для всей общины. Одежда изготовлялась из кожи; главной частью костюма был меховой плащ, который стягивался на талии поясом.

Патагонцы жили и кочевали небольшими группами кровных родственников, объединявшими по 30—40 брачных пар с их потомством. Власть вождя общины сводилась к праву давать распоряжения при переходах и на охоте; вожди охотились наряду с другими. Самая охота носила коллективный характер.

В религиозных представлениях индейцев пампы значительное место занимали анимистические верования. Патагонцы населяли мир духами; особенно развит был культ умерших родичей.

Арауканы жили в южной части центрального Чили. Находясь под влиянием племён кечуа, арауканы занимались земледелием и разводили лам. У них были развиты выделка тканей из шерсти ламы-гуанако, гончарное дело и обработка серебра. Южные племена занимались охотой и рыбной ловлей. Арауканы прославились упорным сопротивлением, которое они оказывали европейским завоевателям в течение более 200 лет.В 1773 г. независимость Араукании была признана испанцами. Лишь в конце XIX в. колонизаторы завладели основной территорией арауканов.

Индейцы Восточной Бразилии

Племена группы же, обитавшие на территории Восточной и Южной Бразилии, — ботокуды, канелья, кайяпо, шаванты, каинганг и другие, более мелкие, занимались преимущественно охотой и собирательством, совершая переходы в поисках дичи и съедобных растений. Наиболее типичными для этой группы были ботокуды, или боруны, которые до вторжения европейских колонизаторов населяли побережье, а позже были оттеснены в глубь страны. Главным их орудием был лук, с которым охотились не только на мелких животных, но и на рыбу. Женщины занимались собирательством. Жилищем ботокудов служил заслон от ветра, крытый пальмовыми листьями, общий для всего кочевья. Вместо посуды они употребляли плетёные корзины. Своеобразным украшением ботокудов были вставлявшиеся в прорезы губ маленькие деревянные диски — «ботока» по-португальски. Отсюда и наименование ботокудов.

Индейцы тропических лесов бассейна Амазонки и Ориноко

В начальный период европейской колонизации в северо-восточной и центральной части Южной Америки жили многочисленные племена, принадлежавшие к разным языковым группам, главным образом к аравакам, тупи-гуарани и караибам. Занимались они большей частью подсечным земледелием и жили оседло.

Племена тропических лесов занимались подсечно-огневым земледелием. Мужчины подготовляли участки, разводили костры у корней деревьев и подрубали ствол каменными топорами. После того, как деревья высыхали, их валили, ветки сжигали. Выращивали корнеплод маниоку, кукурузу, батат, бобы, табак, хлопчатник.

Индейцы бассейна Амазонки и Ориноко жили родовыми общинами и вели общее домохозяйство. У многих племён каждая община занимала одно большое жилище, составлявшее всё селение. Такое жилище представляло собой круглое или прямоугольное сооружение, крытое пальмовыми листьями или ветками. Стены были из столбов, переплетённых ветками, их обкладывали циновками и обмазывали. В этом коллективном жилище каждая семья имела свой очаг. В коллективном владении общины находились охотничьи и рыболовческие угодья.

IIДревние народы Мексики и Центральной Америки

Центральная Америка

В физической географии под Центральной Америкой чаще всего понимают часть североамериканского континента от перешейка Теуантепек до Панамского перешейка (иногда территорию продлевают за пределы обоих перешейков по разным соображениям — например, проводят северную границу по границе Неотропической зоны).

Народы южной части северного континента и Центральной Америки создали развитую земледельческую культуру и на её основе высокую цивилизацию.

Данные археологии, находки каменных орудий и скелета ископаемого человека, говорят о том, что на территории Мексики человек появился 15—20 тыс. лет тому назад.

Центральная Америка является одной из наиболее ранних областей культуры кукурузы, бобов, тыквы, помидоров, зелёного перца, какао, хлопчатника, агавы, табака.

Население размещалось неравномерно. Районы оседлого земледелия — в центральной Мексике и на нагорье южной Мексики — были густо населены. В районах с преобладанием переложного земледелия (например, на Юкатане) население было более распылено. Большие пространства северной Мексики и южной Калифорнии были редко заселены бродячими племенами, занимавшимися охотой и собирательством.

Майя

Майя — единственный народ Америки, оставивший письменные памятники. История майя развивалась на севере Юкатана.Основным видом производства у майя было подсечно-огневое земледелие.

Пищу животного происхождения майя получали от охоты и рыболовства. Домашних животных у них не было. Охота на птиц велась при помощи метательных трубок, стрелявших глиняными шариками. Боевым оружием являлись также дротики с кремнёвыми наконечниками. Лук и стрелы майя заимствовали у мексиканцев. Из Мексики же они получали медные топорики.

Жители селения майя составляли соседскую общину; обычно её членами были люди с разными родовыми именами. Земля принадлежала общине. Другие работы — охота, рыбная ловля, добыча соли — выполнялись сообща, но продукты делились.

У майя была патриархальная семья, владевшая собственностью. Чтобы получить жену, мужчина должен был некоторое время работать на её семью, затем она переходила к мужу.

В религии майя к началу XVI в. древние верования отступили на задний план. Жрецы к этому времени уже создали сложную богословскую систему с космогоническими мифами, составили свой пантеон и установили пышный культ. Религиозные верования майя включали в себя и примитивные образные представления о природе.

Майяпан после 1441 г. был значительно ослаблен, а после эпидемии 1485 г. совсем опустел. Часть майя — люди ица обосновались в непроходимых лесах около озера Петен-Ица и построили город Тах-Ица (Тайя-Саль), который оставался недоступным испанцам до 1697 г Весь остальной Юкатан был захвачен в 1541—1546 гг. европейскими завоевателями, подавившими героическое сопротивление майя.

Тольтеки Теотиуакана

В долине Мехико, по преданиям, первым многочисленным народом были тольтеки. Ещё в V в. тольтеки создали свою цивилизацию, прославившуюся монументальными архитектурными сооружениями Тольтеки, царство которых существовало до X в., принадлежали по языку к группе науа. Крупнейшим их центром был Теотиуакан, развалины которого сохранились до настоящего времени к северо-востоку от озера Тешкоко. Тольтеки возделывали уже тогда все те растения, которые испанцы застали в Мексике. Они изготовляли из хлопкового волокна тонкие ткани, их сосуды отличались разно образием форм и художественной росписью. Оружием служили деревянные копья и палицы с вкладышами из обсидиана (вулканического стекла). Из обсидиана же вы тачивались ножи.

Жилые поселения. В нескольких километрах от Теотиуака-на находятся остатки одноэтажных домов из необожжённого кирпича. Каждый из них состоит из 50—60 комнат, расположенных вокруг внутренних двориков.

Общественный строй тольтеков неясен Судя по различиям в одежде и украшениям из золота и серебра, нефрита и порфира, знать сильно отличалась от рядовых членов общества; особенно привилегированным было положение жречества. Сооружение огромных, богато украшенных культовых центров требовало труда масс общинников и рабов, вероятно из военнопленных.

Сапотеки

Под влиянием культуры Теотиуакана находился народ Южной Мексики — сапотеки. Около города Оахака, где была столица сапотеков.Сложный и богатый погребальный культ, о котором можно судить по гробницам, свидетельствует о том, что знать и жречество находились в привилегированном положении. Скульптуры на керамических погребальных урнах интересны изображением одежды знатных лиц, в особенности пышных головных уборов и гротескных масок.

Чибча, или муиска

Группа племён языковой семьи чибча, обитавшая на территории нынешней Колумбии в долине реки Богота, известная также под названием "муиска", создала одну из развитых культур древней Америки.

Долина Боготы и окружающие её горные склоны богаты естественной влагой; вместе с мягким ровным климатом это способствовало образованию здесь густонаселённых районов и развитию земледелия. Страна муиска была заселена в глубокой древности примитивными племенами аравийской языковой семьи. Племена чибча проникли на территорию нынешней Колумбии из Центральной Америки, через Панамский перешеек.

Ко времени вторжения европейцев муиска выращивали многие культурные растения: на горных склонах картофель, кинуа, кукурузу; в тёплой долине - маниоку, батат, фасоль, тыкву, томаты и некоторые фрукты, а также хлопчатник, табак и кустарник коку. Землю обрабатывали примитивными мотыгами - сучковатыми палками. Домашних животных, кроме собак, не было. Широко развито было рыболовство. Большое значение имела охота, как единственный источник мясной пищи.

Большим достижением их культуры было ткачество. Из хлопкового волокна пряли нити и ткали полотно, ровное и плотное. Полотно раскрашивали способом набойки. Одеждой муиска служили плащи - полотнища из этой ткани. Дома строили из дерева и камыша, обмазанного глиной.

Муиска жили патриархальными семьями, каждая в особом доме. Брак совершался с выкупом за жену, жена переходила в дом мужа. Была распростронена полигамия; рядовые члены племени имели по 2-3 жены, знатные - по 6-8, а правители - по нескольку десятков.

IIIХарактеристика Ацтеков

1. Географическое местоположение

Ацтеки появились в долине Мехико позднее всех других племен науа. До этого они были небольшим кочевым племенем, жившим около одного из озер Западной Мексики. Их переселение оттуда к берегам озера Тескоко — исторический факт. Прибыв на новые места, теночки поселились на западном берегу озера Тескоко в Чапультепеке. Ацтеки пришли в долину с севера под предводительством их вождя Теноча.

Ацтекское государство к началу испанского завоевания простиралось широкой полосой от северного Веракруса на побережье Мексиканского залива и территории современного штата Герреро на Тихоокеанском побережье до перешейка Теуантепек, Гватемалы и Юкатана на юге.

Та часть Мексики, где располагались земли ацтеков, представляет собой каменистые степи, горные долины с редкими для данных мест дождями (среднегодовая норма осадков — около 750 мм, выпадают они, как правило, в течение около 100 дней). Только в южных, низменных или прибрежных районах (например, Оахака, Табаско, Веракрус), да и то не везде, климат субтропический или даже тропический.

Основная часть территории ацтекского государства располагалась в средневысотной зоне субтропического и тропического пояса со средней температурой зимы – 12-14°С, лета – 16-20°С (показатели средних температур менялись по зонам в зависимости от высоты над уровнем моря).

Климат Центральной Мексики субтропический, выпадение осадков сезонное — наибольшее их количество приходится на дождливый летний сезон (с мая по октябрь). В некоторые годы дождливый сезон начинался в апреле, достигал апогея в июле-августе, и затем наступал сухой сезон. Конечно, за последние 600-700 лет в климате произошли некоторые изменения. Тем не менее, исходя из нынешнего его состояния, можно довольно уверенно предположить, что в рассматриваемый нами период в районе Тескоко, например, осадков выпадало 768 мм в год, а среднегодовая температура равнялась +15,7°С. Нередки были заморозки, чаще в зимние месяцы, но не исключались они даже в сентябре и мае. [1]

Большая часть Мексиканской долины была покрыта системой сравнительно неглубоких соленых озер. Называвшиеся в доиспанский период часто общим именем «озеро Луны», они занимали в долине около 2800 кв. км (70 х 40 км). Во время дождливого летнего сезона почти треть долины покрывала вода, однако в сухое время года оставалось пять отдельных озер: Сумпанго и Шалтокан на севере, Тескоко в центре, Чалько и Шочимилько на юге. Соленость этих озер была различной — южные и северные были менее соленые, чем центральное. Эта разница в солености и глубине озер имела огромное значение для земледелия.[2]

Карты расселения ацтеков см. в приложениях.


2.Этноним. На языке науатль, родном языке Ацтеков, слово «ацтека» означает буквально «кто-нибудь из Ацтлана», мифического места, расположенного где-то на севере. Однако сами ацтеки называли себя «меши́ка», или «теночка» и «тлальтелолька» — в зависимости от города происхождения. Современное использование слова «ацтеки» как термина, объединяющего народы, связанные торговлей, обычаями, религией и языком, был предложен Александром фон Гумбольдтом и заимствован мексиканскими учеными XIX века как средство отличать современных им мексиканцев от коренного индейского населения. Термин «меши́ка», от которого происходит слово «Мексика», неизвестного происхождения. Высказываются весьма различные версии его этимологии: слово «солнце» в языке науатль, имя лидера ацтеков Мешитли, тип водоросли, произрастающей в озере Тескоко. Самый известный переводчик с языка науатль, Мигель Леон-Портилья предполагает, что это слово означает «середина луны» от слов metztli (луна) и xictli (середина).

3. Антропологическая характеристика

 Ацтеки — индейская народность центральной Мексики, относятся к языковой группе науа (юто-ацтекская языковая семья). Из описания ацтеков, которое оставил нам в 16в. анонимный соратник Кортеса: «Люди здесь смуглые, они крепки, выносливы и хорошо сложены: скорее высокие, чем приземистые. Обладают хорошими манерами и приятными жестами, в большинстве своем очень умудренны, но в то же время весьма скромны. Этот воинственный народ встречает смерть с величайшей решимостью». [3]

Вообще, внешне все индейские племена Америки очень сходны между собой, несмотря на ареалы их обитания, будь то крайний север или экваториальные области. В физическом отношении индейцы отличаются своим темно-красным цветом кожи, гладкими черными волосами, широким, но не плоским лицом с резкими чертами и покатым лбом, который кажется коротким от растущих далеко вниз волос. Лицо красного человека всюду, как на севере, так и на юге, имеет угрюмое, равнодушно-серьезное и вместе с тем печальное, удрученное выражение.

4. Основные занятия

Уже более двух тысяч лет тому назад на берегах озера Тескоко и лагун Шочимилко, Чалко, Шалтокан и Сумпанго находился целый ряд поселений древних земледельцев. Обитатели их выращивали маис (кукурузу) – он был основным источником питания, – а также бобы, хлопок и другие растения.[4]

Мощные потоки дождевой воды, стекавшие с окрестных горных цепей, постепенно откладывали на берегах озера и лагун жирный слой наносов. Они изобиловали минеральными удобрениями. Смешиваясь с прибрежным илом, богатым перегнившими растительными остатками, эти наносы образовали исключительную по своей плодородности почву. На ней под жарким южным солнцем созревали богатые урожаи, не уступавшие урожаям, взращиваемым в долине Нила. Мясную пищу доставляла охота: на заросших камышом берегах было много птиц и мелкой дичи, а на покрытых лесами горах водились даже олени.

В Америка не знали сельскохозяйственных животных,исключение составляют домашняя собака (водившаяся в Мексике) и лама (водившаяся в Перу). Это наложило отпечаток на весь ход развития производительных сил индейских племен. Отсутствие домашних животных в Мексиканском нагорье заставляло индейцев усиленно развивать земледелие. Съедобные злаки выращивали при помощи искусственного орошения. Так как не было тягловой силы, все работы производили вручную. Поэтому не полеводство, а огородничество было характерным для земледелия Центральной Америки на протяжении ряда веков.

Ацтеки активно занимались торговлей. Городской рынок Теночтитлана занимал огромную площадь, вмещавшую одновременно более 50 000 покупателей и продавцов. Здесь можно было купить всё, что производилось тогда в Мексике и соседних странах, - от посуды, мебели, золотых украшений до самых изысканных лакомств ацтекской кухни. Бойко торговали лавки с москательными товарами, кореньями, врачебными снадобьями, благовониями, пахучими мазями и притираниями. Оживленно было и вокруг продавцов сырых и дубленых шкур, кожи и кожаных изделий. Продавались и писчие материалы своего рода папирус, изготовленный из волокон алоэ.

Поселившись в долине Мехико, ацтеки освоили земледелие, однако основным их занятием оставалась война. Каждый год ополчение ацтеков и их союзников уходило в поход на окрестные племена, и каждый из воинов мечтал захватить пленника, чтобы затем принести его в жертву у подножия родового храма-пирамиды. Принеся несколько таких жертв, ацтек становился «текули», уважаемым воином; он мог вступить в один из двух «союзов воинов», «Союз Орла» или «Союз Тигра», и носить украшенный перьями шлем или ягуаровую шкуру. Воины-«текули» не возделывали поля, их наделы обрабатывали крестьяне покоренных общин; за соблюдением этого порядка наблюдали гарнизоны ацтекских воинов. В годы, когда не было войн, «текули» состязались в воинском мастерстве с воинами союзных городов; эти маневры-турниры заканчивались принесением проигравшей «команды» в жертву богам.


5.Быт и жилище

Жили простые ацтеки в небольших прямоугольных каменных домах без окон. Впрочем, часто в домах были патио – внутренние дворики, света от которых хватало для освещения окружавших патио комнат. У ацтеков дом возвышается в центре полностью засеянного поля, таким образом, на закате солнце покидает гостеприимное жилище, а на восходе вновь радует хозяев своим присутствием.

Жизнь богатых жителей ацтекских городов была подобна жизни богатых в Средневековье, они жили в специальном «богатом» районе города, имели несколько слуг и рабов, причем эти слуги и рабы жили не в их доме, а в своих собственных домах и приходили к ним работать. Статус раба не передавался по наследству, да и сам раб мог выполнить какую-то требующуюся от него работу и освободиться. Рабами могли становиться как преступники, так и простые люди, желающие заработать.[5]

Жилища ацтеков возводились из недолговечных материалов, поэтому они не дошли до нашего времени. Сохранились лишь возведенные из тесаного камня монументальные сооружения общественно-религиозных центров. Большинство этих зданий были культовыми; назначение других не вполне ясно. Храмы установлены на подножии в виде ступенчатой пирамиды, а другие постройки – на массивных платформах, мощные горизонтали которых способствуют архитектурной выразительности стоящих на них зданий. Эти сооружения окружают площадь, посреди которой высится пирамида главного храма, либо они расположены по обе стороны прямой улицы – вероятно, дороги процессий. [6]

5.     Одежда. Ацтеки часто ходили обнаженными. В качестве единственного предмета одежды у мужчин служила набедренная повязка (маштлатль), нередко состоявшая из двух кусков Мужчины носили длинные волосы, заплетенные в косы, красили их в красный, желтый и другие цвета. Синими красками раскрашивалось также и тело, прокалывались носовые перегородки, в которые вставлялись трубочки и перья. Ацтеки прокалывали язык рыбными косточками и подпиливали зубы. Они носили головные уборы, нагрудные пекторали и ушные подвески из обработанных раковин. В качестве военных трофеев использовалась любая часть кожи врага, покрытая волосяным покровом, которую носили на шее.

В более поздний период стало высокоразвитым ткацкое ремесло ацтеков. Их ткани отличались сложным и красивым рисунком, они играли яркими красками. Ацтекские мастера умели придавать тканям вид бархата, парчи, различных мехов. К сожалению, разрушения, произведенные временем, а впоследствии – испанскими завоевателями, очень велики. Сохранилось немного образцов этого замечательного искусства, и мы знаем о нем большей частью по описаниям и рисункам. Связанное с ткачеством другое ацтекское ремесло – составление узоров из перьев – было замечательным искусством. Мастер брал самые разнообразные по окраске перья и составлял из них сложный и прихотливый узор. Затем стержни этих перьев в определенном порядке либо прикрепляли к сетчатой ткани в местах скрещения нитей, либо просто наклеивали на хлопчатую ткань. Этим способом изготовляли знаменитые плащи из перьев и пышные головные уборы вождей, которые так поразили испанских завоевателей. Такой же перьевой мозаикой, изображавшей различных животных или воспроизводившей геометрические узоры, часто украшали щиты знатных воинов. В изделиях из перьев поражало удивительно гармоничное сочетание цветов и оттенков. Трудно было поверить, что это не произведение живописи, настолько совершенен был подбор красок. Изделиями из перьев особенно славился Теночтитлан. Своеобразное ремесло мастеров перьевой мозаики сохранилось до наших дней. Мексиканские мастера и сейчас умеют создавать при помощи перьев красивые пейзажи и забавные бытовые картинки. [7]

Ацтеки носили одежду, по которой можно было почти безошибочно определять род занятий и состоятельность прохожих по их внешнему виду. Люди в скромных белых одеждах – это земледельцы. Более состоятельные опоясывали себя широкими кушаками с густой бахромой и красивой вышивкой. Меховую одежду и шерстяные ткани носили только очень богатые. Знатные лица щеголяли в платах из перьев – легких, теплых и чрезвычайно изящных. Черные мантии были принадлежностью жрецов. Впрочем, их можно было узнать и по следам самоистязаний – изодранным ушам и запекшейся крови на голове. Ацтекские женщины ходили с распущенными волосами, ниспадавшими на плечи.[8]

7. Занятия.Основу хозяйства ацтеков составляло земледелие. Земледельческая техника их была примитивной. Главным орудием служила деревянная, заостренная с одного конца палка. Иногда такие палки имели у острого конца небольшое расширение, и тем самым слегка напоминали наши лопаты. Эти палки употреблялись как для разрыхления почвы, так и при посеве, чтобы делать небольшие ямки, в которые затем бросались зерна. В старинных индейских рукописях можно увидеть изображения земледельцев с такой палкой, занимающихся посевом.

Но под жарким солнцем Мексики даже такая немудреная техника щедро вознаграждала за труд, если только растения получали достаточно влаги, Поэтому ацтеки широко применяли искусственное орошение. Название одной из лагун Мексиканской долины – Чалко (в переводе на русский – «много каналов») – прямо указывает на это.

Ацтеки были изобретателями оригинальных плавучих огородов – чинамп. Из веток делалась решетка, на которую накладывалась трава, земля, ил, несколько ив по бокам чинампы, чтобы удержать огород на месте. Вся эта конструкция плавала у берегов рек. В реке было несколько «укорененных» ивами чинамп, проходы между ними были довольно узкими, получалось, что крестьянин вплотную подплывал по каналам к своей чинампе и собирал урожай.[9]

Искусные охотники и меткие стрелки. Охотились они при помощи лука и стрел и различного рода ловушек. Были им известны и простейшие приспособления для метания копья и выдувные трубки для метания глиняных шариков.

8. Кухня. Выбор пищи в таком щедром уголке мира, как долина Мехико, был невероятно богат. Из растений ацтеки могли питаться ананасами, какао, картофелем, маисом, томатами, злаками и многим другим. Однако мясных продуктов было немного. В самые голодные годы (например, во время гонения ацтеков тепанеками) они не брезговали даже змеями.

В хозяйстве ацтеков некоторую роль играли собаки. Их разводили главным образом ради мяса, считавшегося лакомством. Из живности, которая была у ацтеков, следует назвать индюков. Есть основания полагать, что ацтеки разводили также гусей, уток и перепелов. Широко было развито пчеловодство. Мёд употребляли в пищу не только богатые, но и средние по достатку семьи.

Важным источником мясной пищи была охота. Люди, жившие на берегах озер, занимались также и рыболовством.

9. Религия

Религия ацтеков в большей степени была орудием гнета не только за пределами собственно ацтекского государства, но и внутри него. Ее жестокий и кровожадный ритуал поглощал бесчисленные человеческие жертвы: мужчин, женщин и даже детей, в том числе и младенцев. [10]

Религия ацтеков являлась политеистической. Они верили, что божества повелевают силами природы и действиями людей, Богов ацтеки изображали похожими на людей, но придавали им гротескные, чудовищные черты, иногда даже звериные. Богов было множество.

Среди этого громадного количества божеств можно отметить Кецалькоатля, которому, несмотря на его доброту, также приносили человеческие жертвы. Ацтеки очень почитали бога солнца и его жену – богиню луны. Восход солнца жрецы встречали псалмами и кровавыми жертвами. Затмение солнца воспринималось, как величайшее несчастье: в храмах тогда трубили тревогу и били в барабаны, а люди захлебывались в рыданиях и расцарапывали себе губы. [11]

Человеческие жертвы ацтеки приносили следующим образом. Четыре жреца, размалеванные в черный цвет, в черных одеждах, хватали юношу за руки и ноги и бросали его на жертвенный камень. Пятый жрец, облаченный в пурпурные одеяния, острым кинжалом из обсидиана распарывал ему грудную клетку и рукой вырывал сердце, которое затем бросал к подножию статуи бога. У ацтеков существовало ритуальное людоедство: сердце поедали жрецы, а туловище, сброшенное со ступеней пирамиды, уносили домой члены аристократических родов и съедали его во время торжественных пиршеств. [12]

Кроме 18 главных празднеств в году, нередко продолжавшихся по нескольку дней, едва ли не каждый день отмечался праздник какого-нибудь из богов, поэтому человеческая кровь лилась непрерывно.

Самым любопытным был праздник в честь бога Тескатлипока. Уже за год до торжества выбирали жертву – статного юношу без физических недостатков. Избранник получал одежды, имя и все атрибуты бога. Люди поклонялись ему как Тескатлипоку на земле. На протяжении всего подготовительного периода избранник жил в роскоши, беспрестанно развлекался; его постоянно приглашали на пиры в аристократические дома. В последний месяц ему давали в жены четырех девушек.

  В день праздника его несли в паланкине к храму, где жрецы убивали его уже известным нам способом.

Богине плодородия приносили в жертву молодую девушку. Раскрашенная в красный и желтый цвет, что символизировала кукурузу, она должна была исполнять изящные ритуальные танцы, а потом гибла на жертвенном алтаре.

В религии ацтеков существовал даже особый покровитель человеческих жертв – божок Хипе. В его честь жрецы сдирали кожу с живых юношей, которую натягивали на себя и носили в течение 20 дней. 

Верхом дикости представляется нам ритуал, связанный с культом бога огня. Жрецы разжигали в храме этого бога огромный костер, потом раздевали догола военных пленников и, связав их, бросали в огонь. Не дожидаясь, пока они погибнут, вытаскивали их крючьями из пламени, клали себе на спину и исполняли ритуальный танец вокруг костра. Только после этого жрецы закалывали их на жертвенном камне.

Религия ацтеков не щадила даже детей. Во время засухи жрецы убивали мальчиков и девочек, чтобы бог дождя смилостивился. Младенцев, купленных у нищих родителей, наряжали в праздничные одежды, украшали цветами и в колыбелях вносили в храм. Закончив ритуальные обряды, их убивали ножами.

Как только появлялись первые ростки кукурузы, детей умерщвляли по-иному: им отрезали головы, а тела хранили в горных пещерах как реликвии. В период созревания кукурузы жрецы покупали четырех детей в возрасте пяти-шести лет и запирали в подвалах, обрекая на голодную смерть.

Своеобразной традицией была бескровная битва, которую ацтеки и тласкаланцы ежегодно устраивали в условленном месте. Воины не использовали тогда оружия и боролись друг с другом как атлеты, голыми руками; каждый старался взять противника в плен. Посадив пленников в клетки, ацтеки и тласкаланцы отвозили их в свои храмы и приносили там в жертву.

Другой обряд живо напоминал римские бои гладиаторов. Пленника привязывали длинной веревкой к тяжелому камню и давали ему в руки щит и палицу настолько миниатюрных размеров, что трудно было ими что-либо сделать. На бой с ним выходил нормально вооруженный ацтек. Привязанный и почти безоружный пленник не имел никаких шансов выйти из боя победителем, но если ему все-таки удавалось одолеть одного за другим шестерых противников, а сам он не получал ни единой царапины, то ему дарили свободу.

Такой необыкновенный случай произошел с одним из тласкаланских королей, славившимся своей нечеловеческой силой, но все же попавшим к ацтекам в плен. Победив по очереди шестерых противников, он получил право на свободу, однако предпочел умереть, так как согласно индейским верованиям воины, побежденные в таком поединке, попадали в особый рай.

Точно неизвестно, сколько человеческих жертв приносилось ежегодно в государстве ацтеков. Доказательством служат настоящие склады с десятками тысяч черепов, найденные конкистадорами во всех ацтекских городах, и в особенности уже упомянутое сооружение в Теночтитлане, где Берналь Диас насчитал 136 тыс. черепов.

Ацтекскому государству приходилось постоянно беспокоиться о том, чтобы обеспечивать ненасытных богов жертвами. Особая группа воинов только тем и занималась, что захватывала пленников и доставляла их в храмы. Не одну войну ацтеки начинали лишь затем, чтобы добыть пленников.

Заключение

Я рассмотрела как жили и трудились коренные народы центральной и южной Америки. И старалась как можно подробнее охарактеризовать народ Ацтеков их традиции, быт, жизнедеятельность.

Судьбы коренных народов складывалась далеко не всегда удачно, постоянные межплеменные войны, страны колонизаторы, стремившиеся колонизировать народы Америки, не давали им создать крепкую, высоко развитую цивилизацию.  Все попытки были тщетны.

Список использованной литературы

1.  Ацтеки: империя крови и величия / Пер. с англ. О. Перфильева. – М.: Терра, 1997. – 168 с.

2.  Баглай, В.Е. Ацтеки: История, экономика, соц.-полит. строй: (Доколониал. период). – М. : Вост. лит., 1998. – 432 с.

3.  Баглай, В.Е. Империя ацтеков. Таинственные ритуалы древних. – М.: Вече [и др.], 2005. – 335 с.

4.  Баландин, Р.К. Сто великих богов / Р. К. Баландин. – М.: Вече, 2003. – 427 с.

5.  Брэй У. Ацтеки: Быт, религия, культура: Пер. с англ. – М.: Центрполиграф, 2005. – 240 с.

6.  Веретенников, А.М. Города майя и ацтеков / А.М. Веретенников. – М.: Вече, 2003. – 206 с.

7.  Диэри, Т. Лютые ацтеки / Терри Диэри; Ил. Мартина Брауна. – М.: Эгмонт Россия ЛТД., 1998. – 127 с.

8.  Кинжалов, Р.В. Орел, кецаль и крест: Очерки по культуре Месоамерики / АН СССР. – СПб.: Наука. С.-Петерб. отд-ние, 1991. – 186 с.

9.  Культура народов Америки: Сб. ст. / Отв. ред. Р.В. Кинжалов. – Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1985. – 175 с.

10.  Люди и города: Города. Жилища. Пища. / Фиона Макдональд, Ричард Тэймс; Пер. с англ. Г. Рожковой и др. – М.: РОСМЭН, 1999. – 155 с. – (Развитие цивилизации).

11.  Марчук, Н.Н. История и культура Латинской Америки: [от доколумбовых цивилизаций до 1918 года]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «История» / Н.Н. Марчук, Е.А. Ларин, С.П. Мамонтов. – М.: Высшая школа, 2005. – 494 c.

12.  Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. — М.: Гардарика, 1997. –344 с.

13.  Развитие цивилизации в Новом Свете: Сб. ст. по материалам Кнорозов. чтений / Редкол.: Логунов А.П. и др. – М.: РГГУ, 2000. – 190 с.

14.  Соди, Д. Великие культуры Месоамерики / Пер. с исп. З.В. Ивановского; Предисл. и науч. ред. В.И. Гуляева. - М.: Знание, 1985. – 208 с.

15.  Стингл, М. Индейцы без томагавков / Пер. с чеш. В.А. Каменской и О.М. Малевича; Под ред. Р.В. Кинжалова. – 3-е изд., доп. – М.: Прогресс, 1984. – 454 с.

16.  Сустель, Ж. Ацтеки: Воинств. подданные Монтесумы / Пер. с англ. Л.А. Карповой. – М.: Центрполиграф, 2003. – 286 с.

17.  Таубе К. Мифы ацтеков и майя / Пер. с англ. К.Ткаченко. – М.: Фаир-пресс, 2005. – 112 с.: ил. – (Британский музей).

18.  Хаген, В.В фон. Ацтеки, майя, инки / Пер. Николенко И.А. – М.: Вече, 2004. – 455 с.

19.  Всемирная история. Энциклопедия. Том 4. 1958 год/ III глава


Приложение

Народы Южной Америки (до европейского завоевания)



[1] Баглай, В.Е. Ацтеки: История, экономика, соц.-полит. строй. – М., 1998. – С.159.

[2] Баглай, В.Е. Ацтеки: История, экономика, соц.-полит. строй. – М., 1998. – С162

[3] Брэй У. Ацтеки: Быт, религия, культура: Пер. с англ. – М., 2005. – С.121.

[4] Брэй У. Ацтеки: Быт, религия, культура: Пер. с англ. – М., 2005. – С.122.

[5] Люди и города: Города. Жилища. Пища. – М.: РОСМЭН, 1999. – С.105

[6] Стингл, М. Индейцы без томагавков / Пер. с чеш. – М.: Прогресс, 1984. – С.208.

[7] Хаген, В.В фон. Ацтеки, майя, инки / пер. Николенко И.А. – М.: Вече, 2004. – С.286.

[8] Культура народов Америки: Сб. ст. / Отв. ред. Р.В. Кинжалов. – Л., 1985. – С.52.

[9] Веретенников, А.М. Города майя и ацтеков. – М., 2003. – С.117.

[10] Косидовский З. Когда солнце было богом / Пер. с пол. 2-е изд. – М.: Наука, 1991. – С. 269-293.

[11] Баландин, Р.К. Сто великих богов / Р. К. Баландин. – М.: Вече, 2003. – С.306.


Информация о файле
Название файла Коренные народы Центральной и Южной Америки от пользователя z3rg
Дата добавления 9.2.2013, 19:35
Дата обновления 9.2.2013, 19:35
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 483.05 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 7574
Скачиваний 161
Оценить файл