Ислам и Оттоманы

Описание:
Тип работы: реферат
Во время второго монгольского нашествия Тамерлан столкнулся с новой восходящей силой на Востоке - Оттоманами, едва ли не полностью уничтожив ее.
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

Ислам и Оттоманы

Во время второго монгольского нашествия Тамерлан столкнулся с новой восходящей силой на Востоке - Оттоманами, едва ли не полностью уничтожив ее. Под руководством Оттомана, одного из вождей небольшого племени, группы тюрко-язычных народов объединились в Анатолии в Оттоманский Союз, и ко второй половине 14-го века завоевали большую часть современной Греции и Турции, представляя собой серьезную угрозу Константинополю.

Государство Оттоманов создавалось на границе между Исламом и Византийской империей. Тюркские племена, изгнанные монголами из своих родных земель в степях Центральной Азии, приняли ислам и поселились в Анатолии вдоль линии сражений Исламского мира и Византийской империи, где они и создали Оттоманский Союз. Их называли "Гази" - Воины Веры, ибо их наивысшим стремлением было умереть в бою за принятую веру.

В дополнение к своим военным способностям тюрки были наделены особым талантом к организации. К концу Оттоманской империи этот их особый дар закоснел в бюрократии - так империя отживала свой век под знаком умирающей бюрократии. Но в начале своего существования их ведомства и учреждения отвечали требованиям и нуждам людей. На то время Оттоманская империя была образцом эффективности управления. Это свойство, умело использованное рядом выдающихся султанов, достигло вершины во времена правления грозного и внушающего уважение Султана Сулеймана Великолепного и заложило основы империи, по своему величию сравнимой лишь с Римской.

Первым важным шагом, заложенным в основание великой империи, было взятие Оттоманским вождем Орханом города Бурсы на юге Мраморного моря и превращение его в столицу будущего государства.

Вероятно, именно во времена правления Орхана было сформировано знаменитое подразделение янычар (это слово происходит от турецкого слова йени черы - новые воины). Элитный корпус состоял из солдат-рабов, набиравшихся среди населения завоеванных территорий империи. Отбор кандидатов производился самым тщательным образом на основе их физических и умственных данных. После обращения в ислам, обученные и подготовленные, они формировали один из наиболее грозных отрядов, когда-либо известных в истории. В более позднее время янычары стали настолько могущественны, что назначали и свергали султанов по своему усмотрению, а участие в их отрядах означало верную дорогу к успеху и продвижению вверх по служебной лестнице.

Преемник Орхана, Мурад 1, совершивший несколько морских нападений на Эгейские берега Европы, закрепился на европейских берегах Босфорского пролива и сокрушил Балканскую коалицию. Следующим главой Оттоманского государства был Байазид 1, взявший в осаду Константинополь и разбивший наголову армии, посланные обеспокоенной Европой для снятия осады.

В этот исторический момент монголы во главе с Тамерланом вошли в Анатолию и едва ли не навсегда сокрушили Оттоманов. Тем не менее, те сумели вновь обрести прежнюю силу и в более позднее время во главе с новым султаном Мурадом II, во второй раз взяли в осаду Константинополь. Их наступление было отражено, однако к 1444 году они вошли в Грецию и Албанию, оставив позади осажденный Константинополь, так и не сумев его покорить. Мурада II сменил Мехмед (Мухаммад) II, прозванный "Завоевателем": 29 мая 1453 года после массированного обстрела его артиллерия, наконец, пробила брешь в массивных и хорошо укрепленных стенах Константинополя, и город пал.

После падения Константинополя в течение 16-го столетия в системе верховной власти Оттоманов была создана структура централизованного правления, при помощи которой султаны поддерживали действенный контроль над всеми народами огромной империи.

Важную роль в этой структуре играла миллетская система - по существу, деление империи на общины (миллеты) по религиозному принципу. Каждый миллет являл собой относительную административно-территориальную автономию, возглавлялся своим религиозным руководителем и имел собственные законы и традиции. Глава религиозной власти миллета, в свою очередь, был ответствен перед султаном за своих чиновников в таких вопросах, как, например, уплата налогов. Существовали, однако, и организации, в задачу которых входило объединение столь отличных друг от друга народов. Особенно важны были гильдии мастеровых и ремесленников, часто стоявшие над всякими религиозными и территориальными границами.

Существовала также и территориальная организация империи: разделение всех земель на административные единицы - мукатаа, находившиеся под управлением дворян или управляющих, которые имели право сохранять часть государственных налогов, собранных в данном административном округе. Величина подобной суммы варьировалась в зависимости от влиятельности дворянина или управителя, который расходовал эти средства по собственному усмотрению. Такими же правами наделялись некоторые управители взамен или в дополнение к получаемому ими жалованию, чем обеспечивалась регулярность сбора доходов и уменьшение затрат на ведение учетности.

Оттоманская империя достигла вершины своего величия во времена султана Сулеймана Великолепного, правившего с 1520 года по 1566 г. и известного в истории Турции как Сулейман Законодатель. Однако с середины 16-го столетия могущество империи пошло на спад: пришло время, когда ведомство Великого Визиря начало постепенно присваивать себе все больше власти, а безразличные к судьбе империи султаны - пренебрегать делами управления государством. Еще одним фактором была чрезмерно возросшая сила янычар, уже вышедших из подчинения султану. Власть султанов продолжала ослабевать в связи с традиционным воспитанием и образованием в отрыве от обучения необходимым навыкам эффективного управления империей.

Позже некоторые султаны при помощи политического маневрирования и стравливания между собой враждующих группировок сумели вернуть себе прежние полномочия, однако результатом подобного развития событий стал паралич верховной власти и администрации. Когда Европа нашла новый маршрут в Индию и отказалась от традиционной перевозки товаров через арабские регионы империи, доходы стали снижаться, что спровоцировало дальнейшую денежную инфляцию, коррупцию, неэффективность административного управления и дробление верховной власти.

Осуществлявшиеся время от времени реформы и пусть и ослабленная, но все еще внушительная военная доблесть Оттоманов помогали сохранять империю. В 1683 году, например, турки осадили Вену. И тем не менее, упадок продолжался. Из-за все более возраставшей разрушительной роли янычар в ходе войн 18-го столетия империя начала понемногу терять свои земли. В результате административного паралича местные правители обретали все большую независимость и поднимали мятежи и восстания против центральной власти. Все реформы бездействовали, и с вторжением в 1798 году Франции в Египет стало очевидным, что некогда могущественная империя значительно ослабла.

В конце концов, в 1824 году Махмуд II разрушил могущество янычар, пригласил немецких советников для реструктуризации армии и начал программу модернизации. Он также вновь установил контроль над полуавтономными правителями различных провинций империи - за исключением непокорного и талантливого правителя Египта Мухаммада Али. После смерти Махмуда II его сыновья продолжили его усилия и осуществили ряд реформ, названных "танзимат". Часть этих преобразований была не более чем попыткой умиротворить европейские державы, на то время оказывавшие большое влияние на политику империи; другие же, особенно в сфере права и образования, были очень важны. И снова эффект подобных нововведений был кратковременным: империя продолжала терять свои территории вследствие восстаний и иностранных вторжений.

К началу двадцатого столетия было совершенно очевидно, что Оттоманская империя погрузилась в полный упадок. Были, однако, и положительные моменты, например, постройка Хиджазской железной дороги. Ее строительство было предпринято в 1900 году султаном Абдул-Хамидом и являлось на то время панисламским проектом. Завершенная в 1908 году, она позволила тысячам мусульман совершать паломничество в относительной безопасности и комфорте. Наличие железной дороги также помогало Оттоманскому правительству более эффективно управлять своими землями в Западной Аравии.

В начале двадцатого столетия Младотурки восстановили конституцию, отмененную Абдул-Хамидом, и свергли султана, вновь предприняв попытку модернизировать Оттоманское государство. Поражение Турции в Первой мировой войне, где она воевала на стороне Германии и Центральных держав, окончательно дискредитировало Младотурков и вымостило дорогу новому националистическому движению под руководством армейского офицера Мустафы Кемаля, ставшего известным позднее под именем Ататюрка - Отца всех турок. Националистическое правительство Ататюрка повело Турцию в направлении секуляризации и введения западных норм и идеалов, упразднило институт султаната, провозгласило республику и, в конце концов, упразднило и сам халифат.

Приход Запада

На протяжении веков Запад старался проникнуть в те области, которые ранее являлись частью мусульманской империи, и в конце 19-го столетия заполнил вакуум, оставленный долгим застоем и упадком Оттоманской империи, придя таким образом к доминированию на Ближнем Востоке.

Первыми европейцами, основавшимися на Ближнем Востоке, были венецианцы: они основали торговые посты в тех землях, где сейчас располагаются Ливан, Сирия и Египет, и установили контроль над большей частью судоходства между арабскими и европейскими портами. В 1497 году, спустя пять лет после того, как Фердинанд и Изабелла положили конец Арабскому правлению в Испании, Васко да Гама повел португальскую флотилию из четырех кораблей вокруг Африки и в 1498 году открыл новый морской маршрут из Европы в Индию. Голландские, британские и французские фрегаты и торговые суда последовали за ним и основали свои торговые поселения вдоль берегов Индийского океана. Так они со временем подорвали осуществлявшееся венецианцами судоходство и средиземноморскую торговлю, которые на протяжении тысячи лет были основой благосостояния государств Ближнего Востока.

Процесс европейского проникновения был постепенным и комплексным, но были в нем и четко различимые поворотные моменты. К примеру, в 16-м столетии Оттоманская империя добровольно пошла на ряд уступок - "Капитуляций" - европейским державам: эти соглашения давали им решающее преимущество во внешней торговле с империей. Еще одним поворотным пунктом было вторжение Наполеона Бонапарта в Египет в 1798 году. Стремясь отрезать торговые маршруты Великобритании в Индию и тем самым подорвать ее морское и экономическое могущество, Наполеон сокрушил Мамлюков, правивших Египтом под сюзеренитетом Оттоманов, и в скором времени оккупировал страну. Нанеся поражение Египту, бывшему тогда частью Оттоманской империи, Наполеон вскрыл внутренние слабости - как военные, так и административные - власти султанов, развеяв миф о могуществе Оттоманов и ознаменовав начало более чем 150-летней прямой политической интервенции Запада.

В поисках по всему миру редких материалов, рынков, военных баз и колоний европейцы совершили экспансию в большую часть земель, составлявших некогда Арабскую империю. В 1820 году Великобритания навязала договор арабским племенам, населявшим побережье Арабского Залива. В течение 1830-х годов Франция оккупировала Алжир. В 1839 году Британия захватила Аден, являвшийся стратегически важным входом в Красное море. В 1869 году Фердинанд де Лессеп при содействии французского императора завершил строительство Суэцкого канала, который стал одной из главных судоходных магистралей мира, и остается таковой до сих пор.

Вместе с распространением политической и экономической власти Запада внедрялась и западная культура. В Ливане миссионеры из различных стран основали сеть школ и университетов. Знакомство с достижениями современной мысли Запада способствовало росту патриотизма среди арабов и стремлению к национальной независимости. Оно сыграло большую роль в возрождении Арабской литературы и дало могущественный импульс модернизации во многих сферах жизни. Установившиеся связи и отношения с Западом привели к совершенствованию образования и медицины и введению западных методик и технологий в сельском хозяйстве, торговле и промышленности. Тем не менее, доминирование Запада прежде всего имело целью обеспечить интересы европейских наций за счет арабского мира. Несмотря на то, что Суэцкий канал представлял огромную ценность для Египта, на протяжении столетия все доходы от его эксплуатации шли европейским пайщикам компании, в управлении которой находился этот канал. Более того, предпринимаемые Западом усилия по модернизации различных областей жизни на Ближнем Востоке часто приводили к тому, что ближневосточные правители все больше погрязали в долгах, что приводило к европейскому финансовому контролю и впоследствии к политическому господству над ними. Именно эти процессы привели к тому, что в 1881 году Франция оккупировала Тунис, а Британия в 1882 году установила контроль над Египтом. Еще позже, в 1911 году, Италия захватила Ливию.

Сопротивление европейской экспансии имело различные формы. Арабские мыслители и интеллигенция спорили о том, что именно является наиболее эффективным путем к избавлению от иностранного владычества и, следовательно, приведет к независимости - модернизация или возвращение к истокам и корням. Мусульманские руководители, такие как Махди в Судане и Абд аль-Кадир аль-Джизаири в Алжире, предпринимали решительные действия в борьбе с захватчиками. Эти события впоследствии были идеализированы и искажены в серии книг и фильмов, например, о Гордоне из Хартума и французском Иностранном Легионе. И все же такие арабские мыслители, как египтянин Мухаммад Абдух и его ученик из Сирии Рашид Рида, осуществили ряд реформ в мусульманской системе образования и заново утвердили исламские ценности на основе современных концепций и представлений. Это были те реформы, потребность в которых глубоко ощущалась многими мусульманскими учеными на протяжении 19-го и 20-го веков.

Наступление Запада означало, кроме всего прочего, втягивание Ближнего Востока в Первую мировую войну. Оттоманская империя выступила на стороне Германии, а Великобритания в ответ всячески поддерживала Арабское Восстание против турок. Пообещав помощь и полную независимость от Оттоманов, Великобритания побудила арабов к отчаянным партизанским действиям против турецких войск. Эта партизанская война стала широко известна, в частности, благодаря ее освещению Т. Е. Лоуренсом - "Лоуренсом Аравийским" - в прессе и своих книгах.

Арабское восстание отвлекло значительные силы турок и блокировало турецко-германский маршрут в Красное море и Индию. Этим оно внесло значительный вклад в победу Союзников, однако не привело к подлинной независимости арабских земель. Франция и Великобритания заключили секретное соглашение о разделе между собой большей части арабских провинций Оттоманской империи и, в конечном счете, получили соответствующие мандаты от Лиги Наций: Британии - над Ираком, Палестиной и Трансиорданией; Франции - над Сирией и Ливаном. Эти мандаты были несовместимы с обещаниями, данными Британией арабам, более того, они противоречили рекомендациям созданной президентом Вильсоном Комиссии Кинга - Крейна, которая в 1919 году была послана специально для удостоверения пожеланий арабских народов.

Мандаты, предоставленные государствам Запада, расширили их контроль над Ближним Востоком и положили начало одному из наиболее трагических и трудноразрешимых конфликтов современности - конфликту вокруг Палестины: с 1948 года он привел к четырем войнам, отправил многих палестинцев в изгнание, спровоцировал энергетический кризис 1973 года, и разжег в 1975 году гражданскую войну в Ливане.

Палестинский конфликт в действительности берет свое начало в 1896 году, когда Теодор Герцль опубликовал свою статью, озаглавленную Der Judenstaat ("Еврейское государство"), в которой он пропагандировал еврейскую (при содействии Великобритании) колонизацию земель Аргентины или Палестины, с целью создать со временем суверенное еврейское государство. Статьи Герцля и его личная пропаганда подобных взглядов привели к формальному созданию Сионизма - политического движения, направленного на создание такого государства, в конце концов, остановившего свой выбор на Палестине. Сионистские притязания на Палестину, как правило, обосновывались тем фактом, что между 1300 г. до н. э. и 70 г. н.э. были периоды еврейского правления в Ханаане и на западном берегу реки Иордан.

Арабы рассматривали эти притязания, как не имеющие под собой оснований. Палестина, как они утверждали, была частью Исламского мира непрерывно в течение почти двенадцати веков - от 636 года вплоть до начала Первой мировой войны. Тем не менее, в 1917 году Лорд Бэлфур, министр иностранных дел Великобритании, учредил Бэлфурскую Декларацию, в которой обещал помощь своего государства в образовании "национального дома для еврейского народа" в Палестине, но оговаривал условие: "ничто не должно причинять ущерб гражданским и религиозным правам проживающих здесь не-еврейских общин" - это была ссылка на арабов, составлявших 92 процента населения Палестины. Эта декларация была истолкована сионистскими лидерами как поддержка создания суверенного еврейского государства. Тем не менее подобная трактовка была немедленно оспорена. И Уинстон Черчилль, и сам Лорд Бэлфур позже публично заявили, что "национальный дом" означал культурный или религиозный центр - план, который был представлен независимой американской Комиссией Кинга - Крейна. "Установление "национального дома" не предполагало создания еврейского государства", - говорилось в заявлении этой комиссии.

После учреждения Бэлфурской Декларации и установления Мандата Великобритании на Палестину иммиграция евреев увеличилась. Соответственно начали возрастать случаи столкновений и раздоров между арабами и евреями. Несмотря на это, еврейская иммиграция продолжалась, а в 1930-е годы, с приходом к власти в Германии Адольфа Гитлера, и после окончания Второй мировой войны еще более возросла. Усилия, предпринятые Великобританией для ее контролирования, вызвали всеобщее неодобрение на Западе и стимулировали ведение военизированными сионистскими отрядами подпольных боевых действий против британских войск. В конце концов Великобритания отдала разрешение этой проблемы в руки ООН, где на Генеральной Ассамблее в 1947 году была проголосована резолюция о разделе Палестины на еврейское и арабское государства.

В Палестине вспыхнула война. Спустя шесть месяцев после того, как Великобритания отступила и было объявлено об образовании государства Израиль, арабы объявили войну новопровозглашенной стране. Еврейские войска одержали победу, и с распространением рассказов о бойне, учиненной в деревне Дейр Ясин, в ходе которой были убиты 250 мирных арабов, из своих родных домов бежали тысячи палестинцев - первые из трех миллионов четырехсот тысяч беженцев, находящихся сейчас в изгнании. Со временем под эгидой ООН проходили мирные переговоры, однако бои и столкновения стали постоянны, и война вновь вспыхивала в 1956, 1967 и 1973 годах. Война 1967 года положила начало ведению подпольных боевых действий вооруженными палестинцами. Главной целью их нападений был Израиль, однако они включали в себя также одиночные удары в Европе и угоны самолетов, совершавших международные авиарейсы.

Для урегулирования конфликта принимались многочисленные резолюции ООН, призывающие к миру, возвращению беженцев в свои родные дома, отходу Израиля с оккупированных территорий и установлению постоянных границ. Некоторые государства Запада предпринимали посреднические усилия, представитель Палестины выступил на Генеральной Ассамблее ООН с докладом по этой проблеме, а в 1977 году президент Египта Садат совершил визит в Иерусалим и представил в израильском парламенте беспрецедентные мирные инициативы. Президент США Картер проводил совместные встречи лидеров Египта и Израиля в США и сам совершал визиты на Ближний Восток в ходе своих попыток убедить по крайней мере эти две страны заключить мирный договор. В марте 1979 года Египет и Израиль подписали такой договор, третьей подписавшейся стороной были США. Несмотря на то, что подписание договора привело к улучшению в египетско-израильских отношениях, отходу Израиля с некоторых оккупированных территорий Египта и открытию Суэцкого канала для израильских морских судов, данный сепаратный мирный договор не означал выхода оккупационных войск Израиля из Восточного Иерусалима, Западного берега реки Иордан и Голландских высот Сирии. Таким образом, он не затронул коренных причин проблемы - статуса палестинцев. Непосредственным результатом заключения данного мирного договора было общее усиление напряженности на Ближнем Востоке, выражавшееся в очевидной непримиримости Израиля и изоляции Египта от остального Арабского мира, в том числе от тех арабских стран, в экономической и политической поддержке которых он нуждался в наибольшей мере: эти страны выступали против сепаратного договора, поскольку он не обеспечивал всеобъемлющего и долговременного мира.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.middleeast.narod.ru/


Информация о файле
Название файла Ислам и Оттоманы от пользователя z3rg
Дата добавления 20.4.2009, 18:16
Дата обновления 20.4.2009, 18:16
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 19.62 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 1298
Скачиваний 0
Оценить файл