Философия власти Екатерины II
Екатерину II не случайно именовали "философом на троне" - такая оценка имела все основания, увлечение философскими и социально-политическими идеями, под влиянием европейского Просвещения, сочинений Беккариа, Вольтера, Монтескье нашло свое отражение в философских записках, письмах, журнальных статьях.
Дискуссионным в историко-философской науке является вопрос о специфике философии права Екатерины II и ее влияния на русскую общественную мысль XIX века. Существо воззрений императрицы на власть и право выражено в ряде ее сочинений, из которых важнейшее место занимает "Наказ". В нем были творчески переработаны труды виднейших европейских философов государства и права Монтескье, Беккариа и Гельвеция, сформулированы главные принципы государственно-правового строительства в России, а так же высказаны мысли относительно самодержавия (народной монархии) как лучшей формы правления, важности законодательства, особенностей сословного строя, устройства полиции и финансовой системы государства.
Философия власти Екатерины II синтезировала современные для того времени философские принципы рациональной организации государственной жизни с элементами политической культуры "отеческого государства" (И. Кант), теоретические положения национального государства общего блага и сословного общества с элементами юридического мышления и тем самым объективно несла в себе идеи внесословной демократии и гражданского правового общества. Концепция "правительственного либерализма" исходила из принципиальной необходимости рационального "духа законов" доступного и понятного всему народу. Выразилось это, в частности, в следующих тезисах:
Ответственности всех подданных, независимо от их социального статуса перед законом. "Сделайте так, чтобы закон меньше благоденствовал разнице между гражданскими чинами, нежели всякому особо гражданину", - писала императрица.
Взаимосвязи естественного права, естественного и государственного законов. "Естественное право (вольность) есть право делать то, что законы дозволяют".
Определенной ответственности верховной власти перед народом. "Всегда государь виноват, если подданные против него огорчены".
Разумному и гуманному использованию мер государственного принуждения. "Не надо вести людей крайними путями".
Соединению позитивного и обычного права. "Законы должны быть приближены к народному умствованию".
Необходимости юридического просвещения народа.
Данный комплекс идей был скорее социальным идеалом, нежели служил конкретной политической практике, но в том и состоит культурная ценность "Наказа", также как и "Духа законов" Монтескье, что он стал для России мировоззренческой парадигмой новой эпохи, качественно новым социальным ориентиром (независимо от того какой смысл вкладывала в текст "Наказа" сама Екатерина II). Многозначность "Наказа" позволила в последующем его использовать представителям разных философских течений в России. Революционные радикалы (А. Н. Радищев), либералы (М. М. Сперанский), консерваторы (Н. М. Карамзин) ссылались на "Наказ" в своих сочинениях. Это обстоятельство не позволяет отнести философию власти Екатерины II только к одному из политических направлений .
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://istina.rin.ru/