Филосфские и научные взгляды Галена

Описание:
Тип работы: реферат
Прославленный ученый эпохи Древнего Рима Клавдий Гален обладал разносторонними знаниями. Он с юных лет проявлял интерес к познанию человека и окружающей его природы. Медицина и естествознание того времени связаны с его блестящими трудами.
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

КУБАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

РЕФЕРАТ

Философские и научные взгляды Галена

                                                                      Выполнил: соискатель ученой

                                                                      степени кандидата мед. наук

                                                                      кафедры госпитальной

                                       хирургии Гедзюн Р.В.

г. Краснодар, 2003г.

ПЛАН

I.  Ведение

II.  Научные взгляды Галена

III.  Философские взгляды Галена

IV.  Вывод

V.  Литература

1.

            Прославленный ученый эпохи Древнего Рима Клавдий Гален обладал разносторонними знаниями. Он с юных лет проявлял интерес к познанию человека и окружающей его природы. Медицина и естествознание того времени связаны с его блестящими трудами. Они послужили основой для дальнейшего развития естествознания и врачебной науки.

            Гален родился около 130 г.н.э. в городе Пергаме в правление императора Адриана; умер он около 200 года, тоже в Пергаме. Его долгая жизнь несмотря на слабое здоровье в юности, объясняется привычкой к воздержанию. « Вставайте из-за стола слегка голодными и вы всегда будете здоровы»,- учил он.

            Отец Галена Никон был известен как разносторонне одаренный человек: зодчий, математик, философ. Он стремился дать сыну возможно более широкое образование. Учителями Галена были видные пергамские ученые: анатом Сатирик, патолог Саратоник, философ-эмпирик  Эсхрион и еще многие ученые.

            Гален усердно изучал труды Аристотеля, Феофраста и других философов. После смерти отца Гален предпринял длительное путешествие. В возрасте 21 года он приехал в Смирну и там занимался анатомией у анатома Пелопса, а философию изучал под руководством Альбина. Затем он жил в Коринфе, где изучал естествознание и лекарствоведение у Нумезиана. Он также посетил Малую Азию и прославленную Александрию, где усердно занимался анатомией у Гераклиона.

            Теоретическое обоснование медико-биологических взглядов Галена во многом покоилось на учении школы Гиппократа, Аристотеля, Алкмеона и других ученых позднего периода Александрийской школы.

            Путешествие Галена в Александрию необычайно расширило круг его знаний и интересов. Он жадно наблюдал и изучал все интересующие его науки. Гален знал все греческие наречия, а также латинский, эфиопский и персидский языки. Более 6 лет провел Гален в путешествии и, когда снова возвратился в Пергам, стал врачом в школе гладиаторов, где 4 года занимался хирургией. В 164 г. 34-летний ученый переехал в Рим и вскоре стал там популярен как образованный лектор и опытный врач; он был известен императору и философу Марку Аврелию, сблизился с перипатетиком Евдемом, известным в Риме философом, которого он излечил и который прославил его как искуснейшего врача.

            На своих лекциях Гален демонстрировал вскрытия различных животных. В это же время он пережил тяжелое потрясение - утрату своих рукописей, сгоревших во время пожара в храме Мира, где погибла и вся Палатинская библиотека, хранившаяся там. В Риме Гален написал много трудов и среди них свое основное анатомо-физиологическое сочинение «De usu partium corporis humani» - «О назначении частей человеческого тела». Он является автором более 125 трудов. Гален - универсальный ученый - писал не только медицинские трактаты, но и философские, математические и юридические труды. До нас дошло около 80 принадлежащих ему работ.

2.

            Гален придавал очень большое значение изучению анатомии и физиологии животных. Эти работы являются особенно важными в его обширном научном наследии. Основным источником познания, непогрешимым учителем истины Гален считал природу. Весь его труд – это гимн природе. Он не раз писал: « Все, что создано природой, превосходно». «Внимай словам, описывающим удивительные тайны природы». Натуралист Гален ревностно изучал природу. Путь исследовательских устремлений Галена был совершенно правильным и передовым для его времени.

Одно из главных сочинений Галена «De anatomia” (“Об анатомии”) состоит из 16 книг; до нас дошло девять из них. Написаны эти книги на греческом языке, который в то время был общепринятым языком в науке. В этом исследовании Гален дает последовательное и полное описание строения организма. Наряду с большим количеством морфологических наблюдений, исследований и открытий Галену принадлежит и одно из первых мест в применении экспериментального метода для изучения анатомии. Анатомические взгляды изложены довольно подробно, им разработаны все отделы, но не в равной степени полно. Более подробно описана остеология, которой он занимался еще в Александрии. Описывая кости, Гален отмечал, что они покрыты в живом организме перепонкой – надкостницей. Он различал в скелете длинные кости, имеющие канал с костным мозгом, и кости плоские, лишенные канала. В костях он описывает апофизы, диафизы и эпифизы. Сохранился и вошел в анатомическую терминологию галеновский термин trochanter (трохантер).

В своих морфологических описаниях Гален относительно правильно описал череп; он отмечал заслугу Гиппократа, у которого описаны четыре формы головы (черепа) и каждый из швов, о чем Гален писал в своем основном труде « О назначении частей человеческого тела».

Зубы Гален считал костями скелета. Он занимался исследованием происхождения зубов и описал это в своем анатомическом трактате.

В осевом скелете – позвоночнике – Гален описал 24 позвонка, которые переходят в крестцовую и копчиковую кости. На поясничном позвонке Гален нашел отросток, присущий обезьяне и отсутствующий у человека. Крестец он считал важнейшей опорной костью, но описывает его состоящим из трех фрагментов, т.е. таким каким он видел его у свиней. Гален правильно описал ключицу, ребра и другие кости человека, грудину же он описывает не по человеческому скелету, а по скелетам животных. Он считал что грудина состоит из семи частей и треугольного хряща, т.е. как у собак.

Гален описал кости верхних и нижних конечностей. В его добросовестных остеологических описаниях имеются все же неизбежные неточности.

Что касается учения Галена о связях костей, то он отметил два вида соединений: диартрозы – подвижные соединения и синартрозы – неподвижные. Диартрозы он подразделял на анартрозы, артродии и гинглимы. Синартрозы Гален подразделил на швы, гомфозы и плоские сращения, как ,например, симфиз лобковых костей. Эта классификация принята для сочленений и в современной анатомии. Но все же в описаниях Галена встречается много неточностей, особенно в описании лигаментозного и суставного аппаратов человека.

Велика заслуга Галена в изучении активного аппарата движения. Гален написал трактат, озаглавленный им «Об анатомии мышц». В своем миологическом трактате Гален одним из первых исследователей систематически и планомерно изучил анатомию мышц.

Отсутствие анатомической номенклатуры, которая была выработана лишь в XVI веке в трудах Жака Дюбуа-Сильвия (1478-1555) и Андриана Спигелия (1578-1625), очень осложняет уяснение текстов Галена, описывающих мышцы. Галеном описано около 300 мышц. Он правильно описывал мышцы глаза, но не описывал блоковидную мышцу, изучил мышцы шеи, спины, гортани, жевательные мышцы. Термин «masseter» Гален предложил так же, как и термин «cremaster». Он впервые описал кожную мышцу шеи – платизму, описал подколенные мышцы и ахиллово сухожилие, происходящее из икроножной мышцы. Изучая мышцы, Гален описал червеобразные, межкостные мышцы, но не знал о существовании у человека мышцы, противополагающей большой палец, - характерной для человека, - и описал кисть обезьяны, а не человека.

На знаменитом портрете Андрея Везалия работы художника Ван Калькара, приложенном к первому изданию его трактата «О строении человеческого тела», Везалий изображен стоящим у подвешенного трупа и препарирующим кисть руки. На столе перед ним лежит манускрипт латинского текста Галена, в котором описываются движения пяти пальцев кисти. Этот текст как бы подчеркивает, что слабое место в исследованиях Галена – это кисть человеческой руки, так как она описана неполно и неправильно, и Везалий демонстрирует это на своем портрете, в композиции которого, вероятно, сам участвовал.

Гален экспериментально показал, что конечность попеременно то сгибается внутренними, то разгибается наружными мышцами. Тщательно изучая мышцы, он отмечал: «Можете ли вы предвидеть последствия ранения, не зная продольного, поперечного или косого направления мышцы?» Так наблюдательный исследователь связывал структуру органа с прогнозом его излечения при травмах.

Ангиология у Галена изложена пространно и обстоятельно, согласно воззрениям той эпохи. Сердце он считал «мышцеобразным» органом, а не мышцей, потому что не находил в нем присутствия характерных для скелетных мышц нервных веточек. Местоположение сердца он ошибочно определял в центре грудной клетки.

Гален правильно описал венечные сосуды сердца и артериальный боталлов проток. Перегородку сердца он считал проницаемой для крови, которая могла через нее просачиваться из левого сердца в правое. Этот взгляд был незыблемым вплоть до эпохи Везалия, который, так же как и его предшественники, не мог обнаружить этих отверстий в перегородке между мышечными криптами, но и не отвергал их существования. Только описание малого легочного круга кровообращения Михаилом Серветом в XVI столетии и полное, исчерпывающее точное описание движения крови и сердца, сделанное Вильямом Гарвеем в XVII столетии, окончательно изжило эту никогда никем не обнаруженную проницаемость глухой перегородки сердца. Так упорны были в своем длительном хождении неподтвержденные жизнью и опытом гипотезы, высказанные непререкаемыми авторитетами науки. 

Сердце, по мнению Галена, является органом, дающим начало всем артериям организма, как печень дает начало всем венам. Система артерий, по мнению Галена, разносит по организму воздух который «корни артерий» получают из легких через артериальную вену, именуемую в настоящее время легочной артерией. Он писал, что воздух при ее посредстве идет в левое предсердие, потом переходит в левый желудочек и , наконец, в аорту. По мнению Галена, «Когда легкое расширяется, кровь течет и заполняет все вены легкого; когда оно сокращается, происходит как бы отлив крови, отчего возможно постоянное движение крови в венах туда и обратно». Это сложное и запутанное представление только в XVII столетии получило правильное разрешение в гениальных работах Гарвея о кровообращении. Гален внимательно изучил и описал стенки артерий как структуры, более утолщенные по сравнению со стенками вен, которые снабжены, по его мнению, единственной собственной оболочкой.

Гален описал вены, утверждая ,что они получают питательные вещества из кишечника и затем снабжают ими печень. Вены проникают в печень через ворота – «porta», представленные в печени в виде поперечно идущей борозды. Гален считал, что существует связь, по современной терминологии, «анастомозы», между системой вен и артерий. Он описал вены мозга, которые и в современной анатомии сохранили его имя.

Наиболее слабо описан у Галена раздел спланхнологии. Кишечная трубка, хотя и описана у него построенной из нескольких слоев, но все же неточно, как будто он описывает нечто среднее между длиннейшим кишечником травоядных и более укороченным у плотоядных животных.

Гален экспериментально доказал, что, когда в желудке животного «сваренье окончено, нижнее отверстие желудка открывается и пища легко спускается туда (в кишечник), даже в сопровождении большого количества камешков, ядрышек или других предметов, неспособных обратиться в хилус. Это мы можем видеть на животном, рассчитав момент перехода пищи вниз…»

Гален пристально изучал процесс пищеварения и говорил, что оно зависит от силы желудка. Желудок притягивает, удерживает и изменяет пищевые вещества. Печень Гален считал органом кроветворения и описывал в ней четыре доли, что характерно для строения печени животных. Желчный пузырь человека, по Галену, имеет два протока: пузырный и желчный, и оба они, по его мнению, впадают в двенадцатиперстную кишку.

Желчь Гален считает продуктом очищения крови; желтая желчь – это едкая жидкость, которая попадая в излишнем количестве в желудок разъедает его стенки поэтому извергается рвотой, а присутствуя в нормальном количестве, обеспечивает выведение слизи из пищеварительного тракта.

Селезенку Гален считает вспомогательным органам, участвующим в переработке нечистой крови. Негодные для организма излишки в виде черной желчи выделяются при участии селезенки и поступают в пищеварительный тракт, помогая своими вяжущими свойствами сокращению его и пищеварению.

Гален описал сальник отмечая его защитную функцию. Он вспоминал оперированного им гладиатора, у которого удалил выпавший из раны сальник. Этот пациент Галена в последствии всегда резко ощущал холод и согревал живот шерстяной одеждой. Гален описал сальник как опорный орган для сосудов.

Гален акт дыхания считал произвольным. Он утверждал, что при пении и защите от едкого дыма или при погружении в воду человек может без вреда задержать дыхание. Легкие при глубоком вдохе, расширяясь, заполняют всю полость грудной клетки. Гален довольно подробно исследовал строение дыхательной трубки. Он описал аппарат дыхания к которому относил гортань, жесткую артерию (трахею), бронхи, легкие и их сосудистый аппарат, сердце его левый желудочек и систему сосудов, легочные  артерии и вены.

Гален отметил наличие увлажняющего аппарата гортани в виде жирной и вязкой слизи, предохраняющей от разрывов и высыхания тонкие структуры голосового аппарата. Он сравнивал строение гортани со строением флейты. Исследование Галеном структуры и функции гортани заслуживает большого внимания.

Интересно соотношение между дыхательными движениями и частотой пульса, которое отметил в своих клинико-физиологических наблюдениях Гален. Представляет большой интерес его трактат «О видах пульса», который свидетельствует об изощренной  исследовательской способности автора, о редком даре тонкого наблюдения. Гален писал: «Науку о пульсе я сделал делом всей моей жизни, но кто после меня захочет посвятить себя этой науке в наш жалкий век, когда никто не признает другого бога, кроме богатства? Но все равно, найдись из тысячи хоть один человек, кто изучит и поймет мои работы, я достаточно буду вознагражден за мои усилия». Движение сердца – чередование систолы и диастолы – Гален старательно наблюдал на живых животных.

Галену было известно различие между артериальной и венозной кровью. Он считал, что вся кровь расходуется на питание частей тела без возвращения ее в сердце, все время возобновляясь в организме из пищевого сока в печени. По мнению Галена, эта кровь шла из печени в правый желудочек, здесь она насыщалась пневмой и в таком виде поступала в артерии для кровоснабжения «благородных органов». Гален считал, что пульсирующая сила артерий является главным двигателем крови по сосудам. Он уделял внимание деятельности грудобрюшной преграды, описывал функцию межреберных и шейных мышц участвующих в акте дыхания. Изучая акт дыхания, Гален много экспериментировал и установил, что сечение  спинного мозга сделанное выше места формирования диафрагмального нерва, вызывает паралич грудобрюшной преграды тем самым доказывая участие спинного мозга в функции диафрагмы.

Строение легкого, по описанию Галена, складывается из разветвлений дыхательного горла, легочных артерий, вен и воздушной паренхимы, впервые описанной Эразистратом. Гален осуществлял эксперименты на подопытных животных с удалением части грудной стенки с межреберными мышцами, чтобы доказать, что легкие не сращены с грудной стенкой.

Заслуга Галена особенно велика в области исследования нервной системы. Изучая нервную систему, он успешно продолжал развивать основные понятия Алкмеона и Гиппократа, утверждая, что центром мышления и чувствования является мозг. Мозжечок и спинной мозг Гален считал выходящими из головного мозга, как из некоего «корня». Мозг Гален считал источником двигательной способности организма, а вовсе не железой, охлаждающей слизью теплоту сердца, как считал Аристотель. Желая доказать это на эксперименте, Гален колол и зажимал сердце щипцами, и это не вызывало расстройств чувствительной сферы или сознания. Когда же он делал такие раздражения в мозге, они всегда сопровождались потерей чувствительности и сознания. Таким экспериментом Гален опроверг концепцию Аристотеля, что сердце – центр чувствительности организма.

Изучая субстанцию головного мозга Гален отмечал, что мозг мягче в переднем отделе и плотнее в заднем отделе, в мозжечке и в спинном мозге, особенно в его окончании. Гален тщательно описывал все отделы мозга: мозговую спайку, боковые или передние желудочки, средний желудочек, четвертый желудочек, свод, служащий для поддержания тяжести расположенных над ним частей мозга и для защиты желудочков от давления на них. Гален отмечал между задними ножками мозга наличие лиры Давида, описал «писчее перо», ножки мозжечка к четверохолмию, конический придаток мозга – шишковидную железу, мозжечок, червячок мозжечка и четверохолмие. Он упоминал о воронке, на которой подвешена мокротная железа – придаток мозга. Гален отмечал наличие связи органов чувств с мозгом. Он сделал ряд интересных опытов с пересечением спинного мозга на разных уровнях его протяжения и пытался установить его роль и значение в двигательных актах организма и в чувствительных восприятиях. Рассекая поперечно спинной мозг, Гален наблюдал потерю чувствительности и двигательные расстройства в областях, расположенных ниже места сечения. Разрезая спинной мозг по всей его длине, он не отмечал расстройств не чувствительных, ни двигательных. Перерезая спинной мозг между атлантом и эпистофеем, он наблюдал наступление смерти животного сразу после перерезки.

Свой замечательный вывод, сделанный на основании эксперимента на «живой» нервной системе животного, Гален сформулировал так: «Если рассекать какой угодно нерв или спинной мозг, то части органа, лежащие выше места сечения и остающиеся в связи с головным мозгом, сохраняют еще способности, исходящие из этого начала, между тем как вся часть, лежащая ниже разреза, не в состоянии более сообщать этому органу ни движения, ни чувствительности».

По мнению Галена, спинной мозг, начинающийся на уровне «писчего пера», - производное головного мозга. Неосновательно упрекая в невежестве Праксагора и Филотима, справедливо считавших головной мозг продолжением спинного, Гален правильно описал оболочки мозга, исключая паутинную, которую он не знал. Ощущение боли, по представлению Галена, берет свое начало в нервах.

Гален дал описание семи пар черепно-мозговых нервов. Первой парой он считал самые мягкие глазные нервы, переходящие в сетчатку, что совершенно правильно. Зрительные бугры, по его наблюдению, являются началом зрительных нервов. Перекреста хиазмы он не отмечает, а описывает хиазму как соприкосновение нервов. Второй парой являются глазодвигательные нервы. Гален считал, что они снабжают все мышцы глаза, которых он насчитывал семь в каждой глазнице. Третья пара – тройничные нервы; как и его предшественник анатом Марин, Гален считал, что они состоят из двух ветвей, третью ветвь они оба относили к глазничной ветви. Четвертой парой Гален назвал верхне- и нижнечелюстные нервы (ветви тройничного нерва). Пятой парой, так же как и Марин, Гален считал слуховой и лицевой нервы, принимая их за единый нерв, хотя подробно описал их вместилище – костный канал каменистой части и шило-сосцевидное отверстие височной кости. Шестой парой Гален называл блуждающие нервы. Он обстоятельно описал весь ход блуждающих нервов, их возвратные ветви, грудные и желудочные ветви. Гален описывал участие возвратной ветви блуждающего нерва в воспроизведении голоса; и доказал это на эксперименте. Седьмой парой Гален считал подъязычные нервы и спинномозговые нервы, которых он насчитал 58. Он подробно и правильно описал их, включая и диафрагмальные нервы, связанные с восемью шейными нервами.

Многочисленные и интересные труды Галена, подкрепленные опытом, делают его основоположником экспериментальной физиологии. Его глубокое проникновение в естествознание, признание созидательной силы природы говорят о материалистическом подходе Галена к изучению организма человека.

В своем трактате «О назначении частей человеческого тела» Гален уделял большое внимание строению и функции органов чувств. Он писал: «Хотя все органы чувств имеют общий им всем источник ощущения в мозгу и в этом отношении представляют собой большое сходство, тем не менее между ними существуют специфические различия по отношению к самим ощущающим способностям и к телам, через которые эти ощущения доходят до органа. В самом деле, из этих способностей одна судит о запахах, другая – о вкусах, одна – звуках, а другая – о цвете тел. Если бы мозг не был пунктом, из которого исходит и к которому возвращается происходящее в каждом из органов чувств изменение, животное осталось бы лишенным ощущений. Посмотрите на людей, сраженных ударом; хотя все органы чувств у них не тронуты, эти органы, однако, остаются у них без всякого употребления для оценки ощущаемых вещей». Гален, описывая орган слуха, спиральные извилистые ходы лабиринта, барабанную перепонку, дал представление о его сложных структурах. Он описал нерв языка и отметил его свойства и специфическую роль в определении вкуса. Об органе обоняния Гален писал: «Из всех органов чувств один только орган обоняния помещен природой внутри черепа».

Гален считал, что этот орган, помимо функции обоняния, служит и для очистки мозга от излишних влаг. Этот старый и традиционный взгляд на назначение решетчатой кости и оттока слизи из мозга в носовую полость признавался учеными до эпохи Возрождения.

Из всех органов чувств органу зрения – глазу – Гален посвятил специальную книгу. Хрусталику глаза Гален придавал особое значение. Он считал, что хрусталик питает стекловидная влага, которая просачивается из окружающей оболочки, именуемой сетчаткой. Ее значение, кроме питания стекловидной влаги, - передача мозгу представлений, получаемых хрусталиком. Сосудистую оболочку глаза Гален считал продолжением мягкой мозговой оболочки. Склера, по мнению Галена, - продолжение твердой мозговой оболочки, и ее назначение – защищать сосудистую оболочку, которую склера окружает. Шестой оболочкой глаза Гален считал апоневроз, являющийся продолжением сухожилий мышц, двигающих глаз. Последняя, распложенная снаружи глазного яблока, оболочка – это периостальная, соединяющая глаз с костью и покрывающая мышцы глазного яблока. Это семь оболочечных кругов, по Галену, входят в состав строения радужной оболочки – ириса. Роговую оболочку он справедливо считал продолжением склеры. Гален описал и слезный аппарат глаза.

Теория зрения Галена построена на математических началах. Глазное яблоко имеет форму круга, видимый предмет воспринимается по прямой линии – зрительного луча. Для того чтобы видимый предмет не сдваивался, оси зрительных конусов должны лежать в одной плоскости. Галену принадлежит приоритет построения геометрического обоснования теории зрения.

Труды Галена – это взлет прогрессивной мысли; глубокие исследования организма животных и человека. Они явились для его времени и последующих веков огромным стимулом развития биологической и медицинской науки.

В течение 14 веков труды Галена были единственным источником анатомических знаний. Величие его достижений сделало его неопровержимым и не подлежащим критике авторитетом. Все попытки исправления текстов Галена считались заведомо порочными. Никто не решался исправить его невольные ошибки, и они утвердились в виде непогрешимых истин.

Научная трагедия Галена состоит в том, что будучи знающим, талантливым исследователем, замечательным медиком, он подчинил себя идеалистической философии. Но это было бы полбеды, - хуже, что последующие поколения медиков под влиянием католической церкви развивали, подчеркивали слабые, реакционные стороны учения Галена. Гален вошел в медицину в искаженном виде, и нужно много усилий для того, чтобы из-под последующих напластований выявить его истинные взгляды, обнаружить истинные научные и философские позиции.

3.

«Богу подобен врач-философ», - этот афоризм отражает точку зрения древних. Гиппократ требовал внести философию в медицину и медицину - в философию, - ведь врач-философ богоравен. Из истории философии известно, что многие медики были сильны в философии. Цельс писал: «Многие учителя мудрости, как нам известно, были также искусны в медицине. Славнейшие же из таких – Пифагор, Эмпедокл и Демокрит».

«Хороший врач должен быть философом» – это утверждение Галена многократно на протяжении веков цитировалось и повторялось. Разностороннюю философскую подготовку получил и сам Гален. Из его биографии известно, что он готовился к деятельности философа, но по случайной причине – неблагоприятно был истолкован один его сон – он стал медиком, хотя всю жизнь занимался философией и сохранил к ней интерес. Под руководством отца, известного архитектора Никона, еще у себя на родине в Пергаме Гален получил хорошее философское образование. Он изучал греческую и римскую философию, труды четырех важнейших школ его времени: стоической, платоновской, перипатетической и эпикурейской. Его руководителями были философы Эвдем и Александр Дамаскин. Ни одна из школ не получила у него предпочтения, и лишь изучив философию, он начал изучать врачебное искусство.

Сохранились указания на то, что Гален посещал чтения платоника Кая, стоика и перипатетика Аспазия ученика Филопатора, далее, уже в Смирне, занимался у философа Альбина – последователя Платона. Может быть, именно потому, что учителями молодого Галена были представители разных философских школ, он не стал последователем ни одной из них. По-видимому, учению перипатетиков он отдавал предпочтение и называл Аристотеля своим великим учителем. Эклетик, склоняющийся к перипатетической философии, будет довольно точным определением.

Как философ, Гален – как это ни странно – получил признание раньше, чем как медик. Г. Гезер подчеркивал, что при жизни Галена и в первое время после смерти сочинения его пользовались весьма небольшим вниманием: этому мешали их необыкновенный их необыкновенный объем и утомительное многословие. Далее, большим препятствием было то, что Гален навлек на себя ненависть современных ему господствовавших школ – методической и эмпирической.

В логике Гален следовал Аристотелю. Об этом свидетельствуют дошедший до нас трактат Галена «О софистических способах выражения». Гален ввел в логику Аристотеля четвертую фигуру силлогизма. В философии Гален стремился объединить учение Платона и Аристотеля. Он выступил в качестве последователя аристотелевской логистики и способствовал ее распространению. В частности Гален выступал против логики стоиков.

В основных вопросах философии  Гален был последователем Платона и Аристотеля. Анатомические, физиологические и медицинские взгляды Галена опирались на философию Платона, объединялись его идеями. Это относится и к конкретным медицинским утверждениям Галена, и к его гносеологическим подходам при изучении явлений. Например, Гален, следуя Платону, утверждал, что чувства не могут быть источником истинного знания, что оно доступно только разуму.

Мировоззрение Галена, его взгляды на мир, природу, человека поражают противоречивостью: перемешиваются трезвые суждения пытливого ученого, твердо выбравшего эксперимент как путь для изучения явлений человеческого тела, и слепая вера, с которой он принимает утверждения Аристотеля или Платона, противоречащие его опыт, его взглядам.

Определяющим и главным в естественноисторических взглядах Галена является телеология.

Причинное объяснение мир, выяснение причин изучаемых явлений на ранней стадии развития науки далеко не всегда было возможно. Телеология – антинаучное, идеалистическое мистико-религиозное философское учение об изначальной целесообразности, целенаправленности всех явлений природы, управляемых божеством. Основной тезис сторонников этого учения: всякое развитие осуществляет заранее предопределенную цель; иными словами телеология является предпосылкой религиозного мировоззрения. Именно целесообразностью телеология объясняет и взаимосвязь, и закономерность явлений природы. В природе, якобы, господствует не причинность а целесообразность, утверждают сторонники этой точки зрения. Телеология – основа рассуждений доказывающих бытие бога, стремящихся привести в систему и обосновать религиозные догмы.

            Идея Аристотеля о целенаправленности всего совершающегося в природе, взгляды Платона и учение предсуществующих идей о мистической потусторонней пневме как действующей силе человеческого организма лежат в основе высказываний Галена. Все, что совершается в человеческом организме, зависит от нематериальных сил – от силы пульсации костеобразовательной силы; соки человеческого тела также обладают нематериальной силой и через нее управляют телом. Надуманные искусственные построения эти явно противоречили тому, что Гален добывал в эксперименте, но это его не смущало.

            Целесообразность в природе, целесообразность каждого органа человека – об этом Гален писал десятки раз, при этом он вступал в полемику с инакомыслящими; как правило, это - философы и медики стоящие на материалистических позициях. Полемитичность – характерная черта многих трудов Галена. Искусство полемику у Галена стоит на большой высоте. Иногда небольшим замечанием, вопросом или метким эпитетом, он дает уничтожающую характеристику своему противнику; иногда полемика приобретает очень острый характер, и Гален не стесняется в выражениях. Так, например, возмущаясь атеистическими с его точки зрения утверждениями эпикурейцев, он писал: «если бы я захотел тратить больше слов для таких скотов… то рассудительные люди стали бы порицать меня за то, что я нарушаю святость моего произведения, которое я передаю как религиозный гимн в честь творца».

            В другом месте Гален писал: «это книга не будет судить и разбираться в тех, кто захочет с ней познакомиться, не будет избегать невежд и сама не отдаст себя в руки люде образованных. Вед и наш Демиург, хорошо зная неблагоприятность подобных людей, однако создает их. Ведь и солнце определяет времена года и доводит до зрелости плоды, нисколько не обращая внимание, как я думаю, ни на Диагора, ни на Анаксагора, ни на Эпикура, ни на других, клевещущих на него». По словам Цицерона, Диагор был атеистом два других были склонны к материализму.

            Вот еще некоторые примеры: «нам остается исследовать селезенку о которой Эразистрат говорит, что она была создана без всякой цели по какой-то излишней мудрости. И он не стыдится утверждать, что природа, которая ничего не делает неразумного (это его собственное выражение), создавая такой большой орган совершенно бесполезно».

В спорах с теми, кто отрицает целесообразность в природе, Гален неутомим. «Для того чтобы познать искусство природы, достаточно снаружи рассмотреть все тело животного и дать себе отчет в функциях каждой части, разумеется, если эти люди собираются беспристрастно смотреть и судить о них, а не бранить и клеветать на природу, как враги. Когда же некоторые люди, Эпикур и Асклепиад, попытались положить в основу субстанции тел элементы, несовместимые с искусством природы, они были вынуждены объявить ей войну»

            Следует напомнить, что Эпикур, которого Гален так яростно критикует, - выдающийся философ-материалист, о взглядах которого К. Маркс писал в диссертации «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура». Эпикур решительно отвергал божественное вмешательство в развитие природы и человека.

            Необходимо отметить, что, вопреки своим идеалистическим установкам, Гален, исследуя объективные законы природы, вскрывая их, пришел к материалистическим выводам, находящимся в непримиримом противоречии с его идеалистическими догмами. Это видно, например, в понимании Галеном тела человека как целого. Этот материалистический подход присущ всем трудам Галена: здесь он следует Гиппократу, на которого и ссылается: «В общей совокупности частей все находится во взаимном согласии и среди частей все содействует деятельности каждой из них».

            С этих материалистических идей единства организма и начинается трактат «О назначении частей»:  «…подобно тому, как говорят, что всякое животное есть нечто единое, целостное, так как оно имеет определенную форму, свойственную ему, и не имеет ничего общего с другими животными, так и каждая из частей животного, например, глаз, нос, язык, головной мозг, является чем то единым, потому что это часть имеет так же свойственные ей формы».

            Важные принципиальные обобщения Галена – зависимость строения тела от образа жизни, связь между формой органа и функцией – лежат в основе его важнейших работ; то что у Гиппократа встречается в виде отдельных мыслей, разрозненных утверждений, положено Галеном в основу его концепции.

            В истории медицины достаточно часто идейные позиции Галена сводили к его телеологии, пренебрегая и не желая замечать его материалистических тенденций. Убеждение в том, что в природе все целесообразно, что ее создание безукоризненно прочно, утвердилось в науке и считалось аксиомой на протяжении тысячелетий. Лишь глубокие и смелые исследования И.И. Мечникова, обратившего внимание на дисгармонию человеческой природы и убедительно показавшего, как много нецелесообразного в устройстве человеческого тела, положили конец этой догме. В «Этюдах о природе человека», увидевших свет в 1903 году, проблема дисгармонии человеческого тела рассмотрены И.И. Мечниковым всесторонне и систематически.

            Для характеристики Галена важно отметить его склонность к обобщению, к синтезу, философскому рассмотрению любых вопросов, которыми он занимался.

            Философ, спокойным взглядом оценивающий мир, сказывается и в известном тезисе Галена, который он приводит во многих своих сочинениях: врач должен только помогать природе – сама природа излечивает. Широта взглядов, понимание взаимозависимости среды и организма, характерны для философа-медика – именно в этом нестареющая, драгоценная часть его учения, его кредо, его понимание медицины. Характерно внимание могущественному оружию врача – подчеркивание важности диеты, гимнастики, ванн, массажа. Однако следует отметить, что разрозненные советы подобного рода встречались и ранее у многих медиков разных школ и эпох, но у Галена эти рекомендации, советы и рецепты входят в систему его взглядов, соответствуют его пониманию здоровья и болезни, его пониманию взаимоотношения организма и среды, его пониманию задач медицины.

            Материалистический подход и материалистическая трактовка связи явлений позволяет Галену делать открытия величайшей важности. При знакомстве с системой научной медицины обоснованной Галеном, поражает широта, перспективность, правильное решение многих важнейших вопросов. Это относится, например, к учению о пульсе. В физиологии кровообращения, понимании роли сердца Гален был – с современных позиций – совершенно безграмотен. Учение о животворящей пневме и об особой силе ее – пульсирующей – было также неверным; тем не менее – вопреки всем неверным и идеалистическим взглядам на сердце – Гален имеет огромные заслуги в обосновании важности пульса для диагностических и прогностических целей. Изучению пульса Гален посвятил более 15 трактатов и высоко ценил свои исследования в этой области. Он подчеркивал, что изучение пульса – дело трудное, требующее нередкого дара наблюдений и продолжительных упражнений.

            Несмотря на незнание законов кровообращения и на то, что Гален изучал сердце быка, а не человека, ему удалось установить факты первостепенной важности, в частности, он отметил, что предсердия сжимаются раньше желудочков, а прекращают биться последними. Гален правильно рассматривал систолу, как активное сокращение внутренних слоев миокарда.

            Колебания Галена между материалистической и идеалистической трактовкой явлений можно обнаружить и в важном вопросе – его понимании пневмы. Учение о пневме было развито Гиппократом, который считал, что пневма – это животворящее вещество. Гален не только взял это учение на вооружение, но развил его, различая пневму физическую, пневму животную, которая управляет вегетативными процессами тела, и, наконец, пневму психическую, душевную, выделяемую мозгом, которая управляет и произвольными движениями, и психическими переживаниями человека. Эта пневма, в его понимании, движется по нервам и переносит ощущения от органов чувств в мозг, а двигательные ощущения к мускулам.

            Интересно проследить трактовку пневмы Гиппократом и теми его исследователями, которые под влиянием церкви изгнали из учения и концепций Галена все материалистические элементы. Гален рассматривал пневму как своеобразную материю, составную часть воздуха, стимулирующую жизненные процессы; не зная кислорода, Гален приписывал пневме примерно роль кислорода в организме. После того как в средние века под влиянием церкви идеи Галена были искажены, «урезаны», фальсифицированы, пневму стали называть жизненным духом; иными словами, поразительные материалистические догадки Галена были искажены и забыты.

            Философский подход и попытка, исходя из общих теоретических позиций, отыскать частные решения сказываются и там, где Гален советует при диагностировании пользоваться тремя путями при распознавании пораженного органа: 1) исследование частей тела, 2) исследование причины болезни, 3) различие между симптомами. Гален следует Аристотелю каждый раз, когда подчеркивает важность точных, длительных наблюдений. Известны выдающиеся заслуги Галена и в вопросе о роли природы в лечении болезни, например в лечении туберкулеза. Он не только с достаточной определенностью установил виды туберкулеза – начальные, острые формы и формы хронические, - но и отметил важную роль смены условий для больного туберкулезом, успехи лечения в определенных клинических местностях.

            Благодаря своим материалистическим позициям экспериментам и наблюдениям Гален поставил анатомию и физиологию на ведущее место в медицине. В данном случае не имеет большого значения то обстоятельство, что открытия его в анатомии были крупным шагом вперед и вошли в науку, в то время как физиологические взгляды были неверны и отвергнуты в последующем наукой. Заслуга Галена в том, что он обосновал необходимость во врачебной деятельности исходить из данных анатомии и физиологии; в его времена факты анатомические и физиологические воспринимались в единстве, а дисциплины, как известно, еще не дифференцировались.

            Все сказанное является предпосылкой для понимания еще одной, может быть важнейшей, заслуги Галена – для понимания причин его обращения к вивисекциям и экспериментам на животных, для решения проблем анатомии, физиологии и медицины в целом. И в этом случае Гален выступает как материалист, который учитывает материальные причины физиологических явлений, а не потусторонние сил.

            Конечно, не идеалистические воззрения Галена толкнули его на научный подвиг – на применение экспериментов на животных, которые привели к созданию новой дисциплины – экспериментальной физиологии.

            Галена с полным правом можно и следует назвать основоположником экспериментальной физиологии – в этом его величайшая заслуга, может быть, наиболее крупная из всех. Имя его было бы бессмертно в медицине, даже если бы он ничего другого больше не сделал. В развитии медицины за многие столетия – от Гиппократа и до Галена – не было ни одного события, которое могло бы сравниться с диалектическим скачком, с проявлением нового качества, которое привнесено было Галеном, применившим эксперимент для выяснения проблем физиологии.

            Постоянное, непрерывное подчеркивание, что Гален – идеалист, последователь Платона, что обычно для трудов буржуазных истоков науки, не дает ответа на вопрос, почему же этот идеалист стал революционером в науке, совершил научный подвиг, навсегда поставивший его имя в ряды наиболее выдающихся ученых-медиков мира.

            В какой же связи находились общефилософские взгляды Галена с его медицинскими воззрениями ?

            Наиболее отчетливо эти взаимоотношения обнаруживаются, когда знакомишься со взглядами Галена на функции головного мозга и центральной нервной системы. Во времена Галена представления о мозге и его функциях было ошибочным, крайне запутанным. «Назначение загадочно, строение загадочно, самое загадочное – его болезни. Открытия, сделанные Галеном и касающиеся роли центральной нервной системы, в частности мозга, были подтверждены экспериментально, имели глубокое принципиальное значение.

4.

            В трудах Галена нетрудно обнаружить противоположные, взаимно исключающие точки зрения – там где он, слепо следуя Платону и Аристотелю, говорит о божественной мудрости природы и о целенаправленности всего живого, - и нередко на тех же страницах показывает, как жизненные явления могут быть объяснены, поняты без всякого божественного участия. На трудах Галена можно наблюдать то же, что В.И. Ленин выяснил, анализируя философию Аристотеля, обнаружив наряду с идеализмом материалистические тенденции и черты натурфилософии и теории познания, отметил колебания философа между материализмом и идеализмом.

            «Это был ум яркий, философский и обобщающий», - так кратко и точно характеризовал Галена знаменитый Кювье. Философский и обобщающий – такой подход к явлениям жизни характерен для Галена. Он с необыкновенным умением сближал далеко отстоящие явления, подмечал то общее, что им присуще, и делал необходимые и глубокие выводы.

            Именно это стремление Галена – философа не ограничиваться частностями, а пытаться давать обобщения, находить более общие причины, более общие закономерности позволило ему объединить, синтезировать анатомо-физиологические данные, известные его предшественникам, добавить свои, добытые в эксперименте, и в конечном итоге внести в медицину, в особенности в ту ее часть, которая касается физиологии нервной системы, концепции и обобщения, обессмертившие его имя и позволившие выделить галеновский этап в развитии медицины. Этот галеновский этап определяется и характеризуется не широковещательными галеновскими догмами, за которые уцепилась и которые подняла, сделала своим знаменем католическая церковь, а корнями , говоря словами В.И. Ленина, растущего живого дерева объективного человеческого познания.

            Философский подход, умение отыскивать более общие причины явлений помогли Галену решить эту трудную задачу – создания научной системы врачебного искусства. Научный подвиг Галена – если отстранить на время его частные заслуги в разных отраслях науки – заключается в том, что он сумел обобщить, синтезировать накопленные к его времени естественнонаучные и медицинские знания и на их основе попытался построить систему с единой точкой зрения на природу человека, на его болезни, на меры поддержания здоровья и лечение болезней. Гален-философ помог Галену-медику в создании основ научной медицины, и это вопреки идеалистическим моментам воззрения Галена и благодаря материалистическим струям его творчества, материалистическим устремлениям, материалистической направленности многих исследований.

                                         СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Сорокина Т.С. История медицины. М. ПАИМС, 1994.

2.  Бородулин Ф.Р. История медицины. М. Медгиз, 1961.

3.  Чикин С.Я. Врачи-философы. М.Медицина, 1990.

4.  Клавдий Гален. «О назначении частей человеческого тела». М.Медицина, 1971.

5.  Анохин П.К. От Декарта до Павлова М. Медицина, 1975.

Информация о файле
Название файла Филосфские и научные взгляды Галена от пользователя z3rg
Дата добавления 7.1.2012, 3:20
Дата обновления 7.1.2012, 3:20
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 28.93 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 1755
Скачиваний 66
Оценить файл