Европейская культура эпохи Возрождения

Описание:
Тип работы: реферат
Общественно-экономические предпосылки, духовные истоки и характерные черты культуры Возрождения. Развитие итальянской культуры в периоды Проторенессанса, Раннего, Высокого и Позднего Возрождения. Особенности периода Возрождения в славянских государствах.
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

Европейская культура эпохи Возрождения


СОДЕРЖАНИЕ

1. Общественно-экономические предпосылки, духовные истоки и характерные черты культуры Возрождения

2. Развитие итальянской культуры эпохи Возрождения в периоды Проторенессанса, Раннего, Высокого и Позднего Возрождения

3. Северный Ренессанс

Список использованных источников


1. Общественно-экономические предпосылки, духовные истоки и характерные черты культуры Возрождения

Возрождение стало переходом от средневекового культурного типа к новоевропейскому. Хронологические границы эпохи в разных странах имеют свои смещения. Вначале исторические сдвиги в экономической и общественно-политической жизни привели уже в XIII–XIV вв. к появлению характерных черт Возрождения в Италии, в последующие два столетия – в Нидерландах, Франции, Германии, Англии и других странах Западной Европы, которые принято считать очагами Северного Ренессанса. Процессы Возрождения в двух обозначенных культурных центрах продолжались до конца XVI в. Специфические виды ренессансной культуры сложились в среднеевропейских странах, в том числе в Речи Посполитой и Великом Княжестве Литовском.

Экономические и социально-политические предпосылки итальянского Возрождения. В Италии ренессансная культура возникла в городах-государствах. Их расцвет обеспечивался экономическими факторами: торговлей и ремесленным производством, в котором достойное место занимал человек, самостоятельно организующий свой труд и досуг. Новая цивилизационная данность создавала условия для невиданного ранее проявления творческих способностей индивидов, которые совершенствовались в процессе созидающей деятельности. Происходило формирование нового, нетрадиционного типа личности, для которой характерны творческая активность, неустанные усилия, направленные на развитие интеллектуальных способностей и обогащение духовного мира, интерес к своему Я. Новая организация труда, рациональная, зависящая от скрупулезного учета и планирования своих действий, создавала предпосылки для пересмотра взгляда на способ божественного вмешательства в материальный мир. Тенденция к секуляризации, нараставшая в культуре Возрождения, не приводила к отрицанию Бога, но допускала передачу ряда демиургических функций от Создателя человеку-творцу.

Развитие нового типа культуры стимулировали итальянские городские коммуны, основанные на принципе самоуправления и выборной власти. Они не признавали «естественного права» сеньора, заменяя его сознательным социально-политическим соглашением равноправных горожан. Равноправие не затрагивало социальные различия, а предполагало равенство возможностей и не только не возбраняло, но даже требовало от личностей проявлять индивидуальную инициативу, самостоятельную активность, предприимчивость, направленную на увеличение богатства.

Духовные истоки культуры Возрождения надо искать, конечно же, в античности, но и религиозный, интеллектуальный, художественный опыт средневековья не был полностью отброшен. Известно, что итальянские гуманисты восставали против умозрительной средневековой схоластики и доктринерской теологии. Однако не следует также забывать о том, что христианство и церковь продолжали играть значительную роль в обществе. По-разному складывались отношения между деятелями Возрождения и церковью; сотрудничество порой сменялось открытым противостоянием. Развивая светские элементы культуры, они не отказывались от категорий возвышенного и одухотворенного. Наоборот, именно устремленность к возвышенному задавала тон творчеству литераторов и художников Ренессанса. Возрождение не было атеистической эпохой, но оно впервые обнажило противоположность между религией и наукой, преобразило само религиозное мировоззрение.

Важнейшей предпосылкой развития ренессансных представлений явилось стремление к научному познанию природы, идейное обоснование которого можно найти в доктрине двойной истины: «истины веры», источником которой может быть только религиозное откровение, и «истины знания», опирающейся на опытно-экспериментальное исследование и теоретическое обобщение.

Полученное опытным путем знание было еще не вполне системно организованным, а скорее выражало стремление человека разносторонне исследовать природу, чтобы подчинить ее своим интересам. В представлениях о мироустройстве произошли достаточно серьезные изменения. В ренессансном мировоззрении утверждалась идея концентрации всего сущего в человеке, ему отводилось промежуточное положение между миром земным и миром небесным. Движущими силами, пронизывающими все мировое устройство, были признаны силы любви, симпатии и антипатии. В философских представлениях той эпохи особое место занимала идея единства макрокосмоса (Вселенной) и микрокосмоса (человека). Языку зарождавшейся науки, нацеленному на постижение универсума, были свойственны метафоричность и особая смыслообразность, а синтетическое мышление еще не освободилось от магических практик, алхимии, нумерологии и т.п.

Отказываясь от средневековой системы ценностей, деятели культуры Возрождения видели свою задачу в возвращении к античным идеалам. Назревшая необходимость в преобразовании системы ценностей определила интерес к древности. Античность, взятая в небывалом по своему масштабу измерении, вообще выступала идеалом, универсальным образцом для подражания, неисчерпаемым источником и верным ориентиром для создания новых форм как в литературном языке (древняя латынь), так и в драматургии, скульптуре, архитектуре и т.п. Античные идеи не просто соседствовали с нарождающимися интеллектуальными движениями, но и тесно взаимодействовали с ними, в результате чего зарождалось новое видение мира. Возрожденная античность была своего рода зеркалом, отражающим те идеи и образы, посредством которых эпоха Возрождения распознавала саму себя, выявляла собственное своеобразие на фоне традиционных христианских представлений.

Экономические и социально-культурные процессы, составлявшие содержание новой эпохи, высокие идеалы и интеллектуальное наследие античности были мировоззренчески переосмыслены итальянскими гуманистами. Основополагающей ценностью явился человек как свободная, деятельная, творческая Индивидуальность. Антропоцентризм – доминанта культуры Возрождения. Изучение природы имело значение только в связи с центральным местом, занимаемым в ней человеком. Однако с отходом от средневекового теоцентризма ренессансный Человек был поставлен перед необходимостью автономного самоопределения, что вначале осознавалось как проблема, а в Позднем Возрождении – и как трагедия одинокой личности.

Важно заметить, что человек в эпоху Возрождения не просто помещал себя в центр мироздания, он приписывал себе бесконечное могущество, фактически присваивал божественные функции. В земном самоутверждении человека угадывается смысл возрожденческого титанизма. Полагая собственное видение мира единственным основанием истины, человек Возрождения освобождался от абсолютного приоритета теологизированных норм и ценностей.

Среди неотъемлемых признаков ренессансной культуры именно гуманизм был признан той ценностью, которая подобно установлениям древнегреческой демократии и средневековому кодексу рыцаря пережила века и стала символом Возрождения.

Необходимо отметить, что сам термин «гуманизм» появился позже, в век Просвещения. В XIX в. окончательно утвердилось его значение и он стал широко использоваться также для ретроспективной характеристики духовных процессов, происходивших в античности и в культуре Возрождения.

Важными чертами ренессансного гуманизма являлись вера в человеческий разум и отрицание монополизма теологии в вопросах познания истины и формирования моральной оценки. Идеальный человек гуманистов – свободная творческая личность, опирающаяся на свои силы, гармонично сочетающая в себе природное и духовное начала, служащая благу других людей.

В возвеличенном до уровня божества человеке в потенции заключен весь мир. Чем полнее и богаче его жизнь, шире духовные стремления, тем всесторонне он развит и более широко эрудирован. Таким образом, с гуманизмом связана другая черта мировоззрения ренессансного человека – энциклопедизм.

Энциклопедизм, в свою очередь, сочетался с такой особенностью культуры Возрождения, как единство научной и художественной культур. Еще во времена средневековья науки входили в систему «семи свободных искусств». Искусство же в ренессансном понимании этого слова, будучи профессионально-художественной, а не ремесленной деятельностью, широко использовало методы точных наук и само претендовало на целостное познание мира, объединение всех форм творчества.

Особенно большое внимание уделялось при этом анатомии, позволявшей проникнуть во внутреннее строение человека. Математика и геометрия рассматривались как дисциплины, при помощи которых можно постигнуть объективную сущность красоты (вспомним, что и эта идея заимствована из античности, где число служило основанием мировой гармонии). В средние века считали, что наиболее совершенным способом познания являются слух и умозрение. Художники Возрождения самую точную информацию о мире получали благодаря зрению. Леонардо да Винчи говорил, что только натренированный глаз художника может увидеть массу подробностей, скрытых от умозрительной теории. Он и другие носители интегрального знания повлияли на приумножение форм опытно-экспериментального изучения природных процессов в науке Нового времени.


2. Развитие итальянской культуры эпохи Возрождения в периоды Проторенессанса, Раннего, Высокого и Позднего Возрождения

Возрождение в Италии прошло несколько этапов: Проторенессанс – «дученто» (XIII в.) и «треченто» (XIV в.), Раннее Возрождение – «кватроченто» (три четверти XV в.), Высокое Возрождение – «чинквеченто» (конец XV – первая треть XVI в.), Позднее Возрождение (последние две трети XVI в.).

В период Проторенессанса итальянская культура переживала общий подъем. Особую роль в формировании новой системы ценностей играло светское образование, бурно развивавшееся в городах Италии. Грамотных среди мирян стало значительно больше, появился интерес к зарождавшимся естественным и гуманитарным наукам.

Важное значение для становления ренессансной культуры на Апеннинском полуострове имели античные традиции, заимствованные достижения культур Древней Греции и Древнего Рима. Образованные социальные слои итальянских городов продолжали использовать латынь; простонародный язык (вольгаре) был схож с латинским. Сохранившиеся античные памятники живо напоминали о славном прошлом этих земель. Поэтому не без основания итальянцы считали себя прямыми потомками древних римлян, и возрождение античности в дальнейшем послужило своеобразным историческим оправданием национального единения.

Литература. Особое место в литературе Проторенессанса занимает творчество Данте Алигьери (1265–1321) – автора первой в истории западноевропейской литературы автобиографической повести о любви («Новая жизнь») и написанной на художественно переработанном вольгаре (вследствие чего Данте считается одним из создателей итальянского литературного языка) бессмертной поэмы «Божественная комедия». Избрав сюжетом последней воображаемое собственное путешествие по аду, чистилищу и раю, вместе со своим спутником Вергилием, поэт до неузнаваемости изменил средневековый жанр странствий, приблизив его к жизни.

Важные изменения в области литературы и филологии были связаны с органичным включением античных литературных традиций в позднехристианскую систему ценностей. Эту задачу Решали первые итальянские гуманисты Петрарка и Боккаччо.

Побудительными мотивами творчества Франческо Петрарки (1304– 1374) стали интерес к античности, реабилитация языческой литературы. Он считал, что христианская мудрость сделается богаче, если пополнится античными идеями. Занимаясь изучением литературы прошлого, Петрарка не только заложил основы ренессансной филологии, но и собрал самую большую по тем временам библиотеку произведений древних авторов.

Современником и единомышленником Петрарки был Джованни Боккаччо (1313–1375). В античной культуре Боккаччо интересовала, прежде всего, мифология, и в работе «Генеалогия языческих богов» он проследил происхождение и взаимосвязь различных мифов, внеся свой порядок в древний пантеон богов. В вопросе о системе знания Боккаччо на одну ступень с физикой и теологией ставил поэзию, которая, по его мнению, также занимается высшими вопросами. В совершенстве владея греческим языком и классической латынью, Боккаччо писал произведения в основном на переработанном вольгаре, внося тем самым большой вклад в становление литературного итальянского языка. Как писатель, Боккаччо был известен своими глубоко психологическими реалистическими произведениями, среди которых выделяется «Декамерон».

Искусство. В изобразительном искусстве Проторенессанса ведущее место принадлежит творчеству флорентийского художника Джотто ди Бондоне (1267–1337), положившего начало пересмотру средневековой концепции живописи.

Во фресках Джотто (росписи церкви Сан Франческо в Ассизи и капеллы дель Арена в Падуе) появились глубина пространства, светотеневая моделировка и объемное изображение фигур на плоскости. Его живописные произведения уже не просто отражали отвлеченные идеи, а являлись приближенными к повседневности рассказами о жизни святых, истории Христа и Марии, наполненными искренними человеческими чувствами.

В период Раннего Возрождения достаточно ярко стали проявляться особенности ренессансной системы ценностей. XV в. – время свободного экспериментирования в искусстве, теоретических поисков в области этики, эстетики, филологии, педагогики, математики, философии. Мощное развитие получило гуманистическое движение, благодаря которому в Италии сформировалась прослойка светской интеллигенции. Обогащая идеи Петрарки и Боккаччо, новое поколение гуманистов (Джованни Пико делла Мирандола, Лоренцо Валла, Поджо Браччолини, Марсилио Фичино и др.) внедряло в интеллектуальную среду достижения гуманитарных наук, оттачивало ренессансное мировоззрение, в котором сама религия ставилась на службу человеку. Происходило дальнейшее развитие музыкального искусства, в котором нарождалась полифония, впоследствии связавшая камерные, простонародные и религиозные жанры.

В XV в. в искусстве Италии происходили решительные перемены, связанные с окончательной победой ренессансного мировосприятия. Отличия в экономическом и культурном развитии отдельных районов Италии обусловили многочисленность художественных школ, сформировавшихся в разных культурных центрах. Особой плодотворностью отличалась творческая деятельность мастеров Флоренции, ярко демонстрировавшая универсальность народившейся культуры.

Архитектура. Интенсивно развиваясь, архитектура обрела неповторимый ренессансный стиль. Наиболее полно выразили себя в зодчестве Брунеллески (купол собора Санта Мария дель Фьоре) и Альберти (Палаццо Ручеллаи).

Обращаясь за опытом к античности, Филиппе Брунеллески (1377–1446) внимательно изучал сохранившиеся древние архитектурные памятники, делал зарисовки. Но, позаимствовав отдельные античные элементы (колонны, фронтоны, карнизы), он создал совершенно оригинальный стиль – архитектуру вполне светскую по духу, изящную в своей простоте, гармонически-пропорциональную (Капелла Пацци, Оснедале дельи Инноченти). Глядя на нее, забываешь о тяжести камня, сопротивлении материала.

По широте знаний, разнообразию деятельности Леона Баттисту Альберти (1404–1472) можно сравнить лишь с Леонардо да Винчи. В трактатах («О статуе», «О живописи», «Десять книг о зодчестве» и др.), философских и литературных произведениях Альберти поднимал проблемы красоты и гармонии, их математического измерения.

Искусство. Период Раннего Возрождения отличался бурным развитием пластики, получившей в это время полную независимость от архитектуры. Скульпторы обратились к реальной жизни, чувствам конкретного человека, а также к образам античной мифологии, библейским темам и сюжетам. Интенсивно развивался жанр портрета, создавались величественные конные памятники. Пластика в чем-то опережала и ориентировала живопись в освоении реалистических изобразительных средств, решительно отказываясь от архаики в приемах, одновременно активно используя античное наследие. Самым известным скульптором этого периода считается Донателло – творец «Давида», «Святого Георгия», конной статуи кондотьера «Гаттамелата».

Живописи Раннего Возрождения присуще математически продуманное построение произведений, разработка законов линейной и воздушной перспективы, композиции, колорита, приемов достоверного изображения человека и животных. Это позволяло убедительно передавать в произведениях чувственно воспринимаемую картину реального мира. Появилась целая плеяда талантливых художников. Кардинальными изменениями монументальная живопись обязана Мазаччо, а станковая – Боттичелли.

Мазаччо (1401–1428) создал образы исключительной жизненной силы. Особенно замечательны фрески капеллы Бранкаччи флорентийской Церкви Санта-Мария дель Кармине. Фигуры на них отличаются совершенством и материальной мощью телесных форм, а художественный язык – точностью, необычайной убедительностью изображаемых событий. Мазаччо разработал и широко использовал принципы математически выверенной прямой перспективы, в чем преуспел и другой итальянский художник – Паоло Учелло («Битва при Сан-Романо»).

Искусство Сандро Боттичелли (1445–1510) сочетало возвышенную поэтичность и изящество. Самыми известными произведениями художника являются «Рождение Венеры» и «Весна». В них выразились основные черты его живописной манеры: декоративность, лиризм, романтическая приподнятость образов, способность создавать фантастический пейзаж, придавать воздушность и чудесные очертания женским фигурам. Гармонично связав фигуры друг с другом, он органично вписал их в щедро орнаментированный фон картин, что вызывало у зрителей ощущение чуда.

Во второй половине XV в. в культуре утверждались новые предпочтения, связанные с изысканными и изощренными вкусами итальянской аристократии, в моду вошла своеобразная эстетическая утонченность, призванная обозначить избранность и привилегированность высшего сословия. В изобразительном искусстве побеждало стремление к декоративности, что выражалось в тяготении к красочным узорам, внимании к деталям, яркому колориту (Беноццо Гоццоли «Шествие волхвов»).

Конец XV – первая треть XVI в. – один из сложных и противоречивых этапов в истории Италии. Это период Высокого Возрождения.

Экономика и политика. В первой половине XVI в. Италия еще играла значительную роль в торговле со странами Востока. Но из-за войн инвестирование мануфактурно-ремесленного производства, торгового обмена ослабевало, росла конкуренция с Германией. Отрицательное влияние на итальянскую экономику, державшуюся во многом на торговом капитале, оказало падение Византии. Благодаря Великим географическим открытиям (Америки Христофором Колумбом в 1492 г., морского пути из Европы в Индию Васко да Гама в 1497–1499 гг.) у морских стран Европы появились новые торговые пути, что положило конец монополии итальянцев на посредничество в торговле с Востоком. В сельском хозяйстве Италии наметилась тенденция к аграризации. Представители кризисных корпораций стали вкладывать деньги в покупку земли; происходило перекачивание капитала в аграрный сектор.

В первой половине XVI в. произошло ослабление политически раздробленной Италия, ставшей ареной борьбы Франции и Испании за владение ее территорией. В разобщенных, втянутых в междоусобные войны итальянских городах и областях устанавливались близкие к деспотическим формы правления. Лишь Венеция, где на протяжении всего Возрождения существовала независимая купеческо-аристократическая республика, вполне сохранила развитые формы городского самоуправления. Культурным следствием указанного процесса явилась тенденция к унификации и регламентации моды, художественного быта, проведения праздников и т.п.

Огромное воздействие на духовный климат Италии XVI в. оказала Реформация, а затем наступление Контрреформации. В 1540-е гг. главным орудием католической реакции в Италии стала деятельность ордена иезуитов, влиявшего на культурную жизнь, сферу образования. Иезуитские школы и коллегия иезуитов в Риме пытались разрушить гуманистическую систему образования. Возобновили свою страшную работу суды инквизиции (в 1542 г. в Риме был создан трибунал инквизиции). Преследовались не только неодобряемые церковью научные изыскания, но даже увлечение магией и алхимией. В кострах инквизиции, развернувшейся уже в период Позднего Ренессанса, горели люди и книги. Папа Павел VI в 1559 г. впервые опубликовал список запрещенных книг.

Экономический спад привел к резкой социальной дифференциации, безработице и обезземеливанию крестьян. Даже квалифицированные рабочие с трудом могли прокормить себя, нищие, бродяги заполняли улицы городов. Изменившиеся социально-экономические условия наложили отпечаток на культурную жизнь Италии, обусловив противоречивость ценностных ориентаций.

Философия. И все же первая треть XVI в. оказалась периодом наивысшего взлета духовной культуры Возрождения, которая как будто хотела дать достойный ответ на вызов и, возможно, предотвратить углубление цивилизационного кризиса. В это время гуманистические и художественные идеалы Ренессанса проникли во все ее сферы, затронули философские основания политики, которые подверглись пересмотру, рефлексии.

Общественно-политическая мысль Высокого Возрождения связана с именем флорентийца Макиавелли, являвшегося также талантливым историком и писателем, автором стихов и прозы.

«Государь» – наиболее известная работа Никколо Макиавелли (1469– 1527), предлагавшая новый реалистический подход к политической деятельности, свободный от теологии. Макиавелли первым попытался поставить политику на научную основу, руководствуясь при этом принципом жесткой целесообразности. Считая идеальной формой правления республику, Макиавелли вместе с тем ратовал за сильное процветающее государство, основанное на принципе жесткого единовластия. Он утверждал, что государство вправе применять против своих противников любые средства, не считаясь с общепринятыми нормами морали, но руководствуясь «общим благом» подданных и «рационализированной волей» правителя (государя).

Литература и театр. В эпоху Высокого Возрождения в традициях гуманизма творили Ариосто, Кастильоне, Бембо, развившие ренессансное представление о личности и усовершенствовавшие литературный итальянский язык.

Это был период становления светского профессионального театра. Во многих городах Италии появились придворные театры, для которых уже в 1480-е гг. строились специальные здания. Параллельно возник жанр театрализованной буффонады.

На сцене профессиональных театров ставились трагедии, а чаще комедии, написанные профессиональными драматургами. Если трагедии в основном продолжали античные традиции, то комедийный жанр был связан также с фольклором и средневековым фарсом. Самым ярким проявлением театральной жизни стало возникновение жанра народной комедии дель ар те, восходившего к традиции карнавалов. Здесь лицедействовали буффоны – артисты, кочевавшие из города в город. Уже в 1460-е гг. они начали собираться в постоянные труппы и выступать прямо на площади. Спектакли часто строились на импровизации, действие перебивалось акробатическими номерами и различными трюками. Комедия подкупала жизнерадостностью, меткими остротами, каламбурами, использованием народных диалектов, непочтительностью к знати и выпадами против церкви.

Музыка. Музыкальной культуре XVI в. было свойственно жанровое разнообразие. Полифония придавала торжественность и строгость мессе и яркие краски светской музыке мадригала. Последний возник еще в XIV в: как разновидность любовной лирики. С традициями народной песни была связана фрот тола (произведение для четырех голосов).

Архитектура и искусство. Изобразительное искусство и архитектура в период чиквеченто интенсивно развивались в крупных центрах художественной жизни – Риме, Флоренции, Венеции и др.

В Риме развернулось грандиозное строительство папской резиденции – Ватикана, крупных культовых комплексов, дворцов. Усилия архитекторов были направлены на создание образа величественной столицы католического мира и воплотились в подчеркнутой монументальности построек. Ярким выражением официального стиля стали сооружения Донато Браманте, который положил начало строительству собора Святого Петра.

Вершиной искусства Высокого Возрождения является творчество Рафаэля, Леонардо да Винчи, Микеланджело.

Наибольшую известность принесли Рафаэлю Санти (1483–1520) изображения мадонн, воплощавшие идеал материнства. В них органично соединились сдержанная эмоциональность, загадочность и благородное величие. Представленный на полотнах тип женской красоты – синтез преображенных автором античного идеала и христианской духовности, о чем свидетельствуют «Мадонна Конестабиле», «Мадонна в зелени», «Мадонна со щегленком», «Мадонна дель Грандука» и знаменитая «Сикстинская Мадонна».

Деятельность Леонардо да Винчи (1452–1519), автора «Мадонны в гроте», «Моны Лизы», «Тайной вечери», была необычайно разносторонней и не ограничивалась только живописью, скульптурой, архитектурой и графикой. До нас дошли его стихи, наброски опередивших время технических изобретений, заметки по физике, химии, геологии, математике, анатомии, ботанике, ряду других наук, которые не только не отделялись Леонардо от искусства, но рассматривались им как основа художественного мастерства, которое, по его мнению, должно быть направлено на усовершенствование природы.

Не менее гениальным мастером эпохи Высокого Возрождения был Микеланджело Буонарроти (1475–1564). Как и Леонардо, он удивляет своими разносторонними способностями. Микеланджело обогатил искусство произведениями высочайшего уровня, создал величественные по масштабу и духу образы, воплотил наиболее прогрессивные идеи своей эпохи, определил развитие европейской художественной культуры на перспективу-

Работая преимущественно как скульптор, он был также необычайно успешен в живописи (вспомним знаменитую «Сикстинскую капеллу») и архитектуре (украсил куполом собор Святого Петра). Драматизм его жизни, творческие сомнения и муки, обостренное восприятие смерти можно ощутить и в философской поэзии. Главная тема творчества Микеланджело – внутреннее духовное борение, выражающееся в мощном физическом напряжении человеческого тела. Скульптуры «Давид», «Скованный пленник», «Пробуждающийся пленник», «Моисей» – яркие тому примеры.

Среди североитальянских городов высоким уровнем и своеобразием культуры выделялась Венеция. Особенности венецианской художественной школы не в последнюю очередь были обусловлены природным ландшафтом. В городе, построенном на воде, солнечные блики, отраженные морем, усиливали краски дня. Влажный воздух создавал марево, в котором контуры предметов расплывались, приобретая некий мистический оттенок. Вместе с тем Венеция была городом торговцев, прагматичный характер которых не позволял венецианским художникам витать в заоблачной выси. Жизнь богатого города со множеством веселых карнавалов, шумных пиров, несомненно, откладывала отпечаток на художественном сознании жителей. У Венеции существовали длительные и прочные связи с культурой Византии. Но влияние готики, Византии, арабов, античности (оно проступало здесь рельефно как синтез стилей) венецианцы смогли обратить в собственную оригинальную художественную традицию, которая в дальнейшем сказалась на искусстве Нового времени. Известными представителями венецианской колористической живописной школы были Джорджоне, Тициан, Веронезе, Тинторетто. Трое из них открывают период Позднего Возрождения.

Джорджоне (1476 или 1477–1510) первым из современников стал создавать работы на мифологические и литературные темы, писал портреты и пейзажи. Олицетворением одухотворенной красоты является «Спящая Венера» . Художник стремился к воплощению единства рационалистического и чувственного в художественных образах, к их психологической выразительности. Слияние человека с одухотворенной природой стало лейтмотивом ряда произведений мастера («Гроза», «Юдифь»),

Тициан (ок. 1476/77 или 1489/90–1576) наиболее полно воплотил своеобразные черты венецианской школы живописи. Мировосприятие художника, его знание жизни отличались глубиной и многогранностью. Тициан работал в разных жанрах, выбирая темы в широком диапазоне – от лирических («Венера Урбинская») до драматических («Кающаяся Магдалина»), «Он смог отбросить общепринятые правила композиционных построений, препоручив организующую роль цвету», – сказал о нем известный искусствовед Э. Гомбрих.

Бунтарское искусство Тинторетто (1518–1594) отличают необузданность чувств, ощущение трагичности бытия и одновременно могущества человека. Сын красильщика шелка, он на всю жизнь сохранил демократизм в качестве творческого принципа. Сакральные события художник Представлял в земных образах. Художественная программа Тинторетто включала религиозные настроения, достигающие максимального психологического напряжения. В зрелый период он искусно передавал взволнованность, подчеркнутый динамизм изображаемых событий при помощи многообразных цветовых переходов, вихреобразных мазков и бурной композиции («Тайная вечеря», «Святой Марк освобождает раба»).

В период Позднего Возрождения реакцией на обострившиеся социально-экономические противоречия явились уравнительно-коммунистические утопии (наиболее известная – «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы). В них проповедовались идеи имущественного равенства, обязательного для всех физического труда, унифицированного образования. Их предварила «Утопия» Томаса Мора.

Литературе той поры свойственны трагическое мироощущение, драматизм, динамическое развертывание образов. Эти черты отличают новеллы Банделло и Чинтино, созвучные лирической поэзии Микеланджело и Виктории Колонны. Широкое распространение получил жанр автобиографии. Вершиной поэзии Позднего Возрождения считают творчество Торквато Тассо.

В театре Позднего Возрождения получили дальнейшее развитие жанр пасторали (идеализированное изображение пастушеской любви и жизни на лоне природы) и комедия дель арте.

В середине XVI в. в европейском искусстве утвердился маньеризм как течение, отразившее кризисные явления в культуре Позднего Возрождения и обозначившее отход от ренессансного целостного и гармоничного восприятия мира, в котором человек понимался как совершенное творение природы. Живописи маньеристов были присущи деформация композиции и фигур, драматические образы, необычайная выразительность поз и жестов. Показательны в этом плане картины Понтормо «Положение во гроб», Джулиано Романо «Гибель гигантов», Фьорентино Россо «Снятие с креста», Эль Греко «Лаокоон», «Апостолы Петр и Павел». В дальнейшем подчеркнутая напряженность характеров, динамически неустойчивая композиция, определенного рода манерность и театральность сюжетов нашли свое продолжение в стиле барокко.

3. Северный Ренессанс

Расцвет культуры стран Северной Европы в XV–XVI вв. связан с усвоением отдельных идей итальянского Возрождения. Последние, будучи перенесенными на иную национальную почву, в, синтезе с местными традициями способствовали становлению самобытных европейских культур. Процесс изживания культурных форм средневековья проходил в Северной Европе медленнее и труднее, чем в Италии. Видимо, поэтому для Северного Возрождения характерно сложное переплетение средневековых и ренессансных мировоззрений, стилей.

В культуре Северного Возрождения детерминирующую роль играл экономический фактор – зарождение капиталистического производства. Новые культурные тенденции отражали интересы, бюргерского сословия.

Важной особенностью Северного Возрождения было усиление роли религии. В XVI в. изменения в духовной культуре ряда европейских стран определялись, прежде всего, Реформацией. Последняя заявила о себе как широкое обновленческое религиозное и культурно-цивилизационное движение, ориентированное на разные социальные слои. Возникнув в контексте религиозного спора, учение Лютера, доктрины Цвингли и Кальвина стали опорой для национально-освободительной и классовой борьбы, придали высший религиозный и этический смысл образу жизни и мировосприятию зарождавшейся буржуазии. Главная заслуга протестантизма в деле развития капитализма состояла в том, что он возвел в ранг этического принципа дух капиталистического предпринимательства. Высокий статус мирской жизни коренным образом изменил отношение человека к труду, придав ему особую религиозную ценность. Немецкий философ М. Вебер писал, что протестантизм явился освобождением духа капитализма.

В среде бюргерства возникла потребность в массовом, конкретном, связанном с практикой знании. И. Гутенберг в середине XV в. изобрел печатный станок, который стал инструментом просвещения.

Появлению эпохального изобретения предшествовало изменение сознания людей. Пользу от появления печатного станка трудно переоценить. Типографское производство, ориентированное на массовое потребление производимой продукции, быстро распространилось по Европе. Печатная продукция стала эффективным средством связи, способом воздействия на общественное мнение и формирования новых социокультурных групп на основе репрезентированных и осознанных вкусов и интересов. Книгопечатание на первых порах способствовало также популяризации идей Реформации, создало предпосылки для созревания отвлеченных форм рационального мышления, теоретического познания.

Нидерландское Возрождение. На севере Европы центром Возрождения были Нидерланды, где в богатых и достаточно автономных торгово-ремесленных городах уже складывались капиталистические отношения (первые мануфактуры известны здесь с XIV в.) и зарождался новый класс буржуазии, избравший путь субсидиарного капитализма, экономического и социального партнерства, культурной консолидации.

Однако процесс формирования ренессансной культуры здесь шел медленнее, чем в Италии. Нидерландское Возрождение явилось, по сути, синтезом модифицированных средневековых и ренессансных идей. Оно воплотилось в демократической культуре, впитавшей в себя фольклор. Произведения ее представителей отличали аллегоричность, оттенок фантастики, гротеска и даже сатиры.

Изменения, происходившие в культуре Нидерландов, неравномерно проявились в разных видах искусства. Архитектура и скульптура еще испытывали влияние готических традиций. Наиболее интенсивно развивалась живопись, яркой особенностью которой было утверждение реализма с помощью удивительно жизнеподобного изображения мужских и женских лиц, фигур, тщательной проработки на полотнах мельчайших деталей костюма, предметов быта, животных и растений. Нидерландские художники стали родоначальниками таких жанров, как пейзаж, натюрморт, бытовая живопись. А братья ван Эйки подарили миру масляную живопись, позволившую более свободно, точно и разносторонне передавать явления окружающего мира, его предметное богатство, индивидуальные и социальные характеры соотечественников.

Нидерландское Возрождение в живописи начинается с «Гентского алтаря» братьев Губерта (1370–1426) и Яна (1390–1441) ван Эйков. Ряды картин с изображениями людей здесь объединены общей темой прославления Бога, его творений, размышлениями о судьбе человечества. В передаче перспективы, в изображении тел и анатомических деталей они уступают произведениям итальянских художников. Однако нидерландские мастера выписывали горний и дольний мир с бытовой скрупулезностью, не избегая живописных подробностей.

После смерти брата Ян ван Эйк продолжал работать, создавая разнообразные произведения. Он изображал мадонн, писал портреты. Его картины отличают точность и правдивость, стремление показать органичное единство человека и окружающего его мира. В портрете супругов Арнольфини художник достиг вершины в реалистическом мастерстве, обратившись к приемам, свойственным бытовому жанру. Портретируемые в исполнении Ван Эйка стали олицетворением частной жизни, что явилось новацией в портретной живописи. В картине изображаются не просто мужчина и женщина сами по себе, но их внутреннее единство, ощущение тепла семейного очага и бесконечной заботы друг о друге. Даже предметы интерьера здесь не случайны, это знаки семейной укорененности, супружеской верности, которая противостоит открытому пространству публичной жизни. Именно в Северном Возрождении формируется то, что позднее получило название «эстетизация повседневности».

Со второй половины XV в. очагом художественной жизни стали северные провинции Нидерландов, особенно Голландия. В произведениях художников, работавших здесь, видна связь с народными поверьями, фольклором, стремление объять сферу не только прекрасного, изящного, возвышенного, но и мистического, мрачного, низменного. Эти черты воплотились более всего в аллегорически-религиозных, фантастических произведениях Хиеронимуса Босха (1460–1516), символическое искусство которого открывало в окружающем мире грозное царство зла, отражало пороки погрязших в разврате людей.

В таких картинах, как «Сад наслаждений», «Воз сена», «Искушение святого Антония» Босх рассказал о греховности жизни людей, выявил привидевшиеся ему неприглядные явления всеобщего разложения мира. Он «населял свои картины легионами маленьких ползающих, страховидных тварей, у которых самым невероятным образом сращены части пресмыкающихся, ракообразных, чешуйчатых, панцирных, жаберных и невесть каких существ с добавлением еще растительных и неорганических элементов... Совсем жутко становится, когда у этих монстров замечаешь и человеческие части тела», – отмечает искусствовед Н.А. Дмитриева.

С XVI в. в искусстве Нидерландов усилилось новое течение, решительно порывавшее со средневековым мировоззрением. В русле этого течения появились замечательные произведения Питера Брейгеля Старшего (между 1525 и 1530–1569), прозванного «Мужицким» за любовь к изображению простых крестьян и горожан, их праздников и повседневных занятий на фоне реалистических пейзажей («Крестьянский танец», «Охотники на снегу»).

Практически любой предмет, животное, человек на полотнах Брейгеля имеют некий потаенный смысл. Искусство Брейгеля глубоко афористично и метафорично. В нем присутствуют и философские раздумья, и едкая критика негативных социальных явлений. Горечь, ирония, гротеск пронизывают работы художника. Проникновенной заботой о будущем родины и обостренным сознанием людской недальновидности, пассивности, нежелания признать очевидное отмечена последняя картина мастера «Слепые». «Слепые идут за слепым поводырем; страшны их пустые глазницы на бледных запрокинутых лицах, их ощупывающие руки и неверные шаги под гору, прямиком в реку, куда уже свалился слепой поводырь и падает идущий вслед за ним, а остальные идут покорно, еще ничего не зная. Но им всем быть там же – и это неизбежно. А пейзаж дышит миром и спокойствием, уютно выглядит даже речка, где суждено захлебнуться бедным слепым», – так комментирует полотно Н.А. Дмитриева.

Возрождение в Германии. В XV–XVI вв. Германия оставалась политически раздробленным государством. Ее экономическими, культурными и научными центрами были города.

К XVI в. разница между «вольными» и имперскими городами фактически стерлась и все крупные города Германии приобрели достаточно большую автономию от князей-курфюрстов. В стране развивались элементы капиталистического производства. Наибольшую роль в экономической жизни играли замкнутые крупные торгово-финансовые и производственные компании, часто действовавшие в условиях монополии, а потому препятствовавшие конкуренции. Это сдерживало формирование многочисленной прослойки предпринимателей и преодоление феодальных отношений в деревне. Тем не менее, в немецких бюргерских городах зарождался новый тип личности, обращенной к реальной земной жизни, здравому смыслу и практической выгоде.

В указанный период в Германии развернулась деятельность гуманистов, имевшая ряд специфических отличий от гуманитарных опытов итальянского Возрождения. Для немецких гуманистов был характерен повышенный интерес к этико-религиозным и церковно-политическим проблемам. Можно говорить и о значительном влиянии естествознания на их научные интересы. Особое место в трудах ученых занимали педагогические идеи. Наиболее значимой фигурой был Эразм Роттердамский (1469–1536).

Эразм Роттердамский родился в Нидерландах, но большую часть жизни провел в Германии, занимаясь издательской и комментаторской деятельностью. Его самая известная работа «Похвала Глупости» впечатляет глубиной мысли, интеллектуальным гротеском и тонкой иронией. Эразм Роттердамский обнаружил парадоксальность и двойственность ряда феноменов культуры: вера, умствование, риторическая рассудительность, доведенные до крайности, оборачиваются назойливыми ханжескими поучениями, претендующими на роль абсолютных истин и неограниченную власть над умами.

Гуманистическую литературу Германии отличает не столько гармония, сколько экспрессия. Очень велика в ней роль сатиры. Так, Себастьян Брант (1457–1521) в сатирическом произведении «Корабль дураков» изобразил глупцов разных сословий и профессий. Произведение включало множество народных пословиц и поговорок и содействовало становлению немецкого литературного языка. Мягким юмором, жизнерадостностью, непосредственностью и наивностью пронизаны стихи крупнейшего немецкого поэта и драматурга того времени Ганса Сакса (1494–1576). Его басни, песни, шванки и драматические произведения отражают ценностные ориентации бюргерства (благополучие, уют, устойчивый порядок).

Деятельность немецких гуманистов, их патриотизм, стремление воспитать у нового поколения гражданские чувства способствовали пробуждению национального самосознания. Этим объясняется обращение немецких историков-гуманистов (В. Пиркгеймер, К. Пейтингер, И. Авентин, Б. Ренан) не только к античному наследию, но и преимущественно к языческому прошлому Германии, а также к преданиям о средневековых германских империях Карла Великого и Оттонов (I–III). Осознав самостоятельную ценность дохристианского и раннехристианского прошлого германцев, они способствовали зарождению представлений о национальной истории.

Культурное своеобразие Возрождения в Германии нашло художественно-образное отражение в искусстве Альбрехта Дюрера, Ганса Гольбейна Младшего, Лукаса Кранаха Старшего.

В течение своей творческой жизни Альбрехт Дюрер (1471–1528) работал в жанре портретной живописи и в технике гравюры: на дереве (ксилография) и на меди. В творчестве художника раннего периода выделяется серия гравюр «Апокалипсис» (1498). Страшные сцены гибели знатных грешников, неумолимой божественной кары в его интерпретации приобрели злободневный смысл. От гравюр «Четыре всадника» и «Битва архангела Михаила с драконом» исходил грозный пафос, веяло мрачной экспрессией. Художник, казалось, призывал человечество проявить решимость и отступить от края пропасти.

Французское Возрождение. Формирование французского Возрождения пришлось на XV ст. Завершилась Столетняя война с Англией (1337–1453), образовалось единое монархическое государство. Зарождавшаяся буржуазия еще не укрепила позиции, зато необычайно сильна для того времени была власть государства. Реформация, несмотря на жестокие религиозные войны, не смогла одержать убедительную победу во Франции, которая осталась католической страной. Эти особенности нашли отражение в таких специфических чертах французского Возрождения, как придворно-дворянский характер официальной культуры, с которой уживались свободомыслие, смелые политико-этические идеи, ярко выраженное национальное самосознание и патриотизм, скептицизм и ирония.

В последней трети XV в. французы обратились к античному наследию и достижениям итальянских гуманистов. Активно развивалась издательская деятельность; образование все больше освобождалось от диктата церкви; появились публичные библиотеки. Среди гуманистов Позднего Возрождения особое место занимает Монтень, создавший жанр философского эссе.

В «Опытах» Мишель Монтень (1533–1592) отстаивал идеалы светской нравственности, призывал следовать естественным природным желаниям, если это не задевает интересы других людей, и контролировать свое поведение разумом. Он не только размежевал мораль и религию, но и поставил на первый план нравственные принципы автономной личности. Однако, будучи пессимистом и скептиком, Монтень критически относился ко многим явлениям современной ему культуры и считал, что современная ему эпоха дала не только положительные всходы. Идеи Монтеня позволяют рассматривать его как мыслителя, глубоко познавшего сильные и слабые стороны человеческой натуры.

Претендовавшая на роль законодательницы вкусов и модных течений культура Франции XV–XVI вв. создавалась под покровительством монархов. Изящная, утонченная, аристократическая культура стала примерным образцом для многих европейских королевских дворов. Она была воплощением радости, изысканности и красоты жизни, вдохновляла на строительство чудесных дворцов и замков. Двор стал центром притяжения искусства и литературы. Желанными гостями здесь были ученые и философы. Сами короли – меценаты и знатоки искусства – нередко занимались сочинительством. Наконец, при дворе на самый высокий пьедестал была возведена женщина и сформировался идеал нового рыцарства.

В ренессансной французской литературе завоевал признание жанр гротескной сатиры. Самым выдающимся французским литератором Возрождения был Франсуа Рабле, который в знаменитом романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» соединил традиции карнавальной смеховой культуры с гуманистическими идеалами и культом телесных удовольствий. Создание французской поэтической школы связано с именем Пьера де Ронсара.

Процесс формирования изобразительного искусства французского Ренессанса имел ряд особенностей, среди которых – поступательное преодоление готических традиций, подчеркнутое изящество и отрицание драматизма. Жизнеутверждающий пафос придворной культуры, дворянское гедонистическое мировоззрение отрицали аскетическую сдержанность средних веков. Среди художников французского Возрождения выделяются такие выдающиеся мастера, как Жан Фуке («Богоматерь с младенцем»), Франсуа Клуэ («Диана Пуатье»), Жан Клуэ Младший («Портрет Франциска I»).

Если в XV в. архитектура Франции еще продолжала следовать готическим традициям, то с XVI в. она полностью обрела ренессансные черты. Решалась важная проблема единства планировки города и архитектурного ансамбля, строились дворцы и замки, зарождалось садово-парковое искусство. Больше других французских зодчих прославился Пьер Леско. Вместе со скульптором Жаном Гужоном он построил и украсил в центре Парижа, на берегу Сены дворцовый комплекс – Лувр (который позднее достраивался и реконструировался).

Развитие музыки во Франции было связано как с влиянием зарубежной (итальянской) полифонической школы, так и с утверждением самобытного песенного жанра (шансон), в котором прослеживалась тенденция к подчинению музыки стихам. Становление театрального искусства долгое время сдерживалось средневековыми традициями мистерий. Однако во второй половине XVI в. появилась французская комедия в прозе, трансформировавшая элементы античной драматургии и средневекового фарса. Чуть позже на сцене появились трагедия и балет.

Возрождение в славянских государствах Средней Европы

Славянские народы также испытали на себе влияние идей итальянского Ренессанса. Однако черты Возрождения проступили здесь весьма своеобразно.

Наиболее органично ренессансная культура привилась в Далмации (современная Хорватия), имевшей давние и тесные культурные связи с Италией. В Далмацию постоянно приезжали известные итальянские гуманисты, а далматинцы учились в итальянских университетах. Отчетливее всего ренессансные особенности здесь проявились в поэзии и историографии. Поэты творчески использовали в произведениях местный славянский фольклор и народный язык. Гуманисты Далмации ценились современниками за высокую эрудицию. Трудно выделить среди них творческую личность мирового масштаба. Тем не менее до нас дошли имена образованнейшего дипломата Я. Баничевича, естествоиспытателя и теоретика оккультизма Ф. Петришича, инженера-изобретателя Ф. Вранчича. В XVI в. многие далматинские художники были популярны даже в Италии. Так, непревзойденным мастером книжной миниатюры считался Ю. Клович.

В Чехии идеи гуманистов с середины XV в. распространялись сначала в узком кругу гуманитарной интеллигенции и затронули в основном литературу. Но спустя век они были восприняты в среде рядовых горожан и мелких дворян. В культуре долго сохранялось разделение: существовали, с одной стороны, элитарная латинизированная гуманистическая традиция, с другой – ее рецепция в более широкой социальной среде, демократическая и где-то опрощенная. Чешским гуманистам более всего оказались близки такие черты ренессансного мировосприятия, как высокая ценность знания и образования, национальный патриотизм. Для некоторых деятелей чешского Возрождения образование представлялось даже более ценным, чем художественная культура. Антропоцентризм не был в полной мере воспринят чешскими гуманистами. Они считали, что главным для человека является служение обществу – будь то в практической или духовной деятельности. Чешская педагогика и система среднего образования к концу XVI в. слыла передовой в Европе. Впоследствии широкую известность завоевала просветительская деятельность выдающегося педагога XVII в. Яна Амоса Коменского (1592–1670).

Народный гуманизм был тесно связан с идеями Реформации, что определило морализаторский характер чешской литературы. Несмотря на то, что идеи Яна Гуса (1371–1415) – идеолога чешской Реформации – еще несли на себе печать переходного мировоззрения (в них не было места для автономной личности), движение гуситов являлось демократичным, опиралось на язык и традиции народа. Благодаря гуситам чешский язык одним из первых в Западной Европе стал национальным языком богослужения. Однако рост самосознания народа порой сопровождался националистическими уклонами. Последние проявились в изгнании большинства иностранных преподавателей из Пражского университета и последовавшем крене к провинциал изации этого очага культуры европейского значения.

В Польше ренессансные идеи и художественные искания были восприняты в XV в. и переплетались с готическими традициями. Культурным центром стал Краков, очагом аристократического искусства был королевский двор. Распространение гуманизма в этой стране произошло, прежде всего, в областях естествознания, общественно-политической мысли, историографии, филологии. Вершиной развития ренессансной науки в Польше стала деятельность астронома Николая Коперника – создателя гелиоцентрической теории. Поэтом европейского масштаба стал Ян Кохановсхий. Он писал на латинском и польском языках и внес большой вклад в совершенствование литературного польского языка. Эпоха Возрождения – самая загадочная в развитии европейской культуры. Она и сегодня привлекает пристальный интерес исследователей. В эту эпоху возникла творчески мощная культура, создатели которой, проявившие себя в сферах искусства, философии, политики, науки, до сих пор вызывают законное восхищение. Их достижения вдохновляли мыслителей, ученых, поэтов, художников последующих эпох. Ренессанс изменил культурно-цивилизационный облик Европы.

Из всех качеств человека возрожденческого типа наиболее ценным считалось творческое начало. Отсюда – стремление самодостаточной личности проявить себя в разных областях и видах человеческой деятельности, всесторонне реализовать свои способности, для того чтобы осознать свое божественное предназначение, утвердить собственное достоинство, обнаружить добродетель, понимаемую как форму действенного гуманизма. Не случайно эта эпоха сформировала особую программу личностного поведения, которая радикально отличалась от средневековой сословно-иерархической модели. Речь идет о многостороннем воплощении творческой уникальности, неповторимости человека, его титанических возможностей и стремлении к безграничному познанию мира. В эпоху Возрождения сложился индивидуально-творческий тип сознания, который получил дальнейшее развитие в искусстве XIX в., названного «золотым». Эпоха Ренессанса утвердила тип человека, получившего название homo universalis, или человека универсального.

Следует также заметить, что эпоха Ренессанса породила динамичную модель социума. Сложился тип общества, которое состояло из сословий, гораздо более мобильных, чем в иерархической структуре средневековой цивилизации). В нем значительную роль играли свободные объединения торговцев, другие корпорации, выполнявшие функцию финансово-экономической консолидации общества. Рост творческой активности в данную эпоху произошел благодаря ярко выраженной социальной динамике по вертикали и по горизонтали, перемещению индивида в пространстве и открытию для себя мира, неизвестного средневековью. Тем самым был придан мощный импульс разделению труда, ломке прежней системы ценностей.

Эпоха Возрождения расширила горизонты европейской культуры, предложив идеализированный образ человека – творца с неограниченными возможностями, который в дальнейшем будет служить отправной точкой в новом понимании личности и ее творческого потенциала.

возрождение культура итальянский


Список использованных источников

1. Эренгросс Б.А. Культурология. Учебник для вузов / Б.А. Эренгросс, Р.Г. Апресян, Е. Ботвинник – М.: Оникс, 2007.

2. Культурология. Учебное пособие Под редакцией А. А. Радугина – М., 2001.

3. Драч Г.В., Матяш Т.П. Культурология. Краткий тематический словарь – М.: «Феникс», 2001.

4. Ширшов И.Е. Культурология – теория и история культуры: учебное пособие / Ширшов И.Е. – Мн.: Экоперспектива 2010.

Информация о файле
Название файла Европейская культура эпохи Возрождения от пользователя z3rg
Дата добавления 9.1.2012, 19:53
Дата обновления 9.1.2012, 19:53
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 35.72 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 2678
Скачиваний 102
Оценить файл